kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Организационно-педагогические особенности школьного туризма в общеобразовательных учреждениях».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Организационно-педагогические особенности школьного туризма

в общеобразовательных учреждениях».

Организация туристско-спортивной деятельности в образовательных учреждениях позволяет одновременно осуществлять пять составляющих педагогического воздействия: воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся.

Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать – полезен, он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гёте – «Без странствований не создается ни одна индивидуальность». Несомненно, туризм в системе внеурочной работы должен культивироваться абсолютно в каждой школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Организационно-педагогические особенности школьного туризма в общеобразовательных учреждениях».»

г.Таганрог, Ростовская область

МОБУ лицей № 7

учитель физической культуры

1-й категории

Павлютенко Д. А.


Статья.

«Организационно-педагогические особенности школьного туризма

в общеобразовательных учреждениях».


Организация туристско-спортивной деятельности в образовательных учреждениях позволяет одновременно осуществлять пять составляющих педагогического воздействия: воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся.

Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать – полезен, он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гёте – «Без странствований не создается ни одна индивидуальность». Несомненно, туризм в системе внеурочной работы должен культивироваться абсолютно в каждой школе.

Можно сослаться и на авторитет доктора педагогических наук В.М. Коротова, на его тезис: «Школа, в которой не ведется туристско-краеведческая работа с учащимися, – это школа не современная, ущербная».

Отсюда возникает мнение: каждому учащемуся, независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учёбы должна дать некоторую порцию туризма. Независимо от подхода к туризму администрации и учителей в школе всегда есть некоторое количество детей, которые в потенциале имеют особый, повышенный интерес к туризму для которых он, при определенных условиях, может стать деятельным увлечением, способным заполнить большую часть их свободного времени.

Школа не должна оставить без внимания и этих детей, она должна удовлетворить их особый интерес к туризму – создать для них кружки, секции, клубы юных путешественников.

Каково должно быть количество туризма в школе?

Два определенных заключения можно сделать как бесспорные:

  • количество должно определяться с учетом бифуркации, то есть быть различным для ребят, занимающихся в туристских кружках и для остальной массы учащихся – для классного туризма;

  • каждая школа должна сама для себя определять количественную сторону туризма (и по количеству собственно походов, и по разнообразию культивируемых форм этой работы) с учетом трех таких условий:

  • педагогической целесообразности;

  • ученической потребности;

  • учительской возможности.

Таким образом, в школе фактически должно быть два туризма. Один как обязательный для всех классов «классный туризм», но минимальный по объему.

Другой – для любителей путешествовать, для увлеченных краеведением, как занятия в кружках по интересам «кружковый туризм». Оба эти туризма разнятся по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности и разнообразию форм мероприятий (дел), глубине изучения туризма и, конечно, по контингентам детей, вовлекаемых в туризм.

Четкое понимание этого разделения на две равноценные части, вида, направления туризма в школе необходимо работникам школ, внешкольных учреждений, управленческих структур, так как только при этом возможно целесообразное, педагогически грамотное применение различных форм и норм туризма к разным контингентам детей. Непонимание бифуркации туризма нанесет ущерб делу.

Системное состояние туризма в школе характеризуется всеохватностью, регулярностью, бифуркацией, разнообразием форм и видов и самоорганизацией. Но оно никак не регламентирует его количественную сторону.

Как комплексное социально-экономическое понятие туризм классифицируется по различным критериям: по целям путешествий, по форме организации, по количеству участников, по возрастному показателю и т.д. С этой позиции туризм можно подразделить на:

  • внутренний,

  • международный (выездной, въездной),

  • комбинированный.

Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:

  • Внутренний туризм:

  • экскурсии для школьников

  • спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)

  • самодеятельные школьные обмены

  • познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе

  • оздоровление и отдых в детских лагерях.

  • Выездной туризм:

  • организация международных безвалютных обменов

  • образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.

  • познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе

  • выезды в международные детские центры (лагеря).

По целям путешествий выделяются следующие виды туризма:

  • познавательный,

  • спортивный,

  • рекреационный (на отдых)

  • оздоровительный

По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.

По способу организации туристские путешествия подразделяются на:

плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений) самодеятельные.

По способу активного передвижения самодеятельный туризм, классифицируется как: пешеходный, лыжный, водный, горный, спелеотуризм, велотуризм, авто-мототуризм, комбинированный.

По имеющимся статистическим данным наибольшее развитие получили такие виды туризма, как пешеходный, лыжный, водный, скалолазание и горный туризм. В отдельных регионах распространен спелеотуризм.

По продолжительности походов и путешествий различают:

  • одно-двухдневные

  • многодневные.

По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:

  • некатегорийные

  • категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).

При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку.

В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:

  • сезонный – каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето – 3 месяца),

  • межсезонный.

Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.

В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов.

Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму.

Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности.

Учреждения дополнительного образования можно подразделить на разнопрофильные и специализированные. Они осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных учреждений, либо на собственной базе.

К первой категории относятся многочисленные туристские кружки и секции, которые приписаны к разнопрофильным учреждениям дополнительного образования (Дворцам, домам и центрам детского творчества, творчества юных и аналогичных).

К специализированным учреждениям можно отнести Станции юных туристов, Центры детского туризма и аналогичные. В большинстве регионов России в настоящее время такие Центры также включают в сферу своей деятельности сопутствующие направления, например, краеведение, экологию.

Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи). В соответствии с действующим законодательством, общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица.

На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений.

От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения.

Образование как институт социализации личности может быть конкурентоспособным по отношению к другим институтам социализации подрастающих поколений: семьи, религии и средствам массовой коммуникации лишь при интеграции общего образования.

Система общего образования детей представляет значительные возможности для реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения. Основные принципы организации образования детей – свобода выбора ребенком вида деятельности и образовательной среды. Поэтому основное образование детей является одним из основных путей формирования и развития инициативы ребенка, раскрытия его творческих способностей и интеллекта, активной жизненной позиции, формировании культурных предпочтений.

Сегодня одной из актуальных становится проблема подготовки к жизни поколения саморазвивающихся граждан, способных адаптироваться к изменяющимся социальным процессам. Современная динамичная жизнь требует от человека активных действий. И в этой работе роль туристско-краеведческой деятельности трудно переоценить.


Список литературы:

  1. Богданова С.М. Подарим детям каникулы// Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2003, – №4. – с. 44-45

  2. Вяткин Л.А.Туризм и спортивное ориентирование М.: Академия 2004-208с.

  3. Грицак Ю.П. Организация самодеятельного туризма Учебное пособие Харьков: Экограф, 2008. 164c.

  4. Губаненков С.М Спортивный туризм в системе образования. СПб.: ИД Петрополис, 2008. 196 с.

  5. Губаненков С.М. Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков СПб.: Изд. дом Петрополис, 2007.278 с.

  6. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм, учебно-методическое пособие М.: ФЦДЮТиК, 2006. 12с.

  7. Константинов Ю.С. Педагогика школьного туризма, учебно методическое пособие, 2-е изд., дополненное. М.: ФЦДЮТиК, 2006.208с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Павлютенко Денис Александрович

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386674


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства