Дифференцированная групповая форма организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках физкультуры.
Дифференцированная групповая форма организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках физкультуры.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА:
Дифференцированная групповая форма организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках физкультуры.
В соответствии с общими направлениями работы по комплексной программе раздел физкультурно-оздоровительной деятельности имеет несколько задач. Одна из них звучит так: овладели навыками в процессе самостоятельных занятий физической культуры. В этом разделе имеет место теоретические и практические знания и навыки, которые должны использоваться на практике в повседневной жизни учащихся. Обучение данному разделу идет в тесной связи с постоянным акцентированием внимания учащихся на правилах выполнения требований здорового образа жизни. Эффективность урока зависит от того, насколько учитель будет применять наиболее рациональные формы организации учебного процесса и методические приемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференцированная групповая форма организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках физкультуры.»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА:
Дифференцированная групповая форма организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках физкультуры.
Подготовила учитель физической культуры
Москаленко М.Ю.
В соответствии с общими направлениями работы по комплексной программе раздел физкультурно-оздоровительной деятельности имеет несколько задач. Одна из них звучит так: овладели навыками в процессе самостоятельных занятий физической культуры. В этом разделе имеет место теоретические и практические знания и навыки, которые должны использоваться на практике в повседневной жизни учащихся. Обучение данному разделу идет в тесной связи с постоянным акцентированием внимания учащихся на правилах выполнения требований здорового образа жизни. Эффективность урока зависит от того, насколько учитель будет применять наиболее рациональные формы организации учебного процесса и методические приемы.
Не менее важно, чтобы при любых условиях занятий педагог, обучал и воспитывал учащихся, мог обеспечить им постоянную занятость и активность, достигая тем самым и высокой результативности уроков. Поэтому, прежде всего надо, исходя из задач урока, выбрать такой способ организации учебного труда школьников, который позволяет наилучшим образом выполнять названные требования.
Воспитание устойчивого интереса к урокам способствует также нешаблонное проведение занятий, использование таких методических приемов, которые позволяют ученикам проявить инициативу, творчество, активность, самостоятельность.
Одна из особенностей урока – максимально полное использование самостоятельной работы учащихся. Учителю следует проводить учебную работу таким образом, чтобы по окончании школы каждый выпускник мог наметить задачу самостоятельных занятий, составить простейший план, выбрать необходимые средства и методы, грамотно выполнять физические упражнения, проконтролировать и оценить реакцию организма на нагрузки, определить результаты и внести необходимые корректировки.
Учитель должен рассказывать на уроках о правилах выбора инвентаря, о подготовке мест занятий, о самостраховке, о самоконтроле.
Умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями успешно реализуется при правильной постановке задач, выборе упражнений, их планировании организации мест занятия.
В настоящее время распространение получают уроки физической культуры в форме уроков – консультации, когда после прохождения темы или раздела, учащиеся получают задания от учителя и самостоятельно их выполняют. Функция учителя на таких уроках в основном сводится к индивидуальным или групповым консультациям.
Программой предусмотрены самостоятельные занятия учащихся физическими упражнениями, овладение организаторскими умениями. Рекомендовано уроки физической культуры в старших классах осуществлять с тренировочной направленностью.
Правила самостоятельной работы должны содержать самые общие основы, без которых невозможно обойтись школьнику. Важно сообщить школьникам правила подготовки организма к работе разного характера, правила подбора упражнений для развития необходимых двигательных способностей. Школьников знакомят с основами приема самоконтроля: подсчет пульса, частоты дыхания, оценка общего самочувствия.
На самостоятельные занятия на уроках физкультуры можно отводить 30% для младших школьников, 50% для учащихся среднего возраста 70% для учащихся старшего возраста.
Занимаясь самостоятельно на уроках физкультуры ученик, сам должен видеть результативность личного физического совершенствования, гигиены и самоконтроля.
Важнейшим условием самостоятельных занятий физическими упражнениями должна быть их абсолютная безопасность.
Для самостоятельных занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью очень важно научиться выбирать соответствующие упражнения и параметры нагрузки для развития основных двигательных способностей. При этом следует не забывать включать в самостоятельные занятия выполнение требований гигиенического характера, проводить закаливающие мероприятия, овладевать умением правильно дышать при выполнение различных двигательных действий.
Все методические приемы, направленные на формирования умений и навыков, следует применять дифференцированно, в зависимости от возраста.
Одно из важных условий правильного регулирования нагрузки – дифференцированный подход к учащимся. Иначе говоря, при прохождении одинакового для всего класса программного материала учитель видоизменяет и уточняет задания применительно к особенностям отдельных групп учеников.
На уроке школьники могут самостоятельно, под руководством учителя или инструктора варьировать, например, скорость бега или продолжительность, изменять объем, характер подводящих упражнений.
Проявление дифференцированного подхода в физическом воспитании путем решения задач индивидуального физического совершенствования. Учитель должен знать уровень развития здоровья каждого ребенка, физического развития, физической и двигательной подготовленности. И в связи с этими параметрами прокладывать индивидуальный путь занятий физическими упражнениями самостоятельно на уроках или дома.
Дифференциация и индивидуализация урока – одно из важнейших требований учебного процесса.
В школьном уроке может быть использован индивидуальный способ организации учебного труда учащихся. Сущность его заключается в том, что отдельные ученики, получив те или иные задания, должны самостоятельно их выполнять тут же на уроке. Применение этого способа помогает ученикам овладеть умением самостоятельно заниматься физическими упражнениями, что особенно важно для учащихся старших классов. В работе со старшеклассниками используются все известные способы организации урока: фронтальный, групповой и индивидуальный. В этом возрасте рекомендуется применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями.
Через развитие под руководством учителя школьник приобщается к саморазвитию, т.е. к знаниям и умениям индивидуально решать задачи физического воспитания, осуществлять личноориентированное физическое совершенствование.
Сущность индивидуального способа организации занятий заключается в том, что отдельные ученики, получив те или иные задания, самостоятельно выполняют их. Применение этого способа помогает ученикам овладеть умением самостоятельно заниматься физическими упражнениями, что особенно важно для учащихся старших классов.
Дети, отстающие по своим показателям в физической культуры, часто стесняются и, не желая обнаружить перед товарищами отставание в своем физическом развитии, неохотно выполняют упражнения или вовсе воздерживаются от их исполнения. В этих случаях учитель спокойным тоном подбадривает занимающихся, иногда облегчает условия выполнения упражнений, стремится вселить в них надежду и уверенность, говоря, что их отставание временное, что они догонят своих товарищей, особенно если будут индивидуально, дополнительно заниматься и желательно во внеурочное время. С такими учениками учитель работает индивидуально, чтобы устранить это, надо делать упражнения в облегченных условиях.
Например, на этом этапе повторения двигательных действий чаще всего используется групповой способ, но снижается моторная плотность урока. Поэтому, когда разучиваются упражнения, например, на снарядах малой пропускной способностью, необходимо для повышения плотности давать дополнительные (несложные) задания, которые могли бы выполнять ученики, ожидающие очередного подхода. Это могут быть подходящие упражнения, содействующие освоению основного двигательного действия или упражнения, направленные на совершенствование ранее изученных движений и развитие двигательных качеств.
Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми. Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференциального подхода к учащимся, имеющие существенные индивидуальные способности.
Учителю следует находить возможность для акцентирования внимания учеников на особенностях самостоятельного выполнения упражнений и их влияние на различные системы организма. Можно также выполнять доступные для самостоятельного выполнения элементы спортивных игр. Целесообразно рекомендовать учащимся совершенствоваться в освоении способов бега. Среди видов самостоятельных занятий большое значение имеют также упражнения на развитие мышечной силы, выносливости, прыгучести, гибкости.
При групповом способе организации учащихся распределяют на несколько групп (обычно от 3 до 5), каждая из которых выполняет свое задание в указанном месте. Например: 1- на перекладине (под руководством учителя) изучают подъем переворотом; 2- на бревне совершенствуются различные виды ходьбы; 3- на матах у гимнастической стенки совершенствуется стойка на голове (мальчики) и «мостик» (девочки). Учитель находится у того снаряда, на котором решаются основные задачи урока, в других группах назначается старший. В предварительной инструкции учитель должен четко определить правила выполнения каждого упражнения, дозировку. При групповом способе учащимся часто предлагают дополнительные задания, направленные на развитие двигательных качеств, сообщение или проверку теоретических знаний. В связи с этим учащиеся должны быть обучены правильно самостоятельно заниматься физическими упражнениями.