Интерес человека к игровой деятельности постоянен. Однако условия воспитания способны существенно изменить степень и формы проявления как, в известной мере, врожденных, так и, особенно, социально обусловленных потребностей, к которым относится игра. Вот почему от поколения к поколению игры приходят в видоизмененном виде, хотя не исчезают и не могут исчезнуть, как не может исчезнуть детство и юность, как не может уйти от человека извечная потребность к самоусовершенствованию и познанию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игры как потребность человека»
ИГРЫ КАК ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
К числу потребностей человека, обусловленных природой, относится и потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность получения внешней информации. Оснащенная положительной эмоциональной окраской, эта потребность выливается у детей в игру, позволяющую лучше познать себя и окружающий мир.
Играя, дети и подростки тренируют себя физически, обогащаются новыми представлениями. Но только ли дети? Перефразируя известные пушкинские слова, можно без преувеличения заметить, что «игре все возрасты покорны». Это, в частности, объясняется теми чертами игровой деятельности, которые сближают ее с трудом, любимым видом работы. Ведь в игре, как и в труде, имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра, как и работа, которая по душе, связана с чувством удовлетворения, удовольствия. И если труд проходит через свои закономерности, то и игра связана с применением правил, без которых она не осуществима. Однако мотивы игровой деятельности подчас сложнее.
«Могучими чувствами» называют поэты и ученые человеческие эмоции. Они составляют гамму самых разнообразных переживаний — от отчаяния и горя до бурной радости. С точки зрения психофизиологии эмоции определяются как отражение мозгом величины потребностей и вероятности их удовлетворения в данный момент. Через генетический и приобретенный опыт, через сложную систему врожденных и условнорефлекторных нервных путей устанавливается связь между потребностью и возможностью ее удовлетворения. Игра и представляет собой сбалансированную в этом плане систему.
Уже у животных имеется ряд потребностей, способных вызвать положительные эмоции без некоего утилитарного результата. Ученые доказали, что признаки положительных эмоций у животных необязательно связаны с успешным поиском пищи, а проявляются и как вполне самостоятельный продукт эволюционного развития. Ученые охарактеризовали это явление как потребность в исследовании неосвоенного пространства. Вернемся, однако, к человеку. Для него (высшего представителя животного мира) стремление к неизвестному, неизведанному, непонятному особенно выражено в сфере всей его деятельности. Однако является ли игра аналогичным видом человеческих стремлений и насколько связана она со сферой чувств, называемых эмоциями?
Эмоции, как известно, возникают при рассогласовании между той информацией, которая человеку необходима, и той, которой он в данный момент обладает. Если информации не хватает (например, спортсмен не знаег, допустят ли его к соревнованиям), эмоции отрицательные. Если же полученных сведений достаточно (факт участия в соревнованиях установлен), эмоции приобретают положительную окраску. Это и есть так называемый информационный закон чувств. При возникновении положительных эмоций человек проявляет готовность к деятельности.
Игра как объект информации о предстоящей работе не представляет для человека неопределенности. Он знает, что процесс этот связан с приятными для ощущения физическими и умственными действиями, что в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. Одна и та же игра, периодически повторяемая, не похожа на предыдущие ее варианты, действия ее участников не идентичны. Она всегда проходит по-новому, неповторима и таит в себе в потенциале много неожиданностей. П. Ф. Лесгафт подчеркивал, что игра в отличие от строго регламентированных движений (например, гимнастики) всегда связана с инициативным моментом решения двигательных задач. Это имеет притягательную силу для участника, а для руководителя связано с решением образовательных задач.
Таким образом, уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у человека положительные эмоции, чувство желания, приятного волнения. При
эгом, как мы уже упоминали, данные эмоции можно рассматривать безотносительно к предполагаемым результатам игры: закончится ли участие в ней победой или поражением.
Интерес человека к игровой деятельности постоянен. Однако условия воспитания способны существенно изменить степень и формы проявления как, в известной мере, врожденных, так и, особенно, социально обусловленных потребностей, к которым относится игра. Вот почему от поколения к поколению игры приходят в видоизмененном виде, хотя не исчезают и не могут исчезнуть, как не может исчезнуть детство и юность, как не может уйти от человека извечная потребность к самоусовершенствованию и познанию.
Так же как ребенок долго не может расстаться с любимой игрушкой, так и взрослый спортсмен лишь по причине возраста покидает футбольное поле или баскетбольную площадку. По существу, и те сотни тысяч болельщиков, которые присутствуют на игровых ристалищах, мысленно сами являются теми же участниками игры. В их умах складываются способы решения возникающих задач и ситуаций, не менее игроков они возбуждены забитым голом, заброшенным мячом или метко брошенной в цель городошной битой. И у сидящих на трибуне или у телевизора с лихвой расходуется если не физическая, то, непременно, нервная энергия.
И еще одно важно подчеркнуть. Люди среднего и пожилого возраста в группах здоровья, общей физической подготовки играют не менее увлеченно, чем те, кто моложе их на десятки лет. Игра является их любимой потребностью для восстановления как физических, так и духовных сил.
Бесспорно, справедливости ради, нельзя не сказать, что как бы ни была интересна игровая деятельность, какое бы чувство удовлетворения ни доставляла, она не может заменить собой труд, ибо только он способен воссоздавать материальные ценности. Но это уже совершенно другой вопрос. Что же касается включения подвижных игр в спортивные тренировки, то здесь, на наш взгляд, не может быть двух мнений. Они не только помогают в решении ряда специальных задач, но и (имея в виду природу игровой деятельности) всегда встречают хороший прием у занимающихся, повышают интерес к тренировочным занятиям.