Использование упражнений в парах для повышения интереса к урокам физической культуры учащихся среднего школьного возраста
Использование упражнений в парах для повышения интереса к урокам физической культуры учащихся среднего школьного возраста
Согласно мнению многих авторов, «интересный учебный предмет — это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом». Правильно построенные уроки способствуют росту интереса к занятиям, воспитывают у школьников волевые качества, навыки преодоления трудностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование упражнений в парах для повышения интереса к урокам физической культуры учащихся среднего школьного возраста»
«Использование упражнений в парах для повышения интереса к урокам физической культуры учащихся среднего школьного возраста»
студент 4 курса группы ФК – 41 Дудко Александр.
Научный руководитель: преподаватель Петрова И.А.
Актуальность темы.Формирование интереса к физической культуре - это вид практической и познавательной деятельности человека. Поэтому этот процесс следует рассматривать с теоретико-познавательной точки зрения. С этой позиции процесс формирования у школьников интереса к физической культуре следует рассматривать как педагогический процесс, осуществляемый в обучении и воспитании. Успешность его определяется качеством учебно - воспитательного процесса.
Основные усилия учителей физической культуры направлены на решение задач уроков, но при этом без должного внимания остаётся реализация задач, связанных с формированием долговременного, устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями в последующие периоды жизни.
В последнее время в практике школьного физического воспитания центральное место занимают проблемы, связанные со снижением активности школьников вучебной деятельности, замедлением их физического и психического развития, ухудшением здоровья учащихся, а также с низким уровнем их мотивации к учению, необходимой для упорной, систематической учебной работы.
Только положительное отношение к учению может обеспечить полноценное усвоение учебного материала. На формирование заинтересованности в занятиях физической культурой направлен поиск и применение оптимального сочетания разных его методов, форм индивидуальной, коллективной и групповой работы с учётом возрастных особенностей школьников и т.д.
Согласно мнению многих авторов, «интересный учебный предмет — это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом». Правильно построенные уроки способствуют росту интереса к занятиям, воспитывают у школьников волевые качества, навыки преодоления трудностей.
Объект исследования: процесс повышения уровня интереса к урокам физической культуры учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс упражнений в парах для повышения интереса учащихся среднего школьного возраста к урокам физкультуры.
Цель исследования: практически изучить влияние упражнений в парах на процесс повышения интереса учащихся к уроку физкультуры.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Проблема формирования ценностных ориентиров на физическое и духовное развитие школьников и потребностей к регулярным занятиям физическими упражнениями» представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.
Анализ литературных источников показал, что упражнения в парах присутствуют в большинстве видах школьной программы, и от хорошей совместимости партнеров зависит качество выполняемых упражнений. Применительно к гимнастике работа в парах ярко проявляет себя в помощи при выполнении заданий по развитию физических качеств, освоению двигательных умений и навыков, в страховке обеспечивающей безопасность выполнения упражнений. В легкоатлетических, в основном индивидуализированных, упражнениях с партнером можно выполнить ряд подготовительных упражнений.
Организация работы в парах требует соблюдения нескольких правил:
1. Организация учебных пар по желанию, по симпатиям.
2. Постоянные занятия в устоявшихся парах в большинстве уроков с игровой подготовкой, подготовительные упражнения на уроках всех видов, в страховке и помощи на уроках гимнастики.
3. Усложнение способа выполнения парных упражнений, выполнение их в необычных условиях.
4. Самостоятельный поиск и нахождение учениками новых вариантов выполнения упражнений в парах.
5. Взаимозаменяемость в различных парах со сменой партнеров.
Внедрение заданий в парах должно привлечь внимание учащихся, повысить их интерес и повысить уровень технической и физической подготовленности учащихся.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение использования упражнений в парах для повышения интереса к урокам физической культуры учащихся среднего школьного возраста» - представляет собой описание выполнения практической части работы.
На первом этапе практической деятельности необходимо изучить способы определения уровня интересак урокам физической культуры. Для определения уровня интересак урокам физической культуры, рекомендуется использовать анкетирование.
На втором этапе практической деятельности для проведения анкетирования была составлена анкета, при помощи которой, можно выявить отношение учащихся к уроку физической культуры и спорта, необходимое для проведения эксперимента.
Анкета
1. Как ты относишься к физической культуре и спорту?
2. Как ты оцениваешь ваши уроки физической культуры? —
3. Оцени влияние занятий физическими упражнениями на твою учебную деятельность в школе –
4. Отметь твои любимые виды школьной программы. —
5. Какую форму занятий ты предпочитаешь?
6. Выполнение каких упражнений тебе доставляет наибольшее удовольствие? —
7. Какой уровень твоих физических способностей тебя устраивает?
8. Назови новые физические упражнения, которые ты выполнял бы с удовольствием?-
Критерии анкеты:
24 балла – положительно;
20 баллов – удовлетворительно;
16 баллов и ниже – отрицательно.
Составление вопросов анкеты осуществлялось с целью определения уровня интереса учащихся к уроку физической культуры и спорту.
Первые пять вопросов общие, направленные на выяснения отношения учащихся к уроку физической культуры, к занятиям спортом, к участию в спортивных соревнованиях. Так же эти вопросы позволили выявить занятость учащихся в спортивных секциях и определить тех, кто занимается физическими упражнениями вне школы.
Следующие пять вопросов направлены на выяснение отношения учащихся к уроку физической культуры: к поручениям учителя, нарушению дисциплины со стороны одноклассников, так и на то, чтобы выяснить считают ли они урок физической культуры таким же важным, как и остальные уроки.
На последнем этапе практической деятельности осуществлялась подготовка комплексов упражнений в парах для работы на уроке физкультуры с целью повышения интереса учащихся и их двигательной активности.
Для проведения на уроках парных упражнений предлагается использовать круговой метод.
Для выполнения этой работы были подготовлены две группы упражнений А. и Б.
А. - После постановки задач урока и определения пар занимающиеся выполняются подготовительные упражнения в парах, взявшись за руки, и в парах с баскетбольным мячом. Эти упражнения используются в подготовительной части урока спортивных игр (рис. 1).
Б. - для основной части урока используются следующие упражнения и выполняются они методом круговой тренировки (рис. 2).
Заключение
Анализ литературных источников и выполнение проектировочной деятельности позволили сделать следующее заключение.
Только положительное отношение к учению может обеспечить полноценное усвоение учебного материала. На формирование заинтересованности в занятиях физической культурой направлены использование всех видов проблемно-развивающего обучения, поиск и применение оптимального сочетания разных его методов, форм индивидуальной, коллективной и групповой работы с учётом возрастных особенностей школьников и т.д.
Перед учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на занятиях, разнообразить средства и методы проведения урока, используя для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств разнообразные и меняющиеся частично от урока к уроку упражнения.
Правильное построение урока вызывает интерес к знаниям, воспитывает у школьников волевые качества, навыки преодоления трудностей. Малая же занятость учащихся, низкая требовательность учителя приводят к скуке, вызывают недисциплинированность, плохую посещаемость уроков.
Основными правилами для учителя должны стать следующие:
1. Разнообразие условий проведения уроков физической культуры, как возможность вызывать интерес и двигательную активность учащихся.
2. Создание положительной обстановки на уроке повышает интерес и положительное отношение к урокам физической культуре и спорту.
3. Разнообразные средства и методы на уроке физкультуры повышают двигательную активность и отношение учащихся к уроку физкультуры.
Одними из таких средств могут стать парные упражнения.
Упражнения в парах присутствуют в большинстве видах школьной программы, и от хорошей совместимости партнеров зависит качество выполняемых упражнений. Применительно к спортивной гимнастике работа в парах ярко проявляет себя в страховке, обеспечивающей безопасность выполнения упражнений. В легкоатлетических, в основном индивидуализированных, упражнениях с партнером можно выполнить ряд подготовительных упражнений, например, помочь определить результат в прыжках и метаниях, лидировать в беге.