kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народные игры мордвы как средство физического воспитания детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье определяется цель физического воспитания детей, рассматривается игра как средство укрепления здоровья, привития двигательных умений и навыков. Автором анализируются разнообразные формы и виды игр детей мордовского народа, делается вывод о том, что игра воспроизводит все основные механизмы человеческой активности: физическую, интеллектуальную, творческую, эстетическую; реализует нравственные качества, психические наклонности и способности индивида, а также обладает свойством объединять людей, способствовать развитию в них общих интересов и чувств, единого мироощущения и мировосприятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народные игры мордвы как средство физического воспитания детей »

Народные игры мордвы как средство физического воспитания детей

Безунов С. Е., учитель физической культуры МОУ

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №38»,

г. Саранск


В воспитании детей у мордвы, с определенной долей условности, выделялось четыре возрастных периода: 1) с момента рождения и до 2-3 лет; 2) с 2 до 5-7 лет; 3) с 5-7 до 13-15; 4) с 15 до 17-18 лет.

Физическое воспитание первых двух периодов протекало под руководством матери, бабушки, старших детей. Главная цель физического воспитания заключалась в сохранении жизни и укреплении здоровья, привитии двигательных умений и навыков. Для достижения этой цели использовались различные средства.

С первых месяцев ребенка окружала поэзия колыбельных песен, потешек, пестушек, считалочек, которые сопровождали движения ног, рук, пальцев малыша. Они развивали детскую психику, мимику, потребность в смехе, двигательные возможности рук, ног, пальцев, речь, интерес к себе и окружающему миру. Первоначальное физическое развитие включало умение вставать, садиться, ползать, ходить, бегать. Для обучения ребенка ходьбе в мордовских семьях изготовлялись специальные скамейки-стоялки и тележки-каталки.

С трехлетнего возраста ребенок познавал основы поведения, взаимоотношения с родителями, родственниками, соседями. В этом возрасте большую роль играет общество сверстников, в рамках которого основным средством общения являлась игра. Детские игры можно классифицировать следующим образом: сюжетные и спортивные. В сюжетных играх дети, подражая взрослым, воспроизводят трудовые процессы, взаимоотношения людей, повадки животных.

Таким образом, в раннем возрасте физическая культура осуществляла одну из важнейших своих функций – освоение ребенком социального типа жизнедеятельности своего народа.

У детей младшего возраста большое количество подвижных игр спортивного характера, например, «В коровку», «В курочек», «В журавлей» «В ворону», «В петушка», «В белочек» и т.д. Кроме своего прямого назначения как средства физической культуры, содействующего улучшению процессов дыхания, кровообращения, эти игры «... воспроизводят иногда древние этапы истории культуры, относящиеся к детскому периоду в истории человечества. Это подражание крику и движениям животных и птиц», – пишет Тайлор [1].

Выполнение несложных физических упражнений в данных играх направлено на развитие подвижности, быстроты реакции, находчивости, сообразительности, внимательности, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости.

С 7-8 лет мальчики брались за лук и стрелы. Лук изготавливался, в основном, из ивы; в качестве тетивы использовался конский волос. «Мишенью при упражнениях в стрельбе из лука служили старые лапти и горшки, которые насаживались на кол или изгородь. Стрельбой из лука занимались и во время пастьбы скота, лошадей», – пишет Н. Ф. Беляева [2].

Игры мальчиков, в основном спортивного характера, служили выработке у них ловкости, подвижности, силы, выносливости, глазомера, способствовали совершенствованию мышц рук и ног. Поэтому среди подростков были распространены игры, связанные с метанием или бросанием предметов в цель или на расстояние. Например, «Клек», «Шлыган», в которых используются, биты-палки и одна чурка, клек в виде городка, или деревянный шлыган в виде крючка, который вешается на колышек.

У мордвы существовало много игр в мяч, который изготовлялся из линяющей (весной) коровьей или собачьей шерсти. Мяч получался плотным и упругим. Для игр больше использовали мячи небольших размеров. Например, для игры, «Мяч об узкую стенку», необходимы: плоская бита, мяч, доска или щит, прибитый к палкам и врытый в землю. Цель игры – поймать мяч в «поле», куда он посылается сильным ударом биты, и бросать его в щит.

Широко бытовали у мордвы игры в кости, смысл которых сводился к тому, что нужно было выбить расставленные в одну или две шеренги бабки с кона. Подобные игры имели большое развивающее значение. Особенно полезны они в развитии гибкости пальцев, суставов рук, мышц рук, глазомера. Игра требовала от участников предельной внимательности, быстроты реакции.

У мордовских детей много игр с преобладанием двигательной активности: бег с места, с ходу, жмурки, прятки, догонялки. Это «Салки», «Гонка с выбыванием», «Гонка с преследованием, «Эстафета с преследованием», «Круговая эстафета», «Петушок» и другие. У этих игр комплексное воздействие на ребенка: здесь органично сочетаются движения, физические качества, характер, юмор.

Любимую зимнюю игру мордовских детей «Наша гора», похожую на русскую «Взятие городка», можно назвать «военной игрой». Ее цель – защита флага на вершине искусственной горы. Правила и дозволенные приемы игры способствуют развитию смекалки (отвлекающие маневры), честности, ловкости, борцовских качеств в схватке один на один. Многие мордовские игры, например, в «бабки», «шар», к сожалению, в настоящее время забыты. Однако, широко распространенные в свое время игры в «шар», которые проводились и летом, и зимой, можно рассматривать как своеобразный «народный хоккей». Не случайно, в дальнейшем в Мордовии будет довольно успешно культивироваться хоккей с шайбой и хоккей с мячом [3].

Ведущую роль в физическом воспитании зимой играли повсеместное катание с горок на ледянке, салазках, скамейках, катание на лыжах, которые изготовлялись из брусков березы, клена, а также катание на деревянных с железным полозом коньках. Причем, на таких коньках можно было кататься только с помощью палок с железными наконечниками.

Катание на лыжах, коньках, а также плавание в летний период, которому дети начинали учиться с 5-7 летнего возраста, формировали правильную осанку, волевые качества и являлись одновременно прекрасными закаливающими средствами, так как «...народ имел определенное представление о функциях человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического развития».

Наряду со взрослыми, подростки участвовали в состязаниях по борьбе во время праздников, сенокоса, испытывая свою силу, волю, ловкость, смелость, находчивость. Традиции народной борьбы нашли отражение в индивидуальном стиле современных спортсменов – борцов Мордовии.

Чем же объяснить такое многообразие форм и видов народной игры? Дело в том, что это многообразие определяется интегративным характером этой деятельности. Игра воспроизводит все основные механизмы человеческой активности: физическую, интеллектуальную, творческую, эстетическую; реализует нравственные качества, психические наклонности и способности индивида. Кроме того, «игра обладает свойством объединять людей, способствовать развитию в них общих интересов и чувств, единого мироощущения и мировосприятия. В игре, с ее заряжающей человека энергией (а лишнюю энергию – уничтожающей), эмоционально возбуждающей, у человека возникает субъективно ценные переживания, ведущие к развитию определенных черт и свойств. В игре не требуется внешнего принуждения, оно уступило место факторам внутренним – этическим и эстетическим, игра способствует их развитию».

Следует заметить, что в содержание народных игр мордвы со временем превносились новые элементы, отражающие изменения в общественном и семейно-бытовом укладе, а также одновременно они вбирали в себя игровые мотивы других народов, постепенно преобразуясь в новые игры, трудно определяемые по национальным признакам. К сожалению, в настоящее время, констатирует Брыжинский, «... с разрушением села, катастрофическим уменьшением мордовского и вообще сельского населения народные игры, как в целом и вся народная культура, подходят к своей последней черте» [4].

Список использованных источников

1. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. – М. : Политиздат, 1989. – 572 с.

2. Беляева, Н. Ф. Народные традиции воспитания детей у мордвы / Н. Ф. Беляева // Мордва: Ист.- культур очерки. – Саранск, 1995. – С. 277–297.

3. Брыжинский, В. С. Мордовия / В. С. Брыжинский // Игры народов СССР: Сб. – М.,1985. – С. 71–75.

4. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье / И. И. Брехман. – М. : Физкультура и спорт, 1996. – 206 с.































Традиционная физическая культура гармонично сочетала в себе личную физическую подготовку и воспитание чувства общности. Выработанные чувства стойкости и твердой воли мордва противопоставляла своим завоевателям в течение столетий.

Мордовские земли постоянно подвергались набегам кочевников, волжских болгар, притеснениям русских князей. Мордве не раз приходилось с оружием в руках защищать свои земли, язык, культуру.

Известный археолог А.Е.Алихова считает, что «примерно с середины первого тысячелетия можно уже говорить о существовании у мордвы военной дружины».

Научные исследования Л.Г.Филатова и В.А.Юрченкова также подтверждают, «что дружина у мордвы выполняла большей частью функции оборонительные. Поэтому воинственность мордвы была воинственностью народа -хлебопашца, народа - земледельца».

Экспансия русских и татарских князей вынуждали мордву формировать военные дружины (начало XII в.), которые сражались в разное время и на стороне волжских болгар, и на стороне татар, и на стороне русских князей.

Поскольку у мордвы была хорошо развита металлообработка, и мордовские кузнецы знали технику цементации и термической обработки, все мужчины были снабжены прекрасным оружием. Археологические раскопки позволяют довольно точно представить вооружение мордовских воинов прошлого.

На материале исследования Андреевского кургана П.Д.Степановым - захоронения воинов периода военной демократии - можно сделать выводы о том, что оружие и снаряжение древней мордвы состояло из мечей, кинжалов, копий с железными наконечниками, стрел, ножей, кольчуг, шлемов, колчана. Железные мечи встречаются двух типов: однолезвийные и двулезвийные; кинжалы с прямым перекрестием кольцевого навершия. Найдены многочисленные наконечники стрел: трехперые черешковые, костянные трехгранные черешковые, плоские железные втульчатые, с «жальцами», костяные плоские черешковые. Железные кольчуги, сделаны из колец, принадлежали вождям. Шлемы были пластинчатые, их форма не зафиксирована. Необходимой принадлежностью воина были точильные бруски. Использовались водворки - для прикрепления к поясу мечей, кинжалов, колчана.

Найдены разной формы ножи: с горбатой спинкой, толстым и широким лезвием и длинной рукоятью. Черенки прямые, иногда с обмоткой бронзовой лентой. Обнаруженные железные удила, остатки уздечки с бронзовыми бляхами, а также наличие костей лошади, струн, подтверждают, что это захоронение воинов - всадников.

С.В.Святкин отмечает, что предметом вооружения мордвы являлся и топор, относящийся к древковому оружию ближнего боя.

Различаются три вида топоров: 1) специальные боевые; 2) универсальные; 3) собственно рабочие.

Мужеством, отвагой, силой богатырской были наделены и мордовские женщины: «... сила у нее богатырская, свалит в лесу дерево и несет его на плече..., где мужчины вдесятером не осиливали, девушка одна управлялась... лицо у нее белое, косы соломенные, в руку толщиной, ноги стройные, как две березки на лесной опушке...».

В том же источнике говорится о мордовской женщине защитнице родной земли: «... порубила все татарское войско и дуб вырвала и саблей рубила татар». Народная память сохранила предание о последней мокшанской княгине Наровчат, которая в сражении с Тагаем потерпела поражение и бросилась вместе с конем в Мокшу.

Воинское мастерство мордвы отмечал также посол австрийского императора Герберштейн, который побывал на Руси после свержения ига Золотой Орды. Он писал: «К востоку и югу от реки Мокши встречаются огромные леса, в которых живет народ мордва... Это очень сильные люди, ибо они часто храбро отражали от себя даже разбои татар, почти все они пехотинцы, замечательные своими длинными луками и отличаются опытностью в стрельбе».

Сведения об участии мордвы в составе русского войска против золото-ордынского царевича Мустафы содержится в летописи: «И придоша на них мордва на ртах с сулицами и с рогатинами и с саблями». Здесь содержится и подтверждение о существовании лыжных отрядов в мордовском войске.

Итак, мордовский народ окончательно включился в сферу политическо­го, экономического, культурного влияния Московской Руси.

К началу XVI века мордовская земля представляла собой вооруженную федерацию мелких независимых друг от друга территорий,управляемых мордовскими, татарскими князьями, казацкими атаманами. «Наряду с всеобщим пешим ополчением, - пишет Абрамов, - все большее значение начинала играть многотысячная конница, способная перехватить и преследовать кочевников в степи. Появилась необходимость в целом социальном слое профессиональных воинов и опытных командиров небольших отрядов...» [1].

В целях обороны юго-восточной окраины Российского государства на мордовских землях стали создавать опорные укрепленные пункты.

Мордовские воины привлекались и для несения сторожевой и казачьей службы на Дону. На Белгородско - Симбирской укрепленной линии служили «61 князь и 179 мурз из мордвы».

Миграция мордвы за пределы своей исконной территории, вызванная продвижением русских в Поволжье, а также оформлением четырех категорий крестьян на территории мордовских земель (дворцовые, государственные, монастырские, помещичьи) привели к тому, что служивые люди постепенно утрачивали свои привилегии в мордовском регионе и сливались с государственными крестьянами.

Однако, героическое участие Саранского ополчения в Отечественной войне 1812 года говорит о сохранении мордовским народом традиций военного искусства. «В Мордовском краеведческом музее сохраняется знамя - хоругвь этого полка, а на месте, откуда вышел полк в поход после молебствия о даровании победы, спустя 100 лет, в 1912 году сооружен памятник - мост через Инсару с мемориальными надписями. Этот мост сохранился до наших дней»,- читаем у И.Д.Воронина [8].

Итак, изучение фольклорных материалов, историко - культурной, этнографической литературы позволяет сделать выводы.

  1. Физическая культура мордовского этноса на ранних этапах своего развития носила прикладной характер. Первостепенную роль в ее формировании сыграла трудовая деятельность (охота, бортничество, рыболовство и т.д.). Различные виды трудовой деятельности способствовали развитию таких физических качеств, которые помогли мордовскому этносу развить и совершенствовать трудовые навыки и умения. Регулярные занятия охотой, бортничеством и другими видами трудовой деятельности явились эффективным средством общей физической подготовки народов мордовского края, так как включали в себя комплексы двигательных умений, навыков и физических упражнений (ходьба по пересеченной деятельности, бег, прыжки, ходьба и бег на охотничьих лыжах, стрельба из лука, метание копья, лазание с отягощением, поднятие и перенесение тяжестей, ходьба с отягощением на дальние расстояния).

  2. Физическая культура мордовского этноса начала приобретать черты культурного феномена с момента переноса системы движений на другие области жизни. Она становится носителем духовного начала, выступая как часть общей традиционной культуры. Это нашло отражение в ритуальных движениях во время общинных молений, фрагментах мордовских обрядов демонстрирующих физическую подготовку, а также народном танцевальном искусстве. Постепенное исчезновение ритуального содержания актов очищения огнем и водой привело к использованию бани, пара, водных процедур как гигиенических, оздоровительных и закаливающих средств физического воспитания.

  1. Важная роль в воспитании детей в мордовской семье отводилась игре как активному средству физического и умственного развития ребенка. Эффективность всестороннего воспитания личности посредством игровой деятельности обусловлена ее интегративным характером и воспроизведением основных механизмов человеческой активности: физической, интеллектуальной, творческой и т.д.. При этом детские игры служили школой жизни. Итак, основными целями физического воспитания в мордовской семье являлись: сохранение и укрепление здоровья, приобретение трудовых навыков и умений, развитие жизненно необходимых физических качеств. Физическая культура помогала ребенку освоить социальный тип жизнедеятельности своего народа.

  2. Знание древней мордвой технологии металлообработки сказалось не только на развитии железных орудий труда, но и воинского вооружения. Археологические материалы подтверждают, что разнообразные предметы вооружения и снаряжения были отлиты из железа. Владение таким вооружением требовало недюжинной физической силы, развитой двигательной координации, ловкости. Климатические и природные условия обусловили рождение самобытной тактики ведения лесного боя, в котором мордовским воинам не было равных. В мордовском войске имелись мобильные лыжные отряды. На протяжении многих веков мордовский народ сохранял и укреплял традиции военного искусства.

  3. Таким образом, физическая культура мордовского народа, во-первых выполняла ряд функций: реабилитационную, рекреационную, оздоровительную, воспитательную. Во-вторых, решала следующие задачи: укрепление здоровья, формирование и совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков и умений, подготовка к трудовой деятельности и защите Отечества, воспитания основных физических качеств, развитие умственных, творческих способностей, воспитание морально - волевых качеств.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Народные игры мордвы как средство физического воспитания детей

Автор: Безунов Сергей Евгеньевич

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165234

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Народные игры мордвы как средство физического воспитания детей. "
    ["seo_title"] => string(71) "narodnyie-ighry-mordvy-kak-sriedstvo-fizichieskogho-vospitaniia-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "165226"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422787580"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства