«Организационно-педагогические особенности школьного туризма в общеобразовательных учреждениях».
«Организационно-педагогические особенности школьного туризма в общеобразовательных учреждениях».
«Организационно-педагогические особенности школьного туризма
в общеобразовательных учреждениях».
Организация туристско-спортивной деятельности в образовательных учреждениях позволяет одновременно осуществлять пять составляющих педагогического воздействия: воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся.
Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать – полезен, он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гёте – «Без странствований не создается ни одна индивидуальность». Несомненно, туризм в системе внеурочной работы должен культивироваться абсолютно в каждой школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Организационно-педагогические особенности школьного туризма в общеобразовательных учреждениях».»
г.Таганрог, Ростовская область
МОБУ лицей № 7
учитель физической культуры
1-й категории
Павлютенко Д. А.
Статья.
«Организационно-педагогические особенности школьного туризма
в общеобразовательных учреждениях».
Организация туристско-спортивной деятельности в образовательных учреждениях позволяет одновременно осуществлять пять составляющих педагогического воздействия: воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся.
Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать – полезен, он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гёте – «Без странствований не создается ни одна индивидуальность». Несомненно, туризм в системе внеурочной работы должен культивироваться абсолютно в каждой школе.
Можно сослаться и на авторитет доктора педагогических наук В.М. Коротова, на его тезис: «Школа, в которой не ведется туристско-краеведческая работа с учащимися, – это школа не современная, ущербная».
Отсюда возникает мнение: каждому учащемуся, независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учёбы должна дать некоторую порцию туризма. Независимо от подхода к туризму администрации и учителей в школе всегда есть некоторое количество детей, которые в потенциале имеют особый, повышенный интерес к туризму для которых он, при определенных условиях, может стать деятельным увлечением, способным заполнить большую часть их свободного времени.
Школа не должна оставить без внимания и этих детей, она должна удовлетворить их особый интерес к туризму – создать для них кружки, секции, клубы юных путешественников.
Каково должно быть количество туризма в школе?
Два определенных заключения можно сделать как бесспорные:
количество должно определяться с учетом бифуркации, то есть быть различным для ребят, занимающихся в туристских кружках и для остальной массы учащихся – для классного туризма;
каждая школа должна сама для себя определять количественную сторону туризма (и по количеству собственно походов, и по разнообразию культивируемых форм этой работы) с учетом трех таких условий:
педагогической целесообразности;
ученической потребности;
учительской возможности.
Таким образом, в школе фактически должно быть два туризма. Один как обязательный для всех классов «классный туризм», но минимальный по объему.
Другой – для любителей путешествовать, для увлеченных краеведением, как занятия в кружках по интересам «кружковый туризм». Оба эти туризма разнятся по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности и разнообразию форм мероприятий (дел), глубине изучения туризма и, конечно, по контингентам детей, вовлекаемых в туризм.
Четкое понимание этого разделения на две равноценные части, вида, направления туризма в школе необходимо работникам школ, внешкольных учреждений, управленческих структур, так как только при этом возможно целесообразное, педагогически грамотное применение различных форм и норм туризма к разным контингентам детей. Непонимание бифуркации туризма нанесет ущерб делу.
Системное состояние туризма в школе характеризуется всеохватностью, регулярностью, бифуркацией, разнообразием форм и видов и самоорганизацией. Но оно никак не регламентирует его количественную сторону.
Как комплексное социально-экономическое понятие туризм классифицируется по различным критериям: по целям путешествий, по форме организации, по количеству участников, по возрастному показателю и т.д. С этой позиции туризм можно подразделить на:
внутренний,
международный (выездной, въездной),
комбинированный.
Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:
Внутренний туризм:
экскурсии для школьников
спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)
самодеятельные школьные обмены
познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе
оздоровление и отдых в детских лагерях.
Выездной туризм:
организация международных безвалютных обменов
образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.
познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе
выезды в международные детские центры (лагеря).
По целям путешествий выделяются следующие виды туризма:
познавательный,
спортивный,
рекреационный (на отдых)
оздоровительный
По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.
По способу организации туристские путешествия подразделяются на:
плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений) самодеятельные.
По способу активного передвижения самодеятельный туризм, классифицируется как: пешеходный, лыжный, водный, горный, спелеотуризм, велотуризм, авто-мототуризм, комбинированный.
По имеющимся статистическим данным наибольшее развитие получили такие виды туризма, как пешеходный, лыжный, водный, скалолазание и горный туризм. В отдельных регионах распространен спелеотуризм.
По продолжительности походов и путешествий различают:
одно-двухдневные
многодневные.
По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:
некатегорийные
категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).
При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку.
В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:
сезонный – каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето – 3 месяца),
межсезонный.
Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.
В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов.
Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму.
Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности.
Учреждения дополнительного образования можно подразделить на разнопрофильные и специализированные. Они осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных учреждений, либо на собственной базе.
К первой категории относятся многочисленные туристские кружки и секции, которые приписаны к разнопрофильным учреждениям дополнительного образования (Дворцам, домам и центрам детского творчества, творчества юных и аналогичных).
К специализированным учреждениям можно отнести Станции юных туристов, Центры детского туризма и аналогичные. В большинстве регионов России в настоящее время такие Центры также включают в сферу своей деятельности сопутствующие направления, например, краеведение, экологию.
Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи). В соответствии с действующим законодательством, общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица.
На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений.
От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения.
Образование как институт социализации личности может быть конкурентоспособным по отношению к другим институтам социализации подрастающих поколений: семьи, религии и средствам массовой коммуникации лишь при интеграции общего образования.
Система общего образования детей представляет значительные возможности для реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения. Основные принципы организации образования детей – свобода выбора ребенком вида деятельности и образовательной среды. Поэтому основное образование детей является одним из основных путей формирования и развития инициативы ребенка, раскрытия его творческих способностей и интеллекта, активной жизненной позиции, формировании культурных предпочтений.
Сегодня одной из актуальных становится проблема подготовки к жизни поколения саморазвивающихся граждан, способных адаптироваться к изменяющимся социальным процессам. Современная динамичная жизнь требует от человека активных действий. И в этой работе роль туристско-краеведческой деятельности трудно переоценить.
Список литературы:
Богданова С.М. Подарим детям каникулы// Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2003, – №4. – с. 44-45
Вяткин Л.А.Туризм и спортивное ориентирование М.: Академия 2004-208с.