«Формирование здорового образа жизни как профилактика асоциальных проявлений среди детей с ОВЗ»
Составил: Валеев К.Ф.
р.п. Красные Баки
2016 г.
Общеобразовательная школа готовит обучающихся к самостоятельной жизни и дает им не только определенный объем знаний и умений, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам осознать те звенья социальных структур, которые позволяют комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме.
Из вышесказанного следует, что одной из главных целей работы педагогического коллектива спортивной школы является профилактика асоциальных проявлений у обучающихся и формирование социально-нормативного поведения.
Для реализации этих задач необходима системная, комплексная работа всего коллектива. Одно из важных мест в системе профилактики асоциальных проявлений среди обучающихся принадлежит формированию здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. Использование средств и методов физического воспитания в работе с детьми группы социального риска обусловлено тем, что в структуре их интересов и потребностей занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, а 80% подростков отдают им предпочтение.
Физкультурная работа с детьми рассматривается с трех основных позиций:
-во – первых, как средство оздоровления;
-во – вторых, как способ организации досуга и отвлечения подростков от улицы;
-в – третьих, как средство коррекции физического и психоэмоционального состояния.
Методика физического воспитания в работе с детьми группы риска характеризуется следующими особенностями:
-важным этапом профилактической работы следует считать вовлечение обучающихся в спортивную деятельность, при этом необходимо учитывать мотивы прихода в секцию; отрицательные наклонности; положительные качества, на которые следует опираться в воспитательной работе;
-учебный процесс характеризуется длительностью (1 год, 2 года и т. д.), непрерывностью (круглогодично), систематичностью (2-3 раза в неделю);
-занятия следует проводить в удобное для обучающихся время;
-учебно – тренировочный процесс имеет оздоровительно – профилактическую направленность;
-средства и методы воспитания адекватны личностным особенностям занимающихся, отвечают их интересам и потребностям;
-подбор средств, методов и педагогических приемов способствует формированию интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, снижению уровня тревожности, агрессивности, повышению мотивационных установок, самооценки личности;
-в качестве физического воспитания используются упражнения аэробной направленности, умеренной интенсивности, исключая элементы единоборств;
-усложнение упражнений, увеличение нагрузки осуществляется постепенно, по мере формирования интереса к занятиям физическими упражнениями;
-учебный материал понятен и доступен занимающимся, подобран с учетом возможностей умственно отсталых детей, но осваивать его они должны не легко, а с определенным усилием, в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность;
-начиная с первого занятия предъявляются одинаковые требования ко всем занимающимся: по правила техники безопасности на занятиях по разным видам спорта, по правилам поведения в зале, на спортивной площадке, а применение физкультурных требования зависти от психофизических и психоэмоциональных возможностей обучающихся;
-своевременно и педагогически правильно применяются методы поощрения;
Правильное выполнение всех вышеперечисленных пунктов данной методики приучает подростков к дисциплине, правилам поведения, прививает умение общаться и находиться в коллективе, тем самым отучает их от негативного влияния улицы.
Воспитательная работа нашей школы по формированию гармонично развитой личности на основе личностно – ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с учетом их интересов, способностей и уровня физической подготовленности, является основой образовательной деятельности, способствует профилактике правонарушений, асоциального поведения и формированию ЗОЖ.
В школе разработана и успешно функционирует система поощрения за достижения в деятельности. По итогам участия в районных и областных спортивных мероприятиях дети получают благодарность, грамоты за подписью директора школы, ценные подарки. С информационной целью в школе постоянно функционирует стенд, где наглядно представлены фрагменты соревнований, фото детей, достигших определенных успехов в спорте. Массовая информация способствует повышению самооценки детей, формирует желание возможных достижений у других, более слабых ребят.
Дети группы риска, как правило, считают, что они могут многое, но столкнувшись с ежедневными тренировками, начинают понимать, что спортивные достижения легко не даются – они требуют много сил и времени. Я стараюсь заинтересовать таких детей различными индивидуальными упражнениями, стремясь сформировать у них стойкое желание заниматься выбранным ими видом спорта, поощряю за любые позитивные достижения.
Как только в начале учебного года утверждается план работы школы на данный учебный год, мною составляется план занятости спортивного зала.
Вся спортивная работа в нашем учреждении проводится согласно плана физкультурно – оздоровительных и спортивно – массовых мероприятий, утвержденного администрацией школы на педагогическом совете в августе 2015 года. В данный план включены следующие разделы:
-физкультурно – оздоровительные мероприятия;
-профилактическая деятельность;
-санитарно – просветительная деятельность;
-работа с родителями.
Наиболее ярким разделом является физкультурно – оздоровительная деятельность. Это различные спортивные мероприятия в режиме учебного дня. Дети охотно принимают в них участие. Это первенства школы по разным видам спорта, и товарищеские встречи с обучающимися других учебных заведений, районные и областные соревнования.
Профилактический вид деятельности заключается в различных видах инструктажа по технике безопасности, проведение тематических бесед по ЗОЖ, витаминизации учащихся с целью профилактики различных заболеваний. Данный вид работы проводится совместно с медработником школы.
Санитарно – просветительная деятельность – это изучение информации о здоровом образе жизни, об истории разных видов спорта.
Работа с родителями включает в себя консультации по физическому развитию ребенка.
Согласно Л.С. Выготскому, дети не могут самостоятельно и правильно выбрать для себя нужное направление деятельности, они не способны делать выводы и обобщения. Поэтому при создании ситуации успеха на занятиях физкультурой и спортом, при непосредственном направлении педагога, у такого ребенка формируется заинтересованность в дополнительных занятиях физкультурой и спортом, что опять же является профилактикой отклоняющегося и асоциального поведения обучающихся, отвлечением их от улицы, меняет их окружение.