Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственных качеств у студентов на занятиях физической культурой»
Формирование нравственных качеств у студентов на занятиях физической культурой
Ванчугова Н.В., преподаватель
г.Братск ОГБПОУ «Братский медицинский колледж»
Нравственное формирование личности происходит, прежде всего, в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и личные, крепнет воля, складывается характер.
Нравственное, морально-волевое воспитание подрастающего поколения было и остаётся острейшей проблемой любого общества. В настоящее время, когда страна находится в сложной морально-нравственной, социально-экономической, политической ситуации, когда растёт количество наркоманов, алкоголиков, правонарушителей, значительно сложнее стало решать проблемы воспитания молодёжи, особенно школьников. Это обязывает специалистов усилить внимание к формированию морально-волевых качеств, чувств, убеждений, поведения1.
В современном социуме наблюдаются многочисленные и разноплановые примеры проявления у детей и подростков отрицательных черт характера, выражающихся в нравственной невоспитанности, в слабом волевом развитии. В условиях возрастания роли морального фактора в жизни общества несоответствие нравственных качеств определённой части молодёжи, особенно подростков, принятым нормам и идеалам определяет необходимость совершенствования всей системы морально–волевого воспитания молодого поколения. Значительную роль при этом играет физическое воспитание молодёжи.
В современном образовательном процессе необходимо создать такое учебно-воспитательное пространство, которое целенаправленно ориентирует личность на самоопределение, саморегуляцию, саморазвитие. Это позволит учащимся полноценно проявить себя в дальнейшей жизнедеятельности, а также даст возможность подростку избежать влияния таких социальных явлений, как юношеский алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.
Мораль или нравственность – совокупность исторически сложившихся норм. В связи с этим морально-волевое воспитание является важнейшей составной частью воспитания. Оно включает в себя воспитание сознательности, правдивости и честности, дисциплинированности и ответственности, настойчивости и целеустремленности и др. Наличие данных качеств позволяет личности успешно выполнять следующие функции:
– оценивающую, связанную с осознанием и принятием предметно ориентированных решений;
– эмоционально-ценностную, проявляющуюся в оценке личностного и социального значения деятельности, поведения, поступков и пр., их влияния на собственное развитие, социальный статус и т.д.;
– мотивационно-поведенческую, обеспечивающую проявление активности личности в избранной сфере деятельности, преодоление возникающих в ней трудностей и препятствий.
Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления; из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера студентов необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности, при которой он бы мог накопить опыт «правильного» поведения.
В процессе формирования характера следует развивать и закреплять не только определенные формы поведения, но и соответствующие социально одобряемые мотивы такого поведения. Для этого должны создаваться соответствующие условия, при которых практическая деятельность студентов соответствовала бы сути воспитания, а усваиваемые принципы поведения применялись на практике. Если, например, условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него не сформируются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество.
На воспитание характера влияет личный пример преподавателя, родителей. Как преподаватель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера студентов
Важную роль в формировании характера играет живое слово, с которым он обращается к студенту. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у студентов правильные моральные представления и понятия и самовоспитании личности. достижении цели. В данном контексте важно с детских лет формировать у человека умения и стремление самостоятельно ставить и разрешать социально и личностно значимые задачи.
Под целеустремленностью понимают способность человека помнить о намеченных планах и не терять из виду сформулированные цели, умение преодолевать возникшие препятствия и не опускать руки, встречаясь с трудностями2. «Целеустремленность есть регулирование человеком своего поведения для подчинения его устойчивой жизненной цели. Для целеустремленного человека характерно наличие руководящей цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для ее достижения, планомерное, неуклонное ее осуществление. Из этой общей перспективной цели у него исходят частные цели и задачи деятельности как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все же лишнее, ненужное отбрасывается»