ДОКЛАД «Повышение мотивации двигательной активности путём использования нетрадиционных уроков».
ДОКЛАД «Повышение мотивации двигательной активности путём использования нетрадиционных уроков».
Физическим воспитание детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И всё- таки особое место в этом воспитательном процессе отводиться учителю физической культуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии двигательных качеств, обеспечивающих подготовку к выбору будущей профессии.
Совеременный ритм жизни детей увеличил нагрузку на нервную систему. Мозг, сердце, сосуды и в то же время сократил работу мышц. Ни для кого не секрет, что школьники с трудом высиживают до конца урока и на перемене"выпускают пар" в хаотичных и зачастую небезопасных перемещениях по школе. В то же время вводно- подготовительная часть урока физкультуры проходит скучно неинтересно. Разминка проводится из урока в урок одинаково с комплексом общеразвивающих упражнений типа "разорви грудь" , и учащиеся с первых минут урока теряют интерес к нему и , следовательно, желание заниматься. В связи с этим возникает проблема: как повысить эмоциональный настрой учащихся, их интерес к уроку в целом и в частности к подготовительной его части? Словом нужно много менять. Иначинать предлагаю с урока физической культуры , который остаётся на уровне 30-40 х годов прошлого века.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД «Повышение мотивации двигательной активности путём использования нетрадиционных уроков». »
ДОКЛАД
«Повышение мотивации
двигательной
активности путём использования
нетрадиционных уроков».
Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И всё-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии двигательных качеств, обеспечивающих подготовку к выбору будущей профессии.
Современный ритм жизни детей увеличил нагрузку на нервную систему. Мозг, сердце, сосуды и в то же время сократил работу мышц. Ни для кого не секрет, что школьники с трудом высиживают до конца урока и на перемене «выпускают пар» в хаотичных и зачастую небезопасных перемещениях по школе. В то же время вводно-подготовительная часть урока физкультуры проходит скучно неинтересно. Разминка проводится из урока в урок одинаково с комплексом общеразвивающие упражнений типа «разорви грудь», и учащиеся с первых минут урока теряют интерес к нему и, следовательно, желание заниматься.
В связи с этим возникает проблема: как повысить эмоциональный настрой учащихся, их интерес к уроку в целом и в частности к подготовительной его части?
Словом нужно много менять. И начинать предлагаю с урока ф.к. , который остаётся на уровне 30-40 х годов прошлого века. На фоне результатов медицинского осмотра прошлого года. Когда у каждого четвертого школьника выявлено более трёх- четырех заболеваний, актуальность этой задачи значительно возрастает.
Ш.А.Амонашвили говорил, что когда есть стандарт ведения урока, «вся ответственность за такой урок лежит на невидимых плечах разработчиков стандарта». Конечно, урок требует холодной рассудительности и бесстрастной строгости, но всё же привкус романтики необходим, как атмосфера радостной приподнятости, сопутствующей поиску, творчеству. Поэтому многие учителя, а именно, творчески работающие, ищут разные способы «оживления» урока. На мой взгляд, самый эффективный в плане реализации возникшей проблемы является нетрадиционный урок.
НЕТРАДИЦИОННЫЙ – НЕ СОВСЕМ ОБЫЧНЫЙ – СОВСЕМ НЕОБЫЧНЫЙ
Такое разделение урока кажется неуместным только на первый взгляд. Но в современной психолога - педагогической и методической литературе понятие «нетрадиционная форма урока» до сих пор не имеет четкого определения, остаётся крайне расплывчатым. Стоит отметить и обилия синонимов, среди которых – «нестандартный урок», «нетрадиционные технологии урока», «нетрадиционные виды урока». Весьма распространено определение нетрадиционного урока, как импровизированного учебного занятия, имеющего нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Нетрадиционный урок считается необычный по замыслу, организации и методике проведения.
Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся. Одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы. Другие. Наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учащихся, не желающих и не умеющих, серьёзно трудится.
Но ведь никто не требует «отмены» традиционных уроков как основной формы обучения и воспитания учащихся. Речь идёт о придании тому или иному виду деятельности оригинальных, нестандартных приёмов, активизирующих учащихся на уроках, повышающих интерес к знаниям, познавательный интерес в области физической культуры, повысить уровень физической подготовленности учащихся с учётом их возраста, способностей и укрепить здоровье. Существует много видов нетрадиционных уроков. В моей таблице они отражены, апробировала .
Педагогика в определённом смысле есть наука об отношениях.
НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК – УРОК ТВОРЧЕСТВА
Безусловно, ученики на уроке всегда готовы выступить активной стороной, определенным образом формирующей педагогический процесс. Но в одном случае, дети могут преумножить вносимые педагогом усилия, а в другом разрушить. Первое происходит, когда учитель систематический, от урока к уроку, заботится о формировании детского творчества, расширяет
содержательный потенциал ученической активности.
Чем больше секретов физического самосовершенствования, тонкостей методики освоения двигательных навыков, техники выполнения тех или иных физических упражнений раскроет учитель перед занимающимися, тем осмысленнее и эффективнее станет участие школьников в учебном процессе.
Одиннадцатилетний путь школьника к физическому самосовершенствованию условно разделим на три этапа.
Первый (начальные классы)- приобщение к физической культуре, привития интереса к уроку, воспитание умений трудится на нём, формирование базовых физических качеств и двигательных навыков.
Второй (средние классы) – обучение программным двигательным навыкам и умениям на базе самостоятельного выполнения физических упражнений с учётом их тренировочного воздействия на организм.
Третий этап (старшие классы) – дальнейшие укрепление здоровья, развитие потребности в самостоятельных занятиях избранным видом спорта.
Ведущим звеном в этой цепочки считается средняя школа, и особенно 5-7 классы. В данном возрасте школьники ещё не потеряли интерес к учёбе, тянутся к знаниям и любят трудится, надо лишь постоянно направлять их кипучую энергию, необузданные желания в нужное русло.
Успешным может быть только такой урок, в котором соблюдены три главных условия.
Во-первых, интерес к нему учащихся. Это несложно проконтролировать, если хотя бы изредка советоваться с детьми, спрашивать, что им понравилось или не понравилось на только что закончившемся уроке.(рефлексия)
Во- вторых. Урок должен быть понятным ученикам по постановке цели и выбора средств. Необходимо учащихся своевременно информировать о том, каков будет предстоящий урок.
В-третьих, урок – это место, где каждому выделено время, приобретать, умение заниматься самостоятельно при высокой сознательной дисциплине. Поэтому на занятиях учитель разъясняет, в первую очередь, не то, чем надо заниматься и какие упражнения выполнять, а то, как следует заниматься и зачем нужно выполнять каждое упражнение.
К продуктивному уроку всегда необходимо идти, учитывать интересы, потребности и склонности школьников. Нет предела учительской фантазии. Самые разнообразные типы нетрадиционных уроков в копилке творчески работающего учителя. Но успешное проведение урока зависит от ряда действий, как учителя, так и учеников. (См таблицу №2)
«Чем может взволновать ребёнка день ото дня предлагаемая ему одна и та же схема построения урока: рапорт, постановка задач, строевые упражнения, ходьба, бег минут так 20, общеразвивающие упражнения, обучение какому- либо навыку? А на игру всего 3-4 минут! Полюбит ли он такие уроки? Скорей всего- нет. Поэтому всегда нужно стремится каждый следующий урок сделать непохожим на предыдущий, хотя принципа комплексного воздействия на организм занимающихся придерживаться непременно».
Игровой и соревновательный методы считать желательно основными нетрадиционных уроках. Раскованность же ребёнка, закомплексованность проявляются в большей степени, когда класс занимается фронтально. Ведущим можно считать такой путь: от игры и соревнования к двигательному навыку, повышению уровня физической подготовленности. Увеличивать число подвижных игр на уроках. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора- с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, с другой- получают моральную и эстетическое удовлетворение от этой деятельности.
Главное же в нетрадиционных уроках в том, что
ученики вовлечены
их работоспособность максимальна
результативность урока возрастает
повышается интерес к уроку
В общей системе обучения место нетрадиционных уроков определяется самим учителем в зависимости от содержания материала, а также конкретных условий проведения и, в конечно же, от индивидуальных особенностей самого учителя.
Закончу своё выступление словами известного французского философа Ж.Ж.Руссо: «Ребёнок может делать всё, что он хочет, но хотеть он должен то, чего желает воспитатель».
Урок направлен на сплочение коллектива, развитие коммуникативных способностей, воспитание у детей чувства самоутверждения, здорового соперничества, сопереживания за коллектив, активизация мыслительной деятельности.