Я – учитель физической культуры. Вашему вниманию предлагаю собственные приемы обучения, которые помогают мне заинтересовать учащихся, привлечь их к активному сотрудничеству: «Я делаю это так...». Детям всегда нравится играть с мячами, особенно если они яркие, разноцветные. Это создает положительный эмоциональный фон на занятии. Использование при этом четверостиший о птицах и животных собственного сочинения развивает образное мышление у детей, воспитывает у них уважительное отношение и любовь к братьям нашим меньшим. Предложенные упражнения можно выполнять и на свежем воздухе, и в спортивном зале, как в детском летнем лагере, так и в стенах учебного заведения (уроки физической культуры, физкультминутки, физкультпаузы, подвижные перемены, внеклассные мероприятия и др.). Рекомендовано для младшего и среднего школьного возраста.
Название упражнения | Собственные стихи | Методические указания |
«Птичка» | Птичка на гнезде сидит, Не щебечет, а молчит. Ее надо подкормить – Вот тогда она взлетит. | 1) Подбросить мяч одной рукой, поймать двумя; 2) Подбросить мяч двумя руками, поймать одной (ловить другой рукой в следующей попытке). И так повторять броски мяча – из одной руки – в две, из двух рук – в одну. |
«Белка» | Шишку белка уронила, Это ей совсем не мило. Поможем ей собрать запас И не завтра, а сейчас! | 1) Подбросить мяч на 1,5-2 м перед собой и дать ему упасть на пол; 2) Подхватить мяч на лету после отскока от пола (земли) одной рукой. Ловить мяч поочередно то правой, то левой рукой. Мяч подбрасывать той рукой, какой он был пойман. |
«Голубь» | Эта птица – символ мира. И для нас он очень милый. Голубя подбросив ввысь, В ладоши хлопать не ленись! | Подбросив мяч двумя руками прямо над собой, сделать как можно больше хлопков в ладони. Чем выше подброшен мяч, тем больше можно сделать хлопков. Не давать мячу упасть на пол, мяч ловить обязательно! |
«Жираф» | Африканский наш жираф Обогнал по росту шкаф. Хоть на цыпочки мы станем, До макушки не достанем! | И.п. – мяч в правой руке. Поднимаясь на носках вверх (становясь «на цыпочки»), передавать мяч из руки в руку точно над головой. Движение выполнять прямыми руками через стороны, потягиваясь за мячом как можно выше вверх. Тянуться руками до «макушки жирафа». |
«Цапля» | Ходит цапля по болоту, Значит, вышла на охоту. Клювом длинным помахала И наелась до отвала! | И. п.- мяч в правой руке, руки в стороны. 1. Поднять правую согнутую ногу вперед и передать мяч под нею в левую руку (имитация ходьбы по болоту). 2-3. Сделать два наклона вперед, касаясь мячом пола, ноги прямые, (клюет цапля). 4. Выпрямиться в и.п., мяч в левой руке, руки в стороны. Повторяем в обратную сторону. |
«Орел» | Взмахнул орел крылом могучим И взлетел он выше тучи. Гордо голову поднял, Свое царство облетал. | И.п.- наклон вперед, руки в стороны, мяч в правой руке,ноги шире плеч. 1. Опуская прямые руки, передать мяч из правой в левую. 2. Развести руки в стороны (взмах крылом). И т.д. в другую сторону. Голову и спину держать прямо, руки не сгибать. |
«Кенгуру» | Австралийский кенгуру Перепрыгал детвору. Не желаем мы сдаваться, А хотим мы отыграться! | Зажав мяч между бедрами, выполнять разнообразные прыжки (вперед-назад, в сторону, «зигзагом», спиной вперед, с поворотами вокруг своей оси и т.п.). Мяч стараться не ронять, сохранять равновесие во время прыжков. |
«Ежик» | Ежик сам себя спасает. Он колючки выставляет. Вот свернулся он в клубок- И не страшен серый волк! | И.п. – прямые руки в стороны, мяч в правой руке. 1. Присев и наклонив голову вперед, округлить спину, приняв позу «ежик в испуге» и передать мяч из руки в руку сзади за спиной. 2. Вернуться в и.п., мяч в другой руке. 3-4. Выполнить в обратном направлении. |
«Обезьянка» | Всем порядкам в доме крышка, Если в нем была мартышка. Ловко с мячиком играет, Словно в цирке выступает! | Мяч в одной руке. Слегка согнув ноги в коленях и наклонившись в сторону руки с мячом, бросить мяч через спину над плечом свободной от мяча руки и поймать его перед собой двумя руками. После ловли взять мяч в другую руку. Выполнять и левой, и правой рукой по очереди. |
«Рыба» | Поймал рыбину Витин друг, Померить не хватает рук! Шире руки разводи, А потом опять сведи! | И.п. – прямые руки в стороны, мяч в правой руке, ноги на ширине плеч. Не сгибая и не опуская рук, передавать мяч перед собой из руки в руку. Сохранять правильную осанку, держаться прямо и «гордо». |
«Зайчик» | Зайчик по лесу скакал, Хвостиком сигнал давал: «В супергонках знаю толк, Не догонит меня волк!» | И.п. – полуприсед, руки внизу сзади за спиной сложены «в замок», мяч в ладонях. Выполняя прыжки на двух ногах вперед, в такт прыжков отводить прямые руки назад – вверх, имитируя движение «хвостиком». |
«Щенок» | Кто-то вертится юлой Под одной, другой ногой. Что за маленький комочек? Ба, так это же щеночек! | И.п. – наклон вперед, ноги врозь, мяч в одной руке, руки опущены вниз. Передавать мяч из руки в руку между ногами «восьмеркой», имитируя перемещения щенка под нашими ногами. Выполнять в быстром темпе, стараясь не уронить мяч. |
«Паук» | Паутину сплел паук, Он вредителям не друг. Комар, муха, таракан Попадут в его капкан! | И.п. – прямые руки внизу сложены «лодочкой» мяч в ладонях, ноги шире плеч. Выполнять вращения прямыми руками перед собой во фронтальной плоскости с максимальной амплитудой, очерчивая воображаемую «паутину». |
«Медведь» | Медведь косолапый мячик нашел, От меда с малиной сразу ушел. С мячиком ловко стал он играть. Ну и жонглер, и не дать, и не взять! | И.п.– поза «медведя-шатуна» : ноги врозь и полусогнуты, руки полусогнуты и в стороны, мяч в одной руке. Пошатываясь из стороны в сторону и приподнимая по очереди ноги от пола, перебрасывать мяч из руки в руку над головой. Носки стоп повернуты внутрь, изображая «косолапость». |
«Лошадка» | Осторожнее, народ, Когда она копытом бьет! Хоть лошадка и прекрасна, Но вблизи она опасна! | И.п. – мяч зажат под коленом согнутой ноги, стойка на другой ноге. Выполняя подскоки на свободной от мяча ноге, делать «удары копытом», двигая вверх и вниз коленом другой ноги, не разгибая ее в колене и не роняя мяч из-под коленного сустава. |
«Щенок – 2» | Милый, забавный, пушистый комочек Рад встрече с тобой, играться он хочет. Под ноги щеночек бросается смело, Тем самым зовет тебя на веселое дело! | И.п.-ноги вместе, наклон вперед, мяч у правой руки лежит на полу. Прокатить мяч по полу, подталкивая его поочередно и правой и левой руками (но не поднимая с пола), вокруг своих ног. С места не сходить, ноги в коленях не сгибать, равновесие не терять. Выполнять и вправо, и влево. |
«Пингвин» | На снегу стоит пингвин. Присмотрелись – не один! Пингвин яичко бережет, Он его не разобьет! | И.п.-о.с., мяч зажат между стопами ног. Подпрыгнув на месте, движением ног подбросить мяч вверх перед собой и поймать мяч на лету двумя руками, не давая «яичку» разбиться. |
«Черепаха» | Крокодилы проплывали, Черепаху напугали. Надо ей от той реки Побыстрее отползти! | И.п.-упор лежа, мяч зажат между ногами. Передвигаться вперед в упоре лежа, волоча ноги за собой и не роняя мяч. Мяч удобнее держать между бедрами. |
«Слоник» | У слоненка нет руки, Хоть ты плачь или кричи. Выручает длинный хобот. Вверх и вниз его он водит. | И.п.-стойка ноги врозь, руки внизу сложены «лодочкой» - обозначают «хобот», мяч в ладонях. 1. Взмахнуть «хоботом» вверх. 2. Наклоняясь вперед, махнуть «хоботом» вниз, ноги не сгибать. 3-4. Повторять движения 1-2. |
«Суслик» | Если хищник угрожает- Суслик в норку забегает. Быстро – быстро в дом родной, Что был вырыт под землей! | И.п.-сидя на полу, мяч в правой руке. 1. Согнув ноги в коленях, прокатить мяч под ногами по полу из правой в левую руку. 2. Выпрямить ноги. 3. Согнуть ноги в коленях и прокатиь мяч по полу из левой в правую руку. 4. Выпрямить ноги. |
«Котик» | После долгого заплыва, У скалистого обрыва, Морской котик отдыхает, Ласты вверх он поднимает. | И.п.- сидя на полу, упор сзади, мяч лежит на стопах ног, ноги вместе. 1. Приподнять прямые ноги вверх так, чтобы мяч скатился по ногам вниз к тазу. 2. Опустить ноги на пол и руками вернуть мяч в и.п., на стопы ног. 3-4. Продолжать движения, как 1-2. |
«Котенок» | Что за шустрый ребятенок? Это Мурзик, наш котенок! Станет с мячиком играть – Забывает про кровать. | И.п.- упор лежа на полу, ноги врозь шире плеч, мяч в правой руке. Перенося вес тела то на одну, то на другую руку, перекатывать мяч по полу из руки в руку на каждый счет. Сохранять равновесие, не подниматься, выполняя упражнение. |