ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Физкультура и спорт, как известно, эффективно
способствуют формированию здорового образа
жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка.
Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание – все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Михайлин Антон Геннадьевич
учитель физической культуры
МАОУ СОШ № 45 Калининград
Чтобы поддерживать и развивать уровень своей физической подготовленности и обеспечить необходимый минимум двигательной активности, недостаточно уроков физической культуры в рамках учебного процесса.
Существенно повысить уровень двигательной активности и помочь развивать основные физические качества способны домашние задания по физической культуре.
Выполняя домашние задания, учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физической культурой. Стараясь хорошо выполнить домашние задания, они приучаются добросовестно работать, совершенствуют двигательные навыки и умения, развивают необходимые физические качества.
Основная цель домашних заданий по физической культуре–
подготовка учащихся к выполнению требований программы по физической культуре, развитие двигательных качеств и приобщение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Задачи, которые решаются с помощью домашних заданий:
1) увеличение двигательной активности учеников;
2) развитие основных физических качеств;
3) профилактика нарушений осанки ;
4) подготовка к выполнению требований программы по физической культуре;
5).выработка у ребят простейших приемов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку.
Домашнее задание - это составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после классных заданий. Эта работа тесно связана с классными занятиями, дополняет их, способствует более прочному и сознательному усвоению знаний, умений, навыков.
Особое значение имеют в этом отношении задания творческого характера, требующие видоизменения материала и комбинировании его по-новому, а также задания по применению теоретических знаний на производстве, в мастерских и пришкольном участке. Наряду с общими, для всех учащихся, домашние задания практикуются индивидуальные, направленные на преодоление отставания в чем-либо, формирование каких-либо умений и навыков или развитие устойчивых склонностей отдельных учащихся.
Самостоятельная учебная работа учащихся - это деятельность учащихся в процессе обучения, выполняется по заданию учителя, под его руководством, но без его непосредственного участия. Большинство самостоятельных работ непосредственно связано с требованиями учебной программы. Учитель является организатором и руководителем самостоятельной учебной работы. Он учит рациональным приемам самостоятельного учебного труда, разрабатывает продуманную систему заданий.
Работу по введению домашнего задания по физической культуре есть смысл начать уже с младших классов, так как в этот возрастной период, у детей ярко проявляется добросовестное отношение ко всем поручениям учителя. В дальнейшем это позволит сформировать положительное отношение к домашним заданиям. Очень важно, чтобы учитель умел, и смог достойно оценивать их показатели самостоятельной работы.
Необходимость развития самостоятельности учащихся неоднократно подчеркивал великий русский педагог К.Д.Ушинский. Самостоятельную домашнюю работу он считал обязательным продолжением учебного процесса, обращал внимание на руководящую роль учителя, подчеркивал, что именно школа должна побудить умственные способности к самостоятельности. В учебной деятельности педагог должен постоянно помнить о необходимости передачи не только знаний, умений и навыков, но и о формировании потребности к самостоятельному приобретению новых знаний.
К самостоятельной физической деятельности относится:
Самостоятельное проведение учащимися подвижных игр, эстафет;
Составление комплекса физкультминуток и двигательных пауз;
Выполнение гимнастики до занятий;
Выполнение комплекса утренней гигиенической гимнастики в различных вариантах;
Домашние задания.
Участие в физкультурно – оздоровительных мероприятиях: лыжные прогулки, катания на санках или коньках, утренние и вечерние пробежки, походы с родителями по выходным дням, плавание в бассейне.
Правила организации самостоятельных занятий по физической культуре:
1. Упражнения должны быть не сложными по координации и доступными для учеников.
2. Подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определённое время.
3. По времени выполнения задания делятся на кратковременные и долговременные.
В учебном процессе, на уроках физической культуры можно применять ряд методических приемов, направленных на развитие самостоятельности и аккуратности у учащихся:
Побуждение к осмыслению упражнения или игры с помощью поставленного вопроса.
Использование логических загадок.
Привлечение школьников к участию в объяснении учебных материалов.
Взаимоанализ действий товарища.
Применение сравнений, сопоставлений.
Выявление главного, существенного в выполняемых движениях.
Стимуляция учащихся к составлению новых упражнений, игр.
Организация самостоятельной деятельности учащихся.
Ученик должен ответить на такие вопросы: «Какие будут замечания по выполненным упражнениям?», «Какие требования нарушены при исполнении?», «Перечислите допущенные ошибки», «Какие имеются дополнения?», «Кто не согласен с замечаниями?»
При подборе упражнений для домашних заданий надо ориентироваться на:
Содержание и задачи изучаемой темы.
Индивидуальное развитие физических возможностей учащихся, их возрастные и половые особенности.
Чтобы учащиеся в домашних условиях самостоятельно выполнили упражнения рекомендуется им давать:
Общеразвивающие упражнения типа зарядки, упражнения на осанку, разученные на уроке и предназначенные для ежедневного выполнения учащимися утром;
Упражнения с предметами – мячами, скакалками, гимнастической палкой, если учащиеся недостаточно точно и четко выполняли их на уроке;
Повторение поворотов на месте под свой счет или под счет товарища;
Разучивание текста физкультминуток.
Домашние задания могут быть индивидуальными, групповыми и для всего класса. Физические упражнения подбираются и меняются в зависимости от усвоения учащимися учебного материала. Срок выполнения общеразвивающих упражнений и комплекса физкультминуток устанавливается в среднем в один месяц. В конце срока проводится итоговая проверка всех учащихся и дается видоизмененный комплекс (заменяется 2-3 упражнения) на следующий промежуток времени.
Домашние задания могут быть сквозными и тематическими:
Сквозные задания на протяжении всего учебного года для каждого класса одни и те же и для мальчиков, и для девочек. Они направлены на достижение и поддержание оптимального уровня развития двигательных качеств в течение всего периода обучения.
Примеры сквозных заданий:
Бег прыжками с двухметрового разбега.
Прыжки из приседа с продвижением вперед.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
Подтягивание – мальчики, подтягивание в висе лежа – девочки.
Прыжки на месте (на количество раз).
Прыжки со скакалкой.
Приседания на одной ноге, держась за опору.
Поднимание туловища из положения лежа.
Бег на месте.
Лежа на спине поднимание и опускание прямых ног с касанием пола за головой.
Выпрыгивание из приседа.
Сидя наклоны вперед и назад до положения лежа на спине.
Тематические домашние задания решают задачу более целенаправленной подготовки учащихся к освоению отдельных разделов учебной программы и способствуют развитию двигательных качеств осуществляется с опережением в изучении того или иного раздела программы.
В качестве домашних заданий рекомендуется давать:
Комплексы общеразвивающих упражнений, разученные на уроке.
Комплексы утренней гимнастики, состоящие из 5-6 упражнений, воздействующих на различные мышечные группы: плечевой пояс, мышцы спины, брюшной пресс, мышцы нижних конечностей. Начинать и заканчивать гимнастику ходьбой на месте.
Упражнения на растягивание:
– в полуприседе для задней и передней поверхности бедра;
– в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра;
– в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины;
– стоя для грудных мышц и плечевого пояса.
Упражнения на осанку.
- стоя у стены, принять правильную осанку;
- ходьба с предметами на голове;
- упражнения для укрепления стопы;
- упражнения в исходном положении лежа на животе: поднимание рук и плечевого
пояса, поднимание ног, «рыбка», «качели»;
- упражнения в исходном положении лежа на спине для укрепления мышц брюшного пресса.
5. Упражнения в метании мяча:
- броски и ловля;
- метание в цель;
- броски и ловля из-под ноги.
6. Упражнения в прыжках на месте и с места:
- многоскоки;
- сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными
движениями руками;
- прыжки с места на заданное расстояние;
- прыжки на максимальный результат.
Физическое развитие-это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. Физическая и психическая активность ребенка находятся в тесном взаимодействии: бодрый, здоровый ребенок активен психически, уставший, замученный уже ничем не интересуется. Необходимо с детства прививать у человека стремление к самостоятельной деятельности. Важным является обеспечение оптимального развития физических качеств. Нужно помочь ребенку осознать, что домашнее задание по физической культуре является неотъемлемой частью в улучшении его физического развития.
Домашнее задание является средством физического развития младших школьников и что учитель способствует становлению и формированию у учащихся устойчивого интереса к физической культуре, как на уроке, так и во внеурочное время. Мы решили, что домашнему заданию нужно уделять больше внимания, так как оно оказывает большое влияние на развитие младших школьников. Что домашнее задание является повышением уровня работоспособности, повышением общей и собственно-силовой выносливости.
В бесконечном потоке жизни, частицей которого я являюсь, всё прекрасно, ценно, совершенно. Мое тело - мой лучший друг. Я чутко прислушиваюсь к нему, потому что знаю: всё, о чём мне говорит божественный разум, имеет огромную важность. Я чувствую себя в полной безопасности. Я выбираю здоровье! В моём мире всё прекрасно! Да будет так!