kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование представления о здоровом образе жизни как важнейшей ценности для человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрен опыт формирования здоровьесберегающего сознания у обучающихся в «Экспериментальном лицее «Научно-образовательный комплекс» города Усть-Илимска. На протяжении многих лет в учебном процессе по физическому воспитанию на уроках оздоровительной гимнастики успешно используется синтез традиционных и нетрадиционных методов развития и оздоровления, который показывает возможность интеграции умственной и физической деятельности, направленной на  формирование здоровьесберегающего сознания. 

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, сознание, осознанность, рефлексия.Рассмотрен опыт формирования здоровьесберегающего сознания у обучающихся в «Экспериментальном лицее «Научно-образовательный комплекс» города Усть-Илимска. На протяжении многих лет в учебном процессе по физическому воспитанию на уроках оздоровительной гимнастики успешно используется синтез традиционных и нетрадиционных методов развития и оздоровления, который показывает возможность интеграции умственной и физической деятельности, направленной на  формирование здоровьесберегающего сознания. 

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, сознание, осознанность, рефлексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование представления о здоровом образе жизни как важнейшей ценности для человека »




Формирование представления о здоровом образе жизни

как важнейшей ценности для человека

Аннотация.

Рассмотрен опыт формирования здоровьесберегающего сознания у обучающихся в «Экспериментальном лицее «Научно-образовательный комплекс» города Усть-Илимска. На протяжении многих лет в учебном процессе по физическому воспитанию на уроках оздоровительной гимнастики успешно используется синтез традиционных и нетрадиционных методов развития и оздоровления, который показывает возможность интеграции умственной и физической деятельности, направленной на формирование здоровьесберегающего сознания.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, сознание, осознанность, рефлексия.

Сведения об учителе: Говоркова Людмила Николаевна, учитель физической культуры, «Экспериментального лицея «Научно-образовательного комплекса», 666683, ул.Мира, 2-64, e-mail: [email protected]

Главная задача общеобразовательной школы в любые времена была, есть и будет – создание условий для качественного обучения. В настоящее время, со стороны государства, оценивание качества образования осуществляется на основе результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ). Со стороны самих выпускников – это поступление в престижные институты. Поступление в престижные институты как тенденция, наблюдается и у родителей.

На базе «Экспериментального лицея «Научно-образовательный комплекс» города Усть-Илимска мы проанализировали возможность изменения ситуации в отношении качества образования, а в частности предмета «физическая культура».

Сегодняшние учащиеся – это люди, которые будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 – 70 года ХХI века, поэтому школа должна готовить своих учеников к будущей жизни, развивая, в том числе, у них способность к сохранению и приумножению своего здоровья [7].

Однако анализ литературы ученых – педагогов и врачей (А.А. Баранов, И.С. Власов, Г.А. Лапина и др.) показывает, что произошло ухудшение здоровья учащихся, его обесценивание и снижение мотивации к его сохранению, а также отсутствие знаний и умений самооздоровления [3].

Как показывают наши наблюдения, современный процесс обучения и условия жизни требуют от обучающихся больших интеллектуальных, психоэмоциональных и физических напряжений.

Поэтому мы рассматриваем в системе физического воспитания вариативные уроки оздоровительной гимнастики как условие для формирования нового здоровьесберегающего сознания.

Особенностью уроков оздоровительной гимнастики является то, что используется интеграция традиционных методов физического воспитания и нетрадиционных систем, и методов оздоровления. Такие элементы как асаны (упражнения) восточной гимнастики хатха йоги [2] и методы традиционных систем оздоровления (купание в холодной воде, хождение босиком по снегу, занятия на улице), способствуют синтезу умственной и физической деятельности.

На уроках оздоровительной гимнастики используются методы, направленные на развитие рефлексии, что позволяет обучающимся достигать понимания ценности своего здоровья и организации деятельности, направленной на глубокие, внутренние изменения по отношению к себе, и окружающим. Основным методом для интеграции умственной и физической деятельности используются статические упражнения (асаны), достоинством которых является создание условий для объединения во времени работы тела и ума. Такой вариант физических упражнений дает возможность достигать внутреннего баланса как характеристики особого состояния сознания, при котором происходит осознание выполняемой работы, являющегося затем пролонгированным условием для более качественного усвоения учебного материала [2].

В содержание программного материала входит изучение понятия «здоровье». Из многочисленных определений, имеющихся в литературе, мы взяли за основу понятие, которое утверждено Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия при отсутствии болезней и физических дефектов» [7].

Рассматривая сущность понятия «здоровье» выделяем два аспекта: социальный и личностный, которые позволяют обучающимся пересмотреть отношение, как к окружающему миру, так и к себе, что в свою очередь это способствует глубоким внутренним преобразованиям в своем мышлении, в осознании необходимости самопознания, самосовершенствования и гармонизации.

Отсюда можно говорить о том, что именно сам человек определяет социально-личностные взаимосвязи, от которых зависит и его здоровье. В связи с этим возникла необходимость изучения понятия «нормы».

Анализ литературы показал, что понятие «здоровье» и понятие «нормы» имеют количественные и качественные характеристики. В нашем исследовании мы опирались на программу ООН «по человеческому развитию». Из этой программы можно выделить основные характеристики: целостность телесного и душевного здоровья, обеспечивающего общую жизнеспособность человека; готовность к семейной жизни и «воспроизводству» детей; тенденцию изменения условий человеческого существования, возможность адаптации человека в этих условиях [1].

Анализ многочисленных трудов ученых показывает, что в современной науке широко изучается роль сознания человека. Именно через сознание как главную способность - умения видеть, анализировать свои внутренние и внешние изменения, которые определяют деятельность, и способность производить рефлексию.

Рефлексия - (лат. слово- обращение назад) - обращение внимания субъекта на самого себя и на свои, в частности, продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление[8].

Анализ результатов нашего исследования показывает, что развитие рефлексии как результата от целенаправленной выстроенной, специфичной работы, интеграции умственной и физической деятельности через выполнение асан, развивают способность осознавать, что думаешь, о чем думаешь и как думаешь. Происходит индивидуально-коррекционная умственная и физическая деятельность обучающихся, которая способствует формированию осознанности как сознания, способного рефлексировать.

Осознание результатов своего труда как достижение нового состояния сознания, позволяет обучающимся производить отслеживание в течение дня своего самочувствия, вносить определенные коррективы при выполнении работы, а также соблюдать здоровьесберегающее общение и поведение.

Поэтому осознанность и рефлексия являются показателями того, насколько обучающимся доступен процесс внутреннего баланса, выражающийся в умении управления собой, своим умственным и психоэмоциональным состоянием [2].

Как показывают наши наблюдения, многие поведенческие проявления ученика, особенно с ярко выраженным темпераментом и не проработанными внутренними качествами (характер, воля, привычки, дисциплина), характеризуют и его низкую степень осознанности, в его учебе и поведении наблюдается гораздо больше ошибочных действий, а также в общении. Развитие осознанности и рефлексии, с нашей точки зрения как возможность развития здоровьесберегающего сознания, рассматриваем условием для совершенствования и личностных качеств.

На основании анализа нашего исследования можем говорить, что такая интеграция является наиболее доступной формой в учебном процессе по физическому воспитанию, посредством которой формируется здоровьесберегающее сознание. Именно эта интеграция физической и умственной деятельности способна объединять ум, тело, сознание, чувства, эмоции, и в то же время, предоставлять возможность для развития, и обогащения личностных качеств.

Отсюда можем сделать вывод, что формирование здоровьесберегающего сознания позволяет обучающимся приобрести субъективный опыт самооздоровления, посредством организации индивидуальной работы над своим саморазвитием, включающим умственную и физическую деятельность, которая в итоге, развивает у них ответственность за свое здоровье; расширить и личностные качества (воля, характер, дисциплина, терпение) Например, опрос старшеклассников, в количестве 120 человек (10-11 классы), обучающихся в нашем учебном заведении второй год показывает, что 35% учеников стали уже задумываться о том, что необходимо следить за своим здоровьем, быть ответственным за него. Важность целостного развития стали осознавать 53% обучающихся, которые пересмотрели свое отношение к физическому, умственному и душевному развитию как целостности. Однако еще рано говорить о том, что план саморазвития является главным основанием в организации своей деятельности по самооздоровлению и только 10% ведут кропотливую и целостную работу. Из общего числа респондентов есть и такие ученики, а их 2%, которые не считают, что сохранение здоровья зависит от целостного развития, и тем более, от необходимости развития здоровьесберегающего сознания.

Таким образом, формирование у обучающихся здоровьесберегающего сознания на уроках оздоровительной гимнастики позволяет говорить, во-первых, о необходимости этого процесса, порой и сложного и противоречивого как приобретение нового сознания, которое требует осмысления и действий по здоровьесбережению, формирующего субъективный опыт и ответственность за свое здоровье. Во-вторых, формирование здоровьесберегающего сознания мы рассматриваем как возможность повышения качества физического воспитания в современной школе.

Библиографический список

1.Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб,200. – 260с.

2. Б.К.С.Айенгар. Прояснение йоги. Йога дипика / Б.К.С.Айенгар. – Иркутск: Петров и сыновья. - 2001. – 523с.

3.Баранов А.А., Кучма В.Р., Л.М. Сухарева. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность [Текст] / А.А. Баранов, В.Р.Кучма, Л. М. Сухарева. – М.: Издательский дом «Династия». – 2006. -312с.

4. М Безруких. Аксиомы здоровья [Текст] /Безруких М. // Директор школы. – 2007, №2 (117). – С.99-104.

5. Гликман И.З. Размышления о старой новой школе. [Текст] /И.З. Гликман //Инновации в образовании. – 2010, №1. – С. 107-119.

6. EUROHIS: Разработка общего инструментария для опросов о состоянии здоровья. – М., «Права человека». – 2005. – 193с.

7. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ [Текст] /И.В. Журавлева. – М.: Издательство Института социологии РАН. -2002. – 240с.

8. Словарь иностранных слов. – 7 –ое изд., переаб. - / под. Ред. А.Г. Спиркина, И.А. Акчурина, Р.С. Каринской. - -М.6 Русский язык. – 1980. – 624с.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Говоркова Людмила Николаевна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ "
    ["seo_title"] => string(123) "formirovaniie-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-doshkol-nikov-kak-odin-iz-komponientov-zdorov-iesbieriegaiushchiei-tiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "225580"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439755922"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: Здоровый образ жизни! Твой выбор. "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-zdorovyi-obraz-zhizni-tvoi-vybor"
    ["file_id"] => string(6) "197847"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428323249"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Формирование здорового образа жизни у младших школьников "
    ["seo_title"] => string(62) "formirovaniie-zdorovogho-obraza-zhizni-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "164549"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422644790"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Развитие мотивации подростков к здоровому образу жизни средствами физической культуры "
    ["seo_title"] => string(91) "razvitiie-motivatsii-podrostkov-k-zdorovomu-obrazu-zhizni-sriedstvami-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "110367"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405954954"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства