Не для кого ни секрет, что персональные компьютеры получили настолько широкое распространение не так давно, сейчас все от детей до бабушек и дедушек проводят за компьютером какую-то часть, а некоторые (особенно подростки) чуть ли не большую часть дня. Ну и правильное питание немаловажно. То, что мы едим, влияет на весь организм, и на скелет в том числе. Как все жизненные факторы влияют на осанку нашего поколения. Я провела исследование по этой теме. Особое опасение сегодня вызывает здоровье наших детей. Общая заболеваемость детей до 14лет за последние 5 лет возросла на 16%, юношей и девушек 15лет - на 18%. Количество детей 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32%. Из 13млн. 400тыс. школьников 53% имеют ослабленное здоровье. Две трети хронические заболевания. Лишь 10% выпускников школ могут быть отнесены к категории здоровых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Влияние осанки на здоровье школьников». »
"Влияние осанки
на
здоровье школьников "
Работа ученицы 9класса «А» школы-гимназии № 5Ковалевой Юлии Александровны
Руководитель: учитель физической культуры Дербенева Любовь Васильевна
г. Алмата 2014год.
Осанка – это внешность, манера держать себя
(по словарю С. Ожегова)
Осанка – от слова «сан – высокий чин или звание,
знатная должность, достоинство, почет…»
(по словарю В. Даля)
Человек с хорошей осанкой уверен в себе,
привлекает внимание окружающих. Хорошая осанка обычно соотносится с хорошей моралью (наука «Эстетика»)
Не для кого ни секрет, что персональные компьютеры получили настолько широкое распространение не так давно, сейчас все от детей до бабушек и дедушек проводят за компьютером какую-то часть, а некоторые (особенно подростки) чуть ли не большую часть дня. Ну и правильное питание немаловажно. То, что мы едим, влияет на весь организм, и на скелет в том числе. Как все жизненные факторы влияют на осанку нашего поколения. Я провела исследование по этой теме. Особое опасение сегодня вызывает здоровье наших детей. Общая заболеваемость детей до 14 лет за последние 5 лет возросла на 16%, юношей и девушек 15 лет - на 18%. Количество детей 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32%. Из 13 млн. 400 тыс. школьников 53% имеют ослабленное здоровье. Две трети хронические заболевания. Лишь 10% выпускников школ могут быть отнесены к категории здоровых.
В стратегии развития Республики Казахстан «Казахстан-2030» одним из приоритетов Президент является «Здоровье, образование и благополучие граждан», важнейшим компонентом которого отмечено предупреждение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни. Во исполнение задач, вытекающих из данной стратегии, Президентом Республики Казахстан издан Указ «О первоочередных мерах по улучшению состояния здоровья граждан Республики Казахстан». Охрана здоровья подрастающего поколения – важнейшая стратегическая задача государства, т.к. фундамент здоровья нации начинается в детском возрасте (Аканов А.А. и др, 1998; Нургалиева Б.К., 2005). Неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, наблюдаемые в последние годы, наносят большой социальный и экономический ущерб государству. Ежегодно возрастает частота болезней, уровень заболеваемости среди детей младшего (10/14лет) и старшего (15/17лет) подросткового возраста (А.А.Баранов, 2002, 2003). Ухудшение состояния здоровья наиболее выражено среди подростков — детей в возрасте от 10 до 17лет включительно (А.А. Баранов, 2003; Л.П.Чичерин, 2003).
Осанка – это особое сочетание положения головы, позвоночника, грудной клетки, верхних и нижних конечностей, поддерживаемое мышцами, участвующими в сохранении равновесия тела (мед. понятие). У человека S – образный позвоночник.
Еще в начале прошлого столетия известный американский педагог Джесс Банкрофт в книге «Осанка школьника» писал: «Сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг хорошей осанки. Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре, школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклоненной головой и т.д.».
Цель исследования:
Изучить, к чему приводит нарушение осанки, выявить, есть ли нарушение осанки у детей класса и разработать комплекс упражнений на формирование и поддержание правильной осанки.
Задачи исследования:
Рассмотреть основные моменты формирования правильной осанки и выяснить последствия ее нарушения для детей школьного возраста.
Протестировать детей и разработать комплекс упражнений для ежедневного использования.
Провести анкетирование среди учащихся школы с 5 по 9класс.
Составить рекомендации для школьников.
Что бы не быть голословной, я провела исследование по этой теме. Всегда проще что-то изучать и формулировать на конкретном примере. Мною было проведено анкетирование среди учащихся школы (а именно 5/11 классов). Учащимся задавались различные вопросы, такие как «занимаетесь ли вы каким либо спортом?», «сколько часов в день проводите перед компьютером?» и так далее.
От чего портится осанка?
Кости детей мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдав-ливание грудной клетки.
Этапы формирования осанки
Изобретение стула
15век
Прямохождение
2 млн. лет назад
Массовая профессия - офисный
Массовое школьное обучение 19век
работник 21век.
Методы
исследования
Тестирование
В феврале 2014года совместно с медицинским работником школы Абдрахмановой Валентиной Ивановной проведены тесты на выявление нарушений осанки выборочно у детей 9класса «А».
1 тест. Подойти с привычной осанкой к стене и встать к ней спиной. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в 4-х точках: затылок, лопатки, ягодицы и пятки, значит осанка – правильная. Если сильно вперед выделяется грудная клетка – «лордоз»
2 тест. Нужно встать прямо и напрячь коленки, закрыть глаза, руки вытянуть вперед. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная.
3 тест. По высоте плеч (одинаковая высота плеч).
4 тест. По длине рук (одинаковая длина рук).
Результаты тестирования
1.Самая лучшая (правильная) осанка у детей:
регулярно занимающихся в спортивных секциях .
2.Нарушение осанки по трем тестам: 8учеников (9,5%)
3.Незначительное, исправляющееся нарушение осанки: 10учеников (33%)
4. Имеют правильную осанку: 16 учеников (57%)
Методы исследования
Анкетирование.
Провела анкетирование: «Причины нарушения осанки». На вопросы отвечали дети и родители учащихся 5/9классов.
Сколько времени ты сидишь за партой в школе?
Сколько времени ты проводишь за просмотром телевизора?
Сколько времени ты сидишь за компьютером?
Занимаешься ли ты физическими упражнениями дома?
Кто помогает тебе следить за осанкой?
Как ты думаешь правильная ли у тебя осанка?
Как ты думаешь, почему у детей нарушается осанка?
Спроси у родителей, что является причиной нарушения осанки.
По результатам опроса:
Таблица №1
классы
возраст
5
9
Время за компьютером
11/12
Занимаются
15/16
2/3ч
спортом
Не
40%
5/6ч
10%
занимаются
60%
90%
спортом
Результаты анализа анкет:
1. Дети сидят от 10ч до 12ч в день.
2. В школе дети занимаются физи-
ческой культурой – 3 учебных часа в неделю.
3. Из 32учеников класса только 8 занимаются спортом.
4. 20% родителей не проявили
интерес к предмету исследования и не дали ответов на вопросы детей.
Работа с анкетными
данными: из 32учащихся 9«А»
Собрала информацию сколько учащихся в нашей школе имеют заболевания связанных с нарушением осанки. Взяла данные по медицинским карточкам учеников с 5 по 11класс. У меня получились следующие цифры:
Таблица №2
Класс
Всего
5
100
учащихся
С нарушением осанки
6
-
100
7
%
заболевания
0
108
8
10
9
104
1
10
9
128
3
10
2
9
56
11
7
44
6
10
2
4
По таблице №2 составила гистограмму.
Как видно заболеваемость учащихся увеличивается к старшим классам.
В поликлиники Ауэзовского района №16 взяла данные по заболеваемости
Из таблицы 3 видно, что большинство подростков – 669 состоит на «Д» учете по поводу терапевтических заболеваний, затем с патологией опорно-двигательного аппарата – 470 у врача-ортопеда. Среди них сколиозы позвоночника и плоскостопие. Снижение остроты зрения – миопия наблюдается в 119 случаях, а заболевания ЛОР - органов выявлены и поставлены на «Д» учет в 120 случаях.
Сравнительная характеристика.
Больше всего меня заинтересовал тот факт, что среди прошлых поколений такой большой процент заболеваемости сколиозом не наблюдался из-за чего же. В сравнительном анализе с учащимися 70/80годов мы стали вести малоподвижный образ жизни. На диаграмме наглядно видна разница. Прошлое поколение (я рассматриваю 70/80годы) занималось спортом активней, чем наше. Соотношение занимавшихся к незанимавшимя было 92 к 8. Сейчас эти показатели практически сравнялись. То есть почти 58% подростков попадают в группу риска заболевание сколиозом. .
Рекомендации, составленные совместно со специалистом в данной области, врачом ЛФК, невропатологом, ортопедом – Петренко Е. Т.:
Дополнительные физические нагрузки дома, в спортивных секциях, танцевальных кружках.
Занятия плаванием.
Правильная посадка за партой.
Ранцы вместо портфелей.
Упражнения лечебной физкультуры – ежедневно вместо физминуток на уроках.
Вести разъяснительную работу о серьезности последствий нарушения осанки.
Составить и разучить комплекс упражнений на формирование и поддержание правильной осанки.
Движение – залог здоровья. Полюбите спорт. Существует довольно большое количество видов спорта, рекомендуемых при лечении сколиозов и других заболеваний позвоночника, в основном это циклические виды спорта с "симметричной" нагрузкой. Единственное, нужно действительно заниматься им (желательно с тренером), а не "отбывать номер". Плавание самый лучший вид спорта при сколиозе и любом искривлении позвоночника - вода естественным образом разгружает позвоночник, а нагрузки повышают силу и выносливость мышц спины, одновременно развивая и тренируя сердечнососудистую и дыхательную систему, лечение, и профилактика нарушения осанки одновременно.
Упражнения корригирующей гимнастики.
1. И. п. – О.С. Стоя у стены или гимнастической стенки, принять правильную осанку, касаясь спиной стены или стенки. При этом лопатки, ягодицы, икры ног и пятки касаются стенки, голова приподнята. Правильная осанка контролируется самим ребенком в зеркале, учителем или одним из детей по указанию учителя.
2. Стоя у стены, принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.
3. Принять правильную осанку, сделать 2/3шага вперед, присесть – встать. Вновь принять правильную осанку. То же – с закрытыми глазами.
4. Принять правильную осанку у гимнастической стенки. Сделать 1/2шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища. Вновь принять правильную осанку, проверить ее, исправить дефекты.
5. Стоя у гимнастической стенки, принять правильную осанку. Приподняться на носочках, удерживаясь в этом положении 3/5сек. Вернуться в и.п.
6. То же, но без гимнастической стенки.
ВЫВОДЫ
Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
1)Правильная и точная коррекция обуви: (плоскостопие, косолапость)
2)Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.)
3)Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине.
5)Отказ от таких вредных привычек как: стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.)
6)Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.
Осанка – показатель психического и физического здоровья.
Плохая осанка способствует деформации скелета.
3. Выяснили, что, если дети будут долго сидеть за компьютером и телевизором, неправильно сидеть за партой, у них может нарушиться осанка и это может привести к развитию заболеваний внутренних органов.
Осанка - продукт эволюции
(развития) человека.
Правильная поза при ходьбе
При ходьбе голову держи прямо и высоко, иди свободным, уверенным, пружинистым шагом.
Правильная поза в положении сидя
Сидеть прямо без напряжения.
Спина ровная.
От скелета и мышц зависит осанка человека.
При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.
Правильная поза в
положении стоя.
Источники информации:
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Осанка .
Программа «Здоровье» с Еленой Малышевой.
Словарь русского языка С.И. Ожегов.
Джесси Банкрофт «Осанка школьников».
Ирина Красикова «Сколиоз: Профилактика и лечение».