kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическая культура -  неотъемлемая часть общей культуры общества, включает в себе множество понятий, но ориентирована на позитивное отношение  школьника к  собственному здоровью. Поэтому основной целью педагогов и учителей физической культуры является способствование формированию позитивной мотивации к здоровому образу жизни у школьников, то есть его осознание в необходимости  сохранения, восстановления и укрепления здоровья организма в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ

К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кара Нина Григорьевна

Учитель физической культуры

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Александровская школа Марьинского района»


Физическая культура - неотъемлемая часть общей культуры общества, включает в себе множество понятий, но ориентирована на позитивное отношение школьника к собственному здоровью. Поэтому основной целью педагогов и учителей физической культуры является способствование формированию позитивной мотивации к здоровому образу жизни у школьников, то есть его осознание в необходимости сохранения, восстановления и укрепления здоровья организма в целом.


Ни для кого не секрет, что физическая культура школьника давно вышла за рамки простых уроков овладения двигательными упражнениями и процедурами закалывания. В современном обществе «Физическая культура» объединяет множество различных понятий, но все они направлены на становления позитивного отношения к собственному здоровью, развитию и сохранению физиологических возможностей организма. Поэтому, основным заданием физической культуры является – формирование позитивной мотивации к здоровому образу жизни.

В первую очередь ответственность за овладение теоретическими знаниями и практическими навыками здорового образа жизни ложится на школу и учителей физической культуры, работа которых должна постоянно быть направлена на развитие личностных умений и навыков каждого ученика. Для этого на протяжении всего учебного года учителя физической культуры используют различные методы, приемы и формы работы с учениками. Для успешной реализации данной цели необходимо учитывать соответствие возрастным и психологическим особенностям детей.

Необходимыми видами деятельности по формированию позитивной мотивации к здоровому образу жизни являются:

  • заострение внимания школьников и их родителей на сохранении собственного здоровья;

  • своевременное оказание помощи в развитии позитивного отношения к физической культуре;

  • мотивирование детей к развитию личностных физических качеств;

  • проводимая профилактическая работа в сфере вредных привычек;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • организация культурно-массовых мероприятий;

  • информационная и профилактическая работа с родителями для успешного становления принципов здорового образа жизни.

При проведении профилактической работы среди учеников и их родителей педагогам необходимо заострить внимание на развитие и формирование психической культуры школьников; на формирование доверия к себе, к родителям, к обществу; понимании и осознании своих физических способностей и недостатков; на осознании правильного выбора и формировании установки здорового образа жизни; на неприемлемости вредных привычек и на самоутверждении в социуме.

Нельзя упускать тот факт, что формирование ЗОЖ напрямую зависит от содержания и качества проведения уроков физической культуры.

Каждый урок физической культуры должен быть не только набором физических упражнений и нормативов, но и нести следующие компоненты:

  • Информационность - увеличение уровня знаний о здоровом способе жизни;

  • Эмоциональность обучения дает возможность повысить уровень доверия школьника к педагогу и к самому себе;

  • Воспитательная составляющая;

  • Практическая составляющая ориентируется на реальные способы развития и сохранения здоровья.

Поэтому следует обьединить разъяснительную, воспитательную работу и различные формы практических занятий, чтобы физическая культура, была не простым уроком выполнения физических упражнений, а неотъемлемым компонентом жизни школьников. Такая работа должна включать следующие формы работы:

  • Качественные уроки физической культуры;

  • Спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • Спортивно-массовая работа;

  • Факультативы;

  • Самостоятельное занятие физической культурой с целью сохранения и развития физического здоровья.

Используя любые формы и методы работы необходимо учитывать то, что решение о следовании здоровому образу жизни человек принимает самостоятельно, так как и определяет мероприятия, которые соответствуют этому принципу, поэтому главное не навязывать ЗОЖ, а способствовать мотивации и осознанию необходимости вести ЗОЖ.

Позитивная мотивация на ЗОЖ школьников напрямую зависит от уровня выработанной привычки заниматься физической культурой. Для этого необходимо:

  • стимулировать и поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями;

  • вооружать учеников знаниями по таким дисциплинам как физическая культура, гигиена, физиология, валеология;

  • воспитывать убеждение в необходимости систематически заниматься как элементарными физическими упражнениями, так и разными видами спорта;

  • способствовать осознанию необходимости выполнять физические упражнения не только на уроках физической культуры, но и во вне урочное время.

Так как основной формой физического воспитания учеников является урок, то он должен быть движущей силой к успешному осуществлению всех остальных внешкольных форм работы, и в том числе содействовать пробуждению в учеников интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом в повседневной жизни. Учитывая этот неоспоримый факт, необходимо правильно использовать различные формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы на протяжении всего учебного процесса.

Физкультминутки на уроках, активные перемены с использованием физических упражнений под музыку, которые подбираются с учетом возрастных особенностей школьников, способствуют эффективности отдыха и последующей установки на учебную деятельность. Они снимают лишнюю напряженность, координируют движения и являются оптимальным средством формирования привычек правильного поведения, взаимоотношений с одноклассниками.

Данной целью, как невидимой нитью должен быть прошит весь учебный процесс, все без исключения педагоги и учителя предметники должны следовать её достижению. Лучше всего в процессе формировании положительной мотивации на здоровый образ жизни использовать активные методы, которые основаны на демократическом стиле взаимодействия учителя с учеником, так как они способствуют формированию критического мышления, инициативы и творчества. К ним также относятся социальное проектирование, метод открытой трибуны, ситуационно-ролевая игра, социально-психологический тренинг, интеллектуальный аукцион, метод анализа социальных ситуаций с морально-этическим характером, игра-драматизация и тому подобное. Целесообразно применять как традиционные, так и нетрадиционные методы обучения и воспитания, главное,чтобы эти методы учитывали психофизическое развитие учеников.

Бесспорно, хорошо организованная внеклассная пропагандистская, оздоровительная и спортивно-массовая работа не только путь к глубокому усвоению учащимися программного материала, но и дает возможность выявить интересы учеников для последующего привлечения их к различным видам спорта.

Кроме того, нельзя недооценивать роль закалывания, которое зависит от объема теоретических знаний и практических умений в использовании оздоровительных сил природы для непосредственного укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Только достигнув высокого уровня физической культуры, ребенок сознательно выполняет процедуры закалывания, систематичность выполнения которого формируется путем сложенной работы педагогов и родителей. Закалывание дает возможность быстро приспосабливаться организму к смене погоды, повышает иммунитет, стимулирует обмен веществ, что в свою очередь повышает сопротивляемость организма негативным факторам окружающего мира.

Еще одним звеном ЗОЖ является режим дня. Очень важно для школьника, соблюдать строгий режим дня, рациональное распределение времени на труд и отдых, сон и питание. В режим дня любого ребенка должна входить утренняя гимнастика и закалывание любого рода.

Естественно, что формирование позитивной мотивации к здоровому образу жизни невозможно решать без органов ученического самоуправления, так как доверие намного выше к информации, которую дети получают от своих одноклассников, сверстников, друзей и в том числе от родителей. Поэтому с этой целью необходимо организовывать пропагандистскую работу среди звена «ученик – ученик», выходя за рамки учебного процесса. Не будет лишним проведение анонимного опроса с целью диагностирования отношения детей к собственному здоровью, для последующей работы с учениками и их родителями.

Готовым продуктом формирования позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников является:

  • осознание ребенком необходимости к самообразованию и развитию, которое базируется на формировании, сохранении и укреплении собственного здоровья.

  • снижение уровня заболеваний;

  • повышение продолжительности жизни;

  • способствование улучшению микроклимата в семье;

  • обеспечение полноценной счастливой жизни детей и их родителей;

  • повышение социальной активности;

  • улучшение работоспособности организма;

  • искоренение вредных привычек;

  • максимальное рациональное использование время на отдых и труд;

  • обеспечение жизнерадостности, повышение настроения.

Бесспорно, развитие критического мышление, здоровое мышление и полноценная жизнь позволяет детям правильно сделать выбор в пользу здорового образа жизни.














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Горбунов Г.Д. , Гогунов Е. Н. Психология физической культуры и спорта / Г.Д. Горбунов, Е.Н Гогунов.- М:Academia, 2009.-256.

  2. Каминский М.И. Питание. Здоровье. Двигательная активность. – К.: Наукова думка, 1990.- 273 с.

  3. Корж В.С. Формування здорового способу життя.//Здоров’я та фізична культура. – 2006.- №7. –с 23.

  4. НеверковичС.Д. , Аронова Т.В., Баймурзин А.Р. Педагогика физической культуры и спорта / С.Д. Неверкович,  Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин.-М.: Academia, 2010.-336с.

  5. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. – 1997. - № 2. – С. 3-14.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кара Нина Григорьевна

Дата: 15.11.2016

Номер свидетельства: 359266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Организация спецкурсов в деятельности обучающихся на уроках физической культуры в системе дополнительного образования. "
    ["seo_title"] => string(140) "orghanizatsiia-spietskursov-v-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "124211"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414662011"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Справка « Реализация программы  формирования ценности здоровья и здорового образа жизни , экологической культуры в 1-3 классах». "
    ["seo_title"] => string(135) "spravka-riealizatsiia-proghrammy-formirovaniia-tsiennosti-zdorov-ia-i-zdorovogho-obraza-zhizni-ekologhichieskoi-kul-tury-v-1-3-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "125822"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415056212"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад на тему: "Формирование системы здоровьесбережения детей  в условиях ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-sistiemy-zdorov-iesbieriezhieniia-dietiei-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "111017"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406903937"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока «Спринтерский бег» (5 класс) "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-sprintierskii-biegh-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182522"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425547456"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Статья ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ В ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_vniedrieniie_innovatsiinykh_tiekhnologii_i_ikh_eliemientov_na_urokakh_li"
    ["file_id"] => string(6) "462105"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1521134117"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства