«Актуальные проблемы организации школьного туризма в общеобразовательном учреждении».
«Актуальные проблемы организации школьного туризма в общеобразовательном учреждении».
«Актуальные проблемы организации школьного туризма
в общеобразовательном учреждении».
В развитии туристско-краеведческой и исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях, прежде всего в школе, существуют определенные проблемы, а которых и пойдет речь в этой статье.
Каждый ребенок мечтает о путешествиях. И школьный туризм один из способов досуговой деятельности школьника, который очень полезен во всех аспектов многостороннего развития школьника.
На данный момент необходимо понять причины, по которым туризм так и не занял пока в школе должной позиции, не получил статуса непременного раздела внеурочной учебно-воспитательной работы. Еще в 2000-х годах Минпросом России была указана причина этого положения – «.недооценка значения детского туризма руководящими работниками народного образования и неподготовленность учителей».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Актуальные проблемы организации школьного туризма в общеобразовательном учреждении».»
Сорокина Светлана Брониславовна
МОБУ СОШ №6 г.Таганрога
учитель физической культуры
высшей категории
Статья
«Актуальные проблемы организации школьного туризма
в общеобразовательном учреждении».
В развитии туристско-краеведческой и исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях, прежде всего в школе, существуют определенные проблемы, а которых и пойдет речь в этой статье.
Каждый ребенок мечтает о путешествиях. И школьный туризм один из способов досуговой деятельности школьника, который очень полезен во всех аспектов многостороннего развития школьника.
На данный момент необходимо понять причины, по которым туризм так и не занял пока в школе должной позиции, не получил статуса непременного раздела внеурочной учебно-воспитательной работы. Еще в 2000-х годах Минпросом России была указана причина этого положения – «...недооценка значения детского туризма руководящими работниками народного образования и неподготовленность учителей». Эта причина действительна, но она поверхностна. Более глубокими причинами можно считать:
отсутствие отдельной оплаты учителю за проведение туристской работы. Хуже того – учитель всегда был вынужден сам нести немалые затраты из личного бюджета, чтобы иметь возможность ходить с классом в туристские походы;
чрезвычайная занятость учителя основной работой - уроками. Заниматься с детьми туризмом приходится в свое личное время. А свободного личного времени у учителей практически нет;
невозможность для большинства семей финансировать занятия своих детей туризмом в полном объеме [13].
В современных условиях в нашей стране, к сожалению, весьма существенное препятствие для реализации масштабного школьного туризма. Однако это препятствие не является непреодолимым. Известны многочисленные примеры вложения в школьный туризм спонсорских средств и государственных дотаций, сбор средств нескольких родственных семей для обеспечения поездки одного школьника, и др. Кроме того, и сами родители стремятся показать мир своему ребёнку, и лучше не один раз.
Поскольку школьник ещё не вышел из-под родительской опеки, мнение его родителей и ближайших родственников относительно его возможного путешествия становится решающим. Это значит, организаторы поездок должны изучить и эти интересы, которые, совокупно с детскими, должны дать представление об оптимальной организации туризма школьников.
Это причины, так сказать, физического, материального свойства. Но есть еще причины, лежащие в сфере профессиональной психологии, менталитета.
В их основе лежит то, что туризм и господствующая в школе авторитарная педагогика – непримиримые антагонисты, между нет совместимости.
Туристский поход резко ограничивает привычное учительское полновластие. Большой объем и условия педагогической работы на лоне природы в постоянном перемещении затрудняют реализацию властных функций учителя: нельзя вызвать родителей, директора или завуча школы, нельзя отдать традиционный приказ – «выйти из класса», нельзя и самому «хлопнуть дверью» и уйти, нельзя повысить голос на ученика за то, что он отстал или ушел далеко вперед от группы или полез в реку в опасном месте – он просто не услышит. И потребовать дневник тоже нельзя – нет его. Все, привычные учителю атрибуты власти, не действуют, но действует повышенная ответственность за детей. Не всякий учитель способен подчинять себе детей, руководить ими не через систему «репрессий», а на основе простого человеческого взаимоуважения.
В туристском походе группа находится в условиях автономного жизнеобеспечения, в результате чего учитель (как и каждый участник) попадает в экономическую (материальную) зависимость от детей, от коллектива тургруппы. Здесь социальный статус учителя приведен к общему знаменателю со всеми участниками. Предпосылки для полноценного использования туризма в школе могут возникнуть только тогда, когда педагогическое сознание полностью освободится от комплекса авторитарности.
Одной из частных задач укрепления позиций школьного туризма в системе образования является необходимость в преодолении пренебрежения к теории педагогического туризма, к ее разработке руководящими образованием структурами. Без разработанной теории школьного туризма нельзя ни осуществить подготовку кадров, ни добиться единства подхода к туристскому делу массы учителей.
Объективно педагогический потенциал школьного туризма весьма велик. Однако на деле коэффициент полезного педагогического действия его зависит не столько от его «природных» свойств, сколько от подхода к нему организаторов, учителей, от их понимания, умения и опыта и этой области.
В ретроспективе школа использовала далеко не весь воспитательный потенциал туризма.
Раздел «Потребление»:
Исходя из приоритета обучения (культ знаний), предпочтение в туристских и краеведческих занятиях отдается краеведению, экскурсиям, экспедиционной форме, а не походам, в результате чего школа недоиспользует то, что можно взять от туризма. Особенно большое распространение получили дальние экскурсионные поездки, которые обосновывались тем, что дают детям большой объем полезной информации и содействуют интернациональному воспитанию. Но при этом никак не использовался оздоровительный фактор туризма, его влияние на физическое и нравственное воспитание школьников. У некоторых педагогов существует ошибочное мнение, что вместо походов можно проводить экскурсии, которые якобы дают тот же результат. Сейчас очень велика опасность крена в пассивный плановый экскурсионный туризм. Дальние развлекательные, экскурсионные поездки по городам и «святым местам» – это очень заразное увлечение. На основе экскурсионного туризма система туристско-краеведческой деятельности полноценно развиваться не будет. Дело ведь не только в том, много в школе туризма или его мало, важно еще и то, каков он по своим педагогическим качествам. Самодеятельный (и спортивный, и познавательный) туризм нужен школе, так как в его основе лежит самостоятельность школьников, а она и есть та база, тот фундамент, на котором успешнее идет процесс обучения и воспитания.
Необходимо лишь правильно построить работу, так, что бы эти два вида туризма взаимно дополняли друг друга.
Раздел «Производство»:
Как уже отмечено, «производственная» сторона школьного туризма используется педагогикой очень слабо, так как приоритет зачастую отдается туризму «на всем готовеньком» в ущерб педагогически более эффективному самодеятельному туризму.
Другим серьезным недостатком в использовании потенциала туризма в школе является командный стиль руководства детскими объединениями, неуважительное отношение школы, учителей к личности учащегося (фактически - отрицание ее). Как правило (за редким талантливым исключением), в работе по подготовке туристских мероприятий дети всегда ставятся учителями в положение физических исполнителей их воли. Они не допускаются к главному в деле – к интеллектуальной части всей этой работы, то есть решению принципиальных вопросов. Все решает где-то за кулисами сам учитель, а дети потом «с энтузиазмом» претворяют в жизнь эти решения. И, конечно же, они с этими решениями, как правило, «целиком и полностью согласны».
Такой стиль угнетает обучающую и воспитывающую функции «производства» туризма, провоцирует интеллектуальную лень, воспитывает бездумное исполнительство и равнодушие к делу. Сказать по-современному: командой у ребенка отнимается право на интеллектуальную собственность – его мысль, ею собственное решение жизненных вопросов, а тем самым снижается порог мотивации. В этой душной атмосфере интеллектуальная работа детей затухает и глохнет (вспомним: функция творит орган).
Система управления туризмом и краеведением в школах сформирована не достаточно, а в некоторых учреждениях и вовсе отсутствует. Эта деятельность никак не планируется. Не продумана организационная структура управления. Отсутствуют обучение и стимулирование труда тех немногочисленных учителей, которые по собственной инициативе водят детей в походы.
Контроль, даже за соблюдением мер безопасности, который нормативно определен в «Инструкции о порядке организации и проведения туристских мероприятий со школьниками», не ведется. А неопределенность приоритетов развития детско-юношеского туризма и краеведения в системе образования приводит к тому, что школа не в состоянии раскрыть потенциал туристско-краеведческой деятельности в решении собственных проблем [9].
Итак, школьный туризм сохраняет или теряет свои педагогические качества в зависимости от точки зрения учителя, от его подхода к туризму (его личной концепции школьного туризма). Чтобы избежать потерь, уменьшить их, надо коллективно выработать и внедрить в сознание учителей единый научно обоснованный подход к школьному туризму.
В 2010 году стал актуальным вопрос «Следует ли расширять традиционные и за многие годы апробированные программы туристско-краеведческих слетов и соревнований дополнительными зачетными видами (волейбол, футбол, лапта, армрестлинг, дартц и др.)?», на который получены ответы: да – 3,8%,; затрудняюсь ответить – 5,6%; нет – 90,6%.
Вопреки выработанным за 90 лет, востребованным программам и формам организации туристских слетов и соревнований с детьми и изложенным в анкетах мнений специалистов, насаждаются не имеющие ни какого отношения к туризму виды спорта.
Детско-юношеский и молодежный туризм развиваются сегодня на федеральном и местном уровне разными агентствами и разными комитетами. Вместе с тем общего в нем больше, чем отличного, и занимающиеся туризмом не должны иметь проблем с продолжением занятий после завершения обучения в школе. Вместе с тем нельзя забывать, что развивающий и воспитательный потенциал занятий туризмом полноценно реализуется именно в системе образования. На сегодняшний день в массовых вариантах в России существует детско-юношеский туризм (в системе образования), студенческий туризм (туристско-спортивные секции, организуемые спортивными кафедрами или студенческими профсоюзными организациями в вузах) и вневедомственно молодежный туризм общественных организаций, объединяемых по преимуществу Туристско-спортивным союзом России. Программа развития детско-юношеского и молодежного туризма должна определить структуру взаимодействия детско-юношеских и молодежных туристских организаций. В сегодняшней обстановке это объединение наиболее реально на основе межведомственных договоров или совместного учредительства центров детско-юношеского и молодежного туризма.
Туризм – продукт долгого исторического развития. Он существовал задолго до нашей эры, и его становление и развитие тесно связаны с историей общества. Чем более высокий уровень развития общества, тем более развитые виды и формы туризма в нем возникают, что, в свою очередь, дает возможность в большей степени раскрыть для людей его культурную ценность.
В настоящее время в мире возникла целая «индустрия» туризма с громадным разнообразием форм реализации культурных потребностей человека: эстетических, оздоровительных, познавательных и многих других. Но, несмотря на значительный культурный потенциал существующих форм организации туризма, возможности для его существенного повышения далеко не исчерпаны, что подтверждается вышеизложенными данными о новых резервах туризма.
Список литературы:
Богданова С.М. Подарим детям каникулы// Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2003, – №4. – с. 44-45
Вяткин Л.А.Туризм и спортивное ориентирование М.: Академия 2004-208с.