Физическое воспитание в школе, как условие формирования гражданственности и патриотизма у учащихся
Возраст детей 11-12 лет
Срок реализации 1 год
Сергеев Александр Алексеевич,
учитель физической культуры
д. Иванково Фурмановского муниципального района
2014 г.
Введение
Считается, что воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность образовательных учреждений по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины.
Возрождение патриотических чувств можно добиться решением разных задач, в том числе и через систему физического воспитания и формирования потребности в здоровом образе жизни.
Идеал гармоничного развития человека появился в глубокой древности. Забота о физическом здоровье считалась в Древней Руси обязательной для каждого. Во все времена, во все эпохи мальчиков специально обучали и готовили к роли защитника, борца, а девочек воспитывали как вдохновительниц на подвиг своих близких. Наши предки верили, что мужчины и женщины должны обладать не только такими атрибутами, как физическая красота, сила и здоровье; лишь в соединении с моральными и духовными качествами, развитыми посредством упражнений и состязаний, они могут создать совершенного человека, гармонично развитого во всех его элементах и действиях.
Именно на занятиях физической культурой и на тренировках человек многократно ставится в условия для проявления таких качеств, как решительность, настойчивость, самодисциплина. Постоянное осознанное преодоление физических трудностей, борьба с нарастающим утомлением воспитывают волю, уверенность в себе.
В МОУ Иванковской СОШ была проведена работа по исследованию и анализу физического воспитания, как условия формирования гражданственности и патриотизма у учащихся.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в системе школьного физического воспитания.
Предмет исследования – процесс формирования гражданственности и патриотизма у учащихся средствами физического воспитания.
Цель исследования: обосновать и разработать комплекс педагогических средств для формирования у учащихся гражданственности и патриотизма в системе физического воспитания в школе.
Гипотеза исследования: формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в системе физического воспитания в школе будет эффективным, если:
в его основе лежит учет существенных характеристик гражданственности и патриотизма как качеств личности;
его структура и содержание будет определяться системой потребностей в постоянном физическом совершенствовании, поддержании здорового образа жизни и мотивации социально-ориентированного поведения и деятельности;
уровневые проявления патриотизма и гражданственности у учащихся в процессе занятий физкультурой составят основу модельных характеристик технологий гражданско-патриотического воспитания.
Методологические основы работы: патриотически-ориентированный подход (А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев); положения о личностно-деятельностном подходе и психолого-педагогические аспекты организации воспитательного процесса в педагогических системах различной направленности (Б.Г. Ананьев, B.C. Леднев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); разработки по педагогике и психологии спорта (М.М. Боген, М.Я. Виленский, Е.П. Ильин и др.); разработки по фундаментальным основам теории обучения двигательным действиям (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, П.Я. Гальперин и др.); закономерности и принципы теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки (В.К. Бальсевич, Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин.)
Новизна работы заключается
в разработке теоретических положений и методических рекомендаций по совершенствованию взаимосвязи физического и патриотического воспитания в процессе организации и проведения мероприятий спортивной направленности;
в определении содержания, форм и методов патриотического воспитания в процессе физического воспитания и условия их эффективного применения;
в доказательстве, что использование средств физической культуры на занятиях с учащимися в школе способствует формированию гражданственности и патриотизма и обеспечивает повышение физической подготовленности, физического развития и функционального состояния детей.
Глава I. Теоретические основы формирования гражданственности и патриотизм
В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а также различных форм внеклассной и внеурочной работы. Но что бы эта работа эффективно способствовала воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю логику.
Среди духовных качеств российских граждан особое место занимает любовь к Родине, высочайший патриотизм. И это закономерно. Ведь гражданин начинается с понятия "Родина", "Отечество" и с ценностей, которые связаны именно с ними. Патриотизм поистине является источником духовной силы российских граждан.
Патриотизм – одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека. Под патриотизмом подразумевается любовь человека к своей Родине, его привязанность к местам, где он родился и вырос, готовность приложить необходимые усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.
С.И. Ожегов в "Словаре русского языка" трактует "патриотизм" как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу".
Главенствующее место в воспитании гражданственности и патриотизма, как и других составляющих базовой культуры личности, отводится системе образования.
Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на содержание патриотизма – общечеловеческие ценности и идеалы, делающие личность членом общечеловеческого сообщества. "Любить свою родину, – подчеркивал он, значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому".
В.В. Розанов, русский писатель, публицист и философ, в письме своему биографу Э.Д. Голлербаху писал: "До какого предела мы должны любить Россию? … До истязания, до истязания самой души своей. Мы должны любить ее до "наоборот нашему мнению".
В.А. Сухомлинский в книге "Воспитание гражданина" уделяет внимание формированию гражданской позиции ребенка, роли социальных институтов и организаций в воспитании гражданственности у подрастающего поколения.
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А. Пашкович, Т.А. Касимова, Н.К. Беспятова, Т.С. Буторина, и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.
В самом общем виде, патриотизм представляет собою интегративную, системообразующую характеристику личности (социальной общности, общества в целом), имеющую генетические корни, отражающую исторически объективно сложившуюся связь «человек (общность) - среда обитания» и развития и подразумевающую нравственно-эмоциональную связь названных субъектов с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных представлений.
Гражданственность же предполагает в основном динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан, с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на ее радикальное переустройство.
В реальности все эти понятия – патриотизм и гражданственность - взаимосвязаны и находятся в динамическом соотношении и единстве, каждый раз определяемом спецификой момента и характером воздействия комплекса разного рода объективных и субъективных факторов. Их учет имеет решающее значение при формировании систем воспитания и стратегий социального управления.
Патриотизм и гражданственность сегодня предполагает открытость сознания к межличностному, межнациональному, межгосударственному диалогу, не замкнутость на неповторимой культурной среде, созданной твоим народом, но отзывчивость, солидарность, симпатию, взаимопомощь, пусть не любовь в высоком смысле слова, но толерантное отношение к иной культуре, другому народу.
В условиях повсеместной глобализации более чем актуально звучит мысль Ф.М. Достоевского о том, что не может быть национальной исключительности, а только лишь различная устремленность к всечеловеческому единству.
В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
Для формирования патриотизма и гражданственности в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества.
Такими компонентами, по определению И.Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - отметил К. Д. Ушинский в предисловии к двухтомной монографии по важнейшим проблемам педагогики и педагогической психологии - «Человек как предмет воспитания».
Любовь, уважение, доверие к Родине, как и к матери – безусловны, и только изучая культурное наследие прошлого, традиции русского народа, историю мы можем воспитать патриотов в истинном понимании.
Воспитание гражданской личности – это формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, развитие его как настоящего патриота своего народа и своей страны. По утверждению Б.Т. Лихачева, "стержнем гражданского воспитания являются патриотизм и гражданственность".
Вместе с тем, как справедливо отмечает Т. Белова, патриотизм – чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Исторический опыт показывает, что общество, не способное воспитать в себе патриотическую смену, обречено на беды.
К основным направлениям и ценностным основам воспитания и социализации обучающихся относится:
· воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
· воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
· воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.
Задачами воспитания и социализации обучающихся являются:
в сфере личностного развития:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению в современном мире
- готовность и способность выражать и отстаивать свою нравственно обоснованную гражданскую позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли, поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении общественно-значимых целей;
- формирование здорового образа жизни, осознание единства духовного, социально-психологического и физического здоровья;
- формирование уважительного отношения, готовности и способности к диалогу и сотрудничеству с представителями других народов, культур и верований;
В сфере общественных отношений:
- укрепление чувств патриотизма и гражданской солидарности;
- готовность к сохранению и творческому развитию в современных условиях традиционной культуры, образа жизни;
Весь процесс образования направлен на достижение современного воспитательного идеала и представляет собой:
- осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивного (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
- представления о государственной политике в области здравоохранения и спорта, спортивно-оздоровительной инфраструктуре общества, возрастающей социальной ценности здоровья человека;
- готовность к жизненному самоопределению на основе ценностного отношения к здоровью, навыков физического самовоспитания;
- устойчивая мотивация к занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
- опыт участия в физкультурно-оздоровительных мероприятиях
Глава 2. Педагогический потенциал физической культуры как средства формирования гражданственности и патриотизма у учащихся
В российской спортивной и педагогической науке сложилось достаточно четкое представление о воспитании: оно рассматривается как целенаправленная деятельность по формированию у воспитуемых определенной системы качеств, взглядов, ценностей, убеждений, т.е. мировоззрения. Именно мировоззрение является теоретико-формирующей составляющей воспитания, поскольку вооружает его системой духовно-ценностных ориентаций. Обладая развивающей функцией, мировоззрение способствует активной внутренней работе по осмыслению важнейших проблем действительности и конкретному их решению.
В последние годы в российском обществе нарастает тревога за судьбу детей, подростков и молодежи, что выражается в следующих основных характеристиках:
- в быстром снижении образовательного и культурного потенциала молодого поколения;
- дальнейшей нравственной деградации поколения в целом, выраженной, в частности, как в криминализации сознания и поведения, так и в снижении нравственного порога допустимого;
- резкий рост наркомании, алкоголизма практически во всех слоях общества, переход данного явления в неуправляемый режим и как следствие - разрушение генофонда;
В сложившейся ситуации важнейшим направлением государственной политики в социальной сфере, в том числе и в области физической культуры и спорта, является восстановление системы воспитания, как полноценно действующего государственно-общественного института.
Сегодня у каждого, кто причастен к решению социальных вопросов, должно быть сформировано четкое представление о том, что система воспитания является наиболее существенной силой, способной приостановить действие деструктивных тенденций, поскольку без полноценного здорового и воспитанного поколения невозможно говорить и о решении жизненно важных проблем России.
Системный анализ проблематики воспитания в сегодняшней России показывает, что основой, системообразующим стержнем является гражданско-патриотическое воспитание. Ни одно нормальное государство не может существовать без граждан и патриотов, которые должны составлять большинство населения. Многочисленные исследования показывают, что патриотически и граждански определившиеся молодые люди имеют в большей степени позитивную структуру ценностных ориентаций, более четкие жизненные планы и отличаются большей социальной активностью.
В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание.
Спортивно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга.
Цель спортивно-патриотического воспитания - развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, развитие высокой работоспособности, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
По мнению основоположника теории физического воспитания профессора А.Д. Новикова, "любое качество может быть воспитано лишь через деятельность и в процессе деятельности, что нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом одними разговорами об этом. Его надо ставить в условия, требующие проявления указанного качества".
Именно на занятиях физической культурой и на тренировках человек многократно ставится в условия для проявления таких качеств, как решительность, настойчивость, самодисциплина. Постоянное осознанное преодоление физических трудностей, борьба с нарастающим утомлением воспитывают волю, уверенность в себе. Многие соревновательные и особенно игровые моменты моделируют возможные жизненные ситуации. Правила и нормы поведения в спортивной деятельности (коллективизм, трудолюбие, уважение к сопернику и др.) переносятся в повседневную жизнь.
Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании.
Раскрытие потенциальных возможностей человека способствует формированию таких личностных качеств человека, как уверенность в себе, решительность, смелость, желание и реальная возможность преодолеть трудности. Можно считать, что физические способности развиваются, если человек становится более универсальным с точки зрения расширения двигательной жизнедеятельности и возможности эффективного проявления им предметных операций в жизни. Физическая культура занимает в этом процессе ведущее место.
Физическая культура представляет собой единство реальной (практической) и идеальной (психической) деятельности. В процессе этой деятельности человек вступает в связи и отношения с общественной и природной средой. Чем универсальнее будут его связи, тем более всесторонним и гармоничным будет развит человек, тем универсальнее будут его связи со средой.
Для нормального функционирования человеку необходим определенный объем физических и социальных компонентов, таких, как пища, воздух, солнечный свет, отдых, движение и т. п. Физкультура расширяет эти возможности, а также решает задачи поддержания необходимого равновесия между человеком и окружающей средой в двигательном, эмоциональном и других аспектах. Физические упражнения используются не только для укрепления здоровья, но и для того, чтобы адаптировать организм человека к различным потребностям общественной жизни, способствовать проявлению индивидуального творчества.
В обществе физкультура является важнейшим средством воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. На современном этапе решается задача превращения массового физкультурного движения в общенародное, базирующееся на научно обоснованной системе физического воспитания, которое охватывает все слои общества.
Гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования, задачи которых только в частности отличаются между собою. Воспитание захватывает в свою область нравственные качества человека и его волевые проявления, следовательно, способствует выработке нравственного характера лица, между тем как образование имеет в виду систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие; оно должно приучить молодого человека изолировать получаемые им ощущения и впечатления, сравнивать их между собой и составлять из представлений отвлеченные понятия, выяснять на основании усвоенных истин встречающиеся явления и, наконец, действовать с возможно большею целесообразностью и настойчивостью.
Физическое воспитание - одна из составных частей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным образованием, нравственным и эстетическим, трудовым воспитанием и обучением физическое воспитание содействует всестороннему развитию личности человека.
В процессе занятий физкультурой воспитываются такие морально-волевые качества, как мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, чувство дружбы и товарищества.
В условиях единого образовательно-воспитательного пространства, происходит поэтапное формирование патриотизма и гражданственности средствами физической культуры у учащихся:
идентификация — активное усвоение знаний и способов физкультурной деятельности, а также овладение движениями и жизненно важными двигательными действиями, позволяющими школьнику отождествлять себя с другими людьми и активно включаться в отношения с окружающим миром;
индивидуализация — активное усвоение и воспроизведение знаний, умений и двигательных действий, где процесс воспроизведения опосредуется своеобразием и неповторимой совокупностью индивидуальных физических способностей и личностных особенностей, приобретаемых учащимися в процессе освоения, воспроизведения и самостоятельного использования накапливаемого опыта, как в учебной, так и в физкультурно-спортивной деятельности;
персонификация — активное овладение, воспроизведение и целенаправленное использование разнообразных форм и разновидностей физкультурной и спортивной деятельности, обеспечивающие формирование собственного индивидуального опыта и создание новых индивидуальных образцов и ценностей физической культуры, непосредственно связанных с удовлетворением личных интересов и потребностей.
Как и любая деятельность, физкультура и спорт имеют сложную системно-структурную организацию заданных параметров, а также синергетику своего собственного основания включающего информационный (знания о собственном организме и его возможностях), операционный (способы патриотической деятельности), мотивационный (ориентации готовности к созиданию и защите Родины), деятельностный (проявление решительности и воли в экстремальных ситуациях спортивных соревнований), ценностный (обретение идеалов самоотверженности) компоненты.
Информационный компонент спортивно-патриотической деятельности объединяет в себе знания о физической природе человека (медико-биологические основы деятельности), о психической природе человека (психолого-педагогические основы деятельности) и социальной природе человека (историко-социологические основы деятельности).
Операционный компонент представляется средствами, методами и формами организации деятельности, методами планирования и регулирования преобразовательного ее процесса, формами и методами контроля над физическим развитием и двигательной подготовленностью.
Мотивационный компонент деятельности включает в себя образцы движений и двигательных действий, форм и разновидностей самой деятельности, а также ценностные образцы телесности и физической кондиционности человека.
Деятельностный компонент ориентирован на творческое саморазвитие физической и духовной сфер человека.
Ценностный компонент заключается в экстраполяции на внутренний мир психики молодого человека образцов самоотверженности, преодоления себя, стремления к победе как форме самоутверждения в конкретном социуме, присущих конкретным людям и составляющих совокупный облик спортсмена.
Глава 3. Обоснование средств формирования гражданственности и патриотизма в системе физического воспитания учащихся
1 этап
В начале практической части нашего исследования мы осуществили диагностику уровня развития гражданственности и патриотизма у учащихся, а также уровень физической подготовленности на начало эксперимента.
Цель исследования – исследование уровня развития гражданственности и патриотизма у учащихся 5 класса (2012-2013 учебный год)
Задачи:
Определить уровень развития гражданственности и патриотизма у учащихся
Предоставить рекомендации по развитию гражданственности и патриотизма для учащихся средствами физического воспитания.
Для решения поставленных задач было использовано педагогическое тестирование, анкетирование, психолого-педагогическое наблюдение.
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты.
Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Учащимся была предоставлена анкета «Отношение к патриотизму» (Приложение 1.) Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
Класс | Количество учащихся | Я - патриот (в %) | Не являюсь патриотом |
5 | 18 | 44 % | 56 % |
Таблица 1
Для выявления уровня физической, подготовленности учащихся были предложены тесты, по результатам был выявлен уровень физической подготовленности. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Класс | Количество учащихся | Низкий уровень физической подготовленности | Средний уровень физической подготовленности | Высокий уровень физической подготовленности |
5 | 18 | нет | 12 (66%) | 6 (34%) |
2 этап.
На втором этапе работы была предложена модель гражданско-патриотического воспитания, которая реализовывалась через систему физического воспитания учащихся, как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.
Структура данной модели состоит из следующих компонентов:
Гражданско-патриотический компонент: воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Военно-патриотический компонент: формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Героико-патриотический компонент: воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Духовно-нравственный компонент: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.
Историко-краеведческий компонент: система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование исторической ответственности за происходящее в обществе.
Спортивно-патриотический компонент: развитие физических и воспитание морально-волевых качеств, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Данная база воспитательных подходов должна, суммируясь, сформировать личность, обладающую:
позитивными мировоззренческими взглядами и позициями по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам;
важнейшими духовно-нравственными, деятельностными качествами, такими как любовь к Родине, уважение к законности;
способностью глубокого понимания каждым человеком своей роли и места в служении Отечеству;
основными качествам, свойствами, навыками, привычками, необходимыми для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы.
Реализация модели осуществлялась через работу с учащимися по следующим направлениям:
совместное планирование деятельности;
уроки физической культуры и дни здоровья с историко-патриотическим уклоном;
проектная деятельность учащихся (социальные проекты);
участие в конкурсах и соревнованиях различного уровня;
диагностика учащихся по различным направлениям гражданско-патриотического воспитания
Планируемые результаты данной работы следующие:
Первый уровень результатов — приобретение учащихся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
В спортивно-патриотическом направлении достигается путем развития морально-волевых качеств, воспитания силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.
Второй уровень результатов — получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает), первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Второй уровень достигается следующим образом: учащиеся находятся в классе на уроках физической культуры не как ученики, а как свободные личности, которые могут реализовать себя. Каждый учащийся может делиться своим опытом с другими учащимися, осуществлять поддержку ребят со слабой физической подготовкой. Также возрастает роль коллективизма. Одноклассники, хорошо умеющие делать двигательные навыки, также могут способствовать росту и улучшению результата отстающего ученика. Также учащиеся могут проявить творческую деятельность – искать пути наиболее эффективного решения задач, поставленных на уроках физической культуры. Учащиеся начинают выявлять свои спортивные склонности. У них начинают появляться вопросы: Как достичь лучших спортивных результатов? Почему наши предки имели лучшее здоровье и отличались «богатырской силой»? Какие методики и упражнения лучше использовать для достижения максимально результата? Какие духовно-нравственные качества нужно сформировать, чтобы стать не только спортсменом, но и гражданином и патриотом своей страны?
Третий уровень результатов — получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Третий уровень реализуется через игровую и спортивную деятельность. В игре, развиваются физические качества ребенка, двигательные кондиции, воспитываются сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры возбуждают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества. Учащиеся, занимающиеся спортивно-игровой деятельностью, воспитывают в себе коллективизм, ответственность за свои действия.
3 этап.
Через год было проведено повторное диагностическое исследование.
На вопросы анкеты «Отношение к патриотизму» были получены следующие результаты (таблица 3).
Таблица 3
Класс | Количество учащихся | Я - патриот (в %) | Не являюсь патриотом |
6 | 18 | 67 % | 33 % |
Анализируя полученные результаты можно констатировать увеличение процента ребят, относящих себя к категории «Я – патриот» с 44% до 67%.
Для выявления уровня физической подготовленности учащихся было проведено повторное тестирование. По результатам было выявлено следующее (таблица 4).
Таблица 4
Класс | Количество учащихся | Низкий уровень физической подготовленности | Средний уровень физической подготовленности | Высокий уровень физической подготовленности |
6 | 18 | нет | 8 (44%) | 12 (56%) |
Анализируя полученные данные, можно отметить рост количества учащихся, имеющих высокий уровень физической подготовленности с 34% до 56%.
Кроме этого, более 50% ребят стали проявлять интерес к русским национальным подвижным играм, традициям проведения народных забав с использованием массовых подвижных игр («Бой петухов», «Вешки», «Салки», «Пышка» и т.д.). Отрадно заметить, что практически все учащиеся стали интересоваться системой физического воспитания молодого поколения на Руси в древности, системой здорового образа жизни и поддержания здоровья на высоком уровне нашими предками.
Выводы
Мы подтвердили мнение о том, что физическая культура играет важную роль в развитии гражданственности и патриотизма, которая будет служить залогом их дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности.
На основе анализа модели патриотического воспитания мы исследовали схему взаимодействия физической культуры с формированием гражданственности и патриотизма. Проведя работу с документацией по патриотическому воспитанию в школе, а также научно-педагогическое исследование через анкетирование, тестирование, мы получили возможность сравнения результативности и эффективности патриотического воспитания в одном и том же классе с разницей в один год и подтвердили гипотезу исследования: формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в системе физического воспитания в школе будет эффективным, если:
в его основе лежит учет существенных характеристик гражданственности и патриотизма как качеств личности;
его структура и содержание будет определяться системой потребностей в постоянном физическом совершенствовании, поддержании здорового образа жизни и мотивации социально-ориентированного поведения и деятельности;
уровневые проявления патриотизма и гражданственности у учащихся в процессе занятий физкультурой составят основу модельных характеристик технологий гражданско-патриотического воспитания.
Заключение
В единстве с другими видами воспитания и при оптимальных социальных условиях физическое воспитание приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.
В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно-патриотическое воспитание.
Спортивно-патриотического воспитание – это развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, развитие высокой работоспособности, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Функции физической культуры можно разделить на 4 группы:
1. Общее развитие и укрепление организма (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, противодействие и сдерживание процессов инволюции и т. д.).
2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий труда, гиподинамии, профессионально-прикладная подготовка и т. п.).
3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании свободного времени (развлечения, игры, компенсация).
4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.
В условиях единого образовательно-воспитательного пространства, происходит поэтапное формирование патриотизма и гражданственности средствами физического воспитания у учащихся:
идентификация — активное усвоение знаний и способов физкультурно-спортивной деятельности, а также овладение движениями и жизненно важными двигательными действиями, позволяющими школьнику отождествлять себя с другими людьми и активно включаться в отношения с окружающим миром;
индивидуализация — активное усвоение и воспроизведение знаний, умений и двигательных действий, где процесс воспроизведения опосредуется своеобразием и неповторимой совокупностью индивидуальных физических способностей и личностных особенностей, приобретаемых учащимися в процессе освоения, воспроизведения и самостоятельного использования накапливаемого опыта, как в учебной, так и в физкультурно-спортивной деятельности;
персонификация — активное овладение, воспроизведение и целенаправленное использование разнообразных форм и разновидностей физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающие формирование собственного индивидуального опыта и создание новых индивидуальных образцов и ценностей физической культуры, непосредственно связанных с удовлетворением личных интересов и потребностей.
В приложении 2 представлен сценарий Дня здоровья - Спортивный конкурс-забава «Добры молодцы или богатырские потешки», как один из примеров методической работы в реализации модели гражданско-патриотического воспитания через систему физического воспитания в школе в целом, в направлении уроки физической культуры и дни здоровья с историко-патриотическим уклоном.
Литература
Вырщиков А.Н., Бузский М.П. Патриотическое воспитание: Методологический аспект. – Волгоград: «Издатель», 2001.
Конжиев Н. М. Научно-педагогические основы военно-патриотического воспитания учащихся средней школы. — М.; Педагогика, 1980.
4. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения. Журнал Педагогика и жизнь № 5 - 2006.
5. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления. Под общей редакцией А. Н. Вырщикова – Волгоград, «Издатель», 2002.
6. Пономарев Н. И. Социальные функции физической культуры. — М.: ФПиС, 1974.
7. Средин Г. В. и др. Военно-патриотическое воспитание современной молодежи. — М., 1983.