Интегрированный метод в обучении юных спортсменов на тренировках по мини-футболу
Интегрированный метод в обучении юных спортсменов на тренировках по мини-футболу
В своём методическом докладе я отразил варианты использования интегрированного метода в обучении, влияние его на результативность и эффективность на тренировочных занятиях, выявил связи с предметами , изучаемыми в общеобразовательной школе, применил на тенировках, проанализировал и выявил повышение рельтативности по итогам проведёных маниторингов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный метод в обучении юных спортсменов на тренировках по мини-футболу »
Методический доклад
Тема: «Интегрированный метод в обучении юных спортсменов на тренировках по мини-футболу»
Подготовил:
тренер-преподаватель
МБОУ ДОД СДЮСОР «Сибирские медведи»
г. Новый Уренгой
Жук Алексей Владимирович
Современную эпоху развития нашего государства справедливо называют эпохой перемен. Реформы произошли во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. И я в своей работе использую новые технологии, так как этого требует время. При разработке интегрированных тренировок я обратился к литературе, изучив “Энциклопедию педагогических технологий” автора А.К. Калеченко издательства КАРО г. Санкт – Петербург, 2002. Составляя ход занятий, познакомился с теорией кандидата педагогических наук, доцента Г.А. Русских, изучив ее “Дидактические основы современного урока” - Москва, Ладога – 100, 2001.
Очень часто мы говорим о межпредметных связях при изучении различных учебных дисциплин. И по-нашему мнению, особенно тесно взаимосвязаны физическая культура и биология, а точнее физическая культура и курс анатомии, физиологии и гигиены человека. По утверждению русского анатома, основоположника науки о физической культуре П.Ф.Лесгафта: “…анатомия является естественно научной основой физического воспитания”. Знания, полученные обучающимися в общеобразовательной школе на уроках биологии, помогают рационально распределять учебную нагрузку на тренировках и анализировать результаты занятий.
Актуальность данного опыта объясняю необходимостью перестройки физического воспитания и его преобразования в развивающуюся, открытую, гуманистическую систему, в которой высшей степенью становится ученик с его индивидуальными особенностями. Данный опыт создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических способностей, но и духовных, нравственных качеств ребенка. Ведущей педагогической идеей опыта является не шаблонность и разнообразие занятия, а именно воспитание интереса к занятиям физической культурой. Цель моих занятий – научить, воспитать, взрастить спортсмена, подготовить его к жизненным нагрузкам. На протяжении всех лет я решаю образовательные, воспитательные, оздоровительные задачи, строго соблюдая принципы физического воспитания – постепенность, систематичность, доступность, разносторонность. И тем лучше решаются эти задачи, тем выше качество обучения, эффективнее работа вне тренировок, тем виднее положительные практические результаты. Но для этого необходимо постоянное, неослабевающее внимание тренера. Прежде всего к ученикам. Ради их ответственного внимания к физической культуре – выбору, который закладывает основу здорового образа жизни. В своей работе я опираюсь на современные, инновационные формы и методы работы, направленные на совершенствования обучению игры в мини-футбол.
Мои занятия построены таким образом, что помимо основного программного материала в подготовительную часть, а также и в процессе всей тренировки, включаются физические упражнения, входящие в программу «Президентских состязаний». Это помогает и совершенствовать основные физические качества ребенка, и сохранять направленность на его разностороннее комплексное развитие, одновременно закрепляя и совершенствуя технику данных упражнений, что обеспечивает формирование взаимосвязей между компонентами физической, технической и тактической подготовки.
Новая методика тренировки позволяет увеличить физическую активность детей, даёт рост результатов. Побуждает их к регулярным занятиям мини-футболом и повышает уровень здоровья детей.
Критерием оценки эффективности такой методики служат изменения в показателях физического развития, физической подготовленности на протяжении всего периода обучения. Показатели учитываю в начале и в конце учебного года уже на протяжении нескольких лет.
В своей практике использую интеграцию с различными предметами общеобразовательной школы , например: биология, в большей степени анатомия, физиология и гигиена человека, история- история олимпийских игр, история развития мини-футбола, история создания футбольных клубов и т.д. Учитывая условия проживания в районе Крайнего Севера, внедряю в тренировочный процесс дыхательную гимнастику, упражнения на релаксацию, опираюсь на возрастные и психологические особенности воспитанников.
Психологическая подготовка спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной спортивной специализации должна быть направлена на комплексное решение задач соответствующего периода тренировки и формирование качеств, значимых для успешной игровой и соревновательной деятельности. Эффективной реализации физического и технического потенциала игроков способствует развитие функции внимания, которая определяется соразмерным уровнем объема, концентрации и переключения внимания.
Необходимыми в мини-футболе свойствами внимания являются точность, продуктивность, устойчивость, переключение и объем, которые следует формировать у юного спортсмена, начиная с первых занятий. Направлений такой работы два: управление вниманием юного спортсмена в учебно-тренировочном процессе; обеспечение условий, способствующих формированию внимания.
Для воспитания внимания у юных спортсменов, занимающихся мини-футболом, необходимо: приучить спортсмена работать в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов; увлекать его интересной, трудной, но посильной работой; мотивировать к занятиям мини-футболом; связывать внимание с требованиями дисциплины и спортивной этики; обеспечивать повышение устойчивости внимания путем развития волевых качеств; формировать умение распределять внимание, вооружая спортсмена разнообразными специальными знаниями; формировать переключение внимания несколькими способами: выполнением упражнений по переключению внимания на разные действия и движения противника (движение ног, рук, туловища); тренировка в быстроте переключения внимания с объекта на объект; выделение наиболее существенных движений и ошибок деятельности спортсмена.
Более прикладной характер имеют интегрированные уроки, где физическая культура является ведущей дисциплиной. На таких уроках с помощью пульсометрии учащиеся учатся определять влияние различной физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы; на примере выполнения физических упражнений знакомятся с основными группами мышц; в соревновательной обстановке учатся оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях; параллельно с кроссовой подготовкой получают практические навыки в определении азимута и ориентировании на местности с помощью компаса и т.п.
Интегрированные занятия – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении теоретической части тренировки, требующей синтеза знаний в разных областях деятельности.
Интеграция не является основным методом обучения, но регулярное использование этого метода решает ряд немаловажных задач: особое внимание к своему здоровью юных спортсменов, проживающих в экстремальных условиях Крайнего Севера, усиление мировоззренческой направленности познавательных интересов обучающихся, формирование их убеждений на оптимизацию и интенсификацию учебной деятельности.
Основной направленностью методики является развитие и совершенствование физических качеств, морально-психологической устойчивости, необходимых в современной игровой деятельности футболиста. Занятия, направленные на формирование положительного результата во всех периодах спортивной тренировки, с применением интегрированного метода обучения не освобождает от использования повторного, вариативного, игрового и сопряженного методов, так как интеграция не является основным методом в тренировочном процессе.