kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция: «Физическая культура и физическое воспитание в образовательном пространстве школы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическая культура является важнейшей составляющей в жизни любого человека и особенно школьника в период его физиологического онтогенеза. Физическая культура и мотивация к формированию здорового образа жизни являются неотъемлемой частью физического воспитания в образовательном пространстве школы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лекция: «Физическая культура и физическое воспитание в образовательном пространстве школы».»

Лекция: «Физическая культура и физическое воспитание в образовательном пространстве школы».

Физическая культура является важнейшей составляющей в жизни любого человека и особенно школьника в период его физиологического онтогенеза. Физическая культура и мотивация к формированию здорового образа жизни являются неотъемлемой частью физического воспитания в образовательном пространстве школы. Уроки физической культуры должны синтезировать в себе различные виды физических занятий и упражнений, которые направлены на комплексное физическое развитие обучающегося.

Сегодня физическая культура – это одна из значимых сфер социально-общественной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями экономики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития индивидов; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; количество спортивных школ, секций, спортивных площадок при образовательных учреждениях и при домовых территориях, развитие массового спорта, спортивные достижения и др.

Физическая культура была и остается неотъемлемой частью жизни любого человека и особенно школьника в период его физиологического онтогенеза. Она занимает достаточно важное место в образовательном пространстве школы, колледжа и вуза, а также в процессе трудовой деятельности индивида. Физическая культура закладывает фундамент для формирования и поступательного развития здоровой личности, и мотивирует к здоровому образу жизни. Поэтому физическое и физиологическое здоровье человека – это сложный феномен индивида, а также личного его существования. В совокупности они образуют гармонию единства и испытывают взаимовлияние, а также находятся в зависимости от взаимодействия многочисленных сложных факторов физического и психического, общественного и личного порядка, но зачастую также философских качеств человека [3].

Физическая культура и мотивация к формированию здорового образа жизни являются неотъемлемой частью физического воспитания в системе школьного образования. Именно физическая культура как школьный предмет призвана:

заложить базис для поступательного физического развития личности на протяжении всей жизни;

сформировать побудительные мотивы к занятию спортом;

привить здоровый образ жизни.

В образовательном пространстве школы физической культуре как учебному предмету и внеурочным спортивным мероприятиям должно отводиться особое место, поскольку они призваны решать важные общепедагогические задачи, среди которых основными является повышение умственного, психического и физического потенциала обучающихся. Сегодня физическая культура должна стать неотъемлемой частью жизнедеятельности школьников. Для этого необходимо выстроить учебно-воспитательный процесс с использованием интерактивных методов обучения и технологий их реализации, при которых физическая культура была бы в системе школьного образования не только обычным учебным предметом, но мощным средством физического, психического и физиологического развития школьников, укрепления и сохранения их здоровья и, самое главное, мотивацией на здоровый образ жизни.

Уроки физической культуры, внеучебные спортивные мероприятия (соревнования, спартакиады, дни здоровья и т.д.), занятия в спортивных секциях, в том числе и профессиональным спортом приучают школьников к самоконтролю, самокритичности, обеспечивают целостность их общекультурного, физического, психического и познавательного онтогенеза. Спортивные игры и эстафеты во время уроков физической культуры и во внеурочной деятельности помогают школьникам устанавливать связи и соотношения между целью и мотивом и тем самым определять достигнутые результаты, что в итоге должно формировать и мотивировать побудительные стимулы к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Организация и проведение уроков по как физической культуре, так и внеурочных спортивных мероприятий в школе базируется на следующих принципах:

всесторонне-гармоничное физическое развитие школьников с устойчивым психическим и физиологическим потенциалом (основная цель);

развитие индивидуальных способностей каждого школьника и вовлечение всех учащихся в разнообразные спортивные мероприятия различного уровня (школьного, городского, республиканского и т. д.), а также в физкультурно-оздоровительные мероприятия (направление деятельности педагога);

формирование у школьников мотивации к здоровому образу жизни;

формирование знаний, умений и навыков, которые способствуют для самостоятельного проведения занятий по повышению двигательной активности, коррекции осанки и телосложения;

выработка умственных способностей, развитие логического мышления, формирование культуры межличностного взаимодействия, проявление уважительного отношения к себе и окружающим, обеспечение условий для самовыражения и готовности к успешному жизненному самоопределению, помимо физических свойств, которые формирует физическая культура и спортивные мероприятия в процессе физического воспитания.

Сегодня роль физического воспитания в формировании ориентации, учащихся на здоровый образ жизни выходит на ключевые позиции, в силу того что способствует повышению уровня их физиологических функциональных возможностей, сохранению и укреплению их физического, психического и соматического здоровья, сказываясь тем самым на формировании человеческого капитала общества.

Процесс физического воспитания имеет два вектора:

обучение движениям как процесс формирования двигательных навыков и умений;

воспитание физических качеств как целенаправленное воздействие на организм учащегося посредством определения и последующего нормирования функциональных нагрузок.

Спецификация физического воспитания заключается в том, что:

  • задачи, решаемые физическим воспитанием, едины для любого поколения;

  • предметом деятельности служит сам человек, и он является в этом процессе не только субъектом, но и объектом;

  • результатом деятельности является в одном случае оздоровительно-воспитательный эффект (это физическое воспитание), в другом – спортивное достижение;

  • физическое воспитание и, в частности, профессиональный спорт связаны с необычными, нередко предельными физическими и психическими напряжениями и нагрузками.

На уроках физической культуры школьники воспитывают в себе стойкость, выдержку, умение управлять своими действиями и эмоциональным состоянием, что свойственно для здорового человека. Уроки физической культуры должны синтезировать в себе различные виды физических занятий, которые направлены на комплексное физическое развитие личности. К таким занятиям можно отнести:

осознанное, осмысленное участие в занятиях по физическому воспитанию;

подготовку (тренировка) и сдачу нормативов по физическому воспитанию;

разработку и регулярное выполнение индивидуальной физической подготовки с элементами закаливания.

Сегодня перед системой школьного образования стоит важнейшая педагогическая и социально-общественная задача приобщения учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями с целью увеличения работоспособности, развития двигательных активностей и устойчивых привычек к занятиям физической культурой, формирования и пропаганды здорового образа жизни.

Задача учителя по физической культуре состоит в том, чтобы создать все необходимые условия для учащихся с целью формирования интереса к физическим упражнениям и спортивным играм. Урок физической культуры должен базироваться на применении модернизированных технологий. Учителю необходимо использовать как общий, так и индивидуальный подходы к учащимся с учетом уровня физической подготовки каждого ученика. Фронтальные методы воздействия на школьников во время урока физической культуры помогут учителю вызвать побудительные мотивы к занятиям, и большая роль в этом отводится игровым комплексам, включающим в себя спортивные игры, эстафеты и т.д. Именно игровые комплексы здесь являются наилучшем выбором, так как вызывают положительные эмоции и способствуют формированию позитивного микроклимата, сплоченности коллектива и т.д. Учитель может самостоятельно выстраивать игровые комплексы с учетом индивидуальных особенностей учащихся (возраст, пол, физическая подготовленность и т. д.). Игровые комплексы позволяют ученикам удовлетворять свою двигательную активность, проявлять инициативу и смекалку, пробовать свои силы. Все это приводит к формированию устойчиво-внутренней мотивации у школьников к занятиям физической культурой и спортом.

В последние годы особое место в физической культуре занимает физическое оздоровление, которому отводится важная роль на всех этапах жизненного пути человека, тем более что в настоящий момент возрастает гиподинамия. В связи с этим возрастает роль оздоровительной физической культуры с использованием различных форм (утренняя гимнастика, лечебная гимнастика, дозированная ходьба, гидрокинезотерапия, механотерапия, терренкур и т.д.) и методик (ЛФК при различных нарушениях, обучение ходьбе, восстановительная гимнастика после различных травм, операций и т.д.). Оздоровительный эффект различных физических упражнений заключается в том, что работающие мышцы тесно взаимосвязаны с нервной системой человека, его обменом веществ и работой внутренних органов. В результате выполнения регулярных физических упражнений у человека улучшается обмен веществ, кислород поступает ко всем органам и тканям, эффективнее выводятся из организма человека продукты распада, в результате лучше функционируют дыхательная, сердечно-сосудистая, теплообменная и другие функции организма. Поэтому важным является медицинский осмотр школьников перед началом учебного года, по результатам которого устанавливают медицинские группы для занятий на уроках физической культуры:

Основная группа – школьники без отклонений или с незначительными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, но с достаточной физической подготовкой.

Подготовительная группа – школьники, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, но без достаточной физической подготовки.

Специальная группа – школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы в школе, но являющиеся противопоказанием для занятий физической культурой [1].

Итогом многолетних занятий физической культурой и спортом должно стать стремление к физическому совершенству, как к идеалу физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующему требованиям жизни.

Физическая культура и спорт удовлетворяют социальные потребности в общении, играх, развлечениях, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Физические упражнения играют значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней последовательно и поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре привносит на начальном этапе именно школа, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в четко организованную и налаженную методику обучения и воспитания школьников.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бажок Юрий Александрович

Дата: 12.03.2025

Номер свидетельства: 666487

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Организация здоровьесберегающего пространства в учебном заведении "
    ["seo_title"] => string(82) "orghanizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchiegho-prostranstva-v-uchiebnom-zaviedienii"
    ["file_id"] => string(6) "225273"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439542283"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "статья "Особенности организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_osobiennosti_orghanizatsii_vzaimodieistviia_piedaghoghichieskogho_kollie"
    ["file_id"] => string(6) "364170"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480490747"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Рабочая программа по внеурочной деятельности     «Тропинка к здоровью»"
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaiaproghrammapovnieurochnoidieiatielnostitropinkakzdoroviu"
    ["file_id"] => string(6) "276851"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452790650"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства