kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптивная физкультура и спорт как средство социализации людей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Крайнего севера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это доклад, предназначен для семенаров , можно выступить на методическом объеденении как школьном, так и районом , также его можно использовать как теоритическую часть урока как в простой школе ,так и в спец школах например восьмого вида и т.д. Этот доклад будет использован на окружном семенаре Ямала-Ненецкого автономного округа .

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная физкультура и спорт как средство социализации людей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Крайнего севера »

Адаптивная физкультура и спорт как средство социализации людей с ограниченными возможностями здоровья в условиях крайнего севера.

Проблема полноценного физического развития людей( школьников), проживающих в условиях Крайнего Севера, в настоящее время является особо значимой. Такие факторы, как низкая температура, полярная ночь, слабая солнечная активность, ультрафиолетовое голодание, геомагнитные бури и т.д., влияют на адаптивную перестройку организма человека, а это, в свою очередь, создает дополнительную нагрузку на его организм.

Особое значение эта проблема имеет для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Для того чтобы целенаправленно проводить коррекционную деятельность с данной группой людей, необходимо знать истинную картину причин их ограничений в здоровье или инвалидности.

При этом следует отметить, что общая заболеваемость у людей с ограниченными возможностями здоровья выше чем у здоровых людей.

Практика подтверждает, что если для здоровых людей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации

Так, если у нормально развивающихся людей Крайнего Севера все характеристики, не отличаются от таковых у людей Средней полосы России, то у людей с ограничениями здоровья эти показатели гораздо хуже. При этом у данной группы людей снижение общей выносливости обусловлено ухудшением аэробных функций, в результате чего максимальное потребление кислорода при выполнении стандартной нагрузки снижено более чем на 28%. Это может быть обусловлено тем, что в период полярной ночи содержание гемоглобина у людей снижается .В районах крайнего Севера не учитывать этот показатель нельзя, так как даже незначительное снижение концентрации гемоглобина у людей указывает на снижение адаптивных процессов .

Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Конечно, область применения ее - всеобъемлющая, особенно в нынешних условиях жизни, когда здоровье населения в целом и особенно молодежи ухудшается катастрофически. И не только в нашей стране. Адаптивная физкультура уже получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Хорошо подготовленных профессионалов в этой области ждут в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях, особенно специализированных, в спортивных коллективах. Хотелось бы что бы в детских садах ,школах, больницах нашего края появилось больше профессионалов в этой области и открывались специализированные центры, спортивные школы для инвалидов и людей с ограничениями в здоровье.

Но главное, - адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Каким образом?



У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:



- осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;



- способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;



- компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;



- способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;



- потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;



- осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;



- желание улучшать свои личностные качества;



- стремление к повышению умственной и физической работоспособности.



Благодаря активному развитию системы управления адаптивной физической культурой и спортом инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях количество инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом за последние годы увеличилось более чем в 2 раза ,так с 224 тысяч человек в 2009 году до 458 тысяч человек в 2013 году, что составляет 3,52% от общего числа инвалидов в стране. Для выполнения поставленной задачи государственной программой “Развитие физической культуры и спорта” необходимо системное вовлечение в занятия адаптивной физической культурой и спортом с увеличением количества занимающихся инвалидов ежегодно на 357 тысяч человек.

На начало года в ЯНАО проживает 15900 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них 1912 дети .Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом в автономном округе составляет 1438 чел. Не смотря на такие маленькие цифры занимающихся спортом инвалидов , наш регион занимает одно из первых мест по этому показателю среди субъектов РФ. Это говорит о том что адаптивная физкультура не достаточно развита в настоящее время и тому есть ряд причин:

  1. Отсутствие социально-экономических условий для решения этой проблемы;

  2. Недопонимание многими государственными, политическими и общественными деятелями России, и в первую очередь руководителями спортивных организаций, важности решения этой проблемы

  3. Развитие физической культуры и спорта инвалидов не значится среди приоритетных задач физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций;

  4. Полное отсутствие элементарных условий для вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом, и прежде всего возможность личного передвижения, а также передвижения в общественном транспорте, отсутствие специализированных или адаптированных спортивных сооружений, оборудования, инвентаря и др.;

  5. Отсутствие профессиональных организаторов, инструкторов и тренеров со специальной подготовкой

  6. Низкая мотивация к занятиям физической культурой и спортом у самих инвалидов.

Для инвалидов купание, плавание, ходьба босиком по траве, песку, гальке, туризм, рыбалка, прогулки на лыжах, на велосипеде, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках и другие виды рекреативной деятельности не только эмоциональны по содержанию, но и оказывают тренирующее и закаливающее действие, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, снижают частоту простудных заболеваний, что особенно важно для нашего края.

И в этом году в нашем городе проходит уже « XVII ПАРАСПАРТАКИАДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА». Параспартакиада проводится с целью популяризации и развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта на Ямале среди инвалидов, пропаганды здорового и активного образа жизни, выявления сильнейших спортсменов для формирования сборных команд по адаптивным видам спорта Ямало-Ненецкого автономного округа. Популярность данного мероприятия растет с каждым годом, если в 2010 году в Новом-Уренгое принимало участие 69 спортсменов , то в Надым приехало более 130 спортсменов с ограничениями в здоровье.

И так, опыт накопленный в нашем округе ,свидетельствует, о серьезных победах и достижениях ,с одной стороны, среди которых можно выделить: лидирующие позиции Ямала по количеству спортсменов-инвалидов, открытие новых специализированных центров ,победы и участие наших спортсменов-инвалидов на всероссийских и международных соревнованиях и т.д.

А с другой - о существующих проблемах, требующих своего решения в ближайшей перспективе, и касающихся, в первую очередь, обеспечения доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой и спортом, за счет:



  1. Создания специализированного государственного учреждения -школы адаптивной физической культуры .

  2. Создания условий для более раннего вовлечения в регулярные занятия физической культурой и спортом детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья всех групп, формирующего у них личной потребности в ведении активного образа жизни.

  3. Организации соответствующей профессиональной подготовки кадров системы образования, спорта и социальной защиты для работы по методикам адаптивной физической культуры с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья и др.

Привлечение инвалида к занятиям физическими упражнениями зачастую означает восстановление утраченной связи с окружающим миром, создаёт психологические установки, необходимые для успешного воссоединения с обществом и участия в полезном труде.

. Практически не существует видов заболеваний , при которых средства и методы адаптивной физической культуры не оказались бы полезными. Эффект от них будет зависеть от правильного подбора упражнений, определения нужной интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и др.

Использование средств физической культуры является эффективным, а в ряде случаев и реальным единственным средством реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.

Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание и задачи адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Харобрых Андрей Анатольевич

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142074


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства