Исходные показатели развития выносливости и спортивного результата у спортсменов.
Исходные показатели развития выносливости и спортивного результата у спортсменов.
На подготовительном этапе педагогического эксперимента нами было проведено предварительное контрольное испытание спортсменов-пловцов младших разрядов, в результате, которого определялись исходные показатели развития выносливости и спортивного результата, а также производили деление их на группы (экспериментальную и контрольную). Полученные результаты приведены в таблицах 1, 2 и 3.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исходные показатели развития выносливости и спортивного результата у спортсменов. »
. Исходные показатели развития выносливости и спортивного результата у спортсменов-пловцов младших разрядов
На подготовительном этапе педагогического эксперимента нами было проведено предварительное контрольное испытание спортсменов-пловцов младших разрядов, в результате, которого определялись исходные показатели развития выносливости и спортивного результата, а также производили деление их на группы (экспериментальную и контрольную). Полученные результаты приведены в таблицах 1, 2 и 3.
Таблица 1
Исходные результаты в плавании на дистанции
100 м способом «вольный стиль»,с
Пловцы
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Результат
Разряд
Результат
Разряд
1
1.17,0
III
1.17,0
III
2
1.17,0
III
1.16,4
III
3
1.16,8
III
1.16,5
III
4
1.16,9
III
1.17,0
III
5
1.17,0
III
1.16,3
III
6
1.16,5
III
1.16,8
III
7
1.16,8
III
1.16,9
III
8
1.16,3
III
1.16,3
III
9
1.17,0
III
1.16,5
III
10
1.15,9
III
1.16,1
III
1.16,7
1.16,6
Таблица 2
Исходные результаты в плавании теста 4´50 м,с
Пловцы
Контрольная группа
Экспериментальная группа
1
2.12,8
2.13,0
2
2.12,4
2.11,5
3
2.10,7
2.11,9
4
2.11,2
2.12,7
5
2.12,9
2.11,3
6
2.11,5
2.11,5
7
2.11,4
2.11,9
8
2.10,9
2.10,9
9
2.12,0
2.11,7
10
2.09,9
2.10,1
2.11,6
2.11,7
Таблица 3
Исходные результаты ИСВ спортсменов-пловцов
Пловцы
Контрольная группа
Экспериментальная группа
1
1,22
1,22
2
1,22
1,22
3
1,20
1,21
4
1,20
1,22
5
1,21
1,20
6
1,20
1,20
7
1,20
1,20
8
1,19
1,20
9
1,20
1,20
10
1,19
1,19
1,20
1,21
Результаты, приведенные в таблицах, позволяют утверждать, что до начала основного этапа педагогического эксперимента группы спортсменов-пловцов находятся в равной степени подготовленности. Данное утверждение подтверждают среднеарифметические результаты в плавании на дистанции 100 м способом «вольный стиль», а также в тесте 4´50 м и ИСВ.
3.2. Экспериментальная методика развития специальной выносливости на предсоревновательном этапе
В процессе исследования пловцы экспериментальной группы систематически (на каждом тренировочном занятии) на предсоревновательном этапе использовали интервальное проплывание различных отрезков (от 25 м до 100 м) и серийно-интервальное проплывание комплексов.
1. Интервальное проплывание 25-метровых отрезков:
а) с полной координацией — скорость близка к планируемой соревновательной, отдых между отрезками 15 с;
б) с движениями одними руками — скорость 90—95%, отдых между отрезками 10 с;
в) с движениями одними ногами — скорость 85—95%, отдых между отрезками 15 с;
2. Интервальное проплывание 50-метровых отрезков:
а) с полной координацией — скорость близка к планируемой соревновательной, отдых между отрезками 20 с;
б) с движениями одними руками — скорость — 90—95 %, отдых между отрезками 15 с;
в) с движениями одними ногами — скорость 85—95%, отдых между отрезками 20 с;
3. Интервальное проплывание 75-метровых отрезков:
а) с полной координацией — скорость близка к планируемой соревновательной, отдых между отрезками 30 с;
б) с движениями одними руками — скорость 90—95%, отдых между отрезками 20 с;
в) с движениями одними ногами — скорость 85—95%, отдых между отрезками 30 с.
а) с полной координацией — скорость близка к планируемой соревновательной, отдых между отрезками 40с.;
б) с движениями одними руками — скорость 90—95%; отдых между отрезками 30 с;
в) с движениями одними ногами — скорость 90—95%, отдых между отрезками 40 с.
5. Интервальное проплывание 100-метровых дистанций с полной координацией движений со скоростью 90 % от максимальной — дистанция проплывания 2—4 раза, отдых между повторениями 60 с.
В этом режиме работали спортсмены, специализирующиеся в основном в плавании на дистанции 100 м, в периоде, предшествующем непосредственно соревнованиям.
6. Серийно-интервальное проплывание комплексов:
а) 50 м — отдых 10—15 с; 25 м — отдых 5 с; 50 м — отдых 10 с; 25 м — отдых 5 с;
б) 100 м — отдых 10—20 с; 50 м — отдых 10 с; 25 м — отдых 5 с; 25 м;
в) 100 м — отдых 10—20 с; 50 м — отдых 10 с; 50 м — отдых 10 с; 25 м — отдых 5 с; 25 м;
г) 100 м — отдых 10—20 с; 75 м — отдых 10—15 с; 50 м — отдых 10 с; 25 м.
В процессе тренировки учитывались следующие особенности: 1) скорость при проплывании 25-метровых и 50-метровых отрезков была выше или равна планируемой, а при проплывании 75—100-метровых — незначительно ниже ее; 2) если пловцу трудно справиться с предлагаемой работой, то нужно увеличить паузы отдыха на 5—10 с после 1—3 отрезков; снижать скорость плавания нецелесообразно; 3) количество указанных выше комплексов, проплываемых в одном занятии, колебалось в пределах 1—4.
7. Интервальное проплывание комплексов:
а) 25 м — отдых 10 с; 50 м — отдых 15 с; 75 м — отдых 20—30 с; 100 м — отдых 30—40 с; 75 м — отдых 20—30 с; 50 м — отдых 10 с; 25 м.
Скорость плавания была близка к планируемой соревновательной при прохождении 100-метровой дистанции (она была ниже, но не более чем на 3—5 %).
б) 25 м — отдых 5 с; 50 м — отдых 10 с; 75 м — отдых 20—30 с; 50 м — отдых 10—20 с; 25 м — отдых 5 с; 25 м.
Скорость плавания близка к планируемой при прохождении 100-метровых дистанций.
8. Интервальное проплывание комплексов:
а) 50 м с полной координацией — отдых 10—15 с; 25 м с движениями одними руками — отдых 5с; 50 м с движениями одними ногами — отдых 0—15 с; 50 м с полной координацией — отдых 10—20 с; 25 м с движениями одними ногами — отдых 10—20 с; 25 м с полной координацией;
б) 100 м с полной координацией — отдых 20—30 с; 50 м с движениями одними ногами — отдых 10 с; 50 м с движениями одними руками — отдых 10 с; 50 м с полной координацией— отдых 10—15 с; 25 м с движениями одними ногами — отдых 5 с; 25 м с движениями одними руками.
1) скорость плавания с полной координацией близка к планируемой соревновательной, скорость плавания с движениями одними руками или ногами — 90—95 % от максимальной; 2) облегчение тренировочных программ осуществлялось за счет удлинения (на 5—10 с) пауз между отрезками, а не за счет уменьшения скорости.
Пловцы контрольной группы тренировались на предсоревновательном этапе преимущественно с использованием переменного метода плавания:
1. Переменное плавание:
а) 50 м интенсивно + 25 м свободно и т. д. (всего 600 м);
б) 75 м интенсивно + 50 м свободно и т. д. (до 800 м);
в) 75 м интенсивно + 50 м интенсивно + 25 м свободно и т. д. (до 800 м);
г) 50 м интенсивно + 25 м свободно с полной координацией + 50 м интенсивно + 25 м свободно с движениями одними руками + 50 м интенсивно + 25 м свободно с движениями одними ногами и т. д. (до 800 м);
д) 50 м интенсивно с движениями одними ногами + 25 м интенсивно с движениями одними руками + 50 м свободно с полной координацией и т. д. (до 800 м).
«Интенсивный» отрезок при плавании с полной координацией преодолевался со скоростью, близкой к планируемой соревновательной, а «малоинтенсивный» — со скоростью 60—80 %; «интенсивный» отрезок при плавании с движениями одними руками или ногами преодолевается со скоростью 90—95 %, а «малоинтенсивный» — со скоростью 70—75 %
2. Переменное плавание:
а) 50 м интенсивно + 25 м свободно и т. д. (всего 800—1000 м);
б) 75 м интенсивно + 50 м свободно и т. д. (до 800—1000 м);
в) 100 м интенсивно + 50 м свободно + 50 м интенсивно + 25 м свободно и т. д. (до 800—1000 м);
г) 200 м интенсивно + 50 м свободно + 100 м интенсивно + 50 м свободно и т. д. (до 1000 м);
д) 100 м интенсивно + 50 м свободно с полной координацией + 200 м интенсивно + 50 м свободно с полной координацией + 200 м интенсивно + 50 м свободно с движениями одними ногами + 100 м интенсивно + 50 м свободно с движениями одними руками и т. д. (до 1000 м).
«Интенсивный» отрезок при плавании с полной координацией преодолевался со скоростью, близкой к планируемой соревновательной, а «малоинтенсивный» — со скоростью 70—75%.
3. Переменное плавание:
а) 200 м интенсивно + 50 м свободно и т. д. (всего 1000—2000 м);
б) 400 м интенсивно + 100 м свободно и т. д. (всего 1000—2000 м);
в) 600 м интенсивно + 100 м свободно + 200 м интенсивно + 50 м свободно + 50 м интенсивно + 50 м свободно.
«Интенсивный» отрезок проплывался со скоростью, близкой к планируемой, а «малоинтенсивный» — с произвольной.
3.3. Влияние применения экспериментальной методики на развитие выносливости и спортивный результат у спортсменов-пловцов младших разрядов
На заключительном этапе педагогического эксперимента мы провели итоговое контрольное испытание, по результатам которого определялась степень развития специальной выносливости у спортсменов-пловцов младших разрядов обеих групп. Полученные результаты представлены в таблицах 4 и 5 и на рисунках 1 и 2.
Таблица 4
Динамика результатов в плавании теста 4´50 м, с
Пловцы
Контрольная группа
Экспериментальная группа
До эксперимента
После эксперимента
До эксперимента
После эксперимента
1
2.12,8
2.12,5
2.13,0
2.10,2
2
2.12,4
2.12,0
2.11,5
2.09,3
3
2.10,7
2.10,5
2.11,9
2.10,1
4
2.11,2
2.11,0
2.12,7
2.10,7
5
2.12,9
2.12,6
2.11,3
2.09,7
6
2.11,5
2.11,4
2.11,5
2.09,9
7
2.11,4
2.11,1
2.11,9
2.10,0
8
2.10,9
2.10,6
2.10,9
2.08,8
9
2.12,0
2.11,5
2.11,7
2.09,9
10
2.09,9
2.09,6
2.10,1
2.08,0
2.11,6
2.11,3
2.11,7
2.09,7
Рис. 1
Динамика среднеарифметических показателей
в плавании теста 4´50 м,с
Таблица 5
Динамика результатов ИСВ спортсменов-пловцов
Пловцы
Контрольная группа
Экспериментальная группа
До эксперимента
После эксперимента
До эксперимента
После эксперимента
1
1,22
1,20
1,22
1,20
2
1,22
1,21
1,22
1,20
3
1,20
1,20
1,21
1,19
4
1,20
1,19
1,22
1,19
5
1,21
1,21
1,20
1,18
6
1,20
1,20
1,20
1,18
7
1,20
1,19
1,20
1,17
8
1,19
1,19
1,20
1,18
9
1,20
1,20
1,20
1,18
10
1,19
1,19
1,19
1,15
1,20
1,20
1,21
1,18
Рис. 2
Динамика среднеарифметических показателей результатов ИСВ спортсменов-пловцов младших разрядов
Итоговое контрольное измерение, проведенное в начале декабря 2008 г., позволило обнаружить значительный рост развития специальной выносливости у пловцов из экспериментальной группы. Если принять за исходный уровень развития специальной выносливости показатели, зафиксированные на подготовительном этапе педагогического эксперимента, то на заключительном они выросли: по плаванию в тесте 4×50 м — на 1,5% и ИСВ — на 2,5%.
Значительное развитие специальной выносливости наблюдалось у отдельных спортсменов-пловцов. Так, у С. Зайцева ИСВ вырос на 3,4%, у И. Каретникова по плаванию в тесте 4×50 м — на 2,1%, в то время как у большинства остальных пловцов менее чем на 2%.
Такое значительное улучшение в развитии специальной выносливости объясняется тем, что в тренировочной работе на предсоревновательном этапе участниками экспериментальной группы уделялось большое внимание интервальному проплыванию различных отрезков и комплексов.
В контрольной же группе наоборот отмечалось незначительное развитие специальной выносливости пловцов. Так, развитие данного качества в тесте 4×50 м составило 0,2%, а в ИСВ не было выявлено изменений.
В декабре 2008 г. прошел Чемпионат Белгородской области по плаванию, в котором приняли участие две группы пловцов, участвовавших в педагогическом эксперименте. Итоговые спортивные результаты в плавании на 100 м дистанции способом «вольный стиль» представлены в таблице 6.
Таблица 6
Итоговые результаты в плавании на дистанции
100 м способом «вольный стиль», с
Пловцы
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Результат
Разряд
Результат
Разряд
1
1.16,5
III
1.14,2
III
2
1.16,2
III
1.14,4
III
3
1.16,1
III
1.13,8
III
4
1.16,5
III
1.14,6
III
5
1.16,0
III
1.13,9
III
6
1.16,0
III
1.14,0
III
7
1.16,2
III
1.14,4
III
8
1.16,0
III
1.13,5
III
9
1.16,6
III
1.13,8
III
10
1.15,0
III
1.12,5
II
1.16,1
1.13,9
Рис. 3
Динамика среднеарифметических показателей в плавании на дистанции 100 м способом «вольный стиль»,с
При анализе итоговых данных двух групп, мы обнаружили, что наилучших результатов на дистанции 100 м «вольный стиль» добились пловцы экспериментальной группы. Так, улучшение среднеарифметического показателя спортивного результата в экспериментальной группе составило 2,7 сек. и только 0,6 сек. в контрольной, а спортсмен С. Зайцев из экспериментальной группы выполнил норматив II спортивного разряда.
Итоговые результаты, полученные при окончании педагогического эксперимента, были обработаны методами математической статистики. Полученные данные представлены в приложении.