ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Физическая культура - неотъемлемая часть общей культуры общества, включает в себе множество понятий, но ориентирована на позитивное отношение школьника к собственному здоровью. Поэтому основной целью педагогов и учителей физической культуры является способствование формированию позитивной мотивации к здоровому образу жизни у школьников, то есть его осознание в необходимости сохранения, восстановления и укрепления здоровья организма в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ
К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кара Нина Григорьевна
Учитель физической культуры
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Александровская школа Марьинского района»
Физическая культура - неотъемлемая часть общей культуры общества, включает в себе множество понятий, но ориентирована на позитивное отношение школьника к собственному здоровью. Поэтому основной целью педагогов и учителей физической культуры является способствование формированию позитивной мотивации к здоровому образу жизни у школьников, то есть его осознание в необходимости сохранения, восстановления и укрепления здоровья организма в целом.
Ни для кого не секрет, что физическая культура школьника давно вышла за рамки простых уроков овладения двигательными упражнениями и процедурами закалывания. В современном обществе «Физическая культура» объединяет множество различных понятий, но все они направлены на становления позитивного отношения к собственному здоровью, развитию и сохранению физиологических возможностей организма. Поэтому, основным заданием физической культуры является – формирование позитивной мотивации к здоровому образу жизни.
В первую очередь ответственность за овладение теоретическими знаниями и практическими навыками здорового образа жизни ложится на школу и учителей физической культуры, работа которых должна постоянно быть направлена на развитие личностных умений и навыков каждого ученика. Для этого на протяжении всего учебного года учителя физической культуры используют различные методы, приемы и формы работы с учениками. Для успешной реализации данной цели необходимо учитывать соответствие возрастным и психологическим особенностям детей.
Необходимыми видами деятельности по формированию позитивной мотивации к здоровому образу жизни являются:
заострение внимания школьников и их родителей на сохранении собственного здоровья;
своевременное оказание помощи в развитии позитивного отношения к физической культуре;
мотивирование детей к развитию личностных физических качеств;
проводимая профилактическая работа в сфере вредных привычек;
пропаганда здорового образа жизни;
организация культурно-массовых мероприятий;
информационная и профилактическая работа с родителями для успешного становления принципов здорового образа жизни.
При проведении профилактической работы среди учеников и их родителей педагогам необходимо заострить внимание на развитие и формирование психической культуры школьников; на формирование доверия к себе, к родителям, к обществу; понимании и осознании своих физических способностей и недостатков; на осознании правильного выбора и формировании установки здорового образа жизни; на неприемлемости вредных привычек и на самоутверждении в социуме.
Нельзя упускать тот факт, что формирование ЗОЖ напрямую зависит от содержания и качества проведения уроков физической культуры.
Каждый урок физической культуры должен быть не только набором физических упражнений и нормативов, но и нести следующие компоненты:
Информационность - увеличение уровня знаний о здоровом способе жизни;
Эмоциональность обучения дает возможность повысить уровень доверия школьника к педагогу и к самому себе;
Воспитательная составляющая;
Практическая составляющая ориентируется на реальные способы развития и сохранения здоровья.
Поэтому следует обьединить разъяснительную, воспитательную работу и различные формы практических занятий, чтобы физическая культура, была не простым уроком выполнения физических упражнений, а неотъемлемым компонентом жизни школьников. Такая работа должна включать следующие формы работы:
Качественные уроки физической культуры;
Спортивно-оздоровительные мероприятия;
Спортивно-массовая работа;
Факультативы;
Самостоятельное занятие физической культурой с целью сохранения и развития физического здоровья.
Используя любые формы и методы работы необходимо учитывать то, что решение о следовании здоровому образу жизни человек принимает самостоятельно, так как и определяет мероприятия, которые соответствуют этому принципу, поэтому главное не навязывать ЗОЖ, а способствовать мотивации и осознанию необходимости вести ЗОЖ.
Позитивная мотивация на ЗОЖ школьников напрямую зависит от уровня выработанной привычки заниматься физической культурой. Для этого необходимо:
стимулировать и поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями;
вооружать учеников знаниями по таким дисциплинам как физическая культура, гигиена, физиология, валеология;
воспитывать убеждение в необходимости систематически заниматься как элементарными физическими упражнениями, так и разными видами спорта;
способствовать осознанию необходимости выполнять физические упражнения не только на уроках физической культуры, но и во вне урочное время.
Так как основной формой физического воспитания учеников является урок, то он должен быть движущей силой к успешному осуществлению всех остальных внешкольных форм работы, и в том числе содействовать пробуждению в учеников интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом в повседневной жизни. Учитывая этот неоспоримый факт, необходимо правильно использовать различные формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы на протяжении всего учебного процесса.
Физкультминутки на уроках, активные перемены с использованием физических упражнений под музыку, которые подбираются с учетом возрастных особенностей школьников, способствуют эффективности отдыха и последующей установки на учебную деятельность. Они снимают лишнюю напряженность, координируют движения и являются оптимальным средством формирования привычек правильного поведения, взаимоотношений с одноклассниками.
Данной целью, как невидимой нитью должен быть прошит весь учебный процесс, все без исключения педагоги и учителя предметники должны следовать её достижению. Лучше всего в процессе формировании положительной мотивации на здоровый образ жизни использовать активные методы, которые основаны на демократическом стиле взаимодействия учителя с учеником, так как они способствуют формированию критического мышления, инициативы и творчества. К ним также относятся социальное проектирование, метод открытой трибуны, ситуационно-ролевая игра, социально-психологический тренинг, интеллектуальный аукцион, метод анализа социальных ситуаций с морально-этическим характером, игра-драматизация и тому подобное. Целесообразно применять как традиционные, так и нетрадиционные методы обучения и воспитания, главное,чтобы эти методы учитывали психофизическое развитие учеников.
Бесспорно, хорошо организованная внеклассная пропагандистская, оздоровительная и спортивно-массовая работа не только путь к глубокому усвоению учащимися программного материала, но и дает возможность выявить интересы учеников для последующего привлечения их к различным видам спорта.
Кроме того, нельзя недооценивать роль закалывания, которое зависит от объема теоретических знаний и практических умений в использовании оздоровительных сил природы для непосредственного укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Только достигнув высокого уровня физической культуры, ребенок сознательно выполняет процедуры закалывания, систематичность выполнения которого формируется путем сложенной работы педагогов и родителей. Закалывание дает возможность быстро приспосабливаться организму к смене погоды, повышает иммунитет, стимулирует обмен веществ, что в свою очередь повышает сопротивляемость организма негативным факторам окружающего мира.
Еще одним звеном ЗОЖ является режим дня. Очень важно для школьника, соблюдать строгий режим дня, рациональное распределение времени на труд и отдых, сон и питание. В режим дня любого ребенка должна входить утренняя гимнастика и закалывание любого рода.
Естественно, что формирование позитивной мотивации к здоровому образу жизни невозможно решать без органов ученического самоуправления, так как доверие намного выше к информации, которую дети получают от своих одноклассников, сверстников, друзей и в том числе от родителей. Поэтому с этой целью необходимо организовывать пропагандистскую работу среди звена «ученик – ученик», выходя за рамки учебного процесса. Не будет лишним проведение анонимного опроса с целью диагностирования отношения детей к собственному здоровью, для последующей работы с учениками и их родителями.
Готовым продуктом формирования позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников является:
осознание ребенком необходимости к самообразованию и развитию, которое базируется на формировании, сохранении и укреплении собственного здоровья.
снижение уровня заболеваний;
повышение продолжительности жизни;
способствование улучшению микроклимата в семье;
обеспечение полноценной счастливой жизни детей и их родителей;
повышение социальной активности;
улучшение работоспособности организма;
искоренение вредных привычек;
максимальное рациональное использование время на отдых и труд;
обеспечение жизнерадостности, повышение настроения.
Бесспорно, развитие критического мышление, здоровое мышление и полноценная жизнь позволяет детям правильно сделать выбор в пользу здорового образа жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Горбунов Г.Д. , Гогунов Е. Н. Психология физической культуры и спорта / Г.Д. Горбунов, Е.Н Гогунов.- М:Academia, 2009.-256.
Каминский М.И. Питание. Здоровье. Двигательная активность. – К.: Наукова думка, 1990.- 273 с.
Корж В.С. Формування здорового способу життя.//Здоров’я та фізична культура. – 2006.- №7. –с 23.
НеверковичС.Д. , Аронова Т.В., Баймурзин А.Р. Педагогика физической культуры и спорта / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин.-М.: Academia, 2010.-336с.
Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. – 1997. - № 2. – С. 3-14.