Формирование представления о здоровом образе жизни как важнейшей ценности для человека
Формирование представления о здоровом образе жизни как важнейшей ценности для человека
Рассмотрен опыт формирования здоровьесберегающего сознания у обучающихся в «Экспериментальном лицее «Научно-образовательный комплекс» города Усть-Илимска. На протяжении многих лет в учебном процессе по физическому воспитанию на уроках оздоровительной гимнастики успешно используется синтез традиционных и нетрадиционных методов развития и оздоровления, который показывает возможность интеграции умственной и физической деятельности, направленной на формирование здоровьесберегающего сознания.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, сознание, осознанность, рефлексия.Рассмотрен опыт формирования здоровьесберегающего сознания у обучающихся в «Экспериментальном лицее «Научно-образовательный комплекс» города Усть-Илимска. На протяжении многих лет в учебном процессе по физическому воспитанию на уроках оздоровительной гимнастики успешно используется синтез традиционных и нетрадиционных методов развития и оздоровления, который показывает возможность интеграции умственной и физической деятельности, направленной на формирование здоровьесберегающего сознания.
Просмотр содержимого документа
«Формирование представления о здоровом образе жизни как важнейшей ценности для человека »
Формирование представления о здоровом образе жизни
как важнейшей ценности для человека
Аннотация.
Рассмотрен опыт формирования здоровьесберегающего сознания у обучающихся в «Экспериментальном лицее «Научно-образовательный комплекс» города Усть-Илимска. На протяжении многих лет в учебном процессе по физическому воспитанию на уроках оздоровительной гимнастики успешно используется синтез традиционных и нетрадиционных методов развития и оздоровления, который показывает возможность интеграции умственной и физической деятельности, направленной на формирование здоровьесберегающего сознания.
Сведения об учителе: Говоркова Людмила Николаевна, учитель физической культуры, «Экспериментального лицея «Научно-образовательного комплекса», 666683, ул.Мира, 2-64, e-mail: [email protected]
Главная задача общеобразовательной школы в любые времена была, есть и будет – создание условий для качественного обучения. В настоящее время, со стороны государства, оценивание качества образования осуществляется на основе результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ). Со стороны самих выпускников – это поступление в престижные институты. Поступление в престижные институты как тенденция, наблюдается и у родителей.
На базе «Экспериментального лицея «Научно-образовательный комплекс» города Усть-Илимска мы проанализировали возможность изменения ситуации в отношении качества образования, а в частности предмета «физическая культура».
Сегодняшние учащиеся – это люди, которые будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 – 70 года ХХI века, поэтому школа должна готовить своих учеников к будущей жизни, развивая, в том числе, у них способность к сохранению и приумножению своего здоровья [7].
Однако анализ литературы ученых – педагогов и врачей (А.А. Баранов, И.С. Власов, Г.А. Лапина и др.) показывает, что произошло ухудшение здоровья учащихся, его обесценивание и снижение мотивации к его сохранению, а также отсутствие знаний и умений самооздоровления [3].
Как показывают наши наблюдения, современный процесс обучения и условия жизни требуют от обучающихся больших интеллектуальных, психоэмоциональных и физических напряжений.
Поэтому мы рассматриваем в системе физического воспитания вариативные уроки оздоровительной гимнастики как условие для формирования нового здоровьесберегающего сознания.
Особенностью уроков оздоровительной гимнастики является то, что используется интеграция традиционных методов физического воспитания и нетрадиционных систем, и методов оздоровления. Такие элементы как асаны (упражнения) восточной гимнастики хатха йоги [2] и методы традиционных систем оздоровления (купание в холодной воде, хождение босиком по снегу, занятия на улице), способствуют синтезу умственной и физической деятельности.
На уроках оздоровительной гимнастики используются методы, направленные на развитие рефлексии, что позволяет обучающимся достигать понимания ценности своего здоровья и организации деятельности, направленной на глубокие, внутренние изменения по отношению к себе, и окружающим. Основным методом для интеграции умственной и физической деятельности используются статические упражнения (асаны), достоинством которых является создание условий для объединения во времени работы тела и ума. Такой вариант физических упражнений дает возможность достигать внутреннего баланса как характеристики особого состояния сознания, при котором происходит осознание выполняемой работы, являющегося затем пролонгированным условием для более качественного усвоения учебного материала [2].
В содержание программного материала входит изучение понятия «здоровье». Из многочисленных определений, имеющихся в литературе, мы взяли за основу понятие, которое утверждено Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия при отсутствии болезней и физических дефектов» [7].
Рассматривая сущность понятия «здоровье» выделяем два аспекта: социальный и личностный, которые позволяют обучающимся пересмотреть отношение, как к окружающему миру, так и к себе, что в свою очередь это способствует глубоким внутренним преобразованиям в своем мышлении, в осознании необходимости самопознания, самосовершенствования и гармонизации.
Отсюда можно говорить о том, что именно сам человек определяет социально-личностные взаимосвязи, от которых зависит и его здоровье. В связи с этим возникла необходимость изучения понятия «нормы».
Анализ литературы показал, что понятие «здоровье» и понятие «нормы» имеют количественные и качественные характеристики. В нашем исследовании мы опирались на программу ООН «по человеческому развитию». Из этой программы можно выделить основные характеристики: целостность телесного и душевного здоровья, обеспечивающего общую жизнеспособность человека; готовность к семейной жизни и «воспроизводству» детей; тенденцию изменения условий человеческого существования, возможность адаптации человека в этих условиях [1].
Анализ многочисленных трудов ученых показывает, что в современной науке широко изучается роль сознания человека. Именно через сознание как главную способность - умения видеть, анализировать свои внутренние и внешние изменения, которые определяют деятельность, и способность производить рефлексию.
Рефлексия - (лат. слово- обращение назад) - обращение внимания субъекта на самого себя и на свои, в частности, продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление[8].
Анализ результатов нашего исследования показывает, что развитие рефлексии как результата от целенаправленной выстроенной, специфичной работы, интеграции умственной и физической деятельности через выполнение асан, развивают способность осознавать, что думаешь, о чем думаешь и как думаешь. Происходит индивидуально-коррекционная умственная и физическая деятельность обучающихся, которая способствует формированию осознанности как сознания, способного рефлексировать.
Осознание результатов своего труда как достижение нового состояния сознания, позволяет обучающимся производить отслеживание в течение дня своего самочувствия, вносить определенные коррективы при выполнении работы, а также соблюдать здоровьесберегающее общение и поведение.
Поэтому осознанность и рефлексия являются показателями того, насколько обучающимся доступен процесс внутреннего баланса, выражающийся в умении управления собой, своим умственным и психоэмоциональным состоянием [2].
Как показывают наши наблюдения, многие поведенческие проявления ученика, особенно с ярко выраженным темпераментом и не проработанными внутренними качествами (характер, воля, привычки, дисциплина), характеризуют и его низкую степень осознанности, в его учебе и поведении наблюдается гораздо больше ошибочных действий, а также в общении. Развитие осознанности и рефлексии, с нашей точки зрения как возможность развития здоровьесберегающего сознания, рассматриваем условием для совершенствования и личностных качеств.
На основании анализа нашего исследования можем говорить, что такая интеграция является наиболее доступной формой в учебном процессе по физическому воспитанию, посредством которой формируется здоровьесберегающее сознание. Именно эта интеграция физической и умственной деятельности способна объединять ум, тело, сознание, чувства, эмоции, и в то же время, предоставлять возможность для развития, и обогащения личностных качеств.
Отсюда можем сделать вывод, что формирование здоровьесберегающего сознания позволяет обучающимся приобрести субъективный опыт самооздоровления, посредством организации индивидуальной работы над своим саморазвитием, включающим умственную и физическую деятельность, которая в итоге, развивает у них ответственность за свое здоровье; расширить и личностные качества (воля, характер, дисциплина, терпение) Например, опрос старшеклассников, в количестве 120 человек (10-11 классы), обучающихся в нашем учебном заведении второй год показывает, что 35% учеников стали уже задумываться о том, что необходимо следить за своим здоровьем, быть ответственным за него. Важность целостного развития стали осознавать 53% обучающихся, которые пересмотрели свое отношение к физическому, умственному и душевному развитию как целостности. Однако еще рано говорить о том, что план саморазвития является главным основанием в организации своей деятельности по самооздоровлению и только 10% ведут кропотливую и целостную работу. Из общего числа респондентов есть и такие ученики, а их 2%, которые не считают, что сохранение здоровья зависит от целостного развития, и тем более, от необходимости развития здоровьесберегающего сознания.
Таким образом, формирование у обучающихся здоровьесберегающего сознания на уроках оздоровительной гимнастики позволяет говорить, во-первых, о необходимости этого процесса, порой и сложного и противоречивого как приобретение нового сознания, которое требует осмысления и действий по здоровьесбережению, формирующего субъективный опыт и ответственность за свое здоровье. Во-вторых, формирование здоровьесберегающего сознания мы рассматриваем как возможность повышения качества физического воспитания в современной школе.
Библиографический список
1.Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб,200. – 260с.
2. Б.К.С.Айенгар. Прояснение йоги. Йога дипика / Б.К.С.Айенгар. – Иркутск: Петров и сыновья. - 2001. – 523с.
3.Баранов А.А., Кучма В.Р., Л.М. Сухарева. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность [Текст] / А.А. Баранов, В.Р.Кучма, Л. М. Сухарева. – М.: Издательский дом «Династия». – 2006. -312с.
4. М Безруких. Аксиомы здоровья [Текст] /Безруких М. // Директор школы. – 2007, №2 (117). – С.99-104.
5. Гликман И.З. Размышления о старой новой школе. [Текст] /И.З. Гликман //Инновации в образовании. – 2010, №1. – С. 107-119.
6. EUROHIS: Разработка общего инструментария для опросов о состоянии здоровья. – М., «Права человека». – 2005. – 193с.
7. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ [Текст] /И.В. Журавлева. – М.: Издательство Института социологии РАН. -2002. – 240с.
8. Словарь иностранных слов. – 7 –ое изд., переаб. - / под. Ред. А.Г. Спиркина, И.А. Акчурина, Р.С. Каринской. - -М.6 Русский язык. – 1980. – 624с.