«Использование традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»
«Использование традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»
В проекте отражается комплексный подход к построению физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.Рассмотрены модели учета индивидуальных особенностей здоровья детей в ходе построения учебно-воспитательного процесса, использование традиционных и нетрадиционных техник оздоровления детей. Подробно описаны инноационные формы взаимодействия с семьями воспитанников и взаимодействие с социальными партнерами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физическом развитии и оздоровлении дошкольников» »
Городской конкурс проектов организации здоровьесберегающей среды
Номинация «Детский сад-территория здоровья»
МАДОУ «Детский сад № 87 «Буратино» общеразвивающего вида»
Инновационный проект
«Использование традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»
Авторы:
Горбачева Наталья Ивановна,
старший воспитатель;
Скворцова Надежда Викторовна,
инструктор по физической культуре,
инструктор по плаванию;
Голубева Елена Юрьевна,
воспитатель по физической культуре,
инструктор по плаванию,
Матвеева Юлия Вадимовна,
инструктор по плаванию
Великий Новгород 2013.
Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции дошкольного воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому педагоги МАДОУ «Д/с № 87 «Буратино» постоянно ищут пути совершенствования работы по укреплению здоровья воспитанников, развитию движений и физическому развитию детей. Результатом данной работы является разработка и реализация проекта «Использование традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»
Характеристика проекта:
1.Вид – практико-ориентированный проект;
2.По предметно-содержательной области проекта – междисциплинарный;
3.По продолжительности выполнения – долгосрочный;
4.По характеру доминирующей проектной деятельности – прикладной (практико-ориентированного характера).
Цель проекта: Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ таким образом, что бы обеспечить каждому ребенку гармоничное развитие, помочь использовать резервы собственного организма для сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья детей; приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.
Сущность проекта: Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка в нашем детском саду осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя десять взаимосвязанных блоков.
Актуальность: Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Практическая значимость: Валеологические знания приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя гимнастика, бег, дыхательные упражнения, степаэробика, фитбол – к ежедневным занятиям физической культурой; подвижные игры способствуют развитию физических качеств, формированию дружеских отношений, патриотических чувств, развитию речи детей; через использование ИКТ происходит знакомство дошкольников с разнообразием мира.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает ребенку физическое развитие. Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребенка дошкольного возраста, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка.
Задачи реализации проекта:
-изучить современные здоровьесберегающие технологии, их основное содержание, принципы и направления использования в ДОУ;
- ежегодно разрабатывать перспективное планирование по физкультурно-оздоровительной работе на все возрастные группы;
-разработать методику применения здоровьесберегающих технологий (элементы массажа, элементы йоги, дыхательной гимнастики Стрельниковой, степ-аэробики, фитбола) в игровой форме;
-разработать систему взаимодействия педагогов, медицинского персонала ДОУ, родителей по вопросам сохранения и укрепления здорорвья воспитанников;
-разработать план улучшения материально-технической базы ДОУ по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей;
-создать медиа-коллекцию детских электронных презентаций по темам здоровьесбережения и приобщения детей к ЗОЖ, ознакомления воспитанников с различными видами спорта для дальнейшего использования в работе с детьми.
Ожидаемый результат:
-снижение уровня заболеваемости детей ДОУ;
-повышение уровня физической подготовленности воспитанников;
-формирование у воспитанников осознанной потребности в здоровом образе жизни;
-развитие физических и нравственных качеств детей, расширение кругозора, сохранение и укрепление здоровья;
-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
-педагогические работники и медицинский персонал ДОУ;
-родители воспитанников;
-социальные институты г. Великий Новгород.
Степень распространения проекта:
-консультации по содержанию проекта на педагогических часах в ДОУ, на родительских собраниях;
-присвоение МАДОУ «Д/с № 87 «Буратино» статуса Комплекса инновационного развития по тематике физкультурно-оздоровительной работы в 2012, 2013 году;
-размещение материалов по проекту на сайте ДОУ;
-участие в Неделе информатизации образовательных учреждений г. В. Новгород, в ходе которой были представлены разработанные инструктором по физической культуре комплексы утренних гимнастик, записанные в формате DVD, соответствующие комплексно-тематическому планированию;
-проведение мастер-классов по теме «дыхательная гимнастика Стрельниковой» для педагогов ДОУ и школ.
РАЗДЕЛ №1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
1.В МАДОУ имеются 2 спортивных зала, оборудование которых
Способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений;
Обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;
Способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников;
Положительно влияет на психоэмоциональную сферу.
Такой набор оборудования позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятия. Особое внимание мы уделяем размещению оборудования: оно не загромождает полезную площадь помещения – одни дети могут свободно пользоваться любыми спортивными снарядами в тот момент, когда дети другой полгруппы выполняют упражнения или участвуют в подвижной игре. Для внедрения инновационных методов в работе с детьми в спортивном зале имеются степ-платформы, фитбольные мячи по количеству детей в группе.
Наряду со стандартным спортивным оборудованием в спортивных залах находится большое количество нестандартного оборудования, которое повышает интерес детей к занятиям физической культурой, привлекает к участию в подвижных играх. Силами инструкторов по физической культуре, родителями воспитанников изготовлено такое нестандартное оборудование, которое легко трансформируется в зависимости от тематики занятия, игры или исходя из тех задач, которые решает педагог в данный момент времени при минимальной затрате времени: дорожки разной ширины со следами, которые можно разложить в различном порядке и направлении, шнуры и дуги для подлезания, «Сухой дождь», «Волшебная труба» для обучения детей лазанию по шведской стенке, оборудование для метания «Дырявый сыр», «Овощи, фрукты», оборудование для развития мелкой моторики рук и т.д.
2. Для организации двигательной активности детей и проведению оздоровительных мероприятий в группах организованы зоны двигательной активности детей, которые оснащены необходимым оборудованием, схемами для самостоятельной деятельности детей. Инструкторы по физической культуре, инструкторы по плаванию, медицинские сестры систематически вносят рекомендации по оснащению центров двигательной активности детей с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья детей, уровня усвоения образовательной программы.
3.Оздоровительный комплекс «Бассейн. Сауна. Фитобар». Плавание содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, становлению опорно-двигательного аппарата, является одним из лучших средств закаливания. Занятия в бассейне носят оздоровительную направленность и акцентируются на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Плавательный бассейн оснащен оборудованием для обучения детей плаванию, закаливанию организма воспитанников.
Перед занятием в бассейне инструктор по плаванию проводит разминку детьми в зоне двигательной активности, в которой находится разнообразное оборудование для проведения разминки.
После занятий в воде дети проходят в сауну, которая обеспечена современной электрической печью, разно уровневыми посадочными местами для детей. В зависимости от медицинских показаний, возраста детей медицинская сестра бассейна размещает детей в сауне и регламентирует время посещения.
По окончании занятия бассейне дети отдыхают в фитобаре и пьют витаминный чай (настой шиповника).
4.Зона двигательной активности для детей не посещающих бассейн.
В галерее ДОУ оборудована зона двигательной активности для детей не посещающих бассейн по медицинским показаниям. В данной зоне размещен сухой бассейн для детей младшего возраста, различное оборудование для организации двигательной активности детей, схемы выполнения упражнений, информационные стенды с познавательным материалом по спортивной тематике.
5.На территории детского сада оборудована спортивная площадка с зонами для подвижных и спортивных игр, беговой дорожкой, «полосой препятствий», прыжковыми ямами, рукоходами, оборудованием для обучения детей подлезанию и пролезанию, мишенями для метания в цель с различного расстояния и с учетом приоритетной руки ребенка, «дорожкой здоровья» для проведения мероприятий по профилактике плоскостопия в летний период.
6. В ДОУ имеется два медицинских кабинета, оснащенных всем необходимым оборудованием.
РАЗДЕЛ №2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
Весь воспитательно-образовательный процесс строится на основе педагогической диагностики физической подготовленности детей и состояния здоровья воспитанников.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год. Уровень физической подготовленности ребенка определяется в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май) с помощью специально разработанного пакета диагностик. Обработка данных позволяет выделить три группы здоровья детей:
1.ОСНОВНАЯ С ТРЕНИРУЮЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ. В нее входят дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма;
2.ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ С УМЕРЕННОЙ НАГРУЗКОЙ. В нее входят дети, имеющие некоторые функциональные отклонения.
3.ГРУППА РИСКА С ОГРАНИЧЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСОЙ НАГРУЗКОЙ. В эту группу входят дети с хроническим заболеваниями и часто-болеющие дети.
Ежегодно три раза в год на медико-педагогических консилиумах (сентябрь, январь, май) обсуждается состояние здоровья воспитанников и заполняются сигнальные карты, которые подразделяют детей на 5 подгрупп. Каждая подгруппа отмечается условным цветом.
1 группа (зеленый цвет) – дети, не имеющие отклонений в состоянии здоровья.
2 группа (желтый цвет) – часто-болеющие дети.
3 группа (синий цвет) – дети, имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
4 группа (красный цвет) – кардиологической патологии.
5 группа – (коричневый цвет)- проблемы со зрением.
Сигнальная карта заполняется на каждую группу и на ее основе строится воспитательно-образовательный процесс.
Группы эти непостоянны, т.к. по состоянию здоровья дети могут быть переведены в ту или иную группу.
Также в сигнальной карте указывается рост ребенка (что позволяет выбрать необходимый размер мебели), возраст детей (что необходимо знать при организации воспитательного-образовательного процесса, т.к. в дошкольном детстве даже разница в возрасте в несколько месяцев имеет важное значение).
Ежемесячно медицинский персонал проводит мониторинг заболеваемости воспитанников и вносит рекомендации по профилактике заболеваний на каждую группу.
Данные педагогической диагностики и «Сигнальной карты» позволяют планировать физкультурно-оздоровительную работу как во время непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию, так и воспитательно-образовательный процесс на группах. Используя полученные данные педагоги стоят свою работу следующим образом:
Инструктор по физической культуре (перед посещением физкультурного зала дети одевают на правое запястье резинку цвет которой соответствует цвету, присвоенному ребенку в сигнальной карте группы):
-учет уровня физической подготовленности детей при организации непосредственной образовательной деятельности детей;
-учет состояния здоровья воспитанников при организации непосредственной образовательной деятельности детей (снижение нагрузки для часто болеющих детей, для детей с кардиологической патологией; выполнение дыхательных гимнастик для часто болеющих детей; организация выполнения специальных упражнений для детей с плоскостопием и другими проблемами с опорно-двигательным аппаратом);
-организация работы групп «Неболейка», «Здоровячок» для часто болеющих детей и детей с плоскостопием. Один раз в неделю после дневного сна инструктор по физической культуре организует коррекционные и профилактические упражнения для детей с данными проблемами здоровья.
Инструктор по плаванию:
-обучение плаванию с учетом физической подготовленности детей;
-учет времени нахождения детей в сауне в соответствии с состоянием здоровья воспитанников;
-использование витаминного чая с учетом мед. Показаний (аллергические реакции).
Педагоги на группах:
-посадка детей за столами в соответствии с ростом и медицинскими показаниями детей;
-организация закаливающих процедур (часто болеющие дети и дети после перенесенных заболеваний менее интенсивно выполняют закаливающие процедуры)
-организация утренней гимнастики:
-организация выхода на прогулку с учетом состояния здоровья воспитанников;
-организация питания воспитанников с учетом медицинских показаний (аллергические реакции);
-организация индивидуальной работы с учетом уровня физической подготовленности детей.
При организации работы с детьми необходимо выполнять следующие правила:
1.Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту воспитанников, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья;
2.Необходимость сочетать двигательную активность с закаливающими процедурами;
3.Обязательное включение в комплекс физического развития классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксация, дыхательные и пальчиковые гимнастики, оздоровительная аэробика, игровой массаж, гимнастика для глаз, элементы йоги);
4.Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба, плавание, оздоровительная аэробика).
В процессе работы с детьми осуществляется постоянный медико-педагогический контроль.
РАЗДЕЛ №3. РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ.
Под руководством педагогов и сотрудников ДОУ проводится ежедневная работа по повышению двигательной активности детей. Организованной двигательной активности отводится не менее 2-2.5 часов в день, из них особое внимание уделяется коррекционной работе – 30-40 минут в день.
Утренняя гимнастика – заряд бодрости на весь день.
Утренняя гимнастика вводится в режим дня начиная с групп раннего возраста. Дети раннего возраста выполняют гимнастику в групповом помещении, дети в возрасте 3-5 лет в осенне-зимний период выполняют гимнастику в спортивном или музыкальном зале в зависимости от расписания, в летней оздоровительный период дети данного возраста занимаются гимнастикой на улице. Воспитанники старшего дошкольного возраста выполняют утреннюю гимнастику на улице круглогодично (с учетом состояния погоды).
Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса к ней.
Особое значение в воспитании здорового ребенка педагоги ДОУ придают развитию движений и физической культуры детей в ходе непосредственной образовательно деятельности по физической культуре и обучению детей плаванию. Формы организации непосредственной образовательной деятельности разнообразны – фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, в бассейне, на спортивной площадке на территории детского сада, на спортивной площадке близлежащей школы, на спортивных и развлекательных площадках города. Особое внимание уделяется организации образовательной деятельности с детьми по физической культуре в зимний период времени.
Инструкторами по физической культуре разработана программа ознакомления детей с зимними видами спорта и организации физического воспитания детей в зимний период на свежем воздухе.
Образовательная деятельность по физическому воспитанию, сохраняя традиционную структуру, проводятся в игровой форме, т.к. игра является ведущим видом деятельности дошкольников, и помимо традиционных форм включает в себя следующие элементы: оздоровительная гимнастика, самомассаж, фитбол, степ-аэробика, дыхательная гимнастика Стрельниковой, элементы Йоги, упражнения на коррекцию осанки и стопы, веселый тренинг и элементы психогимнастики, логоритмика.
Все направления работы с детьми в ходе непосредственной образовательной деятельности инструкторы по физической культуре, инструкторы по плаванию отображают в планах воспитательно-образовательной работы, построение которых основано на возрастных особенностях детей, на комплексно-тематическом планировании ДОУ.
В каждом возрастном периоде непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию и обучению плаванию имеет разную направленность:
-детям раннего возраста и воспитанникам второй младшей группы они должны доставлять удовольствие, научить детей ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием;
-в среднем возрасте акцент ставится на развитие физических качеств;
-в старшем дошкольном возрасте формируется потребность в движении, развитии двигательной способности и самостоятельности.
Что бы образовательная деятельность по физической культуре была эффективной, при ее организации педагоги нашего ДОУ придерживаются следующих условии:
• образовательная деятельность по физической культуре строится в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;
• используются различные способы организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности;
• распределение нагрузки на организм на протяжении всего занятия;
• использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, ИКТ, повышающих эмоциональное состояние и активность детей.
Однако деятельность по физическому воспитанию детей становятся эффективной только в том случае, если в ходе нее не ущемляется индивидуальность ребенка, реализация его склонностей, интересов, а также учитываются индивидуальные различия детей. В соответствии с этим непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию детей строятся на двух основаниях:
- планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания,
- педагогической импровизации, посредством которой варьируется содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.
Сочетание этих подходов возможно только при тесном взаимодействии инструктора по физической культуре с воспитателями групп. Часть занятий, проводимых воспитателем, являются подготовительными к освоению нового двигательного материала, который дает воспитатель по физической культуре. А двигательный опыт, который дети накопили с воспитателем по физической культуре, затем используется воспитателями групп в различных физкультурных мероприятиях.
В нашем ДОУ особое внимание уделяется организации тематических дней и недель. Два раза в год (октябрь, апрель) проводятся недели здоровья, в ходе которой дети в увлекательной форме получают знания о способах сохранения и укрепления здоровья.
Детский туризм – одна из форм повышения двигательной активности детей, приобщения к здоровому образу жизни. Педагоги совместно со всеми специалистами ДОУ организуют туристические походы детей в различное время года (один раз в квартал).
РАЗДЕЛ №4. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики.
Лечебно - профилактическая работа в нашем детском саду строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности принимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития, физической подготовленности.
Эта работа имеет три этапа:
- подготовительный,
- интенсивной профилактики,
- восстановительный.
На каждом из них используются свои специфические физиотерапевтические и общеукрепляющие процедуры.
Первый период готовит детей к самому неблагоприятному времени в сезоне. Поэтому используется ультрафиолетовое облучение, массаж.
Во втором периоде есть необходимость использовать систему мер для предупреждения ОРВИ, ГРИППА, ангин. Дети полощут рот и горло лечебными растворами, им закладывают оксолиновую мазь в нос (при согласовании с родителями воспитанников), витаминизация третьего блюда, луково-чесночные посадки, использование фитонцидов лука и чеснока.
В восстановительный период укрепляются защитные силы детей, вернувшихся после заболевания. Им предлагается травяной чай, витаминотерапия (витамин С). У этих детей несколько иной режим дня, снижаются физические нагрузки в двигательной деятельности, закаливающие процедуры строго индивидуализируются:
-сокращается длительность прогулки;
-утренняя гимнастика в группах старшего возраста для детей после заболевания организуется младшим воспитателем в помещении музыкального или спортивного зала;
-в ходе образовательной деятельности по физической культуре дети занимаются в носках с противоскользящей подошвой;
-при проведении закаливающих процедур в группе ребенок выполняет упражнения в маечке и в носочках.
Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы осуществляется медицинскими работниками.
РАЗДЕЛ №5. ЗАКАЛИВАНИЕ
Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья. Поэтому особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия содействуют созданию привычек здорового образа жизни.
Мы разработали систему закаливания, предусматривающую разнообразные формы и методы, а так же изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия - в течение года.
ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ
(Нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся малышу. Они должны вызывать радость)
1.Закаливающие процедуры во время непосредственной образовательной деятельности по физической культуре.
- во время непосредственной образовательной деятельности дети занимаются босиком;
-во время организации подвижных игр дети находятся с голым торсом;
-по окончании непосредственной образовательной деятельности дети принимают душ и растираются полотенцем;
-использование элементов самомассажа, точечного массажа;
-использование элементов дыхательной гимнастики Стрельниковой.
2.Закаливающие процедуры при организации образовательной деятельности по обучении детей плаванию:
-воздушные ванны при организации разминки на суше;
-занятие в воде – одна из форм закаливания;
-контрастные ванны – контраст температур при переходе из воды в помещение сауны и при возвращение из сауны;
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от двигательной активности на предыдущем занятии.
-проведение утренней гимнастики в зале или на свежем воздухе круглогодично (в зависимости от возраста детей);
-облегченная одежда детей в группе;
-полоскание рта и горла кипяченей водой;
-элементы самомассажа, точечного массажа;
-контрастные ванночки ля рук;
-мытье ног в летний период;
-дневной сон. В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон. В связи с этим воспитатели используют два правила:
- обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку: исключить шумные игры за 30 минут до сна, использовать перед засыпанием релаксационную гимнастику;
- проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры на 3-5 градусов;
-сон без маек;
-организация гимнастики пробуждения;
-босохождение по дорожкам здоровья;
-проведение оздоровительного игрового часа.
Оздоровительно-игровой час.
Оздороительно0игоровой час проводится с детьми в возрасте 3-7 лет. Кратность и длительности проведения зависит от возраста детей:
3-4 года – один раз в неделю не более 10 минут;
4-5 лет – два раза в неделю 10-15 минут;
5-7 лет – три раза в неделю продолжительностью 15-25 минут.
К концу дневного сна в помещении игровой комнаты группы температура воздуха после проветривания снижается до 16-18 градусов.
Под звуки музыки создается радостный эмоциональный фон, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения.
Дети встают с постели, снимают спальную одежду и оставаясь в одних трусиках выполняют 2-3 упражнения соя на полу босиком.
Дети проходят по «Дорожкам здоровья» в помещение группы, где педагог организует игры малой подвижности, игры имитационного характера.
По «Дорожкам здоровья» дети возвращаются в помещение спальни, где выполняют 2-3 дыхательных упражнений и возвращаются обратно в групповое помещение.
В групповом помещении проводятся подвижные игры в течение 3-5 минут, а затем дети выполняют профилактические упражнения в соответствии с состоянием их здоровья
-упражнения на коррекцию осанки;
-упражнения для профилактики плоскостопия;
-дыхательные упражнения для часто-болеющих детей;
-гимнастику для глаз.
6. По окончании оздоровительного игрового часа дети переходят к выполнению водных процедур.
РАЗДЕЛ №6. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по нескольким направлениям.
Гигиеническая культура. Начиная с раннего возраста педагоги ДОУ особое внимание уделяют воспитанию культурно-гигиенических навыков. Дети учатся правильно пользоваться столовыми приборами, вести себя за столом, мыть руки и лицо, пользоваться салфеткой после приема пищи, воспитываются навыки самообслуживания.
Полноценное и правильное питание. В саду организовано полноценное сбалансированное четырех разовое питание. Педагоги в различной форме рассказывают детям о пользе тех или иных продуктов и блюд. В холле детского сада размещен стенд «Будем с детства мы стараться только правильно питаться», в котором размещается информация о правильном питании, игры, ребусы, кроссворды о правильном питании, выполненные детьми совместно с педагогами и родителями. С целью популяризации питания в детском саду постоянно оформляется рубрика «Мастер-класс от нашего повара».
Особое внимание педагоги нашего ДОУ уделяют реализации образовательной области «Безопасность». В холлах детского сада размещены стенды «ОБЖ для малышей», «Безопасность», «ПДД для детей». На данных стендах в доступной форме представлены правила безопасного поведения в различных ситуациях. Дети и родители принимают активное участие в оформлении стендов.
В нашем ДОУ работает творческая группа «Реализация образовательной области «Безопасность» через проведение тематических проектов. Педагоги проводят различные проекты на группах с детьми и используют различные формы презентации проектов (информационные газеты, создание презентаций, создание обучающих видеофильмов совместно с детьми, разработка настольно-печатных игр).
Ежегодно воспитанники ДОУ являются участника и победителями городских конкурсов «Дорожная азбука», «Дети против пожаров» и др.
РАЗДЕЛ №7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).
Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующим положениям:
Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания,
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:
-ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
-участие в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
-целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д;
-ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
-обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК,
дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
-ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями,
проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.).
Организация работы с родителями
Изучение особенностей здоровья детей, особенностей внутрисемейного воспитания
Ознакомление родителей с результатами медико-педагогической диагностики
Разработка системы взаимодействиями с семьями воспитанников с целью физического развития и укрепления здоровья детей
Организация педагогами совместной деятельности родителей и детей
Участие родителей в спортивных праздниках, тематических днях и неделях
Родительские собрания
Информирование через ИКТ
Просвещение родителей об особенностях физического развития детей и методах развивающей работы с ними
Дни открытых дверей
консультации
Информационные стенды в приемных групп
Информационные стенды в холлах ДОУ
В планировании и проведении работы с родителями большую роль оказывает анкетирование родителей в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутрисемейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия.
Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают открытые показы занятий и праздников с использованием указанных техник, организация и проведение тематических дней, недель здоровья, совместные занятия детей и родителей типа «Самая спортивная семья», «Веселые старты на воде», которые организуются в детском саду, а также Дни Открытых Дверей для родителей, где родители могут принять участие в занятии.
РАЗДЕЛ №8. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. На занятиях по физической культуре используем презентации по темам «Виды спорта», «ОБЖ», «ЗОЖ», «Йога», «Гимнастика Стрельниковой», «История олимпийских игр». Создана медиа-коллекция презентаций для дошкольников, которая постоянно пополняется.
Педагоги создают группы в социальных сетях, общаются с родителями, дают консультации, рекомендации, отвечают на вопросы по воспитанию и обучению детей.
Создан сайт детского сада, на котором размещается вся информация о жизни ДОУ.
РАЗДЕЛ №9. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ.
Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социально-педагогической системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом. Нашими социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:
-дошкольные образовательные учреждения города: обмен опытом работы в образовательной деятельности с дошкольниками (методические объединения, семинары, практикумы, круглые столы, конкурсы, фестивали и др.).
- Центр детской книги: организация и проведение экскурсий, тематических занятий, бесед, выставок художественной литературы, конкурсов, выставок детских работ.
- ГОАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа «Спорт-индустрия»: ознакомление воспитанников с зимними видами спорта, с различными профессиями.
-спортивные площадки города.
- Детская городская поликлиника №2: обеспечение медицинского обслуживания и контроль за здоровьем детей в дошкольном учреждении.
-Сеть стоматологических клиник «Нов–дента»: просвещение детей и родителей воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья зубов.
-Центр физического развития: содействие в реализации образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», организация и проведение спортивных праздников и соревнований.
-отдел ГИБДД: проведение познавательных бесед, организация городских конкурсов.
-отдел пожарной охраны по Великому Новгороду: организация экскурсий в музей пожарной охраны, в пожарную часть, проведение познавательных бесед.
РАЗДЛ №10.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
В нашем ДОУ педагоги и специалисты активно используют метод проекта. Проводятся как групповые, так и общесадовые проекты. В июне 2012 года все группы принимали участие в общесадовом проекте «Чтоб в олимпиаде победить нужно сильным и здоровым быть», в ходе которого дети познакомились с летними видами спорта, принимали участие в спортивных мероприятиях, в продуктивной деятельности изображали символы олимпийских игр. В 2011-2012 году инструктор по физической культуре с детьми средних, старших, подготовительных групп реализовывала проект «Я узнаю возможности своего организма, хочу быть сильным и здоровым». В ходе проекта дети познакомились со строением тела человека, с функциональными возможностями организма человека, с различными способами укрепления здоровья, развития физических качеств.
Ежемесячно дети каждой возрастной группы принимают участие в интегрированных занятиях и развлечениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Оздоровительные мероприятия, проводимые педагогами в ДОУ, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, на формирование защитных способностей к неблагоприятным природно-климатическим факторам, т.е. создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми. Создание модели развивающей педагогики оздоровления стало бы невозможно без поддержки этого начинания не только всем педагогическим коллективом ДОУ, но и родителями воспитанников. Следовательно, сотрудничество с семьей является еще и одним из важнейших условий физкультурно-оздоровительной работы.