Проект создания детского дома будущего. В основе проекта лежит создание условий развития детей на основе спортивного туризма, обязанностей и должностей, способствующих социализации детей-сирот в обществе. Для создания условий развития бытовых навыков воспитанников, участвующих в проекте требуется приложить усилия и душу. Дети ответят вам взаимностью и преданностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Детский дом будущего »
Работа над проектом детского дома будущего предполагает работу в этой области специалистов всех направлений, работающих в данной области.
В нашем проекте рассмотрены направления укрепления физического и эмоционального здоровья воспитанников школы-интерната для детей-сирот и затрагивают аспекты работы по социализации и адаптации воспитанников в учебное и не учебное время.
Введение.
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА:
В условиях социальных и экономических преобразований Российского общества приоритетной стала задача достижения современного качества образования и воспитания подрастающего поколения. Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более плотно реализовывать идею индивидуализации обучения и воспитания, учитывая индивидуально-типологические особенности детей.
Наша страна подписала международную Декларацию прав ребенка, принятую Генеральной ассамблеей ООН в 1959 г. В данной декларации подчеркивается, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. Ребенок имеет право пользоваться «специальной защитой», ему должны быть «предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы развиваться здоровым и нормальным, пользоваться благами социального обеспечения (включая медицинское обслуживание), получать образование и быть защищенным от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».
Из всех перечисленных прав ребенка, провозглашенных ООН, для детского населения Российской Федерации, наиболее актуальным является право на здоровье. Когда говорят о здоровье ребенка, то имеют в виду его физическое, душевное и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Практика показывает, что подавляющее большинство детей, поступающих в детский дом, имеют в прошлом негативный эмоциональный опыт. Отсутствие психологической гармонии в восприятии и осмыслении ребенком происходящих, сменяющих друг друга этапов его жизненного пути, создает неблагоприятные условия в формировании целостной, зрелой, а значит и устойчивой, здоровой личности.
Рассматривая формирование здоровья как одну из важнейших целей учебно-воспитательного процесса, а детский дом как место и средство достижения данной цели,мы определили основные направления деятельности.
В последние годы проблема здоровья детей стоит особенно остро, так как лишь менее 10% можно признать здоровыми. По статистике от первого к выпускному классу здоровье детей значительно ухудшается и ответственностьза это лежит прежде всего на образовательном процессе. Причин для этого очень много, это:
- недостаток витаминов,
- неправильный режим дня,
- пьющие родители,
- возрастание учебных нагрузок,
-уменьшение двигательной активности детей, что приводит к гиподинамии и нарушениям осанки,
- чрезмерный просмотр видеофильмов и телевидения,
- длительное время, проведенное за играми на компьютерах,
- рост числа юных курильщиков, и т.д.
Поэтому перед нами встает вопрос «Как сделать, чтобы наши воспитанники за время проведенное в получении знаний, умений и навыков сохранили здоровье?», а еще лучше, стали бы крепче, сильнее, а уж, если говорить о контингенте наших учреждений, то и компенсировали имеющиеся у них недостатки.
К сожалению, мы не можем рассчитывать на помощь семей. Значит, мы можем рассчитывать только на свои силы, и в лучшем случае еще на силы медиков, которые работают в школе.
Не только выполнение норм СанПина, но и создание комфортных условий обучения и воспитания в детском доме влияет на здоровье детей. Наша задача - не планировать общую единую и обязательную для всех линию развития, а помогать каждому воспитаннику, с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности.
Интегральным показателем статуса здоровья, на наш взгляд, является уровень социальной адаптированности, включая и школьную адаптацию в условиях детского дома.
Что такое детский дом будущего? Дом, где ребенку уютно, комфортно, где он ощущает себя успешным человеком. Для этого нужно создать определенную среду. Здесь ребенку должны быть предоставлены все возможности для самореализации.
Если он что-то не понимает в физике, химии, математике — ничего страшного. Он может оказаться прекрасным актером, хорошим музыкантом или способным скульптором. Если ему не интересно заниматься ритмикой, может быть, он будет иметь успехи в футболе? Самое главное — развитие ребенка. Задача не в том, чтобы дать ему сумму знаний. Ну не знает он какую-нибудь формулу — не беда. Важно, чтобы он знал, где эту формулу можно найти.
НАШИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Цель реализации проекта - укрепление физического и эмоционального здоровья детей и подростков.
Задачи:
- повышение уровня физического и психического развития детей;
-воспитание активной жизненной позиции, моральных и волевых качеств детей;
-овладение жизненно необходимыми навыками и умениями, и их рациональным использованием в повседневной жизни;
-развитие физических качеств, способствующих сознательной потребности в занятиях физической культурой;
-овладение воспитанниками техникой специальных упражнений;
-коррекция адаптационных и функциональных возможностей воспитанников.
ШКОЛА СЧАСТЬЯ:
Цель современной системы образования – подготовка детей к жизни.
Мы стараемся воспитывать здоровую личность, обладающую всеми качествами и способностями, необходимыми для полноценной и счастливой жизни.
Здоровая личность предполагает наличие следующих составляющих:
- понимание своей природы;
- осознание взаимосвязей;
- адаптированность (приспособленность) личности;
- социализация личности (умение взаимодействовать с окружающими);
- способность реализации личности
В настоящее время общество все больше и больше обеспокоено низким уровнем физического и психического состояния здоровья подрастающего поколения. Констатируется низкий интеллектуальный уровень, недостаток информационных знаний, отсутствие нравственных принципов, отсутствие гражданственности, дезадаптированность и десоциализация подрастающего поколения. Особенно остро эта проблема касается воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мы вынуждены признать, что в существующей системе образования и воспитания есть серьезные недочеты:
- отсутствие ясно выраженной мотивации для обучения;
-отсутствие драматизации в подаче образовательного и воспитательного материала (что приводит к ослаблению стимула и «интереса» у воспитанника);
-отсутствие достаточной социализации детей-сирот, их оторванность от окружающей действительности.
- проблема здоровья сейчас как никогда актуальна, все чаще вспоминают слова классиков о том, что «Здоровье - это не все, но без здоровья все - ничто».
Когда мы говорим о негативном воздействии образования, то следует отметить, что педагоги учреждений для детей-сирот лучше всех знают, одним из первых признаков нежелательного влияния образования на здоровье воспитанника является утрата интереса ребенка к обучению. Ребенок, для которого посещение занятий - тяжелое и неприятное испытание, каждодневно оставляет на занятиях частичку своего здоровья. Необходимо, прежде всего, вызвать у ребенка интерес к себе и своему месту в жизни, который является индикатором успешности воспитанника.
Только тот педагог, который разбирается в вопросах здоровья и осознает значимость этой проблемы, какой бы предмет он ни преподавал, всегда найдет возможность связать свои профессиональные задачи с тематикой здоровья. Так, например, при проведении коррекционных занятий: это релаксация, спокойный тон воспитателя, индивидуальный и дифференцированный подход, четко спланированные игровые задания, правильно подобранный дидактический материал, упражнения, направленные на коррекцию недостатков, дыхательные упражнения и многое другое.
Чтобы решить эту проблему необходимо понять, что никто не собирается заставлять педагога заниматься вопросами здравоохранения.Просто он должен работать в детском доме так, чтобы воспитание детей не наносило ущерба здоровью воспитанников. Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья группы от медицинских работников. Ему нужно использовать характеристики здоровья воспитанников для дифференцирования материала на занятиях, побуждать детей к выполнению назначений врача, внедрять в воспитательный процесс гигиенические рекомендации. Прежде всего, педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни – это норма жизни педагога, дети поверят, и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.
Я уверена, что благоприятный морально-психологический климат – самое важное условие для сохранения здоровья. Доброжелательность педагога, его заинтересованность в делах воспитанника, состояние сочувствия и сопереживания, оптимизм педагога, его позитивный настрой очень важны. Поэтому задача повышения грамотности педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья должна рассматриваться как одна из приоритетных. Это в интересах, как самих педагогов, так и их воспитанников.
Главная цель использования здоровьесберегающих технологий - здоровье воспитанников, но без заботы о здоровье педагога эта цель труднодостижима. И дело не только в том, что нездоровый педагог не может обеспечить тот уровень внимания к воспитаннику, который необходим для эффективной работы в детском доме,но и в воспитательном воздействии педагога. Не занимающийся воспитанием учитель превращается в «урокодателя». А полноценное воспитание это и формирование культуры здоровья, в том числе личным примером.
Поэтому мы решили начать свою работу по этой теме именно с педагога, который использует свою личность как инструмент влияния на ребенка.
Частыми нарушениями здоровья у педагогов являются:
- нервные расстройства (чаще в форме астеноневратических состояний);
- сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегетососудистая дистания, стенокардия и др.);
Для того, чтобы улучшить состояние здоровья у педагогов, нами разработана и внедряется программа по формированию здорового образа жизни и культуры здоровья.
Направления работы:
1. Мотивационные задачи:
- Обеспечить информационную открытость по проблемам сохранения и развития здоровья, по состоянию здоровья педагогов.
- Продолжать и совершенствовать здоровьесберегающие традиции детского дома, направленные на мотивацию здорового образа жизни.
- Формировать потребность в здоровом образе жизни используя психологические, педагогические и организационные приемы.
2. Организационные задачи:
- Проведение семинаров, выступлений на педагогических советах, методических объединениях на тему: «Здоровьесберегающая среда в образовательном процессе».
-Организация оздоровительной работы, с целью уменьшения заболеваемости педагогов.
- Работа спортивных секций для педагогов.
-Активизация деятельности психологической и валеологической служб по снятию психического напряжения и оптимизация нагрузок педагогов.
3. Кадровые задачи:
- Привлечь тренеров и специалистов по оздоровительной физической культуре для организации спортивных секций.
- Привлечь к работе медиков, занимающихся проблемами профилактики и оздоровления.
4. Научно-методическиезадачи:
- Разработать программы всеобуча о здоровом образе жизни и факторах сохранения здоровья.
-Обобщение практического опыта и подготовка методических рекомендаций для педагогов разных направлений образования.
На практике могу сказать, что рейтинг педагога значительно повышается, когда дети видят своего наставника на спортивной площадке. Когда педагог не только наблюдатель, но и участник спортивного действия, он вызывает уважение у своих воспитанников. Ребята больше доверяют такому преподавателю, который не стесняется показать свои физические качества на спортивной площадке.А чтобы повысить уровень своей физической подготовленности для педагогов нашего интерната работает тренажерный зал, кабинет психологической разгрузки в которых проводят консультации наши специалисты.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Только благодаря комплексному подходу к обучению и воспитанию детей могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Здоровье человека - главная ценность. Мы не забываем, что все надо начинать с самих себя, используя в своей жизни простые комплексы оздоровительной гимнастики. Без упорства и настойчивости ничего не получается, и мы все вместе овладеваем наукой здоровьесбережения. В нашем интернате проводятся совместные соревнования учителей и учащихся по волейболу, баскетболу, легкой атлетике. Это повышает эмоциональный уровень отношений, способствует развитию волевых качеств воспитанников.
Каждый педагог нашел, изучил, а потом и применил в практике свой комплекс упражнений. Например, чтобы организовать к работе в начальной школе и дошкольном отделении применяется комплекс упражнений для мозга, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, приемы самомассажа и т.д. Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая ребенку успокоиться, прийти в рабочее состояние. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навыков – понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей с помощью речи. Например, когда воспитанник попадает в незнакомую ситуацию, или над ним висит угроза контрольной работы, то мышцы ребенка сокращаются. Это нормальный физиологический рефлекс в ответ на опасность и стресс. Однако при этом сигнал не доходит до передних отделов мозга, отвечающих за понимание, моторный контроль, рациональное поведение, столь необходимых для успешной деятельности и при коммуникациях.
В целях формирования культуры личности, гармоничного физического и эмоционального развития и социализации детей и подростков традиционная система воспитания в учреждениях для детей-сирот нуждается в повышении объема физкультурно-спортивной активности воспитанников.
В нашем учреждении для решения этих проблем осуществляется:
-мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья воспитанников;
-совершенствование форм и методов проведения уроков и внеклассных
мероприятий;
-совершенствование средств материально-технической базы;
-методическая помощь педагогам учреждения;
-всесторонняя подготовка активистов к общественно-физкультурной
деятельности.
Педагогический процесс в коррекционном сиротском учреждении, в первую очередь, направлен на развитие и саморазвитие ученика.
В нашем учреждении уже ведется определенная работа, идут поиски новых подходов, новых технологий. Остановлюсь на тех из них, которые уже применяются в работе педагогов с воспитанниками, как в урочное, так и во внеурочное время.
Для нас оптимальны здоровье–формирующая и личностно-ориентированная технологии воспитания, направленные на формирование двигательного режима.
В основе этой модели лежит комплексная диагностика. Результатом её проведения является объективная информация о физической подготовленности учащихся, мотивации учащихся к занятиям и их социальной грамотности.
Совершенно очевидно, что реализация личностно-ориентированного подхода должна осуществляться за счет наиболее полного учета индивидуальных особенностей ребенка и возможностей растущего организма каждого воспитанника.
В нашем учреждении ведется журнал здоровья, в который медицинскими работниками вносятся отметки о группах здоровья, физкультурных группах, заболеваниях детей и рекомендации врача. С начала учебного года мы стали получать результаты скрининг диагностики, которые очень помогают в коррекционной работе.
Ежегодно в начале и в конце учебного года в нашем учреждении проводится тестирование учащихся, на основе которого вырабатывается методика работы педагогов данного направления.
Полученные данные позволяют обозначить некоторые валеологические подходы к физическому воспитанию детей с ЗПР. Представляется целесообразной дифференциация его средств и методов по половому признаку. Для мальчиков режим аэробных физических нагрузок вполне соответствует возможностям гемодинамики; для девочек средства и формы физического воспитания должны подбираться с учетом того, что аэробные нагрузки вызывают у них значительное учащение пульса на фоне повышения артериального давления. Можно полагать, что расширение двигательного режима у девочек должно реализовываться посредством увеличения объема знаний в бассейне, преобладания упражнений в положениях лежа и сидя, что позволяет снизить выраженность хронотропной реакции и одновременно обеспечить адекватное увеличение сократительной функции сердца.
Результаты работы свидетельствуют о целесообразности использования расширенного двигательного режима как средства, повышающего функциональные возможности организма воспитанников с ЗПР.
Важно учитывать, что активация проприорицепторов при мышечной работе ускоряет созревания структур мозга, обеспечивающих выполнение сложнокоординированных двигательных актов. Это, в свою очередь, оказывает благоприятное воздействие на динамику высших психических функций. Двигательный режим для девочек должен разрабатываться с учетом особенностей их реагирования на физическую нагрузку.
Нами разработана программа укрепления здоровья воспитанников интерната. Важным результатом этой программы является методика тренировочных уроков физической культуры предполагающая последовательное акцентированное воздействие на развитие физических способностей методом круговой тренировки. Она способствует более выраженному положительному приросту показателей физической подготовленности, приобретению элементарных умений и навыков регуляции психического состояния, что актуально для детей и подростков коррекционной формы обучения.
Особенностями метода являются:
Самостоятельное мышление
Развитие физических способностей
Индивидуализация обучения и воспитания
Эффективное использование времени, планируемое на физическую подготовку
Непосредственный контроль
Оценка качества выполнения тренировки
Урок построен таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Помимо комплекса круговых тренировок в основную часть урока ФК включаются подвижные игры, направленные преимущественно на воспитание координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей и морально-волевых качеств. Таким образом, основным отличием урока физической культуры является использование в качестве основных средств упражнений развивающего характера и специально подобранных дыхательных и игровых упражнений для напряжения, расслабления и растяжки мышц в заключительной части урока.
Учащиеся получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Для этого на уроке используются индивидуальные опорные карточки и карточки для дифференцированного подхода (см.приложение). На уроках дети учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие. На занятиях физической культурой у ребят воспитываются целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность. Также развиваются и обязательные волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые помогут им в дальнейшем.
На основании тестирования дети получают индивидуальную нагрузку и во внеурочное время.
Одним из главных факторов жизни интерната для детей-сирот является внеурочная работа, которая ведется в двух направлениях: повышение спортивного мастерства и спортивно-массовая работа.
Для повышения положительного эмоционального уровня общения, укрепления межличностных отношений внутри коллектива помогают проводимые в интернате спортивные праздники. Особенность наших праздников заключается в том, что принять участие в них может каждый, независимо от уровня физической подготовки. Дети, более подготовленные физически и технически, выступают в роли судей, инструкторов и контролеров дистанции. В их обязанности входит помощь менее опытным ребятам. Судьи и контролеры следят за правильностью выполнения заданий, за соблюдением правил техники безопасности, дисциплины, правильностью прохождения маршрута. Инструктора – помогают в выполнении заданий на маршруте, объясняют правила выполнения заданий, демонстрируют правильность выполнения заданий. Иногда (очень редко) бывает так, что ребенок не хочет быть участником соревнования, тогда ему предлагается роль помощника контролера, помощника судьи, фотокорреспондента. Таким образом, воспитанник, незаметно для себя, все равно получает двигательную нагрузку. Ведь и контролеру и фотокорреспонденту приходится изрядно побегать, чтобы выполнить свое задание добросовестно. Часто мы пользуемся таким приемом: старшие воспитанники проводят праздник для малышей, затем сами проходят дистанцию (если захотят). Самыми популярными можно назвать такие мероприятия, как «Фестиваль народных игр», «День рекордов», «День туризма», «Тропа безопасности» и т.д.
ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНЫХ ИГР
Воспитанники старших классов готовят несколько народных игр. Для того чтобы правильно показать игру, дети должны сами в нее поиграть. Во время проведения праздника малыши следуют от станции к станции согласно маршрутному листу. Старшие ребята показывают и организуют игру, следят за выполнением правил игры, дисциплиной.
ДЕНЬ РЕКОРДОВ
Очень веселый праздник. Рекорды шуточные. Например: кто больше присядет с карандашом на носу, у кого самая широкая улыбка, у кого самый длинный нос и т.д.
ДЕНЬ ТУРИЗМА
Дети, имеющие основательные навыки туристской деятельности распределяются на выбранные ими этапы судьями. Они готовят дистанции для прохождения своего этапа, используя свои навыки.
Во время проведения мероприятия судьи следят за правильностью прохождения дистанции, правильностью исполнения упражнений.
Этот праздник интересен всем без исключения детям. Каждому ребенку хочется посидеть в палатке, полазить по веревкам, замотать портянки, выполнять многие другие интересные задания.
Проведение таких мероприятий способствует повышению положительного эмоционального общения, укреплению межличностных отношений, созданию правильной социальной модели поведения. Во время проведения этих мероприятий старшие воспитанники учатся с бережностью и заботой относиться к малышам. Почувствовать себя взрослее, значимее. А это напрямую связано с будущей самостоятельной семейной жизнью. Некоторых ребят не узнать, когда малыш обращается к ним с просьбой или просто расплакался. Иногда у старшеклассников случается паника. Они не знают, как найти выход из ситуации. Вот тут на помощь приходит преподаватель. Своим примером он показывает, как надо выходить из сложившейся ситуации.
С детства запас внутренней энергии ребенка очень велик. Там, где взрослый человек просто идет, ребенок бежит. С началом учебной деятельности эту двигательную активность вытесняет большойобъем учебной нагрузки, которая требует больше усидчивости.
Что нужно сделать, чтобы всю энергию учащиеся могли направить в нужное русло? И кто сможет управлять этим движением? Как вовлечь большую часть детей в повседневную физкультурно-оздоровительную работу? Чтобы дети перестали ощущать, что окружающее их пространство - это не чужое, а свое, стали его гостеприимными хозяевами.
Для решения этой проблемы в нашем учреждении очень помогает практика туристских походов и соревнований, которые проводятся на протяжении всего учебного года.
Туризм – это вид спорта, который способствует развитию практически всех вышеперечисленных качеств воспитанников, повышает их жизнестойкость, многократно увеличивает практический жизненный опыт. В походах дети не только ставят палатку и ходят с рюкзаком. Они овладевают навыками самообслуживания необходимыми им в повседневной самостоятельной жизни. Этот вид деятельности способствует овладению такими навыками, как приготовление пищи, обустройство места пребывания, навыки оказания первой доврачебной помощи, налаживание межличностных отношений.
Туристская работа началась в нашем интернате как подготовка к городским туристским слетам, которые проводились Департаментом образования города Москвы, и переросла в необходимость. Наших воспитанников, несмотря на трудности, очень заинтересовал данный вид спорта. С годами эта практика переросла в систему.
В течение учебного года сложился календарь проведения окружных и городских слетов. В конце учебного года в нашем интернате проводится «День туризма» и итоговый многодневный поход, в котором проводится ролевая игра с участием туристских клубов города Москвы. Это очень занимательное действие. Многие педагоги, которые первый раз ночевали в лесу, в походных условиях, ждут следующего похода. Что же тогда можно говорить о детях? Ребята жду его с нетерпением.
Необходимыми условиями участия в итоговом походе является обязательное посещение занятий по туризму, участие в различных соревнованиях, помощь в проведении спортивных мероприятий.
Для того чтобы у всех детей, при всей их разности, шансы были равны, мы используем такие методики, как «Карточка спортсмена» и «Зеркало» (см. приложение).
КАРТОЧКА СПОРТСМЕНА:
Помимо фотографии в карточку вносится фамилия, имя и отчество воспитанника, его дата рождения. На оборотной стороне заносятся данные об участии и победах ребенка в соревнованиях (независимо от их уровня).
Такая карточка помогает педагогу контролировать успехи ребенка, направление его интересов.
ЗЕРКАЛО:
Представляет собой таблицу, в которой указываются все без исключения воспитанники. Таблица обязательно должна находиться в доступном для детей месте. Напротив каждой фамилии в течение года проставляются звездочки разного цвета. Цвет звездочек зависит от вида деятельности, за которую они проставляется. В конце учебного года подводятся итоги (подсчитываются звездочки). Каждая звездочка, независимо от цвета имеет одинаковый «вес».
Такая форма учета очень помогает воспитанникам контролировать свои достижения и уравнивает шансы детей, так как дети, не имеющие высоких спортивных достижений, могут набрать звездочки, помогая в проведении спортивных мероприятий. Так, например: Настя Щ. никогда не участвовавшая в соревнованиях и, имеющая физическую подготовку ниже среднего уровня участвовала в итоговых походах на протяжении четырех лет. А венцом было участие девочки в соревнованиях по лыжному туризму очень высокого уровня, в составе сборной команды интерната. Сейчас девочка успешно учится в колледже, прекрасно находит общий язык с преподавателями и учащимися, владеет навыками оказания первой доврачебной помощи, прекрасно готовит и не стесняется того, что она воспитанница детского дома.
Практика туристских походов дает возможность детям-сиротам общаться с детьми, живущими в семьях. В своей повседневной жизни ребята лишены такой возможности, так как в оздоровительных лагерях, на спортивных соревнованиях наши воспитанники чаще всего встречаются только с детьми из других детских домов и школ-интернатов. Это негативно отражается на развитии их морально-волевой сферы, не дает примера положительного межличностного общения.
Еще одним плюсом введения походной практики является приобретение навыков самообслуживания. Из практики работы с детьми-сиротами могу сказать, что в рамках школьной программы нашим детям мало двух часов трудовой подготовки. Она должна обязательно присутствовать во внеурочное время. Когда они попадают в походные условия, то выясняется, что очень многого ребята не знают. Мальчики не умеют готовить, девочки не справляются с элементарными гигиеническими требованиями на кухне, ребята не знают, как быстро починить вышедший из строя инвентарь с помощью подручных средств. В условиях пребывания в детском доме дети привыкли выполнять свои обязанности, они знают о гигиенических требованиях, но, попадая в незнакомую среду, тут же теряются.
При подготовке к походу ребята в обязательном порядке делятся на экипажи, выбирают командиров, распределяют между собой должностные обязанности (заведующий питанием, заведующий снаряжением, реммастер и т.д.). В каждом экипаже должны быть старшие, более опытные, мальчики, старшие девочки и, обязательно, малыши, которые первый раз в походе. Более ответственные должности распределяются между старшими ребятами, а малыши назначаются их помощниками по должностям. Заранее назначаются дежурные по кухне (обязательно старший и младший участник).
Командир выполняет поручения педагога по организации своего экипажа для передвижений, установки и снятию бивуака, дежурства.
Заведующий питанием (завпит) совместно с педагогом составляет раскладку питания, рассчитывает количество продуктов, необходимое для всех участников похода, помогает в закупке продуктов, их упаковке и распределению продуктов по рюкзакам воспитанников. В походе деятельность завпита заключается в выдаче продуктов к каждому приему пищи.
Заведующий снаряжением (завснар) совместно с педагогом готовит и выдает снаряжение для похода, распределяет его по рюкзакам участников. В походе следит за его сохранностью. После похода завснар собирает снаряжение, просушивает его.
Рем. мастер перед походом под контролем преподавателя собирает ремонтный набор. В походе помогает участникам похода в ремонте личного и общественного снаряжения.
Медик – готовит аптечку первой доврачебной помощи. В походе медик помогает преподавателю в оказании первой доврачебной помощи детям, самостоятельно, под контролем педагога, обрабатывает мелкие раны и ссадины, следит за чистотой на кухне и во время приготовления пищи.
Дежурные по кухне в походе занимаются приготовлением пищи, уборкой на кухне, раздачей пищи.
Выполняя должностные обязанности дети приобретают навыки рационального ведения хозяйства, узнают приемы приготовления пищи и ремонта.
В туристском походе существует практика «нарядов». «Наряды» ребенок может получить за нарушение техники безопасности, вырубку зеленых насаждений и т.д. «Наряд» можно «отработать», например мытьем посуды. В последних походах ребята обходятся практически без «нарядов».
В походах запрещена нецензурная брань.
Многие ребята, выпускники интерната, с благодарностью вспоминают наши походы. Дети говорят, что навыки, приобретенные в походах, очень помогают им в самостоятельной жизни.
От того, какое влияние может оказать личность учителя на ученика, может зависеть либо укрепление здоровья ученика, повышениеего адаптационных ресурсов, либо, напротив, может привести к ассоциальному поведению ученика.
Идея здоровья намного шире, чем представление о гигиене и отсутствии болезней. Она включает в себя физическое, ментальное и эмоциональное здоровье. Мы должны научить наших детей заботиться о своем здоровье как о величайшем благе.
Чтобы добиться заметных результатов в своей работе, необходимо помнить что - это не. разрозненные приемы, методы, не наличие тренажерного зала со стоматологическим кабинетом или «шведских» стенок в рекреациях, а система мер, направленная на педагогов, медиков и других специалистов детского дома, защиту здоровья учащихсяот неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным и воспитательным процессом и пребыванием в детском доме.