Современное российское общество ведет разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых строится наша жизнь, воспитываются дети, развивается общество, укрепляется наша страна.
От того, как будет воспитываться российская молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, не растеряет ли себя как нацию, не утратить ли свою самобытность в очень непростой современной обстановке.
Исторический опыт показывает, что культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жёсткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства, не хочется говорить агрессии, но противоборства – это точно, и уж точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирования гражданской идентичности »
Познавательная деятельность как основа формирования гражданской идентичности воспитание патриотизма во внеурочной деятельности
военно-спортивного кружка «Зарничник»
Шабалдас А.С.
С. Балахоновское, МОУ СОШ № 5
Современное российское общество ведет разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых строится наша жизнь, воспитываются дети, развивается общество, укрепляется наша страна.
От того, как будет воспитываться российская молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, не растеряет ли себя как нацию, не утратить ли свою самобытность в очень непростой современной обстановке.
Исторический опыт показывает, что культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жёсткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства, не хочется говорить агрессии, но противоборства – это точно, и уж точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки.
Искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам.
Общество должно строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее.
Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и всему обществу. И конечно, образовательной, культурной политике самого государства.
Формирование гражданской идентичности – это:
1 формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан России
2 формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России
3 духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности
4 формирование правовой культуры и социально-политической компетентности
5 формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства
6 воспитание патриотизма
7 воспитание толерантного сознания
Направления внеурочной деятельности «военно-спортивного кружка «Зарничник»
Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей социокультурной модернизации общества, поэтому является актуальным на сегодняшний день, и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса
Воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность учебных заведений по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Именно такая позиция является главной целью формирования гражданской идентичности и патриотизма учащихся военно-спортивного кружка«Зарничник» в контексте разработки новых образовательных стандартов.
Системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил.
В современной России нуждается в решительных шагах, которые позволят развивать патриотическое и гражданское воспитание, иначе это приведет к падению нравственности и духовности, а, следовательно, к деградации российского общества, забвению исторической памяти, а со временем может привести и к гибели Отечества. Необходимо воспитывать в детях гражданина и патриота России через различные формы уроков, во внеурочной и внеклассной работе.
Новой России должна знать все достижения Руси – России – Советского Союза – Российской Федерации. И тогда молодые люди смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны.
История России – это в значительной степени история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги. Гражданское и патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Все вышеизложенное и определило актуальность и значимость темы данной внеурочной деятельности.
Задачи
Создание условий, способствующих свободному самостоятельному мышлению учащихся;
Использование во внеурочной деятельности форм и методов работы, формирующую гражданскую идентичность;
Развивать умение осмысления информации из разных источников, решение практических задач, формирование собственных оценочных суждений для формирования позитивного опыта применения полученных знаний;
Изучить и проанализировать теоретические основы патриотического и гражданского воспитания в России;
Определить специфику работы по патриотическому и гражданскому воспитанию со школьниками среднего и старшего звена во внеурочной деятельности.
Разработать различные формы патриотического и гражданского воспитания во внеклассной и внеурочной работе.
Выработать рекомендации по совершенствованию патриотического и гражданского воспитания в школе.
Основные принципы
Принцип индивидуально-личностной ориентации содержания дополнительного образования предполагает предоставление ученику возможности самому выбирать предпочтительные социальные сферы, для самореализации посредством дополнительного образования.
Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка.
во внеурочной деятельности образование может и должно быть принято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.
Принцип природосообразности предполагает признание индивидуальных природных особенностей ребенка, отказ от сравнения индивидуальных природных особенностей ребенка, отказ от сравнения его с другими, уважение посильных ритмов его жизни, труда.
Принцип творческого начала дополнительного образования. Творчество рассматривается как единый рычаг, способный придавать образованию поступательное движение в направлении совершенствования, развития. Актуально творчество педагогов дополнительного образования как в использовании эффективных традиционных, так и в создании современных педагогических технологий.
Принцип комфортности во внеурочной деятельности предполагает создание в образовательно-воспитательной среде оптимальных условий для благополучного пребывания и развития каждого ребенка. Ни один не должен чувствовать себя отторгнутым во внеурочной деятельности.
Проблема
Значительная часть молодежи выдвигает главным приоритетом в своей жизни личный успех, карьеру, деньги, и поэтому многие ищут оправдания своих мыслей, желаний, поступков. Одним из уязвимых моментов в воспитании является отсутствие у подрастающего поколения ясности в жизненных ориентирах. Отток талантливой молодежи за границу, ее нежелание участвовать в экономическом возрождении России, утрата патриотического сознания молодого поколения – всё это угрожает национальной безопасности страны.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Показатели сформированности гражданской идентичности личности
гражданственность
патриотизм
гражданская активность
социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности
Виды патриотизма
духовно-религиозный
личностный патриотизм
патриотизм как чувство
деятельностныйпатриотизм
патриотизм как общественное явление
государственный патриотизм
классовый
народный
национальный
гражданский
рационально-критическийпатриотизм
Определение понятий «патриотизм» и «патриот»
1. Почитание места своего рождения и постоянного проживания как своей Родины, забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций. В зависимости от глубины сознания данного индивида границы его родины могут простираться от площади дома, двора до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций совпадает с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащими с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: «Моя хата с краю…».
2. Уважение к своим предкам, любовь к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель параметра – благожелательность ко всем соотечественникам, гражданам государства.
3. Конкретные дела для улучшения состояния Родины (от поддержания порядка, дружеских отношений с соседями до достойного развития города, района, края, Отчизны в целом).
Определение понятия «гражданственность»
Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.
Понятие «гражданственность» многозначно:
1 антитеза аполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;
2 психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;
3 способность и готовность выступать в роли гражданина;
4 высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;
5 приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов .
Воспитание патриотизма во внеурочной деятельности «военно-спортивного кружка «Зарничник»
Цель программы гражданско-патриотическое и военно-спортивное воспитание учащихся.
Задачи:
Воспитание учащихся в духе любви и преданности Отечеству, краю, городу, дому.
Популяризация физической культуры и спорта среди молодёжи, приобщение её к систематическим занятиям ФК и спорту.
Подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
Воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
Формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
Воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
Физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
Совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Воспитательные направления программы:
Гражданско-патриотическое
Военно-спортивное
Направления деятельности
1. Общая физическая подготовка.
2.Строевая подготовка.
3. Юнармейцы-разведчики.
4. Юнармейцы-санитары.
5. Огневая подготовка.
6. Основы туристической техники.
7. Летопись родного края
Ценностно-смысловые компетенции:
♦ иметь ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию;
♦ владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
♦ уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
♦ оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.
Учебно-познавательные компетенции:
♦ ставить цель и организовывать ее достижение;
♦ самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;
♦ решать учебно-познавательные проблемы;
♦ осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причинно-следственные связи;
♦ самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.
Коммуникативные компетенции:
♦ владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;
♦ выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
♦ владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог);
♦ владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.
Информационные компетенции:
♦ владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интернетом;
♦ самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
♦ ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
Здоровьесберегающие компетенции:
♦ иметь опыт ориентации в природной среде;
♦ знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
♦ знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни;
♦ владеть способами оказания первой медицинской помощи, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Основные методы компентенции
анализа конкретной ситуации,
метод решения ситуационных и проблемных задач,
метод проектов,
использование ролевых и деловых игр,
дискуссий,
метод групповой работы,
проблемного,
модульного обучения.
Структура основных форм реализации военно-спортивного кружка «Зарничник»
Кружок «Зарничник»
Творческая группа учителей
Зарница
ШТАБ
Уроки
Творческая группа учеников
Внеклассная работа
Ожидаемые результаты
Повышение уровня физической подготовки учащихся
Повышение интереса к туризму и спорту
Приобретение спортивных и туристических навыков
Развитие чувств патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу России
Участники военно-патриотического кружка достигнут общекультурного уровня образования по истории родного края, овладеют основами научно-исследовательской деятельности, культурой мышления, оформления и защиты исследовательской работы;
Члены кружка освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;
У детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;
Компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки.
Итог
Деятельность военно-спортивного кружка «Зарничник» представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического взаимодействия с ориентацией на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Работа по военно-патриотическому воспитанию проводится комплексно, что позволяет ребятам усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта. Ребята приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Активное сотрудничество с работниками правоохранительных органов, историко-краеведческого музея, знаменитыми земляками, ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, военнослужащими способствует еще более насыщенному усвоению учебного материала, развитию исследовательских и познавательных навыков.