«ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ»
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ»
Развитый самоконтроль - это опорная точка в развитии всех остальных компонентов мотивации достижения высокого уровня физической культуры сознания учащихся. Опосредованно самоконтроль проявляется в личностной структуре сознания - мотивировании, определяя деятельность всех других личностных структур. Создание среды общения, поддерживающей самоуправление личности, становится возможным при обращении к технологии ненасильственной коммуникации М. Розенберга.
Обретению личностного смысла содержащейся в общении информации в процессе взаимодействия с ней личности способствует создание ситуаций совместного творческого поиска, когда участники образовательного процесса объединяются в единую структуру. Такие ситуации выстраиваются на уроках. В качестве содержания для их построения использую ценностно-смысловые и ценностно-эмоциональные компоненты педагогических условий, развернутые в конкретные приемы оказания педагогической поддержки для приобретения учащимися нового опыта общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ» »
Вигилянтова Татьяна Анатольевна
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"ГОРОД ВАЛУЙКИ И ВАЛУЙСКИЙ РАЙОН"
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ
В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ»
Автор опыта: Вигилянтова
Татьяна Анатольевна
учитель физической
культуры МОУ "СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов"
г. Валуйки
2010
год
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Актуальность опыта…………………………….. 3
2. Технология опыта………………………………..17
3. Результативность опыта………………………...20
4. Библиографический список…………………….23
5. Рецензия на опыт…………………………………24
6. Приложение к опыту…………………………….25
Детей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как истории планет,
У каждой все особое, свое,
И нет планет похожих на нее.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
По данным Всемирной организации здравоохранения неврозами сегодня страдает 85% населения земного шара, и эта цифра с каждым годом растет. Отклонения в состоянии здоровья имеют 80% населения.. За последние 10 лет число выпускниц, имеющих хронические заболевания, возросло до 75 – 80%. Из них 10 % связаны с болезнями, влияющими на будущее материнство!
Представленный опыт способствует решению основной задачи нашего государства - сохранение здоровья детей при целесообразном подборе средств и методов физического воспитания. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Это изречение Гиппократа в наш век научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших учащихся. Для поддержания нормальной двигательной активности подросток должен ежедневно делать 23— 30 тысяч шагов. Наблюдения доказывают: наши учащиеся в лучшем случае выполняют половину.
А одним из мощных средств профилактики и укрепления здоровья организма учащегося, является занятие физической культурой в различных ее формах и сочетаниях.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Опыт может быть применим:
- учащимися
- преподавателями при подготовке, организации и проведении уроков физической культуры.
ЦЕЛЬ:создание условий для полноценного и гармоничного развития личности учащегося и сохранения его здоровья через применение личностно-ориентированного обучения на уроках физической культуры.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА
Много лет преподавание уроков физической культуры в учреждениях образования велось узко, однобоко. Целью уроков физической культуры было воспитание физических способностей учащихся, достижение спортивных результатов, спортивные победы, отбор и селекция талантов. Существовало мнение, что учитель физической культуры в первую очередь должен заботиться о физическом развитии учащихся и в зависимости от возрастных этапов искать средства и методы для максимального развития их возможностей.
В такой теории целенаправленного воспитания гораздо меньше внимания уделяется всестороннему развитию личности, когда согласуются аспекты физического, психического, душевного и социального здоровья, воспитывается потребность в здоровом образе жизни, формируются мотивы и навыки физической активности, которые сохранились бы по окончании учебного заведения и стали бы нормой жизни личности. Такой узкоспециальный взгляд на значение физической культуры и физического воспитания не способствовал поддержанию престижа данного предмета у общественности, формировал пренебрежительное отношение к нему. Это, возможно, и предопределило сегодняшнее состояние здоровья населения. Научные исследования подтверждают ежегодное ухудшение здоровья молодого поколения и их недостаточное физическое развитие.
Сегодня основная цель системы образования страны - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления. В соответствии с этим изменилась и цель физической культуры как учебного предмета: всем учащимся по возможности развивать и реализовывать свой физический, психический, душевный и общественный потенциал, формировать и укреплять навыки физического самовоспитания.
Таким образом, сейчас недостаточно "натаскивания", цель которого - только увеличить уровень физической подготовленности учащихся. Сегодня необходимо не только развивать физические способности человека, но и формировать навыки самостоятельных физических занятий, сознательного укрепления своего тела физическими упражнениями. Очень важно уметь правильно подбирать формы физической активности в зависимости от потребностей своего организма и состояния здоровья. Иначе говоря, сегодня от учащегося требуются активность, творчество и самовоспитание. А для этого необходима мотивациясамого учащегося, которая, на мой взгляд, является одной из наиболее сложных структур личности, поскольку мотив можно назвать основой деятельности любого человека.
Преподавателю необходимо разработать такие педагогические условия, создать благоприятную среду для того, чтобы его личные цели, задачи, интересы стали целями, задачами и интересами самих учащихся.
ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПОБУЖДАЮЩИЕ ПЕДАГОГА К ПОИСКУ
В классе, который приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Есть учащиеся, хорошо физически подготовленные (занимающиеся в спортивных школах или спортивных секциях), имеющие спортивные разряды. И наряду с ними - учащиеся со средней и даже слабой подготовкой.
Уроки физической культуры проводятся в разных условиях - в помещении, на площадке, на местности, в разное время учебного дня.
Интересы учащихся и отношение их к занятиям различны. Одни любят баскетбол, хоккей, футбол, другие - гимнастику, акробатику, лёгкую атлетику, лыжи.Есть и такие, которых не интересует ни один вид упражнений, они неохотно идут на занятия, по всякому поводу и без повода уклоняются от них. Кроме того, учащиеся приходят на урок с различной степенью возбуждения в зависимости от того, что было дома, на перемене, на предыдущем уроке. На уроке каждый должен получить возможность активно, с интересом заниматься, овладевать знаниями и умениями, предусмотренными планом педагога. Отдельный учащийся, стремящийся освоить то или иное движение, не может его выполнить в силу разных причин, к которым чаще всего относятся индивидуальные конституциональные особенности развития организма или просто элементарный страх, и начинает испытывать психологический дискомфорт.
В ответ на это у учащегося появляется естественная защитная реакция - инстинкт самосохранения. Он начинает искать лазейки, чтобы этого не делать: лжет, несет "липовые" справки от врача об освобождении, у него осложняются взаимоотношения как с учителем, так и с друзьями и т.д. Фатальная "неуспешность" снижает у такого ребенка мотивацию к занятиям. В результате у него формируется комплекс неполноценности, что влечет расстройство нервной системы, а за ней, как правило, и различные соматические нарушения функций организма. Следовательно, цена, которую большее количество детей платят за освоение различных двигательных умений и навыков программного материала по физической культуре, - показатели состояния их здоровья.
Таким образом, существующая в настоящее время в программах по физической культуре жесткая регламентация двигательного материала на уроках существенно ограничивает деятельность учителя в подборе упражнений, а учащемуся трудно их выполнить.
Основные противоречия я вижу между:
1) необходимостью построения урока физической культуры как полноценной педагогической системы и отсутствием системного подхода в его организации;
2) необходимостью гармоничного физического развития учащихся и сохраняющейся в программах по физической культуре установки преимущественно образовательной направленности на "научение" подростков в первую очередь двигательным умениям и навыкам;
3) необходимостью поддержания и развития оздоравливающего эффекта воздействия физической нагрузки на основные органы и физиологические системы организма учащихся, обеспечивающей их оптимальную работоспособность, и сохраняющейся чрезмерно спортивной направленности учебных программ по физической культуре;
4) необходимостью наличия оптимальной системы оценки двигательных способностей конкретного учащегося на основе учета индивидуальных особенностей развития его организма и сохраняющейся на физкультурных занятиях жесткой отметочной системой.
Мое убеждение, что учитель физической культуры в первую очередь должен заботится о всестороннем развитии личности, когда согласуются аспекты физического, психического, душевного и социального здоровья, воспитывается потребность в здоровом образе жизни, формируются мотивы и навыки физической активности, которые сохранились бы по окончании школы и до самой старости, то есть стали бы нормой жизни личности. Цель физической культуры как учебного предмета: всем учащимся по возможности развивать и реализовывать свой физический, психический, душевный и общественный потенциал, формировать навыки физического самовоспитания.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
В качестве приоритетной я выделяю личностную структуру мотивирования, определяющую эффективность востребования смыслотворческой основы самоорганизации физической культуры сознания. Самоорганизация - наиболее гуманное средство становления субъектности. Но используемые в практике технологии физического воспитания направлены на ценности внешне привносимых способов формирования необходимых человеку качеств: устойчивости, выносливости, способности к сопротивлению различным физическим нагрузкам, волевых усилий, двигательных качеств и без соотнесения внешнего педагогического воздействия с внутренними, ценностными основами сознания учащегося. Такое противоречие снимает возможность смысловой самоорганизации личности в процессе физического воспитания, как одну из наиболее значимых гуманистических характеристик. Физическая культура сознания - это первичная и неотъемлемая часть общей культуры сознания. Ее первичность определяется изначальным присутствием в человеческом сознании потребностей использовать физическую силу, как для сохранения жизни, так и для защиты менее сильных. Именно она определяет наличие воспитанных культурой, нравственных и цивилизованных отношений между людьми. Основным показателем физической культуры сознания является цивилизованность. Важнейшая функция цивилизации - приучение человека к культурным действиям по отношению к себе и себе подобным. Физическая культура сознания, как одно из проявлений цивилизованности, самоорганизует гуманные, т.е. сообразные понятию "человек" отношения к своему здоровью и к использованию своих физических преимуществ не во вред, а во благо менее сильных окружающих. Некоторые уровни самоорганизации личности могут быть достигнуты благодаря использованию новых средств физического воспитания. К ним можно отнести педагогические условия, способствующие переводу ценностного потенциала сознания учащихся на более высокий, цивилизованный уровень. Процесс этого перевода и определяется как процесс самоорганизации физической культуры сознания, осуществляемой при педагогической поддержке со стороны преподавателя. В основе технологии - управление педагогическим влиянием на положительную мотивацию учащегося посредством создания условий, востребующих его деятельность как личностной структуры, опосредованно влияющей на физическую культуру сознания.
Это оказалось возможным при определении воспитательного потенциала урока физкультуры. Он состоит в возможностях прикладного решения проблемы воспитания цивилизованного отношения к ценностно-культурному слою сознания учащихся, как внутренней, субъективной среде, являющейся основным источником самоорганизации личности. Гуманистическая парадигма образования выдвигает новое требование к современному преподавателю физической культуры: он должен сформировать субъектно-личностные, ценностные отношения к преподаваемому предмету у своих учащихся. Ему необходим достаточно большой набор личностных качеств, дополняющих умения обучать физическим упражнениям посредством формирования внутренней позиции уверенности в необходимости здорового образа жизни. В связи с этим, проблема физического воспитания переходит в плоскость научного обоснования, развития и становления качественно новых, более тонких и гибких отношений общения между педагогом и учащимся.
1. Определение целей.
Взаимно выработанная цель обеспечивает удовлетворяющую обе стороны встречу внешних воздействий (педагогических требований педагога) и внутренних источников самоорганизации (личностных структур сознания учащегося).
В связи с этим, развитие творчества в весьма специфичных видах отношений, возникающих в процессе создания личностно-ориентированной ситуации на уроке физкультуры между преподавателем и учащимися, рассматривается как возможность для культурного изменения мотиваций. Общая цель - это воспитание творческой личности, определяемая особой атмосферой общения, возникающей в процессе овладения учащимися различными видами спортивной деятельности. В процессе занятий по физической культуре востребование творческого потенциала происходит крайне редко. Обычно педагоги ссылаются на необходимость научить выполнять упражнения, где творческий элемент попросту неуместен. Однако творчество необходимо в игровых видах спорта, наиболее привлекательных для учащихся. Традиционно не используется обращение преподавателя к аспекту физической культуры сознания. В частности, он состоит в наличии задатков цивилизованного понимания личностью многих преимуществ, которыми обладает физически развитый и сильный человек по отношению к другим людям. Наибольшую опасность в плане нравственного здоровья и нецивилизованного понимания физкультуры представляют учащиеся, более сильные в физическом и наименее сильные в своем умственном развитии. В данном случае происходит мотивационная переакцентуация смысла образования, благодаря чему внимание обращается на развитие только физических качеств, а познавательно-смысловой сектор сознания блокируется. Как правило, такая группа немногочисленна, однако ее представители не участвуют в спортивных специализациях. Они предпочитают специализироваться на явном проявлении силы, устанавливая, таким образом, свое неявное господство над более слабыми учениками, а зачастую и над учителями.
Цивилизованность может быть воспитана, если преподавателю удается поставить частную цель для каждого урока, ориентирующую и педагога, и учащихся на создание условий для востребования деятельности личностных структур сознания учащихся. Частная цель - поэтапное и вариативное изменение мотивации занятий физкультурой.
2. Определение принципов, содержащих ориентиры для построения технологии: принцип личностной деятельности - ориентация на деятельность личностных структур сознания, наиболее значимых в контексте поставленных целей (мотивация, цивилизованная автономность, смыслотворчество); принципы субъектного контроля, самореализации в творчестве, открытости учебно-воспитательной информации, диалогичности, нравственности убеждающей коммуникации, неявной педагогической этнокультуры.
3. Выбор условий:
а) для востребования ценностно-смыслового компонента сознания - изменение речевых стратегий, обращение к нравственной характеристике автора информации о спортивных идеалах, создание ситуаций выбора на основе предложения альтернатив и т.д.;
б) для востребования ценностно-эмоционального компонента сознания - дополнение интуицией недостатка в объективной информации, принятие решений в процессе обсуждения той или иной проблемы, учет влияния педагогического решения на настроение учеников, поощрение и развитие "малых талантов" и т.д.
4. Разработка содержания.
Развитый самоконтроль - это опорная точка в развитии всех остальных компонентов мотивации достижения высокого уровня физической культуры сознания учащихся. Опосредованно самоконтроль проявляется в личностной структуре сознания - мотивировании, определяя деятельность всех других личностных структур. Создание среды общения, поддерживающей самоуправление личности, становится возможным при обращении к технологии ненасильственной коммуникации М. Розенберга.
Обретению личностного смысла содержащейся в общении информации в процессе взаимодействия с ней личности способствует создание ситуаций совместного творческого поиска, когда участники образовательного процесса объединяются в единую структуру. Такие ситуации выстраиваются на уроках. В качестве содержания для их построения использую ценностно-смысловые и ценностно-эмоциональные компоненты педагогических условий, развернутые в конкретные приемы оказания педагогической поддержки для приобретения учащимися нового опыта общения.
5. Организация средств воспитания.
С организационной стороны технология представлена этапами деятельности педагога в целях оказания помощи учащимся в решении проблем: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный. Данные этапы, наполненные новым содержанием (преобразованными в приемы педагогическими условиями формирования основ самоорганизации), представляют целостный ориентировочный алгоритм.
Диагностический этап - выявление и фиксация факта, сигнала проблемности: отсутствие ориентации, наличие трудностей, недостаточность способностей и качеств, внешние препятствия.
Цель диагностического этапа - создание условий для осознания учащимся сути проблемы ("прояснение сущности", вынесение за скобки несущественного), проявление ценностных противоречий и собственных смыслов. Одним из средств оказания поддержки является вербализация проблемы: важно помочь учащемуся сказать вслух то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится и почему именно сейчас, а не раньше потребовалось разрешение проблемы? Не менее важным средством является совместная оценка проблемы с точки зрения ее значимости для учащегося.
Моя задача на этом этапе: помочь учащемуся сформулировать самому проблему, т.е. проговорить ее. Важность этой задачи проявляется в психолого-педагогических исследованиях, которые установили, что самостоятельная вербализация (словесное оформление) постановки проблемы учащимся обеспечивает более успешное ее разрешение по сравнению с теми случаями, когда педагог сам формулирует его проблему. Важно получить согласие учащегося на помощь и поддержку в данной ситуации.
Ведь большинство учащихся испытывает потребность в педагогической поддержке.
Поисковый - организация совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны, как "глазами учащегося", так и при помощи синергетического принципа "выхода в стороннюю позицию". Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие учащимся на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа (определение локуса самоконтроля); помощь в выявлении связанных с проблемой фактов и обстоятельств, причин, которые привели к затруднению. Обсуждение возможных последствий предполагает владение преподавателем умением предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший и отсроченный период - после окончания колледжа, если не принимать никаких действий. Поисковый этап предполагает и поддержку в определении цели предстоящего выбора - по ходу выявления фактов и причин появляются предварительные "рабочие" выводы и способы достижения цели, как выхода из проблемы.
Моя задача - поддержать ученика в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае.
Договорный - проектирование действий педагога и учащегося (разделение функций и ответственности по решению проблемы, например - прием уточнения сущности и смысла привлекательных образцов физической развитости). В соответствии с алгоритмом педагогической поддержки, этот прием развивает позиции поискового этапа в направлении решения проблемы ценностного выбора, в распределении действий на добровольной основе. Ориентация на способность учащегося самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к проектированию своих действий. Желание учащегося самостоятельно предпринимать усилия для решения своей проблемы нравственного самоопределения является важным результатом педагогической работы.
Деятельностный - для обеспечения успеха преподаватель должен поддерживать учащегося и морально-психологически, и, если надо, прямо защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, другими преподавателями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действия.
Рефлексивный - совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, осмысления учащимся и педагогом новых вариантов самоопределения. В ходе рефлексии могут открыться невидимые раньше причины и обстоятельства, стоящие на пути предполагаемого самоопределения.
Обсуждая с учеником продвижение к разрешению проблемы, выделяют ключевые моменты, подтверждающие правильность или ошибочность спроектированных действий. Особое внимание уделяется чувствам и эмоциям учащихся, оказывается поддержка посредством выражения собственных чувств.
На мой взгляд, приведенное научно-методическое обоснование поможет приблизить педагога к пониманию и преобразованию своей роли в оказании педагогической поддержки по развитию ценностно-смысловой сферы сознания учащихся средствами урока физической культуры. Одновременно оно приближает и учащихся к новому пониманию смысла занятий физической культурой не только как средства укрепления здоровья и развития физических возможностей, но и как средства, способствующего становлению нравственного здоровья личности.
ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ОПЫТА
Успешность каждого учащегося в дальнейшей жизни
Каковы же критерии успешности?
интерес, мотивация. Чем интереснее для учащегося изучаемый предмет, тем легче он усваивается, тем активнее учащиеся включаются в деятельность.
сознательное обучение. «Науку – писал Герцен,- надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее». И в учении то же, чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» урок, а прожить его: нужно, чтобы физическая культура и необходимость ею заниматься вошла в жизнь, чтобы она имело жизненный смысл для учащихся.
взаимоотношения в системе «учитель - ученик». Ситуация сотрудничества учащегося с учителем и с другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений по мере того как ученик усваивает новое упражнение или новый прием. Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия к самообучению.
учет индивидуальных особенностей ученика. Учет особенностей темперамента, характера, настроения а также физических особенностей учащихся при построении урока и организации учебной деятельности. Учитель не должен спрашивать учеников – поняли его или нет, а должен читать это по их лицам.
Достичь успешности учащимся должен помочь педагог. Деятельность учащихся необходимо организовать таким образом, чтобы на каждом этапе урока каждому ученику было интересно.
Дифференцированный подход в обучении физкультуре
Одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе физического воспитания - учет индивидуальных особенностей школьников.
Важность этой работы обусловливается тем, что ученики даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды. В средних классах нужно учитывать, на какой стадии полового созревания находится тот или иной школьник. И конечно, следует принимать во внимание половые и возрастные различия занимаюшихся.
Многообразие отличительных черт, своеобразие каждого ученика не значат, что эффективна лишь индивидуальная работа. Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т.е. выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например, класс обычно делится на группы по полу (мальчики - девочки), внутри этих групп - по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе иного подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учета, который позволяет получить учителю и учащемуся объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых учеников. Итоги данного учета выставляются только положительные - это точка отсчета для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности ученики - это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе и т.д. Для них мною разработаны карточки по различным темам: индивидуальные упражнения баскетболиста, на развитие двигательных способностей, гибкости и т.д.
Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Упражнения детям этой группы подбираю с таким расчетом, чтобы они не отталкивали своей трудностью, и в то же время, требовали определенного напряжения для их выполнения. Для меня главное, чтобы на моем уроке ученик пребывал в ситуации успеха.
Так, серьезную проблему для большинства мальчиков представляет подтягивание из виса. Поэтому, в зависимости от степени развития силовых способностей каждого ученика, я, опираясь на зону ближайшего развития ребенка, используя подводящие упражнения: отжимание от пола, ходьба на руках (тачка), подтягивание из виса лежа, подтягивание из виса с помощью товарища. Достижение определенных результатов при условии систематических занятий дает основание мне для выставления ученику высокой оценки. ( Сутулин М., Тарасов Ю.-7в; Гуляев, Деев- 5 б).
Проводя работу по внедрению занятий физическими упражнениями в быт учащихся, стараюсь принимать во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. И в зависимости от этого давать домашние задания. Особенно кропотливо ведется работа с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я стараюсь привлекать их к общественной деятельности, даю им поручения, с которыми они могут справиться, доверяю им командование отделением или даже всем классом, например, при проведении общеразвивающих упражнений.
Кроме того, для слабых учеников и учащихся подготовительной мед группы имеется в наличии раздаточный материал, помогающий им овладеть разделом «Основы знаний» и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность («Правила игры в мини-баскетбол, волейбол», «Приемы самоконтроля», «Органы кровообращения», «Осанка», «Комплекс упражнений для развития мышц» и т.д.)
При оценке успеваемости в первую очередь следует учитывать особенности физического развития и типы телосложения. Учащимся с большой массой и длинной тела (Головкин М.-7 в, Сошников С.- 7 б) легче даются упражнения в метаниях на дальность. Поэтому я активно вовлекаю их в работу на занятиях легкой атлетикой. В то же время им значительно сложнее овладеть техникой гимнастических упражнений на снарядах (висы, упоры) и показать высокие результаты на выносливость. В отличие от них дети, имеющие небольшую массу и длинну тела, успешнее справляются с гимнастическими и акробатическими упражнениями, легче достигают высоких результатов в заданиях циклического характера, требующих проявления выносливости. (Зыза К., Гороян К.-6В).
Наиболее внимательного и деликатного отношения требуют к себе дети с избыточной массой тела (Шпилько А.-2 а, Пенькова - 5 а) и слабого типа телосложения (Рудой М., Бескоровайный А.-7 в). Низкие показатели у этих учащихся не являются основанием для снижения оценки успеваемости на моих уроках, которая выставляется по достигнутым приростам за заданное время. Нагрузка для них дозируется индивидуально. Положительно влияют на организм таких учеников игры средней и высокой интенсивности, катание на лыжах, продолжительный бег средней интенсивности.
Что касается школьников подготовительной группы, которые имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья, то они занимаются с учащимися основной группы. При изучении двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к ним снижаются.
Так, для учащихся с заболеваниями сердца (Горяйнов Р.-7б) больше внимания уделяю играм средней интенсивности: различные эстафеты с мячом, различные перебрасывания мяча через сетку и т.д. Для учащихся с заболеваниями бронхов и легких в заключительной части урока требуется больше игр на внимание и наблюдательность; при близорукости (Астафьева - 5 а, Клейменов, Санькова - 7 б) полезно заниматься различными подвижными играми. Переключение глаз с одного расстояния на другое способствует уменьшению близорукости. Для этой цели больше подходят: волейбол, баскетбол, футбол.
Среди учащихся подготовительных групп большое количество детей с нарушением осанки и плоскостопием. В процессе обучения дети двигаются недостаточно. Большую часть дня учащиеся сидят на уроках, за приготовлением домашних заданий, за чтением книг, перед экраном телевизора, компьютера. Вследствие этого возникает дефицит мышечной деятельности, возрастают зрительные нагрузки. Вот почему, наша администрация поставила вопрос об увеличении объема движений детей в школе. Для разнообразия проводимых многими учителями физкультминуток, мною были подобраны новые виды упражнений и рекомендовано включить в комплекс гимнастику для глаз и органов дыхания.
У детей с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, слабые мышцы, поэтому особое внимание я обращаю на соблюдение правил техники безопасности этими учащимися при прыжках в длину, занятиях на спортивных снарядах и др. сложных в физическом плане упражнениях. Поскольку им не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: прыжки в длину, высоту, акробатикой, снарядной гимнастикой и т.д., на уроках, посвященных данным темам, они осваивают адаптированный мною курс лечебной гимнастики, который предлагается вашему вниманию.
На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности, плоскостопие. Таким детям ограничивается нагрузка, ими выполняются общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц, сохраняющим свод стопы), дополнительно рекомендуются специальные упражнения: ходьба босиком по скошенному лугу, галечнику. Комплекс упражнений, разработанный мной, с учетом врачебных требований, для профилактики плоскостопия и лечения начальных его форм прилагается.
Основным в дифференцированном подходе является учет индивидуальных возможностей, особенностей каждого школьника. Чтобы претворить этот принцип в жизнь, учителю надо иметь сведения о состоянии ученика, об усвоении им учебных заданий. Но более перспективный путь решения этой проблемы - вооружение ребят знаниями, необходимыми для осуществления самоконтроля своих действий, формирование у них умения самостоятельно вносить изменения в свою работу. Главная ценность этого направления заключается в том, что самоконтроль будет способствовать более глубокому усвоению учебного материала. Заметив ошибку, выяснив причину ее возникновения, учитель должен своевременно оказать помощь ученику. Я пытаюсь это сделать с учетом свойств характера ребенка: например, Татаренкова Ю., Толмачева Н. не принимают помощь до тех пор, пока сами не исчерпают своих возможностей; у Булатниковой Ю. - 7 в, наоборот, опускаются руки, если её во время не поддержать, не подсказать выхода из затруднения; Панченко Е. надо подводить к освоению упражнения так, чтобы она постепенно преодолевала встречающиеся трудности, и они не были бы для неё чрезмерными. И по этим признакам выделяю в классе соответствующие группы школьников и осуществляю дифференцированный подход к ним, опираясь на зону ближайшего развития каждого ребенка.
Знание анатомо-физиологических особенностей детей и подростков дает возможность более рационально и дифференцированно подходить к проведению уроков. Мой контингент учащихся - младший и средний школьный возраст.
Развитие детей в младшем школьном возрасте идет довольно интенсивно и относительно равномерно. Но следует помнить о главном, что глубокие мышцы спины еще слабы, поэтому нельзя давать длительные статические нагрузки. В работе с этой группой детей я большую часть урока уделяю подвижным играм, благодаря которым развиваются как сильные, так и слабые ученики.
Период среднего школьного возраста (11-14 лет) в процессе созревания организма является переломным. Он характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменением функционального состояния органов и систем, связанными с половым созреванием. В связи с этим физическая нагрузка должна быть строго дозированной.
В своей работе по темам « Гимнастика» и « Акробатика» я использую элементы программированного обучения. Предписания алгоритмического типа предусматривают разделение учебного материала на серии учебных заданий, при этом только овладение предыдущей серией дает право переходить к следующей. В этом случае, учебным материалом овладевают все учащиеся (только в разные сроки, в зависимости от индивидуальных способностей каждого). Карточки, с алгоритмическими предписаниями по отдельным видам упражнений (Кувырок вперед, подъем переворотом в упор), представлены вашему вниманию.
Так же, по теме «Акробатика» каждому учащемуся 5-7 классов предлагается дифференцированное домашнее задание на развитие гибкости, силы и ловкости.
Как учителя физической культуры, меня заботит состояние здоровья учеников нашей школы. Поэтому я выпустила стенгазету: «Если хочешь быть здоров», которая содержит предложения по физкультурно-оздоровительной деятельности дома, рекомендации для родителей, заметку о вреде курения.
Учителям нашей школы мною рекомендованы комплексы физкультурных минуток; упражнения и примерные спортивные часы (по временам года) для группы продленного дня.
Предмет «Физическая культура» на современном этапе основывается на деятельном и личностном подходах, применении современных психолого-педагогических и физиолого-педагогических теорий обучения, воспитания и развития личности. Он опирается на принципы деятельного и личностного подходов, заключающихся в том, что ученик овладевает способами использования средств, методов и приемов, накопленных человечеством в области телесного и духовного самосовершенствования. Особенностью предмета «Физическая культура», изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение физической культуры на базовом уровне направлено на создание у учащихся целостного представления о физической культуре, здоровья, здоровом стиле жизни как элементах общей культуры. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент физкультурного образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами.
Наша школа старается мотивировать детей к тому, чтобы они с самого раннего возраста ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились стать развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Педагогическая практика показывает, что успех всей этой работы в школе достигается за счет системного подхода к решению этой проблемы, как на уроках, так и во внеурочное время, как педагогами, психологами, медицинскими работниками, социальными педагогами, воспитателями, так и родителями детей.
Деятельность преподавания физического воспитания в нашей школе направлено на вовлечение школьников в систематические занятия физической культурой и спортом в спортивной секции, группе оздоровительной направленности. Физкультура - одна из основ нашего здоровья. И где, как не в школе, этот фундамент строить.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
За 19 лет педагогической работы я выработала собственную методику, которая дает положительные результаты.
1. Предварительный этап. Организация рабочей группы.
Первый урок я провожу в форме тестирования, основная задача которого – выявить уровень мотивации учащихся к занятиям физической культурой, определить их интерес к различным видам спорта. В последующем упражнения подбираю для каждой группы индивидуально, в соответствии с их интересами, а также связанные с особенностями будущей профессиональной деятельности. Например, учащиеся учебных специальностей «Банковское дело» и «Почтовая связь» в будущем основное рабочее время будут проводить в положении «сидя» перед монитором компьютера. В этом случае больше всего страдают органы зрения и осанка. Большинство упражнений, предлагаемых мною в этих группах, направлены, прежде всего, на укрепление мышц спины.
Следующие два – три урока я посвящаю формированию рабочей группы. Группа учащихся - это уже организованная группа. Поэтому естественно возникает вопрос - есть ли необходимость организовывать группу? Мое твердое убеждение, что необходимо.
Все учащиеся одной группы заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Увлечь единой целью каждого из учащихся, настроенных по-разному, - дело нелёгкое. Но на каждом уроке каждый учащийся должен получить возможность активно, с интересом заниматься, овладевать знаниями и умениями, предусмотренными учебной программой.
Исходя из этих задач и особенностей проведения урока физической культуры необходимо организовать рабочую группу. Особое внимание при этом я уделяю созданию в коллективе здорового психологического климата, атмосферы взаимопомощи, чуткого, внимательного отношения друг к другу и вместе с тем неукоснительного выполнения требований, предъявляемых к учащимся на уроке. Среди них такие «мелочи» как:
- определённый порядок подготовки к уроку (время и место переодевания, способ складывания снятой одежды, обуви);
- порядок построения и перехода к месту занятий, место построение в начале и конце урока;
- подготовка и отдача рапорта преподавателю о готовности группы к занятию;
- соблюдение правил подготовки, переноса и уборки пособий и снарядов;
- организованный уход с занятия.
Справиться с такой организацией учащихся легче, когда группа представляет собой хорошо слаженный организованный коллектив, где имеются ответственные и подчинённые, организаторы и исполнители. В этом таятся большие воспитательные возможности. Например, представляется возможность формировать жизненно необходимое умение подчинять и подчинятся. Воспитательные возможности такой организации распространяются и на так называемых «трудных» учащихся. В моей практике нередки случаи, когда благодаря правильно подобранным общественным функциям для таких учащихся, доверию в работе на уроках физической культуры «трудные» становились более дисциплинированными.
И это закономерно. «Дисциплина - это результат воспитания». Итак, для успешного проведения урока, овладения вниманием группы и в то же время для педагогического воздействия на учащихся я веду определённую работу, добиваясь, чтобы группа представляла собой хорошо организованный коллектив.
2. Основной этап. Подготовка учащихся к роли руководителя группы (физорга).
В успешном проведении урока, в воспитательном воздействии на учащихся существенную роль играет организация помощников преподавателя. Среди них особое место занимают руководители группы. В роли их в течение учебного года должны побывать все учащиеся, чтобы у каждого развивались необходимые для этого способности и умения. Хорошая организация помощников педагога – это, на мой взгляд, и есть наиболее оптимальный способ обучения учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Важно систематически готовить всех учеников к умению возглавлять занятия в группе. А это возможно только в процессе обучения на уроке.
Разумеется, обучая всех, я имею возможность выбирать в первую очередь самых лучших, более способных, но постепенно необходимыми знаниями и умениями будут овладевать все.
Может возникнуть вопрос о том, что готовить своих помощников - значит ещё одна дополнительная задача ко всем учебным задачам, стоящих перед уроком? На мой взгляд, нет, это не дополнительная, а органически входящая в процесс обучения, важно только избрать для этого соответствующие активные способы и приёмы организации учебного труда. К таким в первую очередь отношу приемы, предусматривающие взаимную проверку и помощь учеников друг другу при разучивании движений - взаимообучение. К таким относится известный способ организаций занятий сменами с разделением учеников на пары. Учащийся, ожидающий очереди, наблюдает за действиями своего напарника и по заранее указанным учителем критериям устанавливает, что хорошо, что плохо выполнено тем, за кем он наблюдает. Выполняя такие задания преподавателя, при упражнении сменами, наблюдающие помогают своим партнёрам лучше усвоить технику и в то же время отлично усваивают её сами.
При разделении на группы надо также привлекать всех учеников к наблюдению за упражняющимися, к взаимообучению. Например, двое выполняют задание на перекладине, а все остальные, сидя на гимнастической скамейке, наблюдают. Старший в отделении страхует и также подмечает положительное и отрицательное в движениях упражняющихся. Выполнив задание, учащийся выслушивает замечания.
Возможен и такой вариант - шефство сильного над менее подготовленным на определённой серии занятий. Каждый «сильный» наблюдает за своим подопечным, когда тот упражняется (в порядке очередной попытки) и помогает ему осваивать движения. Полезно также взаимообучение в группе с оценкой, которую корректирует учитель, обязательно аргументируя окончательный балл.
Например, контрольные норматив на гибкость – наклон с положения лежа, в начале учебного года учащаяся выполняет на «-27». Это отметка «0». В конце учебного года показатель у нее – «-7». Это тоже «0». Но прогресс составляет 20 см. И я имею полное право поставить ребенку «10».
Когда двигательные действия усвоены и используются преимущественно для развития двигательных качеств, взаимообучение продолжается, но теперь учащиеся наблюдают не только за техникой, но и за количественными результатами, характеризующими развитие двигательных качеств. Упражнения выполняются на большое число повторений (например, подтягивание, приседание на одной ноге, сгибание и разгибание рук в упоре и т. п.); на большее расстояние (например, прыжки в длину, метания); на меньшее время, затраченное на преодоление дистанции бега, полосы препятствий, передвижение на лыжне и т. п.
Так, в процессе обучения решается задача подготовки помощников, а вместе с тем ученики получают необходимые знания и умения для самостоятельных занятий.
На каждом уроке физической культуры присутствует музыка. Я считаю, что именно музыка создает положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке. Музыкальное сопровождение на каждом уроке разное, в зависимости от темы урока, настроения учащихся: от современной музыки до классической.
Кроме того, и на уроках в группах юношей, и в группах девушек присутствует танец. Ведь во время любого танца работают буквально все группы мышц. Это и вальс, и джайв, и танец живота.
3. Организация часа здоровья.
Одним из методов, широко используемых для организации учебной деятельности, является организация и проведение часа здоровья. Именно час здоровья способствует снятию у учащихся напряжения, увеличению их двигательной активности, укреплению здоровья средствами физической культуры, активному отдыху.
Во время проведения часа здоровья в игровой и соревновательной форме выполняются упражнения, изученные на уроках физической культуры при прохождении соответствующего раздела программы. Таким образом, совершенствуются изученные навыки. Нужно учитывать, что наибольшим интересом у учащихся пользуются подвижные и спортивные игры.
Однако какой бы вид спорта ребята не любили, преподавателю необходимо заботиться о разностороннем развитии учащихся и поэтому включать в занятия упражнения, направленные на общую физическую подготовку. Это бег на короткие дистанции, прыжки, упражнения с мячом, подвижные игры, подвижные игры, которые должны быть составной частью каждого занятия. Вместе с тем, ребят нужно ориентировать на то, чтобы они уделяли внимание лёгкой атлетике, лыжной подготовке, конькам, спортивной и художественной гимнастике.
Во время часа здоровья должны быть обеспечены строгое соблюдение техники безопасности и медицинский контроль.
Педагоги колледжа при желании могут заниматься вместе с учащимися. При этом следует иметь в виду, что различные по сложности физические упражнения обладают разной степенью воздействия на организм человека. Поэтому при оздоровительных занятиях особенно важен индивидуальный подбор упражнений и дозирование нагрузок.
В хорошую погоду спортивный час целесообразно проводить на улице, лишь в плохую погоду стоит переносить занятие в помещение.
Таким образом, можно сделать вывод, что для эффективности в проведении урока необходимо вовлекать самих учащихся в процесс обучения и воспитания. Назначаемые преподавателем помощники из учащихся облегчают его работу и помогают лучше справляться с заданиями ребятам.
Таким образом, умение правильно использовать организаторские способности и знание своего предмета помогают найти тот самый общий язык между преподавателем и учениками, необходимый для проведения плодотворной работы, помогающий стать подросткам сильными, ловкими и здоровыми.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Мониторинг
По итогам мониторинга, проводимого ежегодно по всем предметам, в том числе и по физической культуре, отмечается повышение уровня учебных достижений учащихся:
Предмет
Средний балл по итогам 1 курса 2006 г.
Средний балл по итогам 2 курса 2007 г.
Средний балл по итогам 3 курса 2008 г.
Динамика показателей
Физическая культура
7,2
7,7
7,9
+0,6
Изучение мотивации учебной деятельности учащихся на уроках физической культуры и здоровья
Результаты анкетирования учащихся «Как Вы относитесь к учебе по предмету «Физическая культура и здоровье»
Блок
Номер вопроса
Отношение
Оценка уровня мотивации
I
1
Проявляю интерес к отдельным упражнениям
2%
II
2
Стараюсь добросовестно выполнять программу
15%
III
3
Мне интересны не столько знания методики выполнения упражнений, но и способы их добывания
36%
IV
6
Испытываю интерес к самообразованию: занимаюсь самостоятельно регулярно
47%
Варианты ответов:
2 – всегда
1 – иногда
0 – никогда
Количество опрошенных учащихся – 30
Блок I – ситуативный интерес
Блок II – учение по необходимости
Блок III – интерес к предмету
Блок IV – повышенный познавательный интересов
Вывод: из результатов анкетирования следует, что практически 50 % учащихся занимаются физической культурой не только на уроках, но и в свободное время
Спортивные достижения учащихся:
А самым главным достижением считаю то, что у меня на уроках не бывает равнодушных учащихся, нет детей, которые «забыли» форму или просто прогуляли урок. Все мои воспитанники с радостью посещают спортзал, тренажерный зал. И не только на уроке, но и в свободное время.
ДОСТУПНОСТЬ ОПЫТА:
Опыт может быть использован преподавателями физической культуры и здоровья учебных заведений различных типов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Сабятин Ф.И., Федорченко П.Ю. Физическая культура в современной школе: опыт, проблемыв, перспективы.– 2009
Тимофеев С.П., Луханин В.В. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях.– 2004, с. 77-100.
Коджаспиров Ю.Г. Физкультура, Ура! Ура!.– 2002.
Петров В.К. Новая форма физической культуры и спорта.– 2004,
с. 13-18.
Киселев С. Ю. Победи! Размышления и советы психолога спорта–
2002 , с. 45-50.
Солодков А.С. Адаптивные возможности человека.– 1999г.