исследованиях известных ученых - педагогов И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина и других, межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи на уроках физической культуры»
исследованиях известных ученых - педагогов И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина и других, межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. Прогрессивные педагоги – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.
Физическая культура в школе – общеобразовательный предмет, и наравне с другими школьными дисциплинами содержание учебного процесса складывается из знаний, умений и навыков. Сложнее состоит со знаниями, с теорией. Задача учителя – раскрыть учащимся подлинный смысл физической культуры как средства гармонического развития человека, организации здорового образа жизни, укрепления здоровья, подготовки к трудовой деятельности. Следовательно, учащимся необходимы теоретические знания, повышающие эффективность физических упражнений, и занятия по теории должны стать частью учебного процесса, основной формой которого является урок.
Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно - воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.
При всем многообразии видовмежнаучного взаимодействияможно выделить три наиболее общие направления:
1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.
2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.
3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий, законов для изучения разных объектов.
Формы связи
Формы
межпредметных связей
Типы межпредметных связей
Виды
межпредметных связей
1. По составу
1) Содержательные
2) Операционные
3) Методические
4) Организационные
по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук
по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям
по использованию педагогических методов и приемов
по формам и способам организации учебно- воспитательного процесса
2. По направлению
1) односторонние,
2) двусторонние,
3) многосторонние
Прямые; обратные, восстановительные
3. По способу взаимодействия связеобразующих элементов (многообразие вариантов связи)
Временной фактор
1) Хронологические
2) Хронометрические
1) Преемственные
2) Синхронные
3) Перспективные
1) Локальные
2) Среднедействующие
3) Длительно действующие
Функции межпредметных связей
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся в обучении Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.
Методики проведения учебной и массовой физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся:
- практические межпредметные уроки («физическая культура – русский язык», «физическая культура – математика», «физическая культура – история», «физическая культура – английский язык» и другие, основанных на взаимосвязи с общеобразовательными предметами;
- теоретические классно - внеурочные формы (урок физической культуры – спортивный праздник; спортивные соревнования «Лыжня России», городские спортивные соревнования «мини-футбол», «Лёгкая атлетика», спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» и других, основанных не только на школьной учебной программе по физической культуре.
Игры и эстафеты с дидактическим и сюжетным содержанием:
Живая цепочка. Учитель строит детей в колонну по одному и, все время меняя направление, водит ее за собой, имитируя движения животных и птиц. Например, «идем, как гуси» (ходьба на согнутых ногах), «прыгаем, как кенгуру» (прыжки на двух ногах), «идем, как медведи» (медвежья походка), «полетели, как журавли» (махи руками) и др.
Не путай сигналы (Светофор). Дети выстраиваются в одну шеренгу. Учитель стоит перед строем, в руках у него три картонных кружка разного цвета - красный, зеленый, желтый, которые он внезапно показывает играющим. На зеленый цвет дети начинают маршировать на месте, на желтый - перестают маршировать и дружно хлопают в ладоши, на красный - быстро приседают и замолкают. Отмечаются игроки, которые реже путали сигналы.
Скульптуры. Играющие стоят в шеренге. Назначаются трое водящих. По сигналу учителя дети разбегаются врассыпную, продолжая ходить и бегать по площадке. Учитель подает команду: «Внимание!». Дети останавливаются. Затем учитель произносит: «Изобразим лыжника!» (футболиста, пловца, боксера и др.). Играющие принимают соответствующую позу. Водящие в течение 15-20 сек. осматривают придуманные ребятами позы, и каждый выбирает себе лучшую «скульптуру». Игроки, показавшие лучшие «скульптуры», меняются ролями с водящими. Снова подается команда, и игра продолжается. По ее окон чании отмечаются игроки, выполнившие наиболее удачные «скульптуры».
1-3 класс Веселые тройки. Вода, земля, воздух. Нарисуй солнышко. Лесная прогулка. Ягоды, фрукты, овощи. Почтальоны. Угадай, кто? Поезд. Игра «Паровозик» для 1-3 классов (определение ударных гласных).
Игра «Посади картошку» (определение направления движения).
Эстафета «Веревочка под ногами» для 4-7 классов (дописать названия литературных произведений).
Эстафета «Буксир» для 4-6 классов (дописать пословицы).
Математическая эстафета. Эстафета для 1-4 классов (решение различных математических примеров).
Эстафета с мячом для 1-4 классов (правописание безударных гласных корня).
Эстафета с гимнастическими палками (нахождение ошибок в словах).
Эстафета с мячами для 1-3 классов (дописать названия сказок).
Эстафета с заданием по географии (путешествие по странам).
Эстафета «Нарисуй маршрут своего путешествия».
Эстафета с мячами (написание имен героев литературных произведений).
Эстафета с обручами (задания по географии или истории).
Эстафета с баскетбольными мячами (задания по географии).
С целью развития познавательной деятельности, учащихся посредством межпредметных связей на уроках физической культуры применяются задания для (5-11 кл). Например:
Карточка I
Задание: Определить среднюю длину шага.
1. Измерить число своих шагов n.укладывающихся в длину спортивного зала L.
2. Произвести вычисление длины шага по формуле 1 = L/n.
3. Измерить число шагов, укладывающихся в две длины спортивного зала.
4. Произвести вычисление длины шага по формуле 1 = 2L/n¦
5. Определить среднюю длину шага по формуле 1 = 1 + 1/2.
Карточка 2
Задание: Измерение скорости бега.
1. Пробежать юношам 5 минут, девушкам 3 минуты, с подсчетом количества кругов; Стандартное расстояние (периметр спортивного зала) S умножить на число кругов n и разделить на время пробежки t. v = ns/t.