kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Актуальные проблемы организации школьного туризма в общеобразовательном учреждении».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Актуальные проблемы организации школьного туризма

 в общеобразовательном учреждении».

В развитии туристско-краеведческой и исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях, прежде всего в школе, существуют определенные проблемы, а которых и пойдет речь в этой статье.

Каждый ребенок мечтает о путешествиях. И школьный туризм один из способов досуговой деятельности школьника, который очень полезен во всех аспектов многостороннего развития школьника.

На данный момент необходимо понять причины, по которым туризм так и не занял пока в школе должной позиции, не получил статуса непременного раздела внеурочной учебно-воспитательной работы. Еще в 2000-х годах Минпросом России была указана причина этого положения – «.недооценка значения детского туризма руководящими работниками народного образования и неподготовленность учителей». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Актуальные проблемы организации школьного туризма в общеобразовательном учреждении».»

Сорокина Светлана Брониславовна

МОБУ СОШ №6 г.Таганрога

учитель физической культуры

высшей категории

Статья


«Актуальные проблемы организации школьного туризма

в общеобразовательном учреждении».


В развитии туристско-краеведческой и исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях, прежде всего в школе, существуют определенные проблемы, а которых и пойдет речь в этой статье.

Каждый ребенок мечтает о путешествиях. И школьный туризм один из способов досуговой деятельности школьника, который очень полезен во всех аспектов многостороннего развития школьника.

На данный момент необходимо понять причины, по которым туризм так и не занял пока в школе должной позиции, не получил статуса непременного раздела внеурочной учебно-воспитательной работы. Еще в 2000-х годах Минпросом России была указана причина этого положения – «...недооценка значения детского туризма руководящими работниками народного образования и неподготовленность учителей». Эта причина действительна, но она поверхностна. Более глубокими причинами можно считать:

  • отсутствие отдельной оплаты учителю за проведение туристской работы. Хуже того – учитель всегда был вынужден сам нести немалые затраты из личного бюджета, чтобы иметь возможность ходить с классом в туристские походы;

  • чрезвычайная занятость учителя основной работой - уроками. Заниматься с детьми туризмом приходится в свое личное время. А свободного личного времени у учителей практически нет;

  • невозможность для большинства семей финансировать занятия своих детей туризмом в полном объеме [13].

В современных условиях в нашей стране, к сожалению, весьма существенное препятствие для реализации масштабного школьного туризма. Однако это препятствие не является непреодолимым. Известны многочисленные примеры вложения в школьный туризм спонсорских средств и государственных дотаций, сбор средств нескольких родственных семей для обеспечения поездки одного школьника, и др. Кроме того, и сами родители стремятся показать мир своему ребёнку, и лучше не один раз.

Поскольку школьник ещё не вышел из-под родительской опеки, мнение его родителей и ближайших родственников относительно его возможного путешествия становится решающим. Это значит, организаторы поездок должны изучить и эти интересы, которые, совокупно с детскими, должны дать представление об оптимальной организации туризма школьников.

Это причины, так сказать, физического, материального свойства. Но есть еще причины, лежащие в сфере профессиональной психологии, менталитета.

В их основе лежит то, что туризм и господствующая в школе авторитарная педагогика – непримиримые антагонисты, между нет совместимости.

Туристский поход резко ограничивает привычное учительское полновластие. Большой объем и условия педагогической работы на лоне природы в постоянном перемещении затрудняют реализацию властных функций учителя: нельзя вызвать родителей, директора или завуча школы, нельзя отдать традиционный приказ – «выйти из класса», нельзя и самому «хлопнуть дверью» и уйти, нельзя повысить голос на ученика за то, что он отстал или ушел далеко вперед от группы или полез в реку в опасном месте – он просто не услышит. И потребовать дневник тоже нельзя – нет его. Все, привычные учителю атрибуты власти, не действуют, но действует повышенная ответственность за детей. Не всякий учитель способен подчинять себе детей, руководить ими не через систему «репрессий», а на основе простого человеческого взаимоуважения.

В туристском походе группа находится в условиях автономного жизнеобеспечения, в результате чего учитель (как и каждый участник) попадает в экономическую (материальную) зависимость от детей, от коллектива тургруппы. Здесь социальный статус учителя приведен к общему знаменателю со всеми участниками. Предпосылки для полноценного использования туризма в школе могут возникнуть только тогда, когда педагогическое сознание полностью освободится от комплекса авторитарности.

Одной из частных задач укрепления позиций школьного туризма в системе образования является необходимость в преодолении пренебрежения к теории педагогического туризма, к ее разработке руководящими образованием структурами. Без разработанной теории школьного туризма нельзя ни осуществить подготовку кадров, ни добиться единства подхода к туристскому делу массы учителей.

Объективно педагогический потенциал школьного туризма весьма велик. Однако на деле коэффициент полезного педагогического действия его зависит не столько от его «природных» свойств, сколько от подхода к нему организаторов, учителей, от их понимания, умения и опыта и этой области.

В ретроспективе школа использовала далеко не весь воспитательный потенциал туризма.

  • Раздел «Потребление»:

Исходя из приоритета обучения (культ знаний), предпочтение в туристских и краеведческих занятиях отдается краеведению, экскурсиям, экспедиционной форме, а не походам, в результате чего школа недоиспользует то, что можно взять от туризма. Особенно большое распространение получили дальние экскурсионные поездки, которые обосновывались тем, что дают детям большой объем полезной информации и содействуют интернациональному воспитанию. Но при этом никак не использовался оздоровительный фактор туризма, его влияние на физическое и нравственное воспитание школьников. У некоторых педагогов существует ошибочное мнение, что вместо походов можно проводить экскурсии, которые якобы дают тот же результат. Сейчас очень велика опасность крена в пассивный плановый экскурсионный туризм. Дальние развлекательные, экскурсионные поездки по городам и «святым местам» – это очень заразное увлечение. На основе экскурсионного туризма система туристско-краеведческой деятельности полноценно развиваться не будет. Дело ведь не только в том, много в школе туризма или его мало, важно еще и то, каков он по своим педагогическим качествам. Самодеятельный (и спортивный, и познавательный) туризм нужен школе, так как в его основе лежит самостоятельность школьников, а она и есть та база, тот фундамент, на котором успешнее идет процесс обучения и воспитания.

Необходимо лишь правильно построить работу, так, что бы эти два вида туризма взаимно дополняли друг друга.

  • Раздел «Производство»:

Как уже отмечено, «производственная» сторона школьного туризма используется педагогикой очень слабо, так как приоритет зачастую отдается туризму «на всем готовеньком» в ущерб педагогически более эффективному самодеятельному туризму.

Другим серьезным недостатком в использовании потенциала туризма в школе является командный стиль руководства детскими объединениями, неуважительное отношение школы, учителей к личности учащегося (фактически - отрицание ее). Как правило (за редким талантливым исключением), в работе по подготовке туристских мероприятий дети всегда ставятся учителями в положение физических исполнителей их воли. Они не допускаются к главному в деле – к интеллектуальной части всей этой работы, то есть решению принципиальных вопросов. Все решает где-то за кулисами сам учитель, а дети потом «с энтузиазмом» претворяют в жизнь эти решения. И, конечно же, они с этими решениями, как правило, «целиком и полностью согласны».

Такой стиль угнетает обучающую и воспитывающую функции «производства» туризма, провоцирует интеллектуальную лень, воспитывает бездумное исполнительство и равнодушие к делу. Сказать по-современному: командой у ребенка отнимается право на интеллектуальную собственность – его мысль, ею собственное решение жизненных вопросов, а тем самым снижается порог мотивации. В этой душной атмосфере интеллектуальная работа детей затухает и глохнет (вспомним: функция творит орган).

Система управления туризмом и краеведением в школах сформирована не достаточно, а в некоторых учреждениях и вовсе отсутствует. Эта деятельность никак не планируется. Не продумана организационная структура управления. Отсутствуют обучение и стимулирование труда тех немногочисленных учителей, которые по собственной инициативе водят детей в походы.

Контроль, даже за соблюдением мер безопасности, который нормативно определен в «Инструкции о порядке организации и проведения туристских мероприятий со школьниками», не ведется. А неопределенность приоритетов развития детско-юношеского туризма и краеведения в системе образования приводит к тому, что школа не в состоянии раскрыть потенциал туристско-краеведческой деятельности в решении собственных проблем [9].

Итак, школьный туризм сохраняет или теряет свои педагогические качества в зависимости от точки зрения учителя, от его подхода к туризму (его личной концепции школьного туризма). Чтобы избежать потерь, уменьшить их, надо коллективно выработать и внедрить в сознание учителей единый научно обоснованный подход к школьному туризму.

В 2010 году стал актуальным вопрос «Следует ли расширять традиционные и за многие годы апробированные программы туристско-краеведческих слетов и соревнований дополнительными зачетными видами (волейбол, футбол, лапта, армрестлинг, дартц и др.)?», на который получены ответы: да – 3,8%,; затрудняюсь ответить – 5,6%; нет – 90,6%.

Вопреки выработанным за 90 лет, востребованным программам и формам организации туристских слетов и соревнований с детьми и изложенным в анкетах мнений специалистов, насаждаются не имеющие ни какого отношения к туризму виды спорта.

Детско-юношеский и молодежный туризм развиваются сегодня на федеральном и местном уровне разными агентствами и разными комитетами. Вместе с тем общего в нем больше, чем отличного, и занимающиеся туризмом не должны иметь проблем с продолжением занятий после завершения обучения в школе. Вместе с тем нельзя забывать, что развивающий и воспитательный потенциал занятий туризмом полноценно реализуется именно в системе образования. На сегодняшний день в массовых вариантах в России существует детско-юношеский туризм (в системе образования), студенческий туризм (туристско-спортивные секции, организуемые спортивными кафедрами или студенческими профсоюзными организациями в вузах) и вневедомственно молодежный туризм общественных организаций, объединяемых по преимуществу Туристско-спортивным союзом России. Программа развития детско-юношеского и молодежного туризма должна определить структуру взаимодействия детско-юношеских и молодежных туристских организаций. В сегодняшней обстановке это объединение наиболее реально на основе межведомственных договоров или совместного учредительства центров детско-юношеского и молодежного туризма.

Туризм – продукт долгого исторического развития. Он существовал задолго до нашей эры, и его становление и развитие тесно связаны с историей общества. Чем более высокий уровень развития общества, тем более развитые виды и формы туризма в нем возникают, что, в свою очередь, дает возможность в большей степени раскрыть для людей его культурную ценность.

В настоящее время в мире возникла целая «индустрия» туризма с громадным разнообразием форм реализации культурных потребностей человека: эстетических, оздоровительных, познавательных и многих других. Но, несмотря на значительный культурный потенциал существующих форм организации туризма, возможности для его существенного повышения далеко не исчерпаны, что подтверждается вышеизложенными данными о новых резервах туризма.


Список литературы:

  1. Богданова С.М. Подарим детям каникулы// Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2003, – №4. – с. 44-45

  2. Вяткин Л.А.Туризм и спортивное ориентирование М.: Академия 2004-208с.

  3. Грицак Ю.П. Организация самодеятельного туризма Учебное пособие Харьков: Экограф, 2008. 164c.

  4. Губаненков С.М Спортивный туризм в системе образования. СПб.: ИД Петрополис, 2008. 196 с.

  5. Губаненков С.М. Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков СПб.: Изд. дом Петрополис, 2007.278 с.

  6. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм, учебно-методическое пособие М.: ФЦДЮТиК, 2006. 12с.

  7. Константинов Ю.С. Педагогика школьного туризма, учебно методическое пособие, 2-е изд., дополненное. М.: ФЦДЮТиК, 2006.208с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Сорокина Светлана Брониславовна

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386650

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВА ВЫНОСЛИВОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ."
    ["seo_title"] => string(81) "razvitiiekachiestvavynoslivostiposriedstvomigrovykhpiedagogichieskikhtiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "289030"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454705710"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства