Обобщение опыта "Контроль за физической подготовленностью школьников с учётом личностно – ориентированного образования в зоне ближайшего развития"
Обобщение опыта "Контроль за физической подготовленностью школьников с учётом личностно – ориентированного образования в зоне ближайшего развития"
В системе работы общеобразовательного учреждения по реализации оздоровительной программы школы разработана учебно - вариативная программа с обязательным осуществлением дифференцированного, индивидуального и личностно - ориентированного подхода воспитания по физической культуре. Личностно-ориентированное физкультурное образование, является основным в учебном процессе. Под личностно-ориентированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта "Контроль за физической подготовленностью школьников с учётом личностно – ориентированного образования в зоне ближайшего развития"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33»
663333 Красноярский край г. Норильск (Талнах) ул. Энтузиастов дом 5
«Контроль за физической подготовленностью школьников
с учётом личностно – ориентированного образования в зоне ближайшего развития».
Учитель физической культуры
Русина Ольга Евгеньевна
«Контроль за физической подготовленностью школьников
с учётом личностно – ориентированного образования в зоне ближайшего развития».
В настоящее время, когда происходят коренные изменения в различных сферах обустройства России, остро стоит вопрос о состоянии здоровья детей, которое, к сожалению, не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к росту. Общероссийская проблема детского здоровья весьма актуальна для районов Крайнего Севера. Специфичность и экстремальность природных условий Крайнего Севера оказывают негативное влияние на организм человека, особенно ребенка. К сожалению, исследования, учитывающие региональные особенности поддержания и укрепления здоровья детей, являются малочисленными. Существующие учебные программы по физическому воспитанию школьников мало направлены на укрепление и поддержание здоровья детей в северных условиях. Назрела необходимость новых школьных программ и инновационных педагогических технологий нового поколения, которые бы учитывали мировой опыт по физическому воспитанию подрастающего поколения, экологические условия в конкретном регионе проживания, климатогеографические особенности, традиции, мотивации, ориентированные на целостный (системный) подход к укреплению и поддержанию здоровья детей и подростков. Забота о здоровье учащихся в нашей школе является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива, в том числе и учителей физической культуры.
В системе работы общеобразовательного учреждения по реализации оздоровительной программы школы разработана учебно - вариативная программа с обязательным осуществлением дифференцированного, индивидуального и личностно - ориентированного подхода воспитания по физической культуре. Личностно-ориентированное физкультурное образование, является основным в учебном процессе. Под личностно-ориентированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей
Личностно-ориентированный подход - это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования.
Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Базой для такого подхода послужили основные цели и задачи личностно-ориентированного воспитания по физической культуре, где приоритетом является двигательная деятельность, то есть двигательные умения и навыки.
Личностно - ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Поэтому современный урок физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. Считаю только при этом условии можно успешно осуществлять дифференцированный и личностно ориентированный подход физического воспитания учащихся. При планировании и проведении урока опираюсь на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
- рациональная плотность урока;
- включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
-включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;
- оптимальное сочетание различных видов деятельности;
- выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и
творческого самовыражения учащихся;
- осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;
- создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;
- целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.
Вгруппах разной подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная, в результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. Обязательно контролируем физические нагрузки каждого ученика по частоте сердечных сокращений перед началом и после окончания занятия. Для определения функционального состояния обучающихся в процессе физических нагрузок различного характера не только сравниваем величину сдвигов пульса с характером и величиной нагрузок, но и прослеживаем быстроту восстановления пульса во время отдыха. Детей, у которых перед уроком ЧСС выше 80 уд/мин., и менее подготовленных детей при построении ставим на левый фланг. Для таких обучающихся с помощью ограничителей делаем внутренний круг с меньшим радиусом, где они могут выполнять индивидуальные упражнения, упражнения на дыхание и расслабление, ходьбу, бег трусцой и т.д. (островок здоровья).
Особое внимание на уроке уделяю детям с избыточным весом и слабым детям, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Продолжая таким образом заниматься на уроках, эти дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия.
На уроках стараемся применять нестандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, резиновые и пружинные эспандеры и др.), проводить уроки с музыкальным сопровождением, включать элементы ритмики, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более интересными. На этом этапе режим занятий для разных групп должен быть различным: тренирующим, тонизирующим или щадящим.
Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. Таким образом, личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры является главной составляющей для организации учебно-воспитательного процесса.
Методика проведения уроков физической культуры, не может быть рассчитана на какого - то абстрактного ученика. Поэтому провожу предварительный контроль и мониторинг уровня физической подготовленности каждого ученика, а также класса в целом. Мониторинг технологии учебного процесса – это система сбора, обработки, хранения и использования информации об учебном процессе, это управление его ходом, позволяющее определить состояние учащихся в любой отрезок времени.
Задачи мониторинга:
Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников.
Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности учащихся.
3.Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.
Технология проведения мониторинга уровня физической подготовленностивыглядит следующим образом:
Тестирование учащихся в начале учебного года;
Создание банка данных о физической подготовленности учащихся;
Отслеживание динамики изменения показателей физической подготовленности;
Ежемесячное тестирование учащихся;
Составление списков с уровнем физического развития;
Анализ результатов;
Разработка рекомендаций на отстающие физические качества;
Тестирование учащихся в конце учебного года.
Приступая к работе с первоклассниками прежде всего необходимо определить с каким составом обучающихся предстоит работать в течение нескольких лет. В начале учебного года выявляю уровень физической подготовленности с помощью тестов и состояние здоровья обучающихся. Устанавливаю взаимосвязь с медицинским работником школы, знакомлюсь с результатами медицинских осмотров детей, учитываю в работе показания медработников в листе здоровья школьников.
Представление о степени подготовленности обучающихся в овладении определённым двигательным действием получаю с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой.
В своей работе применяю следующие формы личностно-ориентированного обучения:
1) метод круговой тренировки;
2) индивидуальные задания;
3) беседы;
4)педагогическое наблюдение – учитель отмечает, каковы реакции занимающегося
на физическую нагрузку;
5) дифференцированный подход в обучении;
6) опрос – даёт возможность получить информацию от самих занимающихся – до, во время и после занятий: о самочувствии, о настроении;
7) тестирование уровня физической подготовленности.
В системе использую индивидуальные, дифференцированные тесты контроля знаний, умений навыков учащихся. Диагностический контроль провожу на каждом уроке, распределяя его во все виды учебной деятельности. Стараюсь сделать его интересным разнообразным.
Систематический контроль уровня физической подготовленности учащихся даёт мне возможность управлять учебным процессом и вовремя вносить соответствующие коррективы в процесс обучения. Он позволяет на основе полученных мною данных и рекомендаций НИИ физиологии детей и подростков, в указанных далее тестов определить уровень физического развития школьников.
Систематический контроль уровня физической подготовленности учащихся позволяет выявить степень подготовленности учащихся к сдаче учебных нормативов, готовность школьников к изучению программного материала.
Для педагогического контроля за физической подготовленностью, развития двигательных качеств учащихся с учётом личностно – ориентированного подхода использую следующие тесты:
1.Поднимание туловища из положения, лёжа на спине;
2.Прыжок в длину с места;
3.Челночный бег /3х10м/;
4. Наклоны вперед из положения, сидя (гибкость);
5.6-минутный бег.
6. Подтягивание туловища в висе (м), лёжа (д);
Упражнения выполняют сначала группа мальчиков, затем группа девочек.
Результаты тестирования записываю в соответствующие графы классного журнала на специально отведенной странице, определяя средний уровень физической подготовленности, а также в «Личную карточку» учащегося, сводный протокол уровня физической подготовленности класса.
Личная карточка
Ученика(цы) 1 «а» класса школа №33Иванова Владимира
начало: 2011-2012 у.г.
Тесты
Сгибание и разгибание рук в упоре
(раз)
Прыжок в длину с места (см)
Поднимание туловища
(раз)
Наклоны туловища
(см)
Вис на перекладине
(сек)
Бросок
набивного
мяча (м)
Бег
30м.
(сек)
класс
четверть
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
1
12
16
20
22
110
120
1
4
0
1
5
1
8
9
12
22
2
4
6
8
9
14
17
20
2
2
2
3
7
6.
5.0
5.4
2
22
24
24
26
1
5
1
155
1
5
8
1
6
0
22
24
2
6
2
6
6
7
8
9
17
1
8
19
2
1
3.0
3.0
3.5
.36
6.0
5.9
5.8
5.7
3
22
24
26
28
153
156
159
162
34
24
28
30
16
17
1
8
18
18
19
23
26
3.6
3.5
3.6
3.7
5.7
5.6
5.5
5.5
Диагностика
уровня физической подготовленности учащихся с позиции личностно – ориентированного обучения
№
п/п
Фамилия
имя
Прыжок в длину с места см.
Поднимание туловища из положения, лёжа на полу
Подтягивание из виса на перекладине. (м)лёжа(д)
1
2
3
4
Общи
уровень
1
2
3
4
Общий
уровень
1
2
3
4
Общи уровень
1
Агапонов Н.
159
168
174
180
4
30
29
33
35
5
0
1
3
4
3
2
Сулейманов
170
174
177
185
5
33
34
36
38
5
2
3
4
5
4
3
Миронов Н.
167
175
166
176
4
35
34
36
35
5
1
2
2
4
3
7
Сводный протокол
Сводный протокол уровня физической подготовленности учащихся.
№
ФИО
Прыжок в длину
с места, см.
Наклоны туловища, вперёд
сидя на полу. (см)
Сгибание и разгибание рук в упоре
Бросок набивного мяча 1 кг, см.
Оценка
уровня
общей
физ/подгов.
учащихся
четверть
1
2
3
4
уровень
1
2
3
4
уровень
1
2
3
4
уровень
1
2
3
4
уровень
1
Иванова Лиза
140
141
145
150
4.0
8
10
11
12
4.5
12
14
17
19
4.5
3.10
3.21
3.40
3.40
4.0
4.25 в.ср.
2
Агаева Севда
130
135
138
0140
3.4
5
6
7
6
3.0
10
12
14
15
3.7
3.0
3.0
3.0
33.30
3.0
3.27 ср.
3
Захаренко Таня
150
155
158
161
5.0
12
13
16
17
5.0
17
19
19
20
5.0
4.0
410
430
435
5.0
5.00 выс.
4
Грушина Анна
151
155
161
165
4.0
14
15
16
17
5.0
19
19
20
20
5.0
5.0
5.0
540
550
5.0
4.75 выс.
девочки
средний балл
4.1
средний балл
4.3
средний балл
4.5
средний балл
4.2
4.30 в.ср.
1
Агапонов Н.
150
155
161
170
5.0
4
5
5
5
3.0
19
20
25
29
5.0
520
540
540
550
5.0
4.50 в.ср.
2
Сулейманов А.
140
139
141
140
3.5
2
3
3
2
2.0
16
19
22
25
4.7
410
400
420
430
4.0
3.30 ср.
3
Миронов Н.
130
135
137
140
3.0
7
8
9
10
4.0
21
23
24
28
4.5
500
510
520
530
5.0
4.10 в.ср.
4
Шестаков А.
136
137
140
138
3.0
5
5
7
8
4.1
11
13
13
15
3.0
300
290
310
300
3.0
3.27 ср.
мальчики
средний балл
3.6
средний балл
3.3
средний балл
4.0
средний балл
4.25
3.79 в.ср.
девочки мальчики
Общий балл
3.85
Общий балл
3.82
Общий балл
4.25
Общий балл
4.22
4.27 в.ср.
Такого рода контроль формирует у школьников механизм внутреннего самоконтроля, мотивацию учения. Систематический контроль уровня физической подготовленности школьников даёт мне возможность управлять учебным процессом и вовремя вносить соответствующие коррективы в свою работу, что позволяет на основе полученных данных, рекомендаций НИИ физиологии детей и подростков и тестов определить фактический уровень физической подготовленности школьников. Сопоставление результатов, достигнутых в начале и в конце учебного года, позволяет судить об эффективности процесса обучения, роста технической и физической подготовленности обучающихся. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе условно разделяю детей ещё на несколько групп (категорий): совершенно здоровые, но “тучные” дети, не желающие трудиться; дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни; слабо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются; хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно. Поэтому и дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений необходимо.
Определение уровняобщей физической подготовленности учащихся и уровня двигательных качеств
№
Средний балл
Уровень
1.
от 1
до
1,55
Низкий
2.
от 1,56
до
2,55
Ниже среднего
3.
от 2,56
до
3,55
Средний
4.
от 3,56
до
4,55
Выше среднего
5.
от 4,56
до
5
Высокий
Тесты направлены на развитие основных физических качеств: выносливость, сила, скорость. По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в корректировке, с ними провожу коррекционную работу. Для этого разработала комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств. Результаты тестирования каждого класса заношу в «Личную карточку». Уровень физической подготовленности учащихся выводится по результатам тестирования с помощью компьютерной программы «Мониторинг физического развития» и определяется в целом по школе в начале и конце учебного года.
Предлагаемые тесты просты, объективны, надёжны, не требуют для проведения специального оборудования, не сложны по технике и доступны для каждого ребенка. Применение одних и тех же тестов в течение всех лет пребывания обучающихся в школе позволяет проследить за динамикой их физической подготовленности с 1 по 11 класс, сравнивать, анализировать показатели каждого ученика и, таким образом, вести систематический контроль за уровнем физической подготовленности с учётом личностно-ориентированного образования.
По таблице в зависимости от возраста ученика и показанного им результата по каждому тесту выставляются баллы и определяются уровни физической подготовленности:
«5» - высокий;
«4» - выше среднего;
«3» - средний;
«2» - ниже среднего.
«1» - низкий
На одном из уроков учащихся знакомлю с комплексом упражнений, а также с системой оценивания и подсчета очков (табл. 1).
На последующих уроках учащиеся учатся правильно выполнять упражнения (3–4 упражнения на уроке) и записывать их.
Во время тестирования класс делю на две группы: первая выполняет упражнения, а вторая ведет подсчет и запись результатов; затем группы меняются ролями (см. табл. 2).
Оценка результатов Таблица 1
Класс
Пол
Количество очков
удовлетворительно
хорошо
отлично
4
мальчики
55
65
75
девочки
40
55
65
5
мальчики
65
75
85
девочки
50
60
75
Запись контроля результатов Таблица 2
Дата
Номер упражнения
Всего
1
2
3
4
5
6
7
8
9
7
6
7
5
10
10
6
7
14
72
Систематически, примерно 1–2 раза за четверть, на уроках осуществляю текущий контроль результатов.
Благодаря такой форме контроля ученик может подсчитывать, сколько очков он набирает при выполнении каждого упражнения в отдельности и всего комплекса в целом, по таблице.
Это позволяет учащимся выполнять упражнения систематически и целенаправленно. Особое внимание следует обратить на те упражнения, показатели по которым невысоки.
Для развития этих физических качеств необходимы домашние задания.
При выполнении упражнений нужно стремиться к постоянному улучшению результатов.
Оценка физической подготовленности ученика с учётом личностно ориентированного образования определяется как средняя из 6 тестов, определённых по таблице с учетом возраста обучающихся. Складывая все общие баллы и разделив на количество учеников класса, получаю оценку физической подготовленности класса; складывая все общие оценки классов и разделив на классы-комплекты, получаю оценку физической подготовленности школы.
Контрольные испытания по тестам в конце учебного года /в апреле/ дают мне возможность определить улучшение, величину сдвига /в процентах/ физической подготовленности каждого ученика, сравнивая исходный показатель, /начало учебного года/.
Таблица №1 уровня физической подготовленности учащихся 1 - 11 класса по пятибалльной системе
(с учетом возраста).
№ п/п
Физические способности
Контрольные упражнение (тест)
полныхлет
Уровень
Мальчики (юноши)
Девочки (девушки)
3
4
5
3
4
5
1
Скоростные
Бег 30м, сек.
7
7,5
7,3-6,2
5,6
7,6
7,5-6,4
5,8
8
7,1
7,0-6,0
5,4
7,3
7,2-6,2
5,6
9
6,8
6,7-5,7
5,1
7,0
6,9-6,0
5,3
10
6,6
6,5-5,6
5,1
6,6
6,5-5,6
5,2
11
6,3
6,1-5,5
5,0
6,4
6,3-5,7
5,1
12
6,0
5,8-5,4
4,9
6,3
6,2-5,5
5,0
13
5,9
5,6-5,2
4,8
6,2
6,0-5,4
5,0
14
5,8
5,5-5,1
4,7
6,1
5,9-5,4
4,9
15
5,5
5,3-4,9
4,5
6,0
5,8-5,3
4,9
16
5,4
5,2-4,8
4,4
5,9
5,7-5,2
4,9
17
5,3
5,1-4,6
4,3
5,8
5,6-5,1
4,8
2
Координационные
Челночный бег 3 *10 м, сек.
7
11,2
10,8-10,3
9,9
11,7
11,3-10,6
10,2
8
10,4
10.0-9,5
9,1
11,2
10,7-10,1
9,7
9
10,2
9,9-9,3
8,8
10,8
10,3-9,7
9,3
10
9,9
9,5-9,0
8,6
10,4
10,0-9,5
9,1
11
9,7
9,3-8,8
8,5
10,1
9,7-9,3
8,9
12
9,4
9,1-8,7
8,4
10,0
9,6-9,1
8,8
13
9,3
9,0-8,6
8,3
9,9
9,5-9,0
8,7
14
9,0
8,7-8,3
8,2
9,8
9,4-8,9
8,6
15
8,6
8,4-8,0
7,7
9,7
9,3-8,8
8.5
16
8,4
8,3-7,9
7,6
9,6
9,2-8,6
8,4
17
8,3
8,2-7,8
7,5
9,4
9,1-8,5
8,3
3
Скоростно-силовые
Прыжки в длину с места, см.
7
100
115-135
155
85
110-130
150
8
110
125-145
165
90
125-140
155
9
120
130-145
175
110
135-150
160
10
130
140-160
185
120
140-155
170
11
140
160-180
195
130
150-170
185
12
145
165-185
200
135
155-175
190
13
150
170-190
205
140
160-180
200
14
160
180-195
210
145
160-180
200
15
175
190-205
220
155
165-185
205
16
180
195-210
235
160
170-190
210
17
200
225
240
180
190
205
4
Скоростно-силовые
Прыжки через скакалку,
кол-во раз за 1 мин.
7
40
50
60
60
65
70
8
45
55
60
65
75
85
9
55
65
70
70
80
90
10
60
70
80
75
85
95
11
70
80
90
80
90
110
12
90
100
105
90
100
115
13
95
105
110
110
115
120
14
105
110
120
115
125
130
15
110
120
130
120
130
140
16
115
125
135
125
135
145
17
120
130
140
130
140
150
Таблица №2 уровня физической подготовленности учащихся 1 - 11 класса по пятибалльной системе
(с учетом возраста).
№ п/п
Физические способности
Контрольные упражнение (тест)
Возраст
Уровень
Мальчики (юноши)
Девочки (девушки)
3
4
5
3
4
5
5
Выносливость
6-ти минутный бег, м. Кросс 1000м (мин, сек.)
7
700
750-900
1100
500
600-800
900
8
750
800-950
1150
550
650-850
950
9
410
337-281
280
466
383-324
323
10
387
318-270
269
446
367-310
309
11
370
304-258
257
427
351-298
297
12
354
291-247
246
410
337-285
284
13
337
277-234
233
397
326-276
275
14
282
266-225
224
385
316-268
267
15
311
256-217
216
374
307-260
259
16
301
247-209
208
373
306-260
259
17
299
245-207
206
370
304 -257
256
6
Силовые
Подъем туловища за 30 сек. (кол-во раз)
7
13
14-21
22
11
12-18
19
8
15
16-24
25
13
14-21
22
9
17
18-27
28
14
15-24
25
10
17
18-28
29
16
17-25
26
11
18
19-30
31
17
18-28
28
12
19
21-31
32
17
18-28
29
13
19
21-31
32
16
18-28
29
14
20
21-32
33
18
19-29
30
15
20
21-32
33
18
19-29
30
16
21
22-34
35
17
18-28
29
17
22
23-34
35
17
18-28
29
7
Силовые
Подтягивание на высокой перекладине из виса (кол-во раз) м Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) д.
7
1
2-3
4
3
4-6
7
8
1
2-3
4
3
4-6
7
9
1
3-4
5
3
4-7
8
10
1
3-4
5
4
5-8
9
11
1
4-5
6
4
6-9
10
12
1
4-6
7
5
6-9
10
13
1
5-6
8
5
6-10
11
14
2
6-7
9
5
6-11
12
15
3
7-8
10
5
6-11
12
16
4
8-9
12
5
6-10
11
17
8
10
12
5
6-10
12
По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в корректировке, с ними провожу коррекционную работу. Для этого разработала комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.
Карточки «Домашних заданий» - для коррекции уровня физической подготовленности учащихся, дифференцированные задания по физической культуре, что позволяет максимально эффективно реализовать личностно-ориентированное обучение
Карточки домашних заданий
2 класс
Упражнения
Оценка
мальчики
1ч
2ч
3ч
4ч
Прыжки со скакалкой 20с.
3
18
20
23
25
4
20
23
25
30
5
23
25
30
40
Сгибание разгибание рук в упоре
3
10
12
14
16
4
14
16
20
25
5
16
20
25
32
Поднимание туловища из положения лёжа
3
12
14
16
20
4
14
16
20
28
5
16
20
28
34
Результаты тестирования каждого класса заношу в «Паспорт здоровья». Уровень физической подготовленности учащихся выводится по результатам тестирования с помощью компьютерной программы «Физкультурный паспорт и определяется в целом по школе в начале и конце учебного года.
Анализ результатов тестирования показывает, наблюдается рост показателей физической подготовленности учащихся или нет.
При оценке физической подготовленности учащихся учитывается как максимальный результат, так и прирост их результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. В своей мы применяем методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убеждать в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других - сдержать от излишнего рвения; третьих - заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Все отметки стараемся обязательно аргументировать. Временно освобожденные дети и обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе должны присутствовать на уроках: помогать в подготовке инвентаря, судействе. В играх им интересны посильные роли, в эстафетах их можно назначить капитанами команд для организации детей и помощи с дисциплиной, они могут принять участие в допустимых заданиях, знакомятся на уроках с теоретическими сведениями, с техникой выполнения некоторых двигательных действий, не требующих больших энергетических затрат, могут выполнять упражнения рекомендованные врачом. Данная работа обучающихся также оценивается.
Постоянно ориентируем сильных детей на то, что они обязаны помогать слабым, предлагать им подготовить более слабого товарища к успешному выполнению упражнения и ставим им за это высокую оценку.
Всестороннее изучение школьников, сопоставление различных данных позволяет выявить причины отставания детей, установить главные из этих причин и осуществлять педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения.
Данная технология облегчает процесс обучения, к намеченной цели ученик подходит с постепенным накоплением запаса двигательных умений, из которых и формируется нужное действие. От богатства упражнений, форм и методов их применения уроки становятся более разнообразными, а процесс обучения - более интересным. Ученики занимаются охотно, с интересом воспринимают посильные и разнообразные задания, выполняют их осознанно, испытывают удовольствие от самого процесса выполнения.
Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока физической культуры.
Результативность опыта
Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, чтовнедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:
Повысить успеваемость по предмету.
Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
Повысить динамику состояния здоровья учащихся.
Систематическое отслеживание результатов диагностики из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика проанализировать соответствие достижений запланированным результатам.
Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, направленными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работой. Это повышает качество знаний, например: 2010-2011 учебном году коэффициент успешности работы составлял 87,3%, коэффициент качества - 97%. По итогам 2011-2012 учебного года коэффициент успешности составляет 95%, коэффициент качества - 96%. По итогам 2012 – 2013г. - 92,1% коэффициент качества- 97%.
РЕЗУЛЬТАТЫ
обучения учащихся по предмету физическая культура
Учебный
год
Всего
учащихся
На «4» и «5»
На «2»
%
успеваемости
%
качества
2011-2012
92
89
-
100%
97
2012 - 2013
94
90
-
100%
96
2013 - 2014
87
84
-
100%
97
Основным инструментом для удовлетворения физкультурно-спортивных потребностей и мотивов служит комплексное использование инновационных технологий (базового и профильного физического воспитания, оздоровительной физической подготовки, адаптивной физической культуры, спортивной тренировки в различных видах физической активности). Следовательно, использование личностно-ориентированного подхода является важным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания. Это становится возможным на основе применения личностно-ориентированной педагогической технологии в сфере физического воспитания.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что создание условий для устойчивого интереса школьников к предмету физическая культура, обеспечивает положительную динамику формирования активной позиции учащихся в физическом самосовершенствовании посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию
Приложение
Для оценки уровня развития физических качеств и осуществления контроля за двигательной подготовленностью занимающихся широко применяют различные упражнения - тесты: прыжок в длину с места и разбега, метание набивного мяча, шестиминутный бег, наклон вперед стоя на скамейке и сидя на полу, бег на различные дистанции, поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание-разгибание рук в упоре, подтягивание на перекладине, челночный бег и т.д.
Тестовые упражнения. 1. Прыжок в длину с места. Предназначается для определения скоростно-силовых способностей. Участник встает перед линией старта (не касаясь ее носками). Затем отводит руки назад, сгибая ноги в коленях и принимает положение старта пловца. Прыжок выполняется активным махом рук вперед-вверх и толчком обеих ног. дальность прыжка измеряется от линии старта до пятки сзади стоящей ноги. Измерение производится с точностью до 1 см. каждому участнику предоставляется по три попытки. В протокол заносится результат лучшей попытки.
2. Прыжки через скакалку. Предназначаются для определения скоростно-силовых способностей. Упражнение выполняется на обеих ногах с вращением скакалки вперед. При задевании скакалки ногами и вынужденной остановке участник продолжает прыжки с продолжением подсчета. Учитывается количество выполненных прыжков за 1 минуту.
3. Бег 1000 м. Предназначается для определения выносливости. В забеге принимают участие не менее двух участников. По команде «На старт!» участники подходят к стартовой линии и занимают положение высокого старта, поставив сильнейшую ногу вперед к линии, не наступая на нее. По команде «Марш!» начинается бег ( по правилам соревнований на дистанциях свыше 400м команда «Внимание!» не подается). В процессе бега допускается переход на шаг.
4. Подъем туловища из положения, лежа на спине. Предназначено для определения силы и силовой выносливости мышц – сгибателей туловища. Выполняется в положении лежа на спине (на гимнастическом мате). Ноги закреплены носками под нижней рейкой гимнастической стенки (или партнер прижимает ступни к полу), колени согнуты, руки за головой, пальцы сцеплены « в замок». По команде «Упражнение начинай!» включают секундомер. Участник поднимается до положения сидя (вертикально), касается локтями коленей (или бедер) и возвращается в исходное положение. Определяется количество подъемов туловища за 30 сек. Засчитываются только правильно выполненные попытки. Возможные ошибки: участник не касается локтями (коленей) или лопатками гимнастического мата.
5.1. Подтягивание из виса на перекладине Предназначается для определения силы и силовой выносливости мышц рук. Показатель силы – количество подтягиваний. Юноши выполняют подтягивание из виса хватом сверху (ладони от себя) на высокой перекладине (ноги не касаются опоры). По команде «Упражнение начинай!» выполняется подтягивание до положения подбородок выше грифа перекладины и опускание на прямые руки. При выполнении упражнения нельзя сгибать ноги в коленных суставах. Подтягивание выполняется плавно без рывков и маховых движений ногами и туловищем. Если попытка выполнена неправильно, то она не засчитывается.
5.2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу Предназначается для определения силы и силовой выносливости мышц рук. Исходное положение – лежа на полу, руки согнуты, кисти в упоре на ширине плеч, туловище прямое, носки касаются пола. По команде «Начинай!» участница разгибает руки до положения упора на руках и носках(колени не касаются пола), затем сгибает руки и возвращается в исходное положение и т.д. количество правильных отжиманий фиксируется в протоколе.
6. Бег на 30м. предназначается для определения скоростных способностей. Выполняется из положения высокого или низкого старта. В забеге принимают участие не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение так, чтобы сильнейшая (толчковая) нога находилась у стартовой линии, а другая отставлена на полшага назад. По команде «Внимание!» бегуны наклоняются вперед, руки занимают беговые положение: вперед выносится рука, противоположная выставленной ноге и по команде «Марш!» бегут к линии финиша каждый по своей дорожке. Время определяется по секундомеру с точностью до 0,1 сек.
7. Челночный бег 3*10м. позволяет оценить быстроту и ловкость, связанную с изменением направлением движения и чередованием ускорения и торможения. По команде «На старт!» участник подходит к линии старта и ставит вперед сильнейшую ногу. По команде «Внимание!» участник принимает положение низкий старт. По команде «Марш!» он бежит до конца 10-метрового отрезка и касается линии финиша, возвращается и касается линии старта, выполняет поворот и набегает на финиш. Секундомер включается по команде «Марш!» и выключается в момент пересечения финишной прямой. Время фиксируется, с точностью до 0,1сек.
Комплекс упражнений для развития физических качеств
Через развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, координации) повышается физическая подготовленность учащихся. Предлагаемый комплекс упражнений воздействует на все основные группы мышц. Его назначение: – укрепление основных мышечных групп; – комплексное развитие двигательных качеств.
Упражнения подобраны таким образом, что их могут выполнять все учащиеся, независимо от возраста. Упражнения выполняются за определенный промежуток времени. Количество повторений каждого упражнения имеет свою стоимость в очках. Каждый ученик может самостоятельно фиксировать свои результаты и по таблице сравнивать их с результатами своих товарищей. Это стимулирует учащихся к систематическим занятиям. Данный комплекс упражнений можно выполнять не только на уроках физической культуры или тренировочных занятиях, но и в домашней обстановке.
Комплекс состоит из 9 упражнений. Каждое упражнение выполняется в течение 15 сек. в максимальном темпе (за исключением упражнения 9). Результаты записываются в табл. 3
1. Упражнение на координацию движений (равновесие)
И.п. – стоя на одной ноге, другая, согнутая, упирается стопой о колено опорной ноги. Руки вытянуты вперед, глаза закрыты.
Пример: потеря равновесия произошла на 6й секунде, значит, в таблицу записывается 6 очков. Учитель громко ведет счет секунд, чтобы ученики слышали и определяли, на какой секунде нарушено равновесие.
2. Упражнение на развитие силы рук и плечевого пояса
И.п. – упор лежа на полу (девочки – на повышенной опоре). Сгибание и разгибание рук. Фиксируется количество отжиманий.
3. Упражнение на развитие силы мышц ног («Пистолет»)
И.п. – стоя боком с опорой рукой о стену, подоконник, гимнастическую стенку. Приседание поочередно на одной и другой ноге. Фиксируется количество приседаний.
4. Упражнение на развитие боковых мышц живота
И.п. – упор сидя сзади, ноги вместе. Перенести ноги слева направо и обратно через предмет длиной 60–70 см (палка, рейка), не задев его. Фиксируется количество повторений с одной стороны (с правой или с левой).
5. Упражнение на развитие выносливости в прыжках
Выполняются прыжки через препятствие (гимнастическая палка, скамейка высотой 25–30 см или линия шириной 20–30 см). И.п. – стоя боком к препятствию. Выполняются прыжки на обеих ногах через препятствие с одной стороны в другую и обратно. Фиксируется количество повторений с одной стороны.
6. Упражнение на развитие мышц брюшного пресса
И.п. – сидя на полу, ноги закреплены, руки за головой, пальцы в «замок». Опускание и поднимание туловища. Фиксируется количество подъемов.
7. Упражнение на развитие быстроты и скоростной выносливости
И.п. – упор стоя о подоконник, стену, стол. Бег с высоким подниманием бедра. Количество шагов, выполненных за 15 сек., разделим на 5 (для сопоставления с другими показателями). Получаем количество очков. Например, выполнено 40 шагов: делим 40 на 5, получаем 8 очков. Для удобства подсчета лучше считать шаги только одной ногой, затем удваиваем их количество. Полученное число делим на 5.
8. Упражнение на развитие подвижности в тазобедренных суставах
И.п. – о.с., в руках палка хватом сверху. Поочередный перенос ног через палку, сохраняя вертикальное положение туловища. Одно движение ногой вперед и назад дает 1 очко.
9. Упражнение на развитие силы мышц ног
Для выполнения этого упражнения на стене нанесена сантиметровая разметка. И.п. – о.с., руки вверх. Из полуприседа прыжок вверх. Нужно коснуться рукой разметки на стене. Из полученного результата (в сантиметрах) вычесть рост ученика с вытянутой вверх рукой. Полученный результат разделить на 5 (для сопоставления с другими результатами). Например: прыжок вверх – 130 см, а рост ученика с вытянутой рукой – 100 см. 130 см –100 см = 30 см. Разделим 30 на 5. Полученный результат равен 6 очкам, записываем его в таблицу.
При выполнении упражнений следует обращать внимание на следующие моменты:
Упражнение 1 – руки прямые, глаза закрыты.
Упражнение 2 – туловище держать прямо, не прогибаться и не выгибаться.
Упражнение 3 – приседать глубже.
Упражнение 4 – ноги в коленях не сгибать.
Упражнение 5 – прыжки выполнять боком, не поворачиваться.
Упражнение 6 – ноги в коленях не сгибать, руки на затылке, пальцы не расцеплять.
Упражнение 7 – бедро поднимать до уровня пояса, туловище держать прямо.
Упражнение 8 – туловище держать прямо.
Упражнение 9 – касаться разметки одной рукой.
При систематическом выполнении данного комплекса упражнений и постоянном контроле повышается уровень физической подготовки учащихся, что способствует развитию кондиционных и координационных способностей.