В данной работе говориться об актуальности темы,о необходимости исправлять дефекты опорно-двигательного аппарата у детей.Рассмотрены методические требования к занятиям ЛФК (лечебной физкультурой).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические требования к занятиям ЛФК»
Актуальность темы.
исправление, имеющего дефекта.
За последние годы состояние детей ухудшается, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге здоровые дети составляют менее 1% (И.М.Воронцов).
Особенно волнует педагогов и медиков резкое увеличение деформаций опорно-двигательного аппарата. Так, например нарушение осанки составляют около 80 %,а плоскостопие около 40%,тогда как, при осмотре детей города Ленинграда в 1961 году НИИ травматологии ортопедии имени Г. И. Турнера нарушения осанки составляли всего 26,4 %,а плоскостопие -15 %.Физическое воспитание в школе – важный этап в создании физического здоровья детей.
Задачами физического воспитания являются:
выработка необходимых умений и навыков;
формирование положительного отношения к физическим упражнениям, играм, гигиеническим процедурам, оздоровительным силам природы;
Основной тип осанки и стоп формируется на всем протяжении периода роста ребенка, поэтому школьный возраст – благоприятный период не только для развития навыков и физических качеств, но и для коррекции различных типов нарушений осанки и деформации стоп.
Эта коррекция необходима не столько с косметической точки зрения, сколько с функциональной, так как состояние позвоночника оказывает влияние не только на опорно-двигательный аппарат, но и на все остальные органы и системы.
На формирование осанки влияют как экзогенные факторы, так и эндогенные. К факторам внешней среды (экзогенным) относятся условия, в которых находится ребенок во время сна и бодрствования, а также режим дня и статико-динамический режим. Особенно, важное значение, имеет воспитание навыка правильной осанки, обеспечивающее правильное положение головы, туловища и конечностей во время сидения, стояния и ходьбы.
Неблагоприятные внешние условия особенно отрицательно отражаются на формировании опорно-двигательного аппарата детей, организм которых ослаблен такими заболеваниями (эндогенный фактор) как, рахит, гипотрофия, частые вирусные инфекции и прочее (М.И.Фонарев, Т.А.Фонарева 1977)
В связи с этим, понятна важность своевременной диагностики, профилактики и коррекции различных типов нарушений осанки и деформаций стоп у детей школьного возраста.
Коррекция должна проводиться различными средствами последовательно, длительно, во взаимосвязи школы с родителями, с индивидуальным подходом, соблюдением общего и статико-динамического режима в школе и дома.
Физические упражнения в различных формах проведения занятий решают общие и специальные корригирующие задачи у детей школьного возраста. Решение этих задач при соблюдении определенных гигиенических и педагогических условий позволит наиболее целесообразно реализовать главную цель физического воспитания - сохранить и умножить здоровье детей.
Цели и задачи предлагаемой разработки.
Цель данной разработки по ЛФК - оздоровление учащихся, улучшение и нормализация течения нервных процессов, нормализация эмоционального тонуса ребенка, исправление либо стабилизация нарушений опорно-двигательного аппарата.
Лечебная физическая культура (ЛФК)- метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью, а также восстановления здоровья и предупреждения последствий патологического процесса.
Диагнозы:
Нарушение осанки
Сколиоз
Плоскостопие
Общие задачи.
Стимуляция деятельности органов и систем , улучшение физического развития, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма.
Активизация общих и местных (в мышцах туловища) обменных процессов. Выработка достаточной силовой и общей выносливости мышц туловища, укрепления “мышечного корсета” и сводов стоп.
Специальные задачи:
Создавать педагогические условия, необходимые для успешной профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.
Воспитывать навык правильной осанки в школе и дома.
Частные задачи:
Исправление дефектов осанки, формирование и закрепление правильной осанки.
Стабилизация сколиотического процесса, на ранних стадиях –
Исправление деформации и уменьшение имеющегося уплощения сводов стопы.
1.Профилактический осмотр детей с целью назначения процедуры врачами:
невропатологом, ортопедом, терапевтом.
2. Выявление деформаций опорно-двигательного аппарата у детей.
3.Организация групп с ортопедической патологией. Знакомство с медицинскими показаниями врачей.
4.Подготовка материальной базы и создание необходимых санитарно-гигиенических условий, приобретение необходимого инвентаря.
5.Обучение детей основам анатомо-физиологических особенностей своего организма, с целью осознанного применения полученных знаний.
Сроки этих мероприятий (сентябрь-октябрь, апрель – май)
Лечебные мероприятия
Корригирующая лечебная гимнастика 2 раза в неделю.
Фитбол - гимнастика.
Самостоятельные занятия дома.
Индивидуальные занятия - консультации для родителей и детей (1 раз в 2-3 недели).
Использование дополнительных средств реабилитации-массажа, контактного коврика, специальных тренажеров.
Профилактические мероприятия
Инструктаж. Беседа о личной гигиене, о форме одежды для занятий.
Собеседование с родителями по курсу ЛФК. Ознакомление родителей
с диагнозом.
Беседа с родителями и педагогами о правильном подборе стула, о необходимости жесткой кровати для ребенка, о правильном подборе обуви, о пользе хождения босиком по траве, песку, контактному коврику.
Беседа с детьми о правильной осанке, во время сидения за партой, во время сидения за партой, во время ходьбы и стояния.
Сроки проведения этих мероприятий (сентябрь-октябрь, апрель-май).
Проведение курса ЛФК.
Результативность:
Наблюдение врачами учащихся, занимающихся ЛФК
Отзывы родителей.
Определение направления дальнейшей работы с учащимися на основе новых рекомендаций врача:
-повторный курс ЛФК
-окончание курса ЛФК
-направление к специалистам для дальнейшего лечения.
Сроки этих мероприятий (сентябрь-октябрь, апрель – май)
Примерный список необходимого инвентаря для занятий ЛФК.
1.Легкие коврики
2.Гимнастические палки (лучше деревянные)
3.Легкие мячи.
4.Мешочки с песком, горохом и т.д.
5.Контактный коврик для коррекции деформаций стоп.
6.Фитбол-мячи.
7.Эспандеры.
8.Тренажер “Массаж стоп”
9.Тренажер для мышц брюшного пресса.
10.Арабские мячи.
11.Кегли.
12.Обручи.
13.Скакалки.
14.Набивные мячи.
15.Гимнастические скамейки.
16.Шведская стенка.
17.Перекладина.
Занятия по физическому воспитанию в форме ЛФК.
Основная роль в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата отводится занятиям ЛФК.
Задачами ЛФК для профилактики и коррекции нарушений осанки и стоп являются:
Воспитание дисциплинированного и сознательного отношения детей к закреплению правильного положения тела и стоп
Укрепление мышц брюшного пресса, спины для создания мышечного корсета
Совершенствование психических качеств и двигательных навыков ребенка
Коррекция имеющихся дефектов осанки и стоп.
Воспитание навыка правильной осанки и правильной установки стоп
Методические требования к занятиям ЛФК:
1.Занятия проводятся с группой по 10-12 человек.
2.Продолжительность занятий 30-40 минут в зависимости от возраста детей.
3.В занятия включаются как общие, так и специальные упражнения.
4.На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного
эмоционального фона, бодрого и радостного настроения, чаще давать игровые
задания, вводить музыкальное сопровождение.
5.Каждое занятие должно состоять из трех частей. Задача первой части
(вводной) - организация детей для предстоящей работы. Используются упраж-
нения строевого характера, короткие игровые задания, упражнения на воспита-
ние навыка правильной осанки и установки стоп. Во второй части занятий (ос-
новной) – главной задачей является укрепление мышечного корсета, увеличе-
ние подвижности позвоночника и коррекция имеющихся деформаций опорно-