Активные формы и методы работы на уроках физической культуры
Активные формы и методы работы на уроках физической культуры
Переориентация школьного образования на гуманизацию и демократизацию предполагает в качестве одной из основных задач сохранение и укрепление здоровья у учащихся, повышение функциональных возможностей детей и подростков.
Программы физического воспитания ориентируют учителей на учет индивидуальных особенностей детей:
Преимущественное развитие «отстающих» двигательных качеств.
Развитие «ведущих» физических качеств.
Равномерно-пропорциональное развитие двигательных качеств.
Успешное решение поставленных задач зависит от организации самого учебно-воспитательного процесса, в котором определяющее место будет отведено активным формам и методам обучения. Активность необходимо рассматривать как психическое качество, черту характера человека, выражающуюся в его усиленной деятельности. Активные формы и методы обучения стимулируют деятельность учащихся при выполнении всех этапов усвоения учебного материала. Активные методы обучения выступают в том случае, когда максимально повышается уровень познавательной активности, развивается стойкий познавательный интерес.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активные формы и методы работы на уроках физической культуры »
Повышение эффективности учебного процесса с помощью использования активных методов обучения (АМО). Учитель физкультуры НОУ «Петербургский Лицей» Митягин В.Н.
А М О
это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Каждый метод делает активным тот, кто его применяет.
АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Анатоль Франс: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
АМО можно применять как на определенной части урока, так и полностью строить урок на их основе.
Методы исследования
Метод неоконченных предложений:
Цель: выявление отношения детей к уроку физкультуры. Выявление наиболее интересных детям видов деятельности, и вызывающих наибольшее отторжение.
Опрашиваемым предлагалось закончить предложения:
А) Больше всего на уроках физкультуры мне нравится…
Б) Иногда на уроках физкультуры мне не нравится…
В) Мне хотелось бы на уроках физкультуры…
Обработка:
на качественном уровне анализировалось содержание и реализация видов, форм, методов работы, оказывающих влияние на отношение детей к тому или иному виду деятельности на уроках физкультуры.
На количественном уровне подсчитывалась частота предпочитаемых и «не популярных» видов и форм деятельности.
В опросах участвовали:
Ученики 5 класса – 11 чел.
Ученики 6 класса – 11 чел.
Ученики 8 класса – 9 чел.
Ученики 9 класса – 7 чел.
Всего 38 человек.
Рейтинговая оценка предметов.
По шкалам от 1 до 10 баллов обучающимся было предложено оценить предметы изучаемые в данном классе по программе.
1 балл – самая низкая оценка.
10 баллов – самая высокая оценка.
Обработка:
были высчитаны рейтинговые баллы по предметам, а также проанализировано соотношение высоких баллов по физкультуре и низких.
Мне больше всего нравится на уроках физкультуры:
-- играть в баскетбол - 10 чел.
-- играть в волейбол - 11 чел.
--спортивные игры - 13 чел.
-- играть - 10 чел.
--сдавать нормативы, соревноваться - 3 чел.
--заниматься бегом - 8 чел.
-- прыгать - 3 чел.
-- гимнастика - 7 чел.
-- все, что мы делаем - 11 чел.
. Иногда мне не нравится на уроке физкультуры
--когда нет урока - 2 чел.
--бегать на улице утром, когда холодно - 1 чел.
--бег на длинные дистанции - 3 чел.
--носить форму - 3 чел.
-- гимнастика - 1 чел.
-- бегать - 5 чел.
-- веселые старты - 1 чел.
-- прыгать на скакалке - 3 чел.
-- быстро кончается урок - 2 чел.
-- чувство усталости в конце урока - 1 чел.
-- бег на время - 1 чел.
-- челночный бег - 1 чел.
-- баскетбол - 3 чел.
Мне хотелось бы на уроке физкультуры
-- побольше играть в разные игры - 10 чел.
-- побольше спортивных игр - 2 чел.
-- больше баскетбола - 3 чел.
-- играть с мячом - 3 чел.
-- играть в футбол - 9 чел.
-- заниматься на кольцах - 2 чел.
-- лазить по канату - 3 чел.
-- больше гимнастики - 2 чел.
-- больше легкой атлетики - 2 чел.
-- больше спортинвентаря, тренажеры - 7 чел.
-- больше урок по времени - 1 чел.
-- каждый день урок физкультуры - 1 чел.
-- прыгать через «коня» - 5 чел.
-- бассейн - 5 чел.
-- каток - 5 чел.
24 человека из 38 останавливает свой выбор на игровой деятельности,
а 11 – говорит о том, что их все устраивает.
Рейтинговая оценка предметов дала следующие результаты:
Из таблицы видно, что самая высокая рейтинговая оценка по трем из опрошенных классов у физкультуры .
Класс
9
Предмет
8
русский язык
средняя
литература
7,1
6
рейтинговая
4,6
7,2
5
математика
оценка по
предмету
5,1
5,3
алгебра
5,6
5,9
6,2
геометрия
6,8
6,3
6,2
история
5,6
7,4
4,9
6,2
география
биология(прир)
8,0
8,1
7,0
физика
9,2
8,2
5,1
химия
6,7
6,0
8,9
7,5
6,8
7,1
музыка
изо
8,1
5,8
физкультура
ОБЖ
7,3
9,1
8,4
английский
8,1
9,8
8,8
6,5
10,0
информатика
8,8
6,0
4,9
7,1
технология
8,7
8,3
6,9
6,0
6,2
7,3
9,6
6,7
8,0
8,5
8.5
Вывод:
дети в любом возрасте с большим удовольствием играют в игры, а, следовательно, если их умело использовать, можно добиться большей эффективности урока.
Источники материалов::
1.В. И. Ковалько «Поурочные разработки по физкультуре» Москва «ВАКО» 2005 г.
2. Ю. Г. Коджаспиров «Развивающие игры на уроках физической культуры» Москва «Дрофа» 2003 г.
3. «Методика физического воспитания». Под ред. Г. Б. Мейксона и Л. Е. Любомирского. Москва «Просвещение» 1989г.
4. «Детские подвижные игры народов СССР». Составитель А. В. Кенеман. Под ред. Т. И. Осокиной. Москва «Просвещение» 1988г.
5. «Подвижные игры». М.Н. Жуков. Москва «Академия» 2004г.
6. Л. А. Смирнова «Общеразвивающие упражнения для младших школьников». Москва «Владос» 2002г.
7. Копилочка активных методов обучения (электронная книга) http://www.moi-universitet.ru/ .