kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирования гражданской идентичности

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Современное российское  общество ведет разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых строится наша жизнь, воспитываются дети, развивается общество, укрепляется наша страна.

      От того, как будет воспитываться российская молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, не растеряет ли  себя как нацию, не утратить ли свою самобытность в очень непростой современной обстановке.

 Исторический опыт показывает, что культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жёсткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства, не хочется говорить агрессии, но противоборства – это точно, и уж точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирования гражданской идентичности »

Познавательная деятельность как основа формирования гражданской идентичности воспитание патриотизма во внеурочной деятельности

военно-спортивного кружка «Зарничник»

Шабалдас А.С.

С. Балахоновское, МОУ СОШ № 5

Современное российское общество ведет разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых строится наша жизнь, воспитываются дети, развивается общество, укрепляется наша страна.

От того, как будет воспитываться российская молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, не растеряет ли себя как нацию, не утратить ли свою самобытность в очень непростой современной обстановке.

Исторический опыт показывает, что культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жёсткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства, не хочется говорить агрессии, но противоборства – это точно, и уж точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки.

Искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам.

Общество должно строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее.

Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и всему обществу. И конечно, образовательной, культурной политике самого государства.

Формирование гражданской идентичности – это:

1 формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан России

2 формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России

3 духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности

4 формирование правовой культуры и социально-политической компетентности

5 формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства

6 воспитание патриотизма

7 воспитание толерантного сознания

Направления внеурочной деятельности «военно-спортивного кружка «Зарничник»

  • Духовно – нравственное

  • Историческое

  • Профессионально-деятельностное

  • Подготовка выполнению конституционного воинского долга

  • Патриотическое

НОВИЗНА И АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей социокультурной модернизации общества, поэтому является актуальным на сегодняшний день, и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса

Воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность учебных заведений по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Именно такая позиция является главной целью формирования гражданской идентичности и патриотизма учащихся военно-спортивного кружка«Зарничник» в контексте разработки новых образовательных стандартов.

Системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил.

В современной России нуждается в решительных шагах, которые позволят развивать патриотическое и гражданское воспитание, иначе это приведет к падению нравственности и духовности, а, следовательно, к деградации российского общества, забвению исторической памяти, а со временем может привести и к гибели Отечества. Необходимо воспитывать в детях гражданина и патриота России через различные формы уроков, во внеурочной и внеклассной работе.

Новой России должна знать все достижения Руси – России – Советского Союза – Российской Федерации. И тогда молодые люди смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны.

История России – это в значительной степени история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги. Гражданское и патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Все вышеизложенное и определило актуальность и значимость темы данной внеурочной деятельности.

Задачи

  1. Создание условий, способствующих свободному самостоятельному мышлению учащихся;

  2. Использование во внеурочной деятельности форм и методов работы, формирующую гражданскую идентичность;

  3. Развивать умение осмысления информации из разных источников, решение практических задач, формирование собственных оценочных суждений для формирования позитивного опыта применения полученных знаний;

  4. Изучить и проанализировать теоретические основы патриотического и гражданского воспитания в России;

  5. Определить специфику работы по патриотическому и гражданскому воспитанию со школьниками среднего и старшего звена во внеурочной деятельности.

  6. Разработать различные формы патриотического и гражданского воспитания во внеклассной и внеурочной работе.

  7. Выработать рекомендации по совершенствованию патриотического и гражданского воспитания в школе.

Основные принципы

  • Принцип индивидуально-личностной ориентации содержания дополнительного образования предполагает предоставление ученику возможности самому выбирать предпочтительные социальные сферы, для самореализации посредством дополнительного образования.

  • Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка.

во внеурочной деятельности образование может и должно быть принято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.

  • Принцип природосообразности предполагает признание индивидуальных природных особенностей ребенка, отказ от сравнения индивидуальных природных особенностей ребенка, отказ от сравнения его с другими, уважение посильных ритмов его жизни, труда.

  • Принцип творческого начала дополнительного образования. Творчество рассматривается как единый рычаг, способный придавать образованию поступательное движение в направлении совершенствования, развития. Актуально творчество педагогов дополнительного образования как в использовании эффективных традиционных, так и в создании современных педагогических технологий.

  • Принцип комфортности  во внеурочной деятельности предполагает создание в образовательно-воспитательной среде оптимальных условий для благополучного пребывания и развития каждого ребенка. Ни один не должен чувствовать себя отторгнутым во внеурочной деятельности.

Проблема

  • Значительная часть молодежи выдвигает главным приоритетом в своей жизни личный успех, карьеру, деньги, и поэтому многие ищут оправдания своих мыслей, желаний, поступков. Одним из уязвимых моментов в воспитании является отсутствие у подрастающего поколения ясности в жизненных ориентирах. Отток талантливой молодежи за границу, ее нежелание участвовать в экономическом возрождении России, утрата патриотического сознания молодого поколения – всё это угрожает национальной безопасности страны.

  • В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

Показатели сформированности гражданской идентичности личности

  • гражданственность

  • патриотизм

  • гражданская активность

  • социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности

Виды патриотизма

  • духовно-религиозный

  • личностный патриотизм

  • патриотизм как чувство

  • деятельностный патриотизм

  • патриотизм как общественное явление

  • государственный патриотизм

  • классовый

  • народный

  • национальный

  • гражданский

  • рационально-критический патриотизм

Определение понятий «патриотизм» и «патриот»

1. Почитание места своего рождения и постоянного проживания как своей Родины, забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций. В зависимости от глубины сознания данного индивида границы его родины могут простираться от площади дома, двора до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций совпадает с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащими с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: «Моя хата с краю…».

2. Уважение к своим предкам, любовь к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель параметра – благожелательность ко всем соотечественникам, гражданам государства.

3. Конкретные дела для улучшения состояния Родины (от поддержания порядка, дружеских отношений с соседями до достойного развития города, района, края, Отчизны в целом).

Определение понятия «гражданственность»

  • Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

  • Понятие «гражданственность» многозначно:

1 антитеза аполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;

2 психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

3 способность и готовность выступать в роли гражданина;

4 высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;

5 приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов .

Воспитание патриотизма во внеурочной деятельности «военно-спортивного кружка «Зарничник»

Цель программы гражданско-патриотическое и военно-спортивное воспитание учащихся.

Задачи:

  • Воспитание учащихся в духе любви и преданности Отечеству, краю, городу, дому.

  • Воспитание качеств коллективизма, товарищества, взаимопомощи.

  • Формирование гражданственности, патриотизма.

  • Пропаганда здорового образа жизни.

  • Популяризация физической культуры и спорта среди молодёжи, приобщение её к систематическим занятиям ФК и спорту.

  • Подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;

  • Воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;

  • Формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;

  • Воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;

  • Физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;

  • Совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

Воспитательные направления программы:

  • Гражданско-патриотическое

  • Военно-спортивное

Направления деятельности

1. Общая физическая подготовка.

2.Строевая подготовка.

3. Юнармейцы-разведчики.

4. Юнармейцы-санитары.

5. Огневая подготовка.

6. Основы туристической техники.

7. Летопись родного края

Ценностно-смысловые компетенции:

♦ иметь ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданс­кую позицию;

♦ владеть способами самоопределения в ситу­ациях выбора на основе собственных позиций;

♦ уметь принимать решения, брать на себя от­ветственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных це­левых и смысловых установок;

♦ оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное со­стояние.

Учебно-познавательные компетенции:

♦ ставить цель и организовывать ее достижение;

♦ самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, са­мооценку своей познавательной деятельности;

♦ решать учебно-познавательные проблемы;

♦ осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одно­му или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причин­но-следственные связи;

♦ самостоятельно выполнять различные твор­ческие работы, участвовать в проектной деятель­ности, в организации и проведении учебно-иссле­довательской работы.

Коммуникативные компетенции:

♦ владеть способами взаимодействия с окру­жающими людьми;

♦ выступать с устным сообщением, уметь за­дать вопрос, корректно вести учебный диалог;

♦ владеть разными видами речевой деятель­ности (монолог, диалог);

♦ владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.

Информационные компетенции:

♦ владеть навыками работы с различными ис­точниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интер­нетом;

♦ самостоятельно искать, извлекать, система­тизировать, анализировать и отбирать необходи­мую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

♦ ориентироваться в информационных пото­ках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, рас­пространяемую по каналам СМИ.

Здоровьесберегающие компетенции:

♦ иметь опыт ориентации в природной среде;

♦ знать и применять правила поведения в эк­стремальных ситуациях: владеть способами эмо­циональной саморегуляции, самоподдержки и са­моконтроля;

♦ знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни;

♦ владеть способами оказания первой меди­цинской помощи, использовать средства индиви­дуальной и коллективной защиты.

Основные методы компентенции

  • анализа конкретной ситуации,

  • метод решения ситуационных и проблемных задач,

  • метод проектов,

  • использование ролевых и деловых игр,

  • дискуссий,

  • метод групповой работы,

  • проблемного,

  • модульно­го обучения.

Структура основных форм реализации военно-спортивного кружка «Зарничник»

Кружок «Зарничник»


Творческая группа учителей


Зарница



ШТАБ


Уроки



Творческая группа учеников





Внеклассная работа




Ожидаемые результаты

  • Повышение уровня физической подготовки учащихся

  • Повышение интереса к туризму и спорту

  • Приобретение спортивных и туристических навыков

  • Развитие чувств патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу России

  • Участники военно-патриотического кружка достигнут общекультурного уровня образования по истории родного края, овладеют основами научно-исследовательской деятельности, культурой мышления, оформления и защиты исследовательской работы;

  • Члены кружка освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения,  подготовятся к действиям в чрезвычайных  ситуациях  и экстремальных условиях;

  • У детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;

  • Компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки.

Итог

  • Деятельность военно-спортивного кружка «Зарничник» представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического взаимодействия с ориентацией на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Работа по военно-патриотическому воспитанию проводится комплексно, что позволяет ребятам усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта. Ребята приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.

  •  Активное сотрудничество с работниками правоохранительных органов, историко-краеведческого музея, знаменитыми земляками, ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, военнослужащими способствует еще более насыщенному усвоению учебного материала, развитию исследовательских и познавательных навыков.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирования гражданской идентичности

Автор: Шабалдас Александр .Сергеевич.

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185139

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "педагогический проект "Формирование гражданской идентичности личности у младших школьников". "
    ["seo_title"] => string(104) "piedaghoghichieskii-proiekt-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-lichnosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "219558"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434270963"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Педагогический проект по теме  «Формирование гражданской идентичности обучающихся». "
    ["seo_title"] => string(99) "piedaghoghichieskii-proiekt-po-tiemie-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "220022"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434468896"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "формирования гражданской идентичности воспитание патриотизма во внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(98) "formirovaniia-ghrazhdanskoi-idientichnosti-vospitaniie-patriotizma-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "185345"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426172388"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Необходимость формирования гражданской идентичности через внеурочную деятельность учащихся"
    ["seo_title"] => string(102) "nieobkhodimostformirovaniiaghrazhdanskoiidientichnostichieriezvnieurochnuiudieiatielnostuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "293043"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455386376"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства