kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация соревновательно-игровой деятельности на уроках физической культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание 1 Введение 2 Организация соревновательно — игровой деятельности на уроках физического воспитания с целью активизации и мотивации к учению 2.1 Сущность соревновательно — игрового метода 2.2 Развитие физических качеств 2.3 Урок — основная форма организации соревновательно — игровой деятельности 2.4 Место соревновательных и игровых заданий на уроке 2.5 Использование игровых и соревновательных упражнений в учебном процессе по видам спорта 3 Заключение 4 Список литературы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация соревновательно-игровой деятельности на уроках физической культуры. »










Организация соревновательно-игровой

деятельности на уроках физического

воспитания с целью активизации

и мотивации к учению.




















Содержание


1 Введение

2 Организация соревновательно — игровой деятельности

на уроках физического воспитания с целью активизации

и мотивации к учению

2.1 Сущность соревновательно — игрового метода

2.2 Развитие физических качеств

2.3 Урок — основная форма организации соревновательно —

игровой деятельности

2.4 Место соревновательных и игровых заданий на уроке

2.5 Использование игровых и соревновательных упражнений

в учебном процессе по видам спорта

3 Заключение

4 Список литературы















Введение

Обновление физического воспитания сегодня немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Специалистам физической культуры предоставляется широкая возможность более разнообразно использовать средства и методы, которые позволяют большинство физически трудных упражнений выполнить легко, как бы играя и соревнуясь. Тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которой делает скучным и однообразным процесс физического воспитания.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на эффективность применения соревновательно-игрового метода в физическом воспитании не только потому, что он в совокупности многогранен, но и вследствие того, что является проверенным средством активизации двигательной деятельности на занятиях физической культуры за счёт подключения эмоций учащихся. Интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у учащихся положительные эмоции, приятное волнение. Игровые задания содействуют умственному развитию учащихся, вынуждает мыслить экономно, мгновенно реагировать на действия соперника, партнёра, укрощать эмоции. Игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. В соревновательно-игровых заданиях встречаются основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метание, преодоление препятствий, переноска грузов и другое. Игра позволяет улучшить пространственную ориентировку. В играх раскрываются положительные и отрицательные черты характера учащихся, создаются предпосылки для их изучения.

Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применяя с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более интересными.



















Организация соревновательно-игровой

деятельности на уроках физического

воспитания с целью активизации

и мотивации к учению.


2.1 Сущность соревновательно-игрового метода


Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Его характерной особенностью, отличающей от других методов физической подготовки, является обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон.

Соревновательно-игровой метод относится к группе практических методов. Его комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками как игрового, так и соревновательного метода, использующихся в физическом воспитании. К характерным его признакам можно отнести;

-присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях;

-непредсказуемую изменчивость как условий, так и действий самих участников;

-проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;

-стремление учащихся добиться победы при соблюдении оговорённых правил игры или соревнования;

-применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных конкретных условиях игры или соревнованиях.

Если рассматривать соединение соревновательного и игрового методов с позиции физического воспитания, то суть соревновательно-игрового метода сводится к тому, что для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач на практике, в учебно-тренировочном процессе реально могут использоваться разнообразные физические, технические и тактические упражнения, подвижные игры, эстафеты или комбинации их, когда учащиеся играют и соревнуются одновременно. И часто различие между игрой и соревнованием исчезает, так как двигательные действия несут в себе признаки как игры, так и соревнования.

Использование соревновательно-игрового метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие положительного переноса, т.е. координационной общности с изучаемым видом физической деятельности, облегчают освоение программного материала.

Игровыми или соревновательными любые задания называются потому, что при помощи их создаётся та или иная соревновательно-игровая ситуация, при которой встречаются противоборствующие или соревнующиеся стороны. При этом степень и характер их взаимодействий строго регламентируются в зависимости или в соответствии с оговорёнными правилами. Цель заданий – совершенствование в соревновательно-игровой обстановке как физических, так и конкретных умений и навыков учащихся.


2.2 Развитие физических качеств


Учебный процесс по физическому воспитанию состоит из следующих видов подготовки: физической, технической, тактической и психологической. Данное разделение видов подготовки условно, поскольку на практике они тесно связаны между собой. Так, физическая подготовка позволяет быстрее овладеть не только техническими, но и тактическими приёмами движения. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.

В общую физическую подготовку входит развитие основных физических качеств учащихся: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости. При общей физической подготовке необходимо использовать соревновательно-игровой метод, поскольку в процессе соревновательно-игровой деятельности можно уделить большее внимание таким физическим качествам, которые недостаточно развиваются узкоспециальными упражнениями, относящимися к технике или тактике того или иного вида спорта.

Средствами данного метода являются подвижные игры и соревновательные упражнения, оказывающие на физическую и психическую подготовку учащихся. К ним можно отнести соревновательное выполнение упражнений из основной ритмической и атлетической гимнастики, а также простейшие подвижные игры, связанные с бегом, прыжками и метанием.

Специальная физическая подготовка предусматривает развитие физических качеств, необходимых для конкретного вида программы, т.е. связанных с тем или иным видом спорта. Задачи её неразрывно связаны с совершенствованием техники и тактики двигательного действия. Для преимущественного развития того или иного качества (быстроты, силы, выносливости и др.) используются специальные подготовительные и подводящие упражнения, которые можно выполнять в соревновательно-игровых условиях.

В настоящее время исследованиями и практикой подтверждено, что двигательные качества наиболее успешно развиваются в том случае, если в соревноваельно-игровой деятельности применяют комплексный подход. Это

значит, что на занятиях физической культуры должны использоваться средства,

заимствованные из различных видов спорта. К ним можно отнести упражнения, предусматривающие одновременное развитие быстроты, силы, выносливости и т.д. Применение их в определённых сочетаниях способствует освоению двигательного действия.

В зависимости от избранного режима деятельности подбираются упражнения и подвижные игры, которые могут быть динамического или статического характера. При динамическом характере двигательной деятельности задания могут быть индивидуальными или групповыми. Выполнение соревновательно-игровым методом динамических упражнений, связанных с преодолением силы тяжести собственного тела, позволяет учащемуся последовательно переходить от медленных движений к быстрым, от малой нагрузки к большой. При статическом характере деятельности упражнения состоят из фиксации однообразных движений и положений тела, которыми являются упоры и висы, либо удержания отягощения в определённом положении. Соревновательное выполнение статических упражнений заключается в длительности удержания определённой позы тела, а также оказании противодействия партнёру или внешним силам.

Используя соревновательно-игровой метод, можно успешно развивать быстроту. Быстрота характеризуется тремя факторами: быстротой двигательной реакцией, быстротой движения и частотой движения в отрезок времени. В соревновательно-игровой деятельности все вышеназванные факторы проявляются комплексно, хотя между ними нет прямой зависимости. Соревновательные упражнения и подвижные игры для развития быстроты должны быть разнообразными, охватывающими различные группы мышц и нацеленными на совершенствование регуляторной деятельности ЦНС. Многократное выполнение таких упражнений в сочетании с бегом, прыжками даёт большой эффект при развитии не только быстроты, но и скоростной выносливости.

Большое значение для развития двигательной реакции имеет быстрое выполнение упражнений и различных подвижных игр по неожиданному сигналу (команде). А чтобы постоянно сохранялась острота его восприятия, упражнения должны быть не только разнообразными, но и доступными. На практике – это кратковременное 15-20 сек. Выполнение задания различной интенсивности либо в разном темпе с активным отдыхом между сериями.

Для развития общей выносливости в большинстве своём применяются упражнения циклического характера (равномерный переменный бег), где монотонность физической работы снижает интерес учащихся к занятиям. Проведение этих занятий в соревновательной или игровой форме повышает эмоциональный настрой учащихся, заставляет их преодолевать все трудности.

Кроме подвижных игр, эстафет, командных или групповых пробежек с преодолением препятствий, для развития выносливости возможны любые

упражнения или единоборства, где длительность физической работы определяет

достижение поставленной цели.

В условиях соревнования или игры развитие координационных действий происходит более эффективно, так как выполнение их приближено к реальным условиям той или иной спортивной деятельности. В целом соревновательно-игровые задания являются также хорошими подводящими и подготовительными упражнениями, позволяющими быстрее освоить учебную программу.

Развитие гибкости в соревновательно-игровой деятельности осуществляется

при пассивном и активном воздействии. При пассивном воздействии учащиеся стремятся сохранить равновесие с максимальной амплитудой, соревнуются как за временное количество, так и за качество выполняемых упражнений, а при активном — их усилия направлены на достижение большей амплитуды или скорости, а также более интенсивного вращения.

При совершенствовании подвижности в суставах следует придерживаться следующих правил:

1)развивать гибкость планомерно и систематически;

2)использовать в игре или соревновании на растягивание и выполнять их пружинисто, небольшими сериями, с постепенным уменьшением темпа;

3)осуществлять полное разогревание тела перед выполнением упражнений;

4)чередовать упражнения на гибкость с упражнениями или подвижными играми на силу, ловкость и быстроту.

Основная цель технической подготовки — это овладение всеми способами выполнения изучаемого движения и их сочетаниями в условиях, приближённых к игре или соревнованию. И здесь на первый план выступает совершенствование техники движения. Перед учащимися ставлю задачу: более глубоко познать технику движений, добиться их свободного, слитного выполнения и совершенствовать ритм и технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями.

В целях совершенствования движений применяю различные методические приёмы: в лёгкой атлетике — увеличение дистанции, дальности броска,

в гимнастике — увеличение амплитуды, поточное выполнение упр-й,

в спортивных играх — переход от выполнения на месте к выполнению

в движении, сочетание нескольких элементов в облегчённых или

нормальных условиях соревнования или игры.

Задача повышения качества выполнения соревновательно-игрового задания ставлю на каждом занятии. Рациональная техника даёт возможность учащемуся, даже не обладающему исключительными физическими данными, добиваться высоких спортивных результатов. Успешно закреплённая в соревновательно-игровой обстановке всесторонняя техническая подготовка служит основой для осуществления тактических действий. Чем выше техническая подготовка учащихся, тем успешнее они смогут решать тактические задачи, тем выше тактическое мастерство группы или команды в целом.

2.3 Урок — основная форма организации соревновательно-

игровой деятельности


Успешное выполнение программы по физической культуре сегодня немыслимо без разнообразного и всестороннего применения соревновательных средств и методов, в том числе и соревновательно-игрового. Гибкий, вариативный характер данного метода позволяет рационально использовать различные средства в физическом воспитании. Появляется возможность значительно повысить заинтересованность учащихся, увеличить моторную плотность уроков, их эффективность. Эмоциональный характер воздействия соревновательных упражнений и подвижных игр позволяет комплексно воспитывать широкий диапазон физических качеств, например динамическую силу, прыжковую выносливость т.д. .

Наряду со способностью заинтересовать учащихся в выполнении трудных и

порой монотонных физических упражнений соревновательно-игровой метод оказывает существенное влияние на психологическую подготовку. Воспитаниеморально-волевых качеств в соревновании или игре осуществляется в условиях борьбы с соперником, при коллективном характере действий, значительных физических и эмоциональных напряжениях. Личные интересы в играх или соревновании подчиняются коллективным целям, вырабатывается уважение к товарищам по команде, сопернику.

Среди других средств физической подготовки соревновательные упражнения и подвижные игры могут занимать достаточно большое место во всём учебном процессе по физическому воспитанию. Особенно их роль возрастает тогда, когда они тесным образом увязываются с учебным материалом урока, поскольку позволяют быстрее усвоить его доступными средствами. От того, что в данный момент изучается по программе, во многом зависит содержание игрового и соревновательного материала. Велик диапазон задач, решаемых при помощи соревновательно-игровых заданий. Задачи эти самые разнообразные: от воспитательных и образовательных — до оздоровительных. Так, например, при прохождении на уроке одновременно лёгкоатлетического и игрового учебного материала можно при помощи соревновательно-игровых заданий совершенствовать как бег, прыжки, метания, так и элементы спортивных игр. Используя игровые задания и соревновательные упражнения, воспитываются смелость и настойчивость в достижении цели, коллективизм и товарищество, быстрота и ловкость, сила и гибкость, выносливость и воля к победе. При этом неразрывное взаимодействие соревновательно-игровых заданий даёт комплексный эффект, которого отдельно взятыми упражнениями добиться не просто, а порой и невозможно. Применять эти задания можно во всех частях урока, особенно когда необходимо внести в него новизну эмоционального восприятия упражнений.


2.4 Место соревновательных и игровых заданий на уроке


Согласно учебным планам, практически на всех уроках я использую игровую деятельность. С этой целью я подбираю разнообразные упражнения ,подвижные игры, отвечающие задачам урока. Тем самым подвожу учащихся к необходимости приобретения того или иного умения и навыка соревновательно-игровым методом, который способствует решению поставленных задач, лучшей плотности урока и более правильной дозировке упражнений на протяжении всего урока.

Сложные упражнения в подвижных играх и в различных соревнованиях чередую с более простыми, не требующими концентрированного внимания. Кроме того, следует давать отдых отдельным группам мышц, системам организма, которые только что интенсивно работали. Иными словами, необходимо всё время заменять одни игры и соревновательные упражнения другими, которые до этого не применялись, как по двигательной деятельности, так и по подключению отдельных систем и органов.

В подвижных играх и соревновательных упражнениях, направленных на совершенствование элементов техники отдельных видов спорта, можно вначале выполнять упрощённые варианты движений, затем, по мере освоения их, переходить к более сложным взаимодействиям, с добавлением технических действий.

Включение подвижных игр и соревновательных упражнений в различные части урока зависит от поставленных задач. А отсюда следует, что они должны соответствовать задачам той части урока, в которую они введены. В начале урока провожу соревновательные упражнения, способствующие подготовке организма учащихся к предстоящей интенсивной работе. Для того, чтобы добиться успешных результатов, когда казалось бы, скучный материал по строевым упражнениям (построения, перестроения, повороты и другие) провожу в игровом плане или в виде соревнований команд. Например, учащиеся выстраиваются по росту в одну шеренгу, я даю команду «Разойдись» и по команде «Становись» необходимо построиться на том же или в другом месте спортивного зала. Класс можно разделить на две команды, которые будут соревноваться в правильности, чёткости и быстроте построения. Такой методический приём полезен, так как выполняя задание учителя, сосредотачивается внимание учащихся на меняющихся заданиях, дисциплинирует их.

В подготовительной части урока разминку можно провести тоже в игровой или соревновательной форме. Это могут быть комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, проводимые в движении и на месте в виде соревнований, выполняемых в парах с элементами силовых единоборств. Принцип здесь заложен один: кто быстрее и больше число раз добьётся победы. Например комплекс упражнений, который использую на уроках с элементами лёгкой атлетики, гимнастики:

1) сгибание разгибание рук в упоре лёжа -

кто раньше выполнит задание: М-10 раз, Д-8 раз;

2) многоскоки на обеих ногах -

кто преодолеет большее расстояние при помощи 10-15 прыжковых шагов;

3) передвижение в низком приседе, руки произвольно-

кто быстрей преодолеет расстояние 15-20 м;

4) семенящий бег-

кто раньше закончит дистанцию 15-20 м;

5) силовое сопротивление партнёров стоя лицом друг к

другу при сгибании и разгибании рук, соединённых

в лучезапястных суставах.

Упражнения для уроков гимнастики, состоящие из общеразвивающих и

специальных упражнений скоростно-силового характера, выполняются потоком соревновательно-игровым методом. При работе учащихся в парах, стараюсь добиваться согласованных действий обоих партнёров.

Примерный комплекс упражнений:

1) ходьба с круговыми движениями рук и сменой

направления вращения на каждые 4 счёта;

2) передвижение в упоре сидя ногами вперёд;

3) бег спиной вперёд;

4) передвижение прыжками вперёд толчком двух ног, руки на поясе.

Соревновательные и игровые задания предлагаю учащимся и в основной части урока как в начале её, так и в середине либо в конце. Важно, чтобы соревновательно-игровая деятельность логически вытекала из потребности закрепить тот или иной навык. Например, при прохождении темы «Метание мяча» можно провести игру «У кого дальше отскочит мяч» .

Игроки команд располагаются в колонну по одному

возле щита. Представители разных команд одновре-

менно выходят с мячом в руке и становятся перед

линией. Мяч бросают в щит таким образом, чтобы

он отскочил как можно дальше.

Варианты броска: с трёх, пяти шагов разбега. Игрок,

чей мяч отскочил дальше, получает 1 балл. Побеждает

команда, набравшая большее количество баллов.

С помощью данной игры у учащихся развиваются скоростно-силовые качества, совершенствуется техника броска при метании мяча в игровой обстановке.

В заключительной части урока соревновательно-игровые задания использую

в большинстве случаев для расслабления и успокоения организма после нагрузки либо эмоционального подъёма, а также игры на восстановление дыхания, координацию движений , возможно музыкальное сопровождение упражнений. Например, игра на внимание «Класс».

Класс построить в одну шеренгу. Учитель говорит

исходное положение и показывает его (например,

«класс, руки вперёд»). Если учитель не сказал сло-

во «класс», то это упражнение выполнять не надо.

Тот кто был не внимателен и допустил ошибку

делает шаг вперёд из строя. В конце игры, кто

остался стоять на месте, тот и победил. Игру мож-

но усложнить и выполнять задания с закрытыми

2.5 Использование игр и соревновательных

упражнений в учебном процессе по видам спорта

Лёгкая атлетика.

Лёгкая атлетика как средство физического воспитания способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся. Легкоатлетические упражнения наряду с гимнастическими являются ведущими в физическом воспитании. Однако легкоатлетическим упражнениям присуща циклическая деятельность, состоящая из монотонных движений, притупляющих интерес учащихся к занятиям. Нарушить эту монотонность можно, используя соревновательно-игровой метод, цель которого — повысить заинтересованность учащихся в выполнении однообразных упражнений. Разнообразное применение соревновательных упражнений и различных игровых заданий позволяет скучную и монотонную работу в лёгкой атлетике сделать увлекательной и интересной.

При использовании соревновательно-игрового метода соблюдаю следующие правила:

а) повышать заинтересованность учащихся путём применения гандикапа не только в беге, но и в других видах легкоатлетической подготовки;

б) обеспечивать постоянное возрастание объёма и интенсивности физической нагрузки в соревновании или игре;

в) разумно сочетать соревновательно-игровой метод с другими методами физической подготовки;

г) проводить соревнования в условиях, приближённых к реальным, с обязательной оценкой достигнутого уровня;

д) поощрять инициативу учащихся в разнообразии применения технических приёмов, а также способов выполнения задания;

е) регулярно поощрять не только сильных, но и слабых учащихся, сумевших добиться улучшения своих личных результатов.


Гимнастика

В физическом воспитании учащихся гимнастика занимает одно из ведущих мест, так как с помощью гимнастических упражнений успешно решаются задачи общей и специальной физической подготовки практически по всем учебным программам. На уроках провожу такие упражнения:

1) строевые и порядковые упражнения, перестроения и различные виды маршировки;

2) общеразвивающие упражнения, выполняемые без предметов и с предметами, а также на гимнастической скамейке и стенке;

3) комплексы утренней, художественной, атлетической гимнастики, выполняемые без предметов и с предметами (палками, обручами, набивными мячами, гантелями, гирями и т.д.);

4) упражнения на гимнастических снарядах, таких как перекладина, брусья, конь, козёл, бревно;

5) упражнения на тренажёрах и приспособлениях, применяемых в индивидуальной подготовке;

6) непосредственно прикладные упражнения: бег в комбинации с прыжками, лазанием, переноской груза, партнёра, упражнения в равновесии и др. ;

7) упражнения на специализированных полосах препятствий, включающие: лестницы, канаты, шесты, рукоходы, бумы, скамейки, лабиринты и т.д. .

Соревновательно-игровой метод в гимнастике, к сожалению, не получил широкого распространения из-за того, что его по традиции считают методом в основном игровых видов спорта. Однако играть или соревноваться в гимнастике можно так же успешно, как и в игровых видах физической подготовки. Суть метода — прежде всего сопоставление сил в процессе соперничества, борьбы за первенство, победа или возможно более высокое достижение, как отдельных учащихся, так и команд. Так, чтобы повысить заинтересованность учащихся в качественном выполнении порядковых и строевых упражнений, можно выполнять их в соревновательно-игровой обстановке. Разделив класс на отдельные команды, можно провести соревнования за лучшее выполнение этих упражнений, а учащиеся при этом могут давать оценку друг другу. Соревнование может проходить в параллельных колоннах или шеренгах как с выбыванием участников, нарушивших строй или допустивших ошибки, так и без выбывания, но с получением штрафных очков, которые в итоге определят победителя игры или соревнования.

При выполнении общеразвивающих упражнений команды могут соревноваться на выполнение большего количества упражнений за определённый промежуток времени как на месте, так и в движении. Например, кто раньше выполнит десять наклонов, отжиманий, приседаний, какая команда в сумме больше выполнит наклонов, отжиманий и т.д.. Соревноваться могут отдельные пары учеников или группа в полном составе. Общеразвивающие упражнения могут быть включены в эстафеты. Например, после передвижения на одной, двух ногах через определённое количество шагов ученики должны выполнять какие-либо упражнения без нарастающего итога и с нарастающим итогом в арифметической прогрессии, после чего могут передвигаться к своей колонне, передавая эстафету следующему учащемуся.

При выполнении любых комплексов команды соревнуются как за качество выполнения, так и за синхронность. Если позволяет место, то команды могут соревноваться одновременно, а оценивать их могут сами учащиеся, привлечённые к судейству. При выполнении упражнений на снарядах в соревновании можно и нужно включать как выполнение самого упражнения, так и подход и отход от снаряда.

В заключительной части урока помимо подвижных игр эффективно применение танцевальных элементов с музыкальным сопровождением.


Лыжная подготовка

Лыжная подготовка — важный прикладной вид физического воспитания, связанный с умением передвигаться на лыжах по снегу.

Применение соревновательно-игровых заданий является эффективным средством совершенствования лыжной техники, а также развития физических качеств учащихся на уроках лыжной подготовки. С помощью игр и соревновательных заданий учащимися успешно приобретаются необходимые навыки передвижения по дистанции, куда входят спуски и подъёмы, а также закрепляются умения применять технику лыжных ходов с учётом рельефа местности.

При совершенствовании техники лыжных ходов соревновательно-игровые задания направлены на отработку скольжения при различных опорных положениях, а также толчков палками.

В соответствии с задачами лыжной подготовки соревновательные и игровые задания можно разделить условно на группы:

1) совершенствование техники лыжных ходов на учебной лыжне (по кругу, на отрезках лыжни, на дистанции по пересечённой местности);

2) передвижение в строю;

3) повороты на месте и в движении;

4) совершенствование техники спусков и подъёмов на гористой местности;

5) развитие физических качеств и функциональных возможностей организма учащихся;

6) приобретение умения соревноваться и тактически противостоять сопернику, ориентироваться на местности, рационально используя лыжную технику.

Помимо игр и соревновательных упражнений, которые применяются для совершенствования техники и способов передвижения на лыжах, применяются эстафеты и игровые задания для развития основных физических качеств — быстроты движения и выносливости. Для развития выносливости применяются соревнования и игры с длительным передвижением от 20 до 25 мин.. Продолжительность соревнования или игры зависит от физической подготовленности, пола и возраста учащихся.


Баскетбол

Большой арсенал технических приёмов, которые необходимо разучить, чтобы освоить игру, требует поиска оптимальных форм и методов обучения. Одним из таких методов является соревновательно-игровой, который я применяю на стадии закрепления и совершенствования игрового навыка. Так, чтобы совершенствовать технику передвижения, использую различные соревновательные эстафеты. Для этого в них ввожу беговые упражнения, различные способы передвижения, например, приставными шагами, спиной вперёд, вышагивания, повороты, с выполнением прыжка под щитом или остановки в два шага и изменением направления дальнейшего передвижения.

Технику владения мячом можно успешно отрабатывать как в эстафетах, так и в подвижных играх. Сначала добиваюсь точного выполнения ловли и передач мяча, затем быстрого, и только после этого приступаю к выполнению их в условиях, приближенных к соревновательным, где постепенно наращиваю сопротивление противника.

Для овладения техникой перемещения, характерного для баскетбола, использую упражнения:

а) разновидности бега с остановкой по сигналу;

б) пятнашки с раздельного старта;

в) эстафеты с разновидностью прыжков;

г) подвижные игры.

При отработке и совершенствовании передачи и ловли мяча соревновательным методом использую всевозможные передачи мяча в парах, эстафеты во встречных и параллельных колоннах, кругах и шеренгах.

Примерными заданиями для совершенствования выбивания и вырывания мяча в соревновательных условиях являются парные упражнения: сначала на месте, затем в движении и в сочетании с другими элементами.

Броски мяча в кольцо являются наиболее трудоёмким элементом техники игры, поэтому для их совершенствования больше предлагаю игровые заданий. После овладения техникой бросков с места различными способами приступаю к шлифовке их в различных условиях, сначала на месте, а затем в движении с комбинацией других элементов. Во время совершенствования бросков упражнения провожу с близких, средних и дальних расстояний и из различных мест площадки, причём в различных вариантах: с места, шагом, после ведения мяча, с поворотом, в прыжке, с остановкой, броском в корзину после передачи мяча, а также при сопротивлении соперника.


Волейбол

Совершенствование техники игры в волейбол начинаю с проведения упражнений в соревновательно-игровой обстановке (стойка и перемещение волейболиста). К перемещениям относятся ходьба, бег, прыжки, приставные шаги, остановки, падения с последующим перекатом бедро — спина др. .

Одним из основных технических приёмов в волейболе является передача мяча. В начале провожу закрепление техники выполнения верхней и нижней передач двумя, а затем одной рукой. Совершенствование подачи в соревновательно-игровой обстановке начинаю с нижней прямой и боковой подачи, а далее — верхней. Наиболее трудным разделом техники являются нападающие удары, основные из которых — прямой и боковой. Для этого при их освоении одновременно учащиеся отрабатывают блокирование как один из основных способов защиты от нападающего удара. Данное задание повожу в игре, одна половина класса выполняет нападающие удары — другая блокирует их. Совершенствование тактических действий в нападении и защите происходит параллельно и складывается из индивидуальных и групповых действий. Наиболее сложными для освоения командные тактические действия, которые заключаются во взаимодействии всех игроков команды. Их совершенствование провожу в учебных играх, в начале до предела упрощённых, затем с постепенным усложнением, что даёт возможность учащимся, которые слабо владеют тактическими приёмами, проявить себя.


Заключение


Урок физической культуры — это важнейшая составляющая процесса физического воспитания школьников. Проводимые на уроке соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является не только эффективным средством физического развития учащихся, но и их духовного воспитания. Игры помогают оживить уроки, поскольку выступают одним из основных условий активизации физических движений, а также успешного закрепления специальных умений и навыков. Они являются достаточно мощными раздражителями, позволяющими с большим интересом выполнять как простые, так и сложные двигательные действия.

При использовании данного метода эмоциональная окрашенность занятий способствует возникновению у учащихся повышенной заинтересованности в двигательной деятельности, вызывает у них интерес и желание регулярно заниматься физическими упражнениями. Игры на уроке физической культуры позволяют выявить сильнейших спортсменов класса по разным видам спорта, а слабым учащимся активно проявить себя.

Соревновательно-игровые задания на уроке способствуют развитию у учащихся личной инициативы и взаимной выручки, настойчивости, силы воли и дисциплинированности, создаются предпосылки для привлечения школьников к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, что сегодня имеет немаловажное значение.




Список литературы


1 Фридман М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских

лагерях отдыха. М. «Просвещение», 1998г.

2 Черник Е.С. Физическая культура в школе

М. «Просвещение», 2003г.

3 Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического

воспитания. М. «Просвещение», 2008г.

4 Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по

физическому воспитанию. Димитровградская типография,

заказ №3769 2000г.

5 Ковалько В.И. Школа физкультминуток. М. «Вако», 2005г.

6 Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 8-9 классы:

методическое пособие. М. «Просвещение», 2007г.

7 Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических

упражнений. М. Изд. центр «Владос-Пресс», 2002г.

8 Паршин А.П. Организационно-методические основы

преподавания физической культуры.

М. ООО «Издательство АСТ», 2003г.

9 Железняк Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика.

Методика обучения. М. Издательский центр «Академия», 2002г.

10 Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб. для пед. вузов.

М. Издательский центр «Академия», 2000г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организация соревновательно-игровой деятельности на уроках физической культуры.

Автор: Малюточкина Ольга Петровна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 173991


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства