"Формирование навыков здорового образа жизни у школьников"
"Формирование навыков здорового образа жизни у школьников"
В Проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования поставлены задачи воспитания у учащихся ценностного и бережного отношения к собственному здоровью, сохранения его на основе использования знаний и умений в повседневной жизни. Овладения технологиями оздоровительных систем.
В стране в последнее десятилетие наблюдается устойчивое ухудшение состояния здоровья учащихся. У учащихся не сформировано ценностное отношение к собственному здоровью, большинство из них имеет низкий уровень знаний по проблеме здоровьесбережения, не владеет элементарными умениями и навыками по сохранению собственного здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Формирование навыков здорового образа жизни у школьников"»
В Проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования поставлены задачи воспитания у учащихся ценностного и бережного отношения к собственному здоровью, сохранения его на основе использования знаний и умений в повседневной жизни. Овладения технологиями оздоровительных систем.
В стране в последнее десятилетие наблюдается устойчивое ухудшение состояния здоровья учащихся. У учащихся не сформировано ценностное отношение к собственному здоровью, большинство из них имеет низкий уровень знаний по проблеме здоровьесбережения, не владеет элементарными умениями и навыками по сохранению собственного здоровья.
В настоящее время в России активно происходит процесс модернизации системы образования, ориентированный на вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса происходят существенные изменения.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится гуманистическое, личностно ориентированное взаимодействие учителя с учеником.
активно происходит интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро - и макросоциума;
увеличивается роль науки в создании педагогических технологий;
традиционные способы информации (устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь) дополняют компьютерные средства обучения,
изменяется структура и содержание образования: происходит постепенный переход на предпрофильное обучение.
В Концепции модернизации российского образования сегодня отмечается, что «школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу родины».
Главной задачей российской образовательной политикисегодня является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Сегодня молодое поколение нашей страны переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Переход на новые позиции воспитания еще не состоялся, но отказ от старых традиционных способов уже произведен.
Проблемы сегодняшней школы настолько важны и многообразны, что порой кажутся неразрешимыми. И одна из них - как сохранить целостность учебно-воспитательного процесса, воспитать Человека. Миссия школы: «через развитие потенциальных возможностей учащихся способствовать становлению устойчивой, деятельной, творческой личности, несущей ответственность за себя, за свою семью, своё государство».
Цель профессиональной деятельности: cоздание условий для компетентностного развития образовательного процесса через развитие коммуникативной компетентности.
Поэтому считаю важным развитие коммуникативной компетентности, осуществлённое в ходе реализации Программы развития, позволит выйти на новый, современный уровень развития личности обучающихся:
осознание ценности физического здоровья личности в обществе и воспитание стереотипа здорового образа жизни;
развитие коммуникативного опыта через овладение информационной компетентностью посредством глубокого изучения информационных технологий.
На основе анализа целью моей педагогической деятельности являетсяпривлечение учащихся к занятиям физической культурой и спортом, раскрытие творческих сил, не проявившихся возможностей.
Поэтому ставлю перед собой главные задачи:
укрепить здоровье и разностороннее физическое развитие;
обучить и совершенствовать важным двигательным умениям и навыкам;
воспитать моральные и волевые качества, навыки правильного поведения, интереса, потребности и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ.
Для формирования ключевых компетенций, изменения роли обучающегося в учебном процессе из пассивного слушателя в активного участника учебно-воспитательного процесса на уроках и во внеурочной деятельности использую следующие современные технологии:
информационно-коммуникационные, формирующие ключевые компетентности, придающие обучению естественный характер, делающие школу для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого;
технология компетентностно - ориентированного обучения (метод проектного обучения, исследование и т.д.) помогает в поиске своего места в социуме, в правильном выборе будущей профессии;
здоровьесберегающие - традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, я, также как и каждый профессионально подготовленный педагог, не могу бесстрастно относиться к неблагополучному и ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников.
Поэтому, на сегодняшний день стали необходимы и востребованы здоровьесберегающие образовательные технологии. Здоровьесбережение выступает в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Участие в педагогическом проекте « Быть здоровым с детства!», проведение открытого урока по теме: «Здоров будешь, всё добудешь!».
медиатехнологии – интенсификация учебного процесса, развитие способности обучающихся к восприятию и использованию информации. Работа с презентациями, в группах, парах, поиск информации в интернете. На уроках обучающиеся умеют воспринимать, оценивать и использовать информацию. Создана серия презентаций по разделам предмета.
Современный школьник знаком с компьютером далеко до начала обучения. Переступая порог школы, дети приносят с собой электронные игры, обмениваются друг с другом. Не умея читать, многие первоклассники легко ориентируются в компьютерном пространстве, создают минипрезентации. Не воспользоваться этими навыками просто грешно. Тем более, что во многих школах информатика как предмет введена уже в начальной школе. Применение учебных электронных изданий по физической культуре, ресурсов сети Интернет, разработка презентаций к урокам физической культуры, лекций-презентаций, тестовых заданий, программ для самообучения учащихся и самоконтроля, осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК – один из самых результативных на сегодняшний день способов заинтересовать школьников творческой деятельностью.
На уроках физической культуры применяю презентации, созданные самостоятельно и отправленные публикации в материалах фестиваля педагогических идей «Открытый урок» «Забытые старые русские игры». Сборник игр по развитию коммуникативной компетентности «Моя педагогическая находка».
Игра - всем известно, что через игру можно активизировать процесс непроизвольного запоминания, повышение интереса к спортивной деятельности, углублению познания через эмоции. Еще К.Д.Ушинский говорил, что в игре «формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля... не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие способностей и наклонностей, а, следовательно, и на его будущую судьбу».
В начальных классах использую сюжетно-игровые уроки. «Путешествие в страну баскетболию», «Путешествие по временам года». Эти уроки повышают интерес учеников к занятиям, позволяют детям понять и освоить требуемые двигательные действия, способствуют развитию воображения, интуиции, творческого подхода в разрешении игровых ситуаций, содействуют гармоничному развитию личности ребенка. Различные игры являются главной формой деятельности детей и основным средством развития их физических и психических качеств. Упражнения, предусмотренные учебной программой для освоения элементов легкой атлетики (прыжки в высоту, в длину, прыжки из круга в круг и пр.). Можно имитировать, как срывание яблок в саду, доставание в прыжке веток деревьев или летящего воздушного шарика и т.д. Метание малого мяча с места и с разбега в горизонтальную и вертикальную цель. Можно имитировать метание гранаты во вражеский дот, бросать снежки, штурмуя снежную крепость и т.д. Разработанные мной сюжетные игры, я применяю на уроках с 3 - 4 класса во вводной части, и частично в основных частях урока. Иногда весь урок состоит из сюжетной игры. Игры и спортивно- массовые мероприятия являются одним из самых любимых занятий детей. Так как они развивают силу, выносливость, сообразительность, смекалку, ловкость, вырабатывают волю к победе.
В учебном процессе немаловажную роль играют и средства обучения. Широко использую мелкий спортивный инвентарь. Это скакалки, мячи, гимнастические палки. Когда ученики имеют под рукой необходимый минимум мелкого инвентаря, это делает урок мобильным, увлекательным и занимательным. На практике убедилась, что применение скакалки на уроках физической культуры позволяет значительно повысить уровень развития быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, координации движений. Использую скакалку при проведении общеразвивающих упражнений, в комплексах круговой тренировки, подвижных играх и эстафетах. Скакалка помогает увеличить объем двигательной активности учащихся с одновременным повышением интенсивности занятий. Формирование координационных способностей невозможно без развития силы, быстроты, выносливости, гибкости.
В своей работе я стараюсь использовать нетрадиционные формы обучения.
Это сюжетно - игровые уроки, уроки круговой тренировки, урок с использованием карточек, комбинированные уроки, в которых сочетаются элементы легкой атлетики, баскетбола и гимнастики, использую музыкальное сопровождение. Систематическое применение образовательных технологий, правильная разработка содержания образования и планомерное использование средств обучения дает неплохие результаты в образовательном процессе и повышает уровень физической подготовленности учащихся и уровень заинтересованности к учебному предмету по физической культуре.
Особенностью работы в старших классах является разделение классов на группы юношей и девушек. Поскольку я работаю с девушками, хотелось остановиться на этом подробнее. Все 10-е классы по уровню физической подготовленности разные. Работая в 5,7, 10 классах не зависимо от уровня подготовленности, стремлюсь повысить интерес к предмету. Коммуникативные компетенции помогают более подготовленным детям проводить разминку, анализировать деятельность сверстников и свои успехи. Коммуникативные компетенции сделали детей внимательнее друг к другу, повысили интерес к успехам школы на различных соревнованиях. Для девушек я рекомендую упражнение, способствующие поддержанию красивой, правильной осанки – это упражнение ритмической, художественной гимнастики, танцевальные упражнения. На уроках основное внимание уделяю самостоятельной работе: в парах, в группах. При оценке успеваемости отдаю предпочтение качественным критериям: степени владения программным материалам, включающим теоретические и методические знания, уровень технико–тактического мастерства, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Девушек поощряю за систематичность и регулярность занятий, умения самостоятельно заниматься, вести здоровый образ жизни. В старших классах провожу нестандартные уроки: уроки - викторины, уроки – турниры, уроки – игры, урок – олимпиада.
Одним из важных требований к уроку является установление межпредметных связей. Межпредметные связи обогащают урок, делают его более полноценным. На своих уроках стараюсь дать как можно большему числу учащихся не только умственную нагрузку (уроки с элементами русского языка, физики, биологии, истории), но и вспомогательную, обслуживающую (подготовка технических средств, плакатов, схем, инвентаря и оборудования). Использование межпредметных связей на уроках физической культуры меняет характер объяснения учителем нового материала, помогает учащимся глубже понять его, осознанно использовать полученные знания.
Происходит формирование адекватного отношения к явлениям реальной действительности, осознанное отношение к своему здоровью (снижение количества заболеваемости среди учащихся, рост числа участников образовательного процесса занимающихся спортом), проявление гражданской позиции по отношению к природе и окружающей среде, повышается коммуникативная компетенция, дающая каждому уверенность в своих силах, уверенность в правильности выбора образа жизни.
Результатами своей работы считаю высокие показатели в городских соревнованиях. Результаты абсолютной и качественной успеваемости за три года обучения повышаются. Урочную форму работы дополняют спортивные мероприятия проводимые в школе и городе. Школьные соревнования проводятся по утвержденному плану внутри школьных соревнований, который составляется учителями физической культуры на МО и утверждается директором школы.
Особое внимание уделяю группе детей с ослабленным здоровьем.
Начиная работу в учебном году, я знакомлюсь с картами здоровья классов и результатами медицинского осмотра. Эту работу провожу совместно с фельдшером школы. Это позволяет правильно определить физические возможности детей, исходя из состояния их здоровья. С каждым годом мы вынуждены констатировать факты ухудшения состояния здоровья детей.
Это проблема не только отдельной школы - мы принимаем в школу детей первоклассников с целым букетом диагнозов. Поэтому я считаю необходимым обязательное контрольное тестирование в начале и в конце учебного года.
На основе анализа планирую и включаю в уроки упражнения, направленные на развитие быстроты, прыгучести и выносливости. В начале каждого раздела программы знакомлю детей с техникой безопасности, самоконтроле, страховке и самостраховке, провожу презентацию по видам спорта.
Я считаю, что очень важно дать ребёнку шанс почувствовать себя сильным, физически полноценным человеком. Спортивная работа – это и подготовка к участию в городских соревнованиях школьников.
Для меня как педагога важно постоянно повышать свой методический и профессиональный уровень. Постоянно изучаю методические разработки, способствующие моему саморазвитию, обращаюсь к философским мыслям педагогов-новаторов, пополняю свою методическую копилку.
Подводя итог своей деятельности.
Хочется сказать, что мне предстоит долгая и тщательная работа поиска новых путей достижения цели в обучении, воспитании и развитии учащихся. Для меня главной задачей является то, чтобы мои занятия были предельно эффективными по содержанию, для этого использую творческий подход к каждому уроку и внеклассному мероприятию. Воспитывая и развивая у детей интерес к физической культуре, желание заниматься спортом. Как говорил Н. Амосов: «Здоровье человека можно поднять с самого низкого уровня. Чтобы быть здоровым - нужны собственные усилия - постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».