"Физическое воспитание детей младшего школьного возраста"
"Физическое воспитание детей младшего школьного возраста"
По мнению многих специалистов, начинать заниматься плаванием лучше в детском возрасте. Как показывает практика, учащиеся 2-3 классов начальной школы быстро овладевают техникой плавания спортивными способами. Этому способствует и ряд физиологических особенностей младших школьников - лучшая, чем у старшеклассников плавучесть, обтекаемость их тела и другие факторы. Однако необходимо учитывать, что успешность обучения младших школьников плаванию во многом зависит от овладения учениками специфическими двигательными навыками. Двигательные навыки плавания имеют свою специфику, и приобретение этих навыков способствует лучшему освоению навыка плавания и техники спортивных способов. Один из путей приобретения необходимых навыков - это включение специальных имитационных движений в процесс обучения плаванию. Специфические двигательные навыки составляют так называемую двигательную готовность к освоению плавательных навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Физическое воспитание детей младшего школьного возраста" »
7
Пояснительная записка
Умения плавать и нырять составляют основу многих других водных видов спорта: синхронного плавания, водного поло, скоростных видов подводного спорта, подводного ориентирования. Развитие плавания как средства оздоровления и физического воспитания населения, с одной стороны, и как популярного вида спорта, с другой тесно взаимосвязаны. Без всеобщего обучения младших школьников плаванию, привлечения к занятиям плаванием всех слоев населения не может эффективно работать система подготовки резервом в этом виде спорта. В свою очередь, непрерывно совершенствующиеся в ходе спортивной деятельности пловцов высокого класса техника плавания, средства и методы подготовки, информационное обеспечение, инвентарь и оборудование спортивных бассейнов проникают в практику массовых занятий плаванием и приносят пользу широкому кругу любителей этого вида физических упражнений. А для детей, не добившихся высоких титулов и результатов в плавании, плавание будет служить разновидностью активного отдыха и прикладным навыком на протяжении всей жизни.
Для младших школьников плавание - один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоничное развитие организма ребенка. Навыки плавания жизненно необходимы и детям и взрослым в их повседневной учебной и трудовой деятельности. Занятия плаванием имеют большое воспитательное значение. Они помогают ребятам стать дисциплинированными, собранными, смелыми, решительными и находчивыми. Эти и другие морально-волевые качества формируются в ходе правильно организованных учебных занятий.
Не менее важно для детей младшего школьного возраста и оздоровительное значение плавания. Регулярные занятия положительно влияют на физическое развитие человека, особенно в детском возрасте. Известно, что в воде тело человека находиться во взвешенном состоянии. Относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуя развитию различных систем организма, облегчает деятельность внутренних органов. При правильно проводимых занятиях у детей повышается функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние нервной системы. Регулярные занятия плаванием способствуют формированию у младших школьников правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям.
По мнению многих специалистов, начинать заниматься плаванием лучше в детском возрасте. Как показывает практика, учащиеся 2-3 классов начальной школы быстро овладевают техникой плавания спортивными способами. Этому способствует и ряд физиологических особенностей младших школьников - лучшая, чем у старшеклассников плавучесть, обтекаемость их тела и другие факторы. Однако необходимо учитывать, что успешность обучения младших школьников плаванию во многом зависит от овладения учениками специфическими двигательными навыками. Двигательные навыки плавания имеют свою специфику, и приобретение этих навыков способствует лучшему освоению навыка плавания и техники спортивных способов. Один из путей приобретения необходимых навыков - это включение специальных имитационных движений в процесс обучения плаванию. Специфические двигательные навыки составляют так называемую двигательную готовность к освоению плавательных навыков.
Имитационными движениями используемыми на начальном этапе обучения плаванию называются движения выполняемые для ознакомления младших школьников с общей формой движений при плавании. Они выполняются на суше и не создают тех ощущений, которые испытывает дети в воде. Имитационные движения сохраняют общую структуру базовых приемов и обеспечивают условия, облегчающие освоение техники их выполнения.
Данная методическая разработка предназначена для детей младшего школьного возраста первого и второго года обучения.
Методической разработкой могут воспользоваться молодые специалисты физической культуры, педагоги дополнительного образования, тренера по плаванию.
Комплекс имитационных упражнений.
При обучении технике плавания кролем на груди использовался комплекс имитационных движений, позволяющий добиться правильного выполнения гребковых движений, работы рук и ног (см. Рис 1):
1. И.п. - сидя на полу или на краю скамьи, с опорой руками сзади; ноги выпрямлены в коленных суставах, носки оттянуты и развернуты внутрь. Имитация движений ногами кролем. Темп движений задают счет или хлопки преподавателя: «Раз! два, три!» (движения выполняются от бедра, в быстром темпе, с небольшим размахом (30-40 см) между стопами. Ноги не следует поднимать высоко над полом.
2. И.п. - лежа на груди поперек скамьи с опорой руками о пол. Имитация движений ногами кролем.
3. В висе на перекладине имитация движений ногами кролем.
Методические указания. Ноги должны быть прямые и напряженные; носки оттянуты, как у балерины. Все имитационные упражнения на суше выполняются прямыми ногами. Движения производятся от бедра. Делая эти упражнения в воде, занимающиеся преодолевают сопротивление воды; ноги сгибаются в суставах, в результате чего формируются хлыстообразные движения.
Рис. 1. Комплекс упражнений на суше для кроля на груди и на спине
Для изучения согласования движений ногами и дыхания использовались следующие имитационные упражнения на суше:
1. И.п. - лежа на груди на скамье, руки вытянуты вперед. Имитация движений ногами кролем в согласовании с дыханием: вдох выполняется во время подъема головы вперед, выдох - при имитации опускания лица в воду.
2. И.п. - то же, одна рука вытянута вперед, другая вдоль туловища. Имитация движений ногами кролем в согласовании с дыханием: вдох выполняется во время поворота головы в сторону руки, вытянутой вдоль туловища; выдох - при имитации опускания лица в воду. То же, поменяв положение рук.
Для изучения движений руками выполнялись следующие имитационные движения на суше (см. рис. 2):
1. И.п. - стоя в выпаде вперед, слегка наклонив туловище вперед; одна рука опирается о колено передней ноги, другая впереди, в положении начала гребка. Имитация движений одной рукой кролем. То же другой рукой.
2. И.п. - тоже, обе руки впереди. Имитация движений руками кролем с подменой: как только одна рука, выполнившая гребок, вернется в исходное положение, гребок начинает другая рука.
3. И.п. - то же; одна рука впереди, в положении начала гребка; другая - у бедра, в положении окончания гребка. Имитация движений руками кролем.
В ходе выполнения движений детям давались методические указания, наблюдалось за тем, чтобы руки в начале и в конце гребка должны быть прямыми; смотреть прямо перед собой; не раскачивать плечами. Гребок рукой выполнять под себя к противоположной ноге; заканчивать гребок у бедра.
Рис. 2. Упражнения для изучения движений руками
Для изучения согласования движений руками вовремя плавания кролем на груди и дыхания выполнялись следующие имитационные упражнения на суше:
1. И.п. - стоя в выпаде вперед, слегка наклонив туловище вперед; одна рука опирается о колено передней ноги, другая - впереди, в положении начала гребка; голова повернута в сторону опор ной руки (щека лежит на воде). Имитация движений рукой кролем на груди в согласовании с дыханием. Поворот головы для вдоха выполняется в сторону работающей руки; вдох осуществляется в момент выхода руки из воды. То же, поменяв положение рук.
Выполнение движений сопровождалось указаниями для детей о том, что голова после вдоха должна повернуться лицом в воду раньше входа в нее руки. При повороте головы для вдоха ухо и затылок должны находиться на поверхности воды.
2. И.п. - то же, руки вытянуты вперед, лицо опущено в воду. Имитация движений руками кролем с подменой в согласовании с дыханием. Как только работающая рука возвращается в исходное положение, гребок начинает другая рука. Дыхание выполняется в сторону гребковой руки.
3. Имитация попеременных движений руками кролем на груди в согласовании с дыханием. То же, поменяв положение рук. Чередовать дыхание в одну, затем в другую сторону. Во время выполнения задания детям давались методические указания: вдох выполняется только в момент окончания гребка, когда рука находится у бедра. Вначале, для лучшего запоминания, можно останавливать руку в момент вдоха у бедра - для этого необходимо в конце гребка коснуться рукой бедра и задержать ее в этом положении.
Для изучения общего согласования движений при плавании кролем на груди выполнялись следующие имитационные движения (см. рис. 3):
1. Имитация движений руками кролем на груди с притоптыванием ногами на месте: на один «гребок» рукой - три притопа. Считать вслух: «Раз, два, три. Раз, два, три...».
2. То же, с продвижением вперед мелкими шагами.
3. И.п. - лежа на груди на узкой скамье. Имитация движений руками и ногами кролем на груди.
4. Имитация движений руками кролем с притоптыванием ногами на месте в согласовании с дыханием: на один «гребок» рукой три притопа.
Рис. 3. Имитационные движения для изучения общего согласования движений при плавании кролем на груди
2. Способ кроль на спине.
Для развития двигательных умений необходимых при плавании кролем на спине дети выполняли следующие имитационные движения на суше:
1. И.п. - сидя на полу или на краю скамьи в упоре руками сзади (плечи отклонены назад), ноги выпрямлены в коленях, носки оттянуты. Имитация движений ногами кролем. Темп движений задают счет и хлопки преподавателя: «Раз, два, три».
2. Имитация движений ногами кролем в положении лежа на спине.
Во время выполнения движений детям давались методические указания о том, что ноги должны быть прямые и напряженные, с оттянутыми носками, как у балерины. Имитационные упражнения на суше выполняются прямыми ногами. Движения производятся от бедра, в быстром темпе, с небольшим размахом между стопами. Ноги не следует поднимать высоко над полом. Так же выполнялись упражнения в воде с неподвижной опорой (см. рис. 4):
1. И.п. - сидя на краю берега или на бортике бассейна, опустив ноги в воду. Движения ногами кролем по команде или под счет преподавателя.
2. И.п. - лежа на спине, держась руками (на ширине плеч) за бортик бассейна. Опираясь верхней частью спины о стенку, выполнять движения ногами кролем на спине по команде или под счет преподавателя.
Рис. 4. Упражнения в воде с неподвижной опорой для развития двигательных умений плавания кролем на спине
Для изучения движений руками использовались следующие имитационные движения на суше:
1. В положении стоя имитационные движения одной рукой кролем на спине. То же другой рукой.
2. И.п. - стоя, одна рука вверху, другая у бедра. Круговые движения обеими руками назад («Мельница»).
3. То же, в положении лежа на спине.
Для изучения согласования движений руками и дыхания при плавании кролем на спине выполнялся предыдущий комплекс упражнений (рис. 5). Особое внимание уделялось дыханию. Ребенок определяет для себя руку (правую или левую), с которой ему удобно согласовывать дыхание. Во время проноса руки над водой выполняется вдох, а во время гребка - выдох.
Рис. 5. Упражнения для изучения движений руками
Для изучения общего согласования движений выполнялись следующие имитационные движения на суше (см. рис. 6):
1. Имитация движений руками кролем на спине с притоптыванием ногами на месте: на один «гребок» рукой - три притопа.
2. То же в согласовании с дыханием. Вдох выполняется под правую (левую) руку в конце «гребка». Движения руками и ногами должны быть подчинены ритму дыхания, поэтому рекомендуется выполнять упражнение под команды преподавателя: короткую «Вдох» и продолжительную» «Вы-ы-ы-дох».
Рис. 6. Упражнения для изучения общего согласования движений
3. Способ брасс.
Для развития двигательных умений детей экспериментальной группы перед началом комплекса упражнений выполняются ходьба, прыжки, наклоны, приседания, отжимания (см. рис. 7):
1. И.п. - основная стойка (о.с.), руки вверху. Приседания.
2. И.п. - сед на пятках (носки оттянуты). Наклониться назад как можно ниже; вернуться в и.п., опираясь руками о пол.
3. И.п. - упор лежа на бедрах. Прогнувшись и захватив руками стопы согнутых в коленях ног (носки развернуты наружу до отказа), перекатываться с бедер на живот и обратно.
4. И.п. - полуприсед, кисти упираются о колени. Вращение коленей вправо и влево.
5. И.п. - стоя в наклоне вперед, ноги на ширине плеч. Движения руками, как при плавании брассом.
6. В положении стоя боком к опоре согнуть одну ногу в колен ном суставе и, захватив стопу с внутренней стороны, подтянуть го лень и пятку к ягодице. Отпустить ногу и выполнить ею движение брассом.
7. В положении лежа на груди движения ногами, как при плавании брассом.
8. В упоре лежа максимальное прогибание и выгибание туловища.
9. И.п. - стоя лицом к гимнастической стенке. Опора руками о перекладину гимнастической стенки в начале и в середине «гребка». Во время выполнения упражнения сильно напрячь мышцы плечевого пояса и рук.
10. И.п. - стоя у гимнастической стенки, опираясь на нее руками. Поочередные махи прямой ногой вперед-назад.
12. «Стартовый прыжок» вверх.
Рис. 7. Примерный комплекс упражнений на суше для брасса
Для развития движений ногами выполнялись следующие имитационные движения на суше (см. рис. 8):
1. И.п. - стоя боком к стенке, уперевшись в нее рукой. Согнуть одну ногу в коленном суставе, отвести голень в сторону и захватить стопу с внутренней стороны одноименной рукой; опустить ногу и выполнить ею толчок до соединения с другой - как при плавании брассом. То же другой ногой.
2. И.п. - сидя на полу, упор руками сзади. Движения ногами, как при плавании брассом: медленно подтянуть ноги, разворачивая колени в стороны и волоча стопы по полу; развернуть носки в стороны; выполнить толчок, соединить ноги и вытянуть их на полу. Сделать паузу, медленно и мягко подтянуть ноги к себе.
3. В положении лежа на скамье движения ногами, как при плавании брассом, с помощью партнера (стоит со стороны ног). Подтягивание ног производится самостоятельно, но в момент разведения носков в стороны партнер берет руками стопы и помогает принять нужное положение перед толчком. Затем, не выпуская ноги пловца, помогает ему правильно выполнить движение и соединить ноги.
4. То же, но без помощи партнера.
Рис. 8. Имитационные движения для развития двигательных умений ногами при плавании брасом
Упражнения для развития умения движений руками выполнялись следующие имитационные движения на суше (см. рис. 9):
1. И.п. - стоя в наклоне вперед, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. Одновременные гребковые движения руками, как при плавании брассом.
2. Упражнения для изучения общего согласования движений Имитационные упражнения на суше
3. И.п. - о.с., руки вытянуты вверх. Выполнить «гребок» руками и возвратить руки в исходное положение; затем выполнить подтягивание и отталкивание одной ногой, имитируя раздельную координацию движений.
4. То же в согласовании с дыханием: вдох выполняется одно временно с началом «гребка» руками, выдох - во время выведения рук вперед и толчка ногами.
5. То же в полной координации. Во время разведения рук в стороны начинает подтягиваться нога, затем делается вдох; в момент выведения рук вперед выполняется отталкивание ногой.
Рис. 9. Имитационные движения для изучения общего согласования движений при плавании брасом
Таким образом, в ходе проведенной работы среди младших школьников экспериментальной группы были использованы имитационные движения, способствующие по развитию двигательных умений при плавании кролем на груди, кролем на спине и брасом. Использование имитационных движений было направлено на развитие работы рук, ног, согласования движений рук и ног и дыхания.
Список использованной литературы
Булгакова, Н. Ж. Обучение плаванию в школе / Н. Ж. Булгакова. - М.: Апрель, 2009. - 192 с.
Булгакова, Н. Ж. Познакомьтесь - плавание / Н. Ж. Булгакова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2012. - 160 с.
Булгакова, Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н. Ж. Булгакова. - М.: ФиС, 2010. – 145 с.
Булгакова, Н. Ж. Учить детей плавать / Н.Ж. Булгакова. – М.: Наука, 2007. – 98 с.
Бутович, Н. А. Тренировка юного пловца / Н.А. Бутович. – СПб.: Питер, 2012 с.
Васильев, В. С. Подготовительные упражнения для обучения плаванию младших школьников / В. С. Васильев // Физическая культура в школе, 2008, № 12. - С. 12-15.
Инясевский, К. А. Тренировка пловца / К.А. Инясевский. – М.: Проспект, 2011. – 128 с.
Кубышкин, В. И. Учите школьников плавать: книга для учителя / В. И. Кубышкин - М.: Просвещение, 2008. - 112 с.
Макаренко, Л. П. Техника спортивного плавания: Пособие для тренеров / Л. П. Макаренко. - М.: Всероссийская федерация плавания, 2011. - 136 с.
Макаренко, Л. П. Юный пловец: Учебное пособие для тренеров ДЮСШ и студентов тренерского факультета институтов физической культуры / Л. П. Макаренко. - М.: Физкультура и спорт, 209. - 180 с.
Никитский, Б. Н. Плавание - методическое пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов / Б. Н. Никитский. - М.: Апрель, 2010. - 208 с.
Осокина, Т. И. Как научить детей плавать / Т. И. Осокина. - М.: ФиС, 2011. – 110 с.