Просмотр содержимого документа
«Новые подходы в преподавании физической культуры»
Инновационные методы на уроках физической культуры
Казангапов А.,
учитель физкультуры СОШ№12
Современное учебное заведение должно стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация – это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой – это деятельность по вращиванию инновации в определенную социальную практику, а вовсе – не предмет.
В образовании стоит рассматривать инновацию педагогическую (нововведение):
1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;
2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.);
3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, превращая обычное в необыкновенное. Они помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе и просто сделать мир вокруг себя ярче. Внедрение ИКТ и информационных технологий в образование Правительством Казахстана заявлено, как приоритетное направление.
Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.
В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
Личностно – ориентированные технологии
в преподавании физической культуры.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность школьника, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только объект, но и субъект приоритетный; она является целью, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении им индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человечества, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в труде, учебе, быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Думаю, что учителя физической культуры согласятся со мной, что к, сожалению, значительная часть молодежи не получает достаточного образования в сфере физической культуры, у нее не формируется потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Уровень физической подготовленности школьниокв не соответствует современным требованиям к развитию личности, к эффективной производственной деятельности и службе в армии. И, как следствие, у школьника наметилась тенденция снижения интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, и в частности к уроку. Прослеживается тревожная тенденция ухудшения здоровья учащихся школ.
В соответствии с разрабатываемой проблемой - повышение познавательного интереса, воспитание мотивов учения в использовании личностно-ориентированной технологии в преподавании физической культуры – необходимо стараться основывать свою деятельность на решении таких задач, как:
1. воспитание ценностных ориентацией на физическое и духовное совершенствование личности школьника.
2. закрепление потребностей в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта
3. гуманистических отношений и приобретение опыта общения между учеником и педагогом.
4. применять на уроках интерактивное и мультимедийное оборудование, презентации-слайды по разделам физической культуры
Личностно -ориентированная технология — это такая воспитательная система, где ученик является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Это педагогическая аксиома, не требующая, какого либо подтверждения. Для того, чтобы уроки проходили на высоком эмоциональном уровне, было меньше простоев, необходимо стремиться активизировать познавательную деятельность школьника. Другими словами, стараться привлечь к своему предмету внимание. Развитие учебно-познавательной деятельности и, особенно, достижение познавательной активности определяется содержанием обучения и организацией работы учащихся на уроке. Одним из важнейших компонентов образовательного процесса является его мотивация. Мотивация обучения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл обучения для студента, его мотивы, цели, эмоции, интересы) (Зимняя И.А.). Мотивация деятельности школьника, протекает через постановку каких либо задач на каждом уроке. Направляя работу в определенном русле и добиваясь выполнения поставленных задач, тем самым мы будем развивать у наших школьников потребности в реализации поставленных целей. Чтобы ученики более успешно справлялись с учебными требованиями, необходимо строить учебный процесс с учетом их возможностей и подготовленности. Так же необходимо на каждом уроке развивать познавательные потребности такие как: знать, уметь, понимать, исследовать. При решении поставленных задач ученики ориентируются на желаемый результат в соответствии с подбором упражнений и их последовательностью действий, обязательно обозначая реальный результат. В стремлении к достижению результатов нужно основываться на ориентировочно – исследовательскую деятельность. Ученики чаще всего остаются равнодушными к познавательным событиям, открывающимся на уроке. В силу разных обстоятельств многие ученики не только не слушают объяснение на уроке, мыслительно и чувственно отсутствуют на нем. Обычные методические ухищрения позволяют вывести их из пассивного состояния через фронтальный опрос всего на несколько секунд.
И спасение здесь, в:
Самой фигуре учителя: она должна быть бесконечно привлекательна для учеников;
В формальной организации урока, когда интересное хорошо пакуется в необходимое таким образом, что из этой сети не удается выпасть в сонное состояние никому;
В смене деятельностей и в выведении на орбиту ученического рассудка, все новых знаний, приемов, неожиданных поворотов, притягательных речей, достойных споров, волнующих проблем.
Наблюдая за деятельностью школьников на уроках, точно знаю, кто из них действительно выносит познавательную ношу с урока, а кто безнадежно отстал, кому не интересен предмет, а кто силится, но без поддержки, улыбки, одобрения не сможет подняться. Анализируя свою работу, пришел к выводу, что недостаточно применять различные формы и методы организации учебной деятельности (разнообразные инновационные педагогические технологии). Необходим творческий подход и разнообразие спортивного инвентаря и оборудования.
И в конце хочется сказать, педагогический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ученика к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ученик будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность.
Список литературы
1. «Здоровье человека и профилактика заболеваний». Учебное пособие.Под ред. В.П.Зайцева. 1998 г
2. «Валеология: формирование и укрепление здоровья». Учебное пособие. Под ред. В.П.Зайцева. 1998 г.
3. «Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания». Учебное пособие. Под редакцией Т.Г.Савкива,1995 г..