kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Влияние осанки на здоровье школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Не для кого ни секрет, что персональные компьютеры получили настолько широкое распространение не так давно, сейчас все от детей до бабушек и дедушек проводят за компьютером какую-то часть, а некоторые (особенно подростки) чуть ли не большую часть дня. Ну и правильное питание немаловажно. То, что мы едим, влияет на весь организм, и на скелет в том числе. Как все жизненные факторы влияют на осанку нашего поколения. Я провела исследование по этой теме. Особое опасение сегодня вызывает здоровье наших детей. Общая заболеваемость детей до 14лет за последние 5 лет возросла на 16%, юношей и девушек 15лет - на 18%. Количество детей 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32%. Из 13млн. 400тыс. школьников 53% имеют ослабленное здоровье. Две трети хронические заболевания. Лишь 10% выпускников школ могут быть отнесены к категории здоровых. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Влияние осанки на здоровье школьников». »

"Влияние осанки

на

здоровье школьников "

Работа ученицы 9класса «А» школы-гимназии № 5 Ковалевой Юлии Александровны

Руководитель: учитель физической культуры Дербенева Любовь Васильевна

г. Алмата 2014год.

Осанка – это внешность, манера держать себя  (по словарю С. Ожегова)  Осанка – от слова «сан – высокий чин или звание, знатная должность, достоинство, почет…» (по словарю В. Даля)  Человек с хорошей осанкой уверен в себе, привлекает внимание окружающих. Хорошая осанка обычно соотносится с хорошей моралью (наука «Эстетика»)

Осанка – это внешность, манера держать себя

(по словарю С. Ожегова)

Осанка – от слова «сан – высокий чин или звание,

знатная должность, достоинство, почет…»

(по словарю В. Даля)

Человек с хорошей осанкой уверен в себе,

привлекает внимание окружающих. Хорошая осанка обычно соотносится с хорошей моралью (наука «Эстетика»)

Не для кого ни секрет, что персональные компьютеры получили настолько широкое распространение не так давно, сейчас все от детей до бабушек и дедушек проводят за компьютером какую-то часть, а некоторые (особенно подростки) чуть ли не большую часть дня. Ну и правильное питание немаловажно. То, что мы едим, влияет на весь организм, и на скелет в том числе. Как все жизненные факторы влияют на осанку нашего поколения. Я провела исследование по этой теме. Особое опасение сегодня вызывает здоровье наших детей. Общая заболеваемость детей до 14 лет за последние 5 лет возросла на 16%, юношей и девушек 15 лет - на 18%. Количество детей 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32%. Из 13 млн. 400 тыс. школьников 53% имеют ослабленное здоровье. Две трети хронические заболевания. Лишь 10% выпускников школ могут быть отнесены к категории здоровых.

В стратегии развития Республики Казахстан «Казахстан-2030» одним из приоритетов Президент является «Здоровье, образование и благополучие граждан», важнейшим компонентом которого отмечено предупреждение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни. Во исполнение задач, вытекающих из данной стратегии, Президентом Республики Казахстан издан Указ «О первоочередных мерах по улучшению состояния здоровья граждан Республики Казахстан». Охрана здоровья подрастающего поколения – важнейшая стратегическая  задача государства, т.к. фундамент здоровья нации начинается в детском возрасте (Аканов А.А. и др, 1998; Нургалиева Б.К., 2005). Неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, наблюдаемые в последние годы, наносят большой социальный и экономический ущерб государству. Ежегодно возрастает частота болезней, уровень заболеваемости среди детей младшего (10/14лет) и старшего (15/17лет) подросткового возраста (А.А.Баранов, 2002, 2003). Ухудшение состояния здоровья наиболее выражено среди подростков — детей в возрасте от 10 до 17лет включительно (А.А. Баранов, 2003; Л.П.Чичерин, 2003).

Осанка – это особое сочетание положения головы, позвоночника, грудной клетки, верхних и нижних конечностей, поддерживаемое мышцами, участвующими в сохранении равновесия тела (мед. понятие). У человека S – образный позвоночник.   У человека различают:  правильную(а); сутуловатую(б); кифотическую (в); лордотическую (г), выпрямленную (д) осанку.

Осанка – это особое сочетание положения головы, позвоночника, грудной клетки, верхних и нижних конечностей, поддерживаемое мышцами, участвующими в сохранении равновесия тела (мед. понятие). У человека S – образный позвоночник.

У человека различают:

правильную(а); сутуловатую(б); кифотическую (в); лордотическую (г), выпрямленную (д) осанку.

Еще в начале прошлого столетия известный американский педагог Джесс Банкрофт в книге «Осанка школьника» писал: «Сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг хорошей осанки. Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре, школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклоненной головой и т.д.».

Еще в начале прошлого столетия известный американский педагог Джесс Банкрофт в книге «Осанка школьника» писал: «Сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг хорошей осанки. Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре, школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклоненной головой и т.д.».

Цель исследования:  Изучить, к чему приводит нарушение осанки, выявить, есть ли нарушение осанки у детей класса и разработать комплекс упражнений на формирование и поддержание правильной осанки. Задачи исследования: Рассмотреть основные моменты формирования правильной осанки и выяснить последствия ее нарушения для детей школьного возраста. Протестировать детей и разработать комплекс упражнений для ежедневного использования. Провести анкетирование среди учащихся школы с 5 по 9класс. Составить рекомендации для школьников.

Цель исследования:

Изучить, к чему приводит нарушение осанки, выявить, есть ли нарушение осанки у детей класса и разработать комплекс упражнений на формирование и поддержание правильной осанки.

Задачи исследования:

  • Рассмотреть основные моменты формирования правильной осанки и выяснить последствия ее нарушения для детей школьного возраста.
  • Протестировать детей и разработать комплекс упражнений для ежедневного использования.
  • Провести анкетирование среди учащихся школы с 5 по 9класс.
  • Составить рекомендации для школьников.

Что бы не быть голословной, я провела исследование по этой теме. Всегда проще что-то изучать и формулировать на конкретном примере. Мною было проведено анкетирование среди учащихся школы (а именно 5/11 классов). Учащимся задавались различные вопросы, такие как «занимаетесь ли вы каким либо спортом?», «сколько часов в день проводите перед компьютером?» и так далее.

Что бы не быть голословной, я провела исследование по этой теме. Всегда проще что-то изучать и формулировать на конкретном примере. Мною было проведено анкетирование среди учащихся школы (а именно 5/11 классов). Учащимся задавались различные вопросы, такие как «занимаетесь ли вы каким либо спортом?», «сколько часов в день проводите перед компьютером?» и так далее.

От чего портится  осанка?  Кости детей мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдав-ливание грудной клетки.

От чего портится осанка?

Кости детей мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдав-ливание грудной клетки.

Этапы формирования осанки Изобретение стула  15век Прямохождение 2 млн. лет назад Массовая профессия - офисный Массовое школьное обучение 19век работник 21век.

Этапы формирования осанки

Изобретение стула

15век

Прямохождение

2 млн. лет назад

Массовая профессия - офисный

Массовое школьное обучение 19век

работник 21век.

Методы исследования Тестирование  В феврале 2014года совместно с медицинским работником школы Абдрахмановой Валентиной Ивановной проведены тесты на выявление нарушений осанки выборочно у детей 9класса «А». 1 тест. Подойти с привычной осанкой к стене и встать к ней спиной. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в 4-х точках: затылок, лопатки, ягодицы и пятки, значит осанка – правильная. Если сильно вперед выделяется грудная клетка – «лордоз» 2 тест. Нужно встать прямо и напрячь коленки, закрыть глаза, руки вытянуть вперед. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная. 3 тест. По высоте плеч (одинаковая высота плеч). 4 тест. По длине рук (одинаковая длина рук).

Методы

исследования

Тестирование

В феврале 2014года совместно с медицинским работником школы Абдрахмановой Валентиной Ивановной проведены тесты на выявление нарушений осанки выборочно у детей 9класса «А».

1 тест. Подойти с привычной осанкой к стене и встать к ней спиной. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в 4-х точках: затылок, лопатки, ягодицы и пятки, значит осанка – правильная. Если сильно вперед выделяется грудная клетка – «лордоз»

2 тест. Нужно встать прямо и напрячь коленки, закрыть глаза, руки вытянуть вперед. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная.

3 тест. По высоте плеч (одинаковая высота плеч).

4 тест. По длине рук (одинаковая длина рук).

Результаты тестирования  1. Самая лучшая (правильная) осанка у детей: регулярно занимающихся в спортивных секциях . 2.Нарушение осанки по трем тестам: 8учеников (9,5%) 3.Незначительное, исправляющееся нарушение осанки: 10учеников (33%) 4. Имеют правильную осанку: 16 учеников (57%)

Результаты тестирования

1. Самая лучшая (правильная) осанка у детей:

регулярно занимающихся в спортивных секциях .

2.Нарушение осанки по трем тестам: 8учеников (9,5%)

3.Незначительное, исправляющееся нарушение осанки: 10учеников (33%)

4. Имеют правильную осанку: 16 учеников (57%)

Методы исследования Анкетирование.  Провела анкетирование: «Причины нарушения осанки». На вопросы отвечали дети и родители учащихся 5/9классов.

Методы исследования

Анкетирование.

Провела анкетирование: «Причины нарушения осанки». На вопросы отвечали дети и родители учащихся 5/9классов.

  • Сколько времени ты сидишь за партой в школе?
  • Сколько времени ты проводишь за просмотром телевизора?
  • Сколько времени ты сидишь за компьютером?
  • Занимаешься ли ты физическими упражнениями дома?
  • Кто помогает тебе следить за осанкой?
  • Как ты думаешь правильная ли у тебя осанка?
  • Как ты думаешь, почему у детей нарушается осанка?
  • Спроси у родителей, что является причиной нарушения осанки.
По результатам опроса:  Таблица №1 классы возраст 5 9 Время за компьютером 11/12 Занимаются 15/16 2/3ч спортом Не 40% 5/6ч 10%  занимаются 60% 90% спортом

По результатам опроса:

Таблица №1

классы

возраст

5

9

Время за компьютером

11/12

Занимаются

15/16

2/3ч

спортом

Не

40%

5/6ч

10%

занимаются

60%

90%

спортом

Результаты анализа анкет: 1. Дети сидят от 10ч до 12ч в день. 2. В школе дети занимаются физи- ческой культурой – 3 учебных часа в неделю. 3. Из 32учеников класса только 8 занимаются спортом. 4. 20% родителей не проявили интерес к предмету исследования и не дали ответов на вопросы детей.

Результаты анализа анкет:

1. Дети сидят от 10ч до 12ч в день.

2. В школе дети занимаются физи-

ческой культурой – 3 учебных часа в неделю.

3. Из 32учеников класса только 8 занимаются спортом.

4. 20% родителей не проявили

интерес к предмету исследования и не дали ответов на вопросы детей.

Работа с анкетными данными: из 32учащихся 9«А»

Работа с анкетными

данными: из 32учащихся 9«А»

Собрала информацию сколько учащихся в нашей школе имеют заболевания связанных с нарушением осанки. Взяла данные по медицинским карточкам учеников с 5 по 11класс. У меня получились следующие цифры: Таблица №2 Класс Всего 5 100 учащихся С нарушением осанки 6 - 100 7 % заболевания 0 108 8 10 9 104 1 10 9 128 3 10 2 9 56 11 7 44 6 10 2 4

Собрала информацию сколько учащихся в нашей школе имеют заболевания связанных с нарушением осанки. Взяла данные по медицинским карточкам учеников с 5 по 11класс. У меня получились следующие цифры:

Таблица №2

Класс

Всего

5

100

учащихся

С нарушением осанки

6

-

100

7

%

заболевания

0

108

8

10

9

104

1

10

9

128

3

10

2

9

56

11

7

44

6

10

2

4

По таблице №2 составила гистограмму. Как видно заболеваемость учащихся увеличивается к старшим классам.

По таблице №2 составила гистограмму.

Как видно заболеваемость учащихся увеличивается к старшим классам.

В поликлиники Ауэзовского района №16 взяла данные по заболеваемости подростков у медицинских специалистов . Таблица №3 №  Врач 1 Состоят на «Д» учете всего Подростковый кабинет 2 1470 юноши Терапевт 3 669 девушки 742 Лор 4 120 342 728 Окулист 5 327 57 119 6 Хирург 63 55 2 Ортопед 7 Всего: 1 Эндокринолог 470 64 90 255 1 32 1470 215 58 724 728

В поликлиники Ауэзовского района №16 взяла данные по заболеваемости

подростков у медицинских специалистов .

Таблица №3

Врач

1

Состоят на «Д» учете

всего

Подростковый кабинет

2

1470

юноши

Терапевт

3

669

девушки

742

Лор

4

120

342

728

Окулист

5

327

57

119

6

Хирург

63

55

2

Ортопед

7

Всего:

1

Эндокринолог

470

64

90

255

1

32

1470

215

58

724

728

Статистика заболеваемости подростков поликлиника №16

Статистика заболеваемости подростков поликлиника №16

Из таблицы 3 видно, что большинство подростков – 669 состоит  на «Д» учете по поводу терапевтических заболеваний, затем с патологией опорно-двигательного аппарата – 470 у врача-ортопеда. Среди них сколиозы позвоночника и плоскостопие. Снижение остроты зрения – миопия наблюдается в 119 случаях, а заболевания ЛОР - органов выявлены и поставлены на «Д» учет в 120 случаях.

Из таблицы 3 видно, что большинство подростков – 669 состоит  на «Д» учете по поводу терапевтических заболеваний, затем с патологией опорно-двигательного аппарата – 470 у врача-ортопеда. Среди них сколиозы позвоночника и плоскостопие. Снижение остроты зрения – миопия наблюдается в 119 случаях, а заболевания ЛОР - органов выявлены и поставлены на «Д» учет в 120 случаях.

Сравнительная характеристика.  Больше всего меня заинтересовал тот факт, что среди прошлых поколений такой большой процент заболеваемости сколиозом не наблюдался из-за чего же. В сравнительном анализе с учащимися 70/80годов мы стали вести малоподвижный образ жизни. На диаграмме наглядно видна разница. Прошлое поколение (я рассматриваю 70/80годы) занималось спортом активней, чем наше. Соотношение занимавшихся к незанимавшимя было 92 к 8. Сейчас эти показатели практически сравнялись. То есть почти 58% подростков попадают в группу риска заболевание сколиозом.  .

Сравнительная характеристика.

Больше всего меня заинтересовал тот факт, что среди прошлых поколений такой большой процент заболеваемости сколиозом не наблюдался из-за чего же. В сравнительном анализе с учащимися 70/80годов мы стали вести малоподвижный образ жизни. На диаграмме наглядно видна разница. Прошлое поколение (я рассматриваю 70/80годы) занималось спортом активней, чем наше. Соотношение занимавшихся к незанимавшимя было 92 к 8. Сейчас эти показатели практически сравнялись. То есть почти 58% подростков попадают в группу риска заболевание сколиозом. .

Рекомендации, составленные совместно со специалистом в данной области, врачом ЛФК, невропатологом, ортопедом – Петренко Е. Т.:

Рекомендации, составленные совместно со специалистом в данной области, врачом ЛФК, невропатологом, ортопедом – Петренко Е. Т.:

  • Дополнительные физические нагрузки дома, в спортивных секциях, танцевальных кружках.
  • Занятия плаванием.
  • Правильная посадка за партой.
  • Ранцы вместо портфелей.
  • Упражнения лечебной физкультуры – ежедневно вместо физминуток на уроках.
  • Вести разъяснительную работу о серьезности последствий нарушения осанки.
  • Составить и разучить комплекс упражнений на формирование и поддержание правильной осанки.
Движение – залог здоровья. Полюбите спорт. Существует довольно большое количество видов спорта, рекомендуемых при лечении сколиозов и других заболеваний позвоночника, в основном это циклические виды спорта с

Движение – залог здоровья. Полюбите спорт. Существует довольно большое количество видов спорта, рекомендуемых при лечении сколиозов и других заболеваний позвоночника, в основном это циклические виды спорта с "симметричной" нагрузкой. Единственное, нужно действительно заниматься им (желательно с тренером), а не "отбывать номер". Плавание самый лучший вид спорта при сколиозе и любом искривлении позвоночника - вода естественным образом разгружает позвоночник, а нагрузки повышают силу и выносливость мышц спины, одновременно развивая и тренируя сердечнососудистую и дыхательную систему, лечение, и профилактика нарушения осанки одновременно.

Упражнения корригирующей гимнастики. 1. И. п. – О.С. Стоя у стены или гимнастической стенки, принять правильную осанку, касаясь спиной стены или стенки. При этом лопатки, ягодицы, икры ног и пятки касаются стенки, голова приподнята. Правильная осанка контролируется самим ребенком в зеркале, учителем или одним из детей по указанию учителя. 2. Стоя у стены, принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты. 3. Принять правильную осанку, сделать 2/3шага вперед, присесть – встать. Вновь принять правильную осанку. То же – с закрытыми глазами. 4. Принять правильную осанку у гимнастической стенки. Сделать 1/2шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища. Вновь принять правильную осанку, проверить ее, исправить дефекты. 5. Стоя у гимнастической стенки, принять правильную осанку. Приподняться на носочках, удерживаясь в этом положении 3/5сек. Вернуться в и.п. 6. То же, но без гимнастической стенки.

Упражнения корригирующей гимнастики.

1. И. п. – О.С. Стоя у стены или гимнастической стенки, принять правильную осанку, касаясь спиной стены или стенки. При этом лопатки, ягодицы, икры ног и пятки касаются стенки, голова приподнята. Правильная осанка контролируется самим ребенком в зеркале, учителем или одним из детей по указанию учителя.

2. Стоя у стены, принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.

3. Принять правильную осанку, сделать 2/3шага вперед, присесть – встать. Вновь принять правильную осанку. То же – с закрытыми глазами.

4. Принять правильную осанку у гимнастической стенки. Сделать 1/2шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища. Вновь принять правильную осанку, проверить ее, исправить дефекты.

5. Стоя у гимнастической стенки, принять правильную осанку. Приподняться на носочках, удерживаясь в этом положении 3/5сек. Вернуться в и.п.

6. То же, но без гимнастической стенки.

ВЫВОДЫ  Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать: 1)Правильная и точная коррекция обуви: (плоскостопие, косолапость)  2)Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.)  3)Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине.  4)Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание.  5)Отказ от таких вредных привычек как: стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.)  6)Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.

ВЫВОДЫ

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:

1)Правильная и точная коррекция обуви: (плоскостопие, косолапость)

2)Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.)

3)Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине.

4)Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание.

5)Отказ от таких вредных привычек как: стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.)

6)Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.

Осанка – показатель психического и физического здоровья. Плохая осанка способствует деформации скелета.
  • Осанка – показатель психического и физического здоровья.
  • Плохая осанка способствует деформации скелета.

3. Выяснили, что, если дети будут долго сидеть за компьютером и телевизором, неправильно сидеть за партой, у них может нарушиться осанка и это может привести к развитию заболеваний внутренних органов.

Осанка - продукт эволюции (развития) человека.

Осанка - продукт эволюции

(развития) человека.

Правильная поза при ходьбе  При ходьбе голову держи прямо и высоко, иди свободным, уверенным, пружинистым шагом. Правильная поза в положении сидя

Правильная поза при ходьбе

  • При ходьбе голову держи прямо и высоко, иди свободным, уверенным, пружинистым шагом.

Правильная поза в положении сидя

  • Сидеть прямо без напряжения.
  • Спина ровная.
От скелета и мышц зависит осанка человека.  При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Правильная поза в положении стоя.

От скелета и мышц зависит осанка человека.

При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.

Правильная поза в

положении стоя.

Источники информации: http://ru.wikipedia.org/wiki / Осанка . Программа «Здоровье» с Еленой Малышевой. Словарь русского языка С.И. Ожегов. Джесси Банкрофт «Осанка школьников». Ирина Красикова «Сколиоз: Профилактика и лечение». http:// dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1055594 . В. Л. Даль. Толковый словарь

Источники информации:

  • http://ru.wikipedia.org/wiki / Осанка .
  • Программа «Здоровье» с Еленой Малышевой.
  • Словарь русского языка С.И. Ожегов.
  • Джесси Банкрофт «Осанка школьников».
  • Ирина Красикова «Сколиоз: Профилактика и лечение».
  • http:// dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1055594 .
  • В. Л. Даль. Толковый словарь

Будьте  здоровы!

Будьте

здоровы!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Влияние осанки на здоровье школьников».

Автор: Дербенева Любовь Васильевна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104744

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Укрепление и сохранение здоровья школьников при работе с компьютером "
    ["seo_title"] => string(79) "ukrieplieniie-i-sokhranieniie-zdorov-ia-shkol-nikov-pri-rabotie-s-komp-iutierom"
    ["file_id"] => string(6) "204741"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429716488"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "«ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБОРУДОВАНИЮ ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»."
    ["seo_title"] => string(142) "gigiienichieskiietriebovaniiapriediavliaiemyiekoborudovaniiushkolnoimiebielisposobstvuiushchiieformirovaniiupravilnoiosankimladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "267900"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450492438"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Проектная работа "Влияние осанки на здоровье ученика" "
    ["seo_title"] => string(58) "proiektnaia-rabota-vliianiie-osanki-na-zdorov-ie-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "163687"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422529917"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) ""Её величество осанка и портфель" "
    ["seo_title"] => string(36) "ieio-vielichiestvo-osanka-i-portfiel"
    ["file_id"] => string(6) "109375"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404448182"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(65) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie-2"
    ["file_id"] => string(6) "152766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420901914"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства