Основы здорового образа жизни «Основы методики профилактики и коррекции нарушений зрения»
Основы здорового образа жизни «Основы методики профилактики и коррекции нарушений зрения»
Данное учебно-методическое пособие имеет целью восполнить образовавшийся в сфере теоретической подготовки студентов вакуум вызванный переходом всей системы СПО на новые образовательные стандарты.
Согласно новым ФГОС из программы подготовки всех специальностей среднего звена здравоохранения исключены почти все часы теоретических занятий за исключением Вводной лекции, а занятия по темам, связанным с различными направлениями здорового образа жизни вынесены в раздел внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Данное учебно-методическое пособие призвано решить следующие задачи:
- помочь студентам в освоении теоретического материала по теме «Основы методики профилактики и коррекции нарушений зрения»;
- Ознакомить студентов с наиболее эффективными методиками профилактики и коррекции нарушений зрения;
- на основе приведенных комплексов упражнений помочь студентам в подборе методики профилактики нарушений зрения.
Использование данного пособия позволяет студентам на хорошем методическом уровне выполнить задание по внеаудиторной самостоятельной работе и подготовить их к пропаганде здорового образа жизни среди пациентов лечебно- профилактических учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основы здорового образа жизни «Основы методики профилактики и коррекции нарушений зрения» »
14
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области
« Медицинский колледж № 1»
Основы здорового образа жизни
Ч.7. «Основы методики профилактики и коррекции нарушений зрения»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Физическая культура»
Для специальностей:
Лечебное дело,
Сестринское дело,
Акушерское дело,
Стоматология ортопедическая,
Лабораторная диагностика.
г. Волгоград
2012.
ББК
Составлено в соответствии с ФГОС СПО по специальностям:
Лечебное дело
Сестринское дело
Акушерское дело
Стоматология ортопедическая
Лабораторная диагностика
Автор: Ефимов М.О. – преподаватель высшей категории.
Утверждено на заседании методического совета (протокол № _____ от ________)
Рецензент:
Для преподавателей и студентов медицинских колледжей Волгоградской области.
Пояснительная записка
Данное учебно-методическое пособие имеет целью восполнить образовавшийся в сфере теоретической подготовки студентов вакуум вызванный переходом всей системы СПО на новые образовательные стандарты.
Согласно новым ФГОС из программы подготовки всех специальностей среднего звена здравоохранения исключены почти все часы теоретических занятий за исключением Вводной лекции, а занятия по темам, связанным с различными направлениями здорового образа жизни вынесены в раздел внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Данное учебно-методическое пособие призвано решить следующие задачи:
- помочь студентам в освоении теоретического материала по теме «Основы методики профилактики и коррекции нарушений зрения»;
- Ознакомить студентов с наиболее эффективными методиками профилактики и коррекции нарушений зрения;
- на основе приведенных комплексов упражнений помочь студентам в подборе методики профилактики нарушений зрения.
Использование данного пособия позволяет студентам на хорошем методическом уровне выполнить задание по внеаудиторной самостоятельной работе и подготовить их к пропаганде здорового образа жизни среди пациентов лечебно- профилактических учреждений.
Оглавление
Введение. стр.5
1.Теоретические основы профилактики и коррекции нарушений зрения стр.5
2.Основы методики коррекции нарушений зрения и их профилактики стр.7
3.Примерные комплексы производственной и гигиенической гимнастики
для глаз стр. 9
4.Задание к разделу «внеаудиторная самостоятельная работа» стр. 14
Литература. ………14стр.
Введение
Понятие «корригирующая гимнастика» происходит от латинского «correktus» - исправленный и «гимнастика» - совокупность средств, методов и приемов, направленных на изменение форм и функций человеческого организма или его частей.
Корригирующая гимнастика для глаз – это совокупность средств, методов и приемов, используемых для профилактики и исправления дефектов зрения у человека.
Значимость применения корригирующей гимнастики глаз обусловлена наличием нарушений зрения в той или иной степени у каждого четвертого – пятого человека в развитых странах и возможностью с помощью специально подобранных упражнений, и условий их выполнения предотвратить или снизить негативное воздействие на зрительный анализатор и его периферийный аппарат факторов внешней среды и частично восстановить качество зрения. А ведь через зрительный анализатор человек получает свыше 90 % всей информации извне.
Наиболее часто встречающимися разновидностями нарушений зрения являются: миопия (близорукость), дальнозоркость, астигматизм, и косоглазие. Близорукость представляет собой нарушение, характеризующееся ухудшением зрения при рассматривании удаленных или очень маленьких предметов. Дальнозоркость – это затрудненность зрения вблизи. Астигматизм – это нарушение зрения вблизи и на больших расстояниях. Косоглазие – это болезнь, выражающаяся в затруднении синхронной фокусировки обоих глаз на рассматриваемом предмете.
Из всех видов нарушений зрения на первом месте по распространенности находится миопия.
Теоретические основы профилактики и коррекции нарушений зрения.
Зрение и движение неразрывны. Глаз человека является самым подвижным органом. Еще И. М. Сеченов, отец русской физиологии,тесно связывал зрительное восприятие с деятельностью мышечного аппарата глаз. Он указывал, что мышцы не только обеспечивают изменение положение глаз в орбите, но и являются механизмом, при помощи которого сознание получает информацию о пространственных отношениях внешнего мира.
Дефицит движений в жизни современного человека неизбежно ведет к функциональным изменениям зрительного аппарата. Например, миопия формируется еще в школьные годы преимущественно у подростков с недостаточным физическим развитием. Не последнюю роль в этом играет также неправильная осанка и недостатки в освещенности рабочего места.
Плохое зрение чаще всего является следствием ослабления аккомодационной (цилиярной) мышцы глаза, регулирующей кривизну хрусталика для постоянной наводки на резкость нашего глаза. Тренировка этой мышцы с помощью специальных упражнений и соблюдение оптимальных условий деятельности, связанной со значительной нагрузкой на зрительный анализатор позволит избежать нарушений зрения и повысить функциональные возможности зрительного аппарата.
Значение хорошего зрения для человека трудно переоценить. Помимо получения информации из вне, хорошее зрение является непременных условием занятий в большом числе профессий, где существуют ограничения по зрению – военные, моряки т. д. Качество зрения может служить препятствием при выборе занятий тем или иным видом спорта. Современные взгляды на происхождение близорукости, не отрицая фактора наследственной предрасположенности, все же ставят на первое место факторы внешней среды: нагрузки на зрительный аппарат, условия в которых человек работает. Такие воззрения являются теоретической базой объясняющей необходимость и возможность профилактики, и коррекции нарушений зрения.
Проблемы ухудшения зрения и его восстановления интересовали еще древних врачевателей. Ими были разработаны системы специальных упражнений для глаз, входивших в гимнастические системы и, представлявшие собой различные движения глазами, активизирующие кровообращение в области глаз и мозга, и снимающие утомление зрительного аппарата.
Большое значение для снятия утомления глаз и профилактики нарушений зрения имеют рекомендации русского ученого, врача – Федора Гильдебрандта, опубликованные еще в 1804 г. – «О сохранении зрения», и не утратившие значимости в наши дни:
Для снятия зрительного напряжения следует использовать холодный душ.
Людям, профессия которых связана со значительным напряжением зрения, необходимо периодически упражнять глаза смотрением на дальние предметы на свежем воздухе, особенно полезна верховая езда.
Играть в бильярд для снятия утомления глаз.
Нельзя сразу же после пробуждения приниматься за работу, требующую большого напряжения зрения.
Нельзя напрягать зрение сразу же после приема обильной пищи и после большой физической нагрузки, т. к. это вызывает прилив крови к голове.
Если возможно, избегать вечером значительного напряжения зрения.
Недостаток двигательной активности у детей, очень маленькие игрушки, недостаток свежего воздуха предрасполагают к возникновению близорукости, поэтому этих факторов следует избегать.
Ношение узкого обтягивающего платья вредно для зрения, т. к. препятствует нормальному кровообращению.
Следует несколько раз в день промывать глаза чистой холодной водой.
Основы методики коррекции нарушений зрения и их профилактики.
Первую ответственную научно обоснованную методику гимнастики для глаз предложил в 1946 г. профессор Дашевский. Основа ее состоит в ежедневных 15-20 минутных занятиях с вогнутыми линзами. Упражнения выполняются для каждого глаза отдельно. Сначала перед глазом ставится линза с – 0,5 диоптрии. Время использования ее ограничивается моментом повышения зрения до исходного уровня. После ставится более сильная линза. И так продолжается до того момента, когда глаз уже не может переносить силу линзы. Обычно, вскоре после тренировки отмечается сдвиг к улучшению зрения.
Современные методики гимнастики для глаз с помощью линз профессора Аветисяна включают предварительное определение положительной и отрицательной частей относительной аккомодации по тексту книги, удаленной от глаз на 33 см, а затем упражнение в чтении книги через стекло – 0,5 диоптрии (3-5 минут), затем увеличивают силу стекол и, и на конец, уменьшают ее на 1 диоптрию (по 1 минуте). Потом переходят к чтению через плюсовые стекла, силу которых тоже увеличивают постепенное до допустимого уровня. В первые 3 дня такая тренировка проводится по 1 разу, затем по 2 раза. Величину относительной аккомодации определяют каждые 3 дня. Это необходимо для уточнения оптимальных нагрузок при чтении.
Весьма эффективны мало известные у нас методики коррекции зрения английского доктора М. Корбетт и профессора из США У. Бейтса.
В основу тренировки и восстановления М. Корбетт положены принципы расслабления внутриглазных и около глазных мышц, испытывающих большие зрительные нагрузки. Основные положения этой системы:
- зрение может быть, бесспорно, улучшено;
- перенапряжение изнуряет глаза и нарушает зрение;
- глаза должны мигать часто и быстро, они становятся неподвижными, когда устают;
- расстояние между роговицей и сетчаткой глаза до некоторой степени изменяемо за счет сокращения наружных мышц глазного яблока;
- как костыли приводят к атрофии мышц ног, так и привязанность к очками ведет к вялости глазных мышц;
- с помощью специальных упражнений можно добиться эффекта, получаемого с помощью очков, т. е. изменения длины фокуса, приближая его к сетчатке при близорукости и отдаляя его при дальнозоркости.
Практические рекомендации системы М. Корбетт:
При чтении ни в коем случае нельзя держать книгу на груди или коленях, т. к. в этом случае сонные артерии передавливаются и ухудшается кровоснабжение головы, а значит и глаз.
При чтении полезно варьировать расстояние от книги до глаз.
Не читать лежа в постели, т. к. при засыпании за книгой глаза не успевают сбросить напряжение.
Для отдыха глаз использовать соляризацию, т. е. стоя на границе дневного света и тени поочередно переводить лицо из тени на свет и назад. Дышать при этом глубоко, глаза закрыты. После этого прикрыть глаза ладонью, сделать шаг к свету, быстро взглянуть на землю, на солнце, закрыть в глаза и снова встать в тень.
При рассматривании мелких или далеких предметов не задерживать дыхание, т. к. это ведет к обеднению крови кислородом, который нужен глазам. Выдох следует делать длинным через сжатые губы.
Для отдыха использовать прием, называемый «пальминг». Суть его в затемнении глаз с помощью ладоней при соединении пальцев двух рук на середине лба на 2 минуты. Глаза при этом не сжаты руками и свободно двигаются.
Бейтс считает целью всех методов лечения плохого зрения без помощи очков достижение покоя и расслабления психики, а затем уже глаз. Покой всегда улучшает зрение, а усилие его ухудшает. Для достижения расслабления он предлагает следующие методы:
- пальминг – несколько раз на 20-30 секунд закрыть глаза и при этом следует представить что-либо абсолютно черное;
- воспоминание – следует вспомнить что-либо очень четко (запах, звук, вкус). После этого проверить качество воспоминания закрыв глаза. Если вспомнили четко и детально, то перед глазами предстанет абсолютная чернота, т. е. человек добился полного расслабления;
- мысленное представление – представить следует четко и в черном цвете какую-либо букву. Когда это получится, следует перейти к следующей букве;
- перемещение и раскачивание (сознательное подражание бессознательному перемещению нормального глаза и осознание кажущегося движения – раскачивания). Для этого следует представить какую-либо букву и мысленно переводить взгляд с ее левого края на правый и наоборот, или сверху вниз и назад. Качание буквы является при этом свидетельством правильности перемещения взгляда.
В практике работы отечественных специалистов в области коррекции зрения наиболее часто применяются комплексы гимнастики Института глазных болезней им. Г. Гельмгольца, а также комплексы, составленные на основе его разработок.
3.Примерные комплексы производственной и гигиенической гимнастики для глаз.
А. Комплекс производственной гимнастики для глаз.
№ п/п
Содержание действий
Дозировка
Организационно-методические указания
1
И.п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть их на 3-5 сек.
6-8 раз
Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение и расслабление мышц глаз.
2
И.п. – сидя. Быстро моргать глазами.
1-2 мин.
Улучшает кровообращение глаз.
3
И.п. – стоя.
1. Смотреть вдаль перед собой 2-3 сек.
2. Поставить палец по средней линии лица в 25-30 см. от глаз.
3. Перевести взгляд на кончик пальца и смотреть 3-5 сек.
4. Опустить руку
10-12 раз
Снижает утомление аккомодационной мышцы и облегчает зрение на близком расстоянии.
4
И.п. – сидя.
1. Закрыть веки.
2.Массировать их круговыми движениями пальцев.
60 сек.
Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение. По часовой стрелке и против.
5
И.п. – стоя.
1. Поставить палец по средней линии лица в 25-30 см. от глаз.
2. Смотреть на кончик пальца 3-5 сек.
3. Прикрыть левой ладонью левый глаз на 3-5 сек.
4. Убрать ладонь и смотреть 2-мя глазами 3-5 сек. 5-8 – То же, на палец левой руки.
5-6 раз
Улучшает бинокулярное зрение
6
И.п. – стоя.
1. Отвести полусогнутую правую руку в сторону.
2. Медленно передвигать палец справа на лево и следить за ним глазами 3-4 – то же, но левой рукой.
10-12 раз
Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию в горизонтальной плоскости.
7
И.п. – сидя.
1. Тремя пальцами каждой руки слегка нажать на верхние веки, в течение 1-2 сек.
2. Снять пальцы с век.
3-4 раза
Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
8
И.п. – сидя.
1. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек.
2. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек.
6-8 раз
Развивает способность длительно удерживать взгляд на близких предметах.
9
И.п. – стоя.
1. Поднять полусогнутую правую руку вверх.
2. Медленно перемещать палец сверху вниз и следить за ним взглядом 3-4 – То же, но палец поднимать.
10-12 раз
Голова неподвижная. Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию в вертикальной плоскости.
10
И.п. – сидя.
1. Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо.
2. На расстоянии 40-50 см. от глаз выполнять рукой медленные круговые движения по часовой стрелке и следить глазами за пальцем. 3-4- то же, но против часовой стрелки левой рукой.
4-6 раза
Голова неподвижная. Развивает координацию сложных движений глаз и укрепляет вестибулярный аппарат.
11
И.п. – стоя.
1. Поднять глаза вверх.
2. Опустить их вниз.
3. Отвести глаза вправо.
4. Отвести глаза влево.
6-8 раз
Голова неподвижная. Совершенствует сложные движения глаз.
12
И.п. – сидя.
1. Поднять глаза вверх.
2. Сделать ими круговые движения по часовой стрелке и следить глазами за пальцем.
3. Сделать круговое движение против часовой стрелки.
4-6 раз
Голова неподвижна. Совершенствует сложные движения глаз и повышает устойчивость вестибулярного аппарата.
13
И.п. – сидя.
1-4 – То же, что № 11, но с закрытыми глазами.
6-8 раз
Голова неподвижна. Развивает способность глаз к статическому напряжению.
14
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч.
1. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги.
2. Поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты.
3. Опустить голову, посмотреть на носок правой ноги.
4. Поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты.
3-4 раза
Улучшает координацию движения глаз и головы.
15
И.п. – стоя.
1. Вытянуть руки вперед на ширину плеч на уровне глаз.
2. Посмотреть в правый верхний угол комнаты.
3. Перевести взгляд на кончики пальцев левой руки.
4. Посмотреть в левый верхний угол комнаты.
5. Перевести взгляд на кончики пальцев правой руки.
3-4 раза
Развивает сложно-координационные движения глаз.
16
И.п. – стоя.
1. Смотреть вдаль на стенку.
2. Мысленно разделить расстояние до стены на 2 равные части, наметить соответствующую точку и перевести на нее взгляд.
3. Мысленно разделить расстояние до этой точки пополам, наметить новую точку и перевести на нее взгляд.
4. То же, что № 3.
8-10 раз
Развивает способность к оценке расстояния и координирует работу внутренних и наружных мышц глаза.
Б. Гигиенические комплексы гимнастики для глаз.
Комплекс № 1.
№ п/п
Содержание действий
Дозировка
Организационно-методические указания
1.
И.п. – сидя.
Сидеть с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица и откинувшись на спину стула.
10-15 сек.
Руки на бедрах.
2.
И.п. – сидя.
Закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц пальцами. Затем посидеть с закрытыми глазами.
20-30 сек.
Круговые поглаживания от кончика носа.
3.
И.п. – стоя, руки перед грудью, пальцы в замок. Поворачивать кисти рук ладонями к груди и наружу 4-6 раз. Опустить руки и потрясти расслабленными кистями.
3-4 раза
4.
И.п. – стоя, руки согнуты в локтях, ладони – вперед-вверх.
Выполнить поочередные щелчки пальцами, начиная с указательного до мизинца и в обратном порядке. Затем опустить руки и потрясти расслабленными кистями.
2-3 раза
Большие пальцы сверху.
5.
И.п. – сидя.
Наклонить голову к груди и отвести ее назад через правое плечо. То же через левое плечо.
4-6 раз
Темп движений – медленный.
6.
И.п. – стоя.
Смотреть вдаль перед собой 2-3 сек. Перевести взгляд на кончик носа и удерживать на нем 3-5 сек.
6-8 раз
Комплекс № 2.
№ п/п
Содержание действий
Дозировка
Организационно-методические указания
1.
И.п. – сидя.
Очень медленные круговые движения головой вправо, затем влево.
3-4 раза
2.
И.п. – сидя.
Самомассаж затылка и шеи под ним, подушечками пальцев сверху вниз и наружу.
3-4 раза
Поглаживания и круговые растирания
3.
И.п. – сидя.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек.
6-8 раз
4.
И.п. – стоя, руки на поясе. Напряженно свести локти вперед, затем отвести назад и прогнуться.
2-3 раза
5.
И.п. – стоя, руки на поясе. Завести правую руку за голову и, напрягая мышцы, повернуть туловище направо. Расслабляя мышцы, вернуть в и.п.. То же в другую сторону.
2-3 раза
6.
И.п. – сидя.
Следить глазами за подниманием и опусканием пальца правой руки на расстоянии 40-50 см. от глаз. То же – движение другой руки.
11-12 раз
Движения выполнять медленно.
Комплекс № 3.
№ п/п
Содержание действий
Дозировка
Организационно-методические указания
1.
И.п. – сидя, закрыв глаза. Подушечками трех пальцев каждой руки легко надавливать 2-3 сек. на верхние веки, снять пальцы на 2-3 сек.
3-4 раза
2.
И.п. – стоя, руки согнуты, локтями вверх. Наклониться вперед, подбородок на грудь, последовательно уронить плечи, предплечья, кисти.
2-3 раза
Полностью расслабится.
3.
И.п. – сидя, руки вниз. Резко напрячь все мышцы и сразу же полностью расслабиться, опустив голову на грудь и закрыть глаза на 10-15 сек.
2-3 раза
4.
И.п. – стоя.
Повернуть туловище вправо и поднять руки вверх, напряженно развести пальцы, напрячь все мышцы тела, задержать дыхание на 7-8 сек. С поворотом туловища в и.п. «уронить» руки и расслабить мышцы на 7-8 сек. То же в другую сторону.
3-5 раз
5.
И.п. – сидя, ладони соединены перед грудью. Последовательно развести и свести пары пальцев в такт с дыханием и повторить в обратном порядке.
1 раз
Полностью расслаблены. Движения выполнять медленно.
6.
И.п. – сидя, палец правой руки в 25-30 см. от глаз. Смотреть 3-5 сек. Обоими глазами.
-//- левым, закрыв правый глаз
-//- правым, закрыв левый глаз
-//- двумя глазами.
Сменить руку и все повторить.
2-3 раза
Комплекс №4.
№ п/п
Содержание действий
Дозировка
Организационно-методические указания
1.
И.п. – сидя, закрыв глаза. Круг глазными яблоками за 3-5 сек. Вправо и влево
3-5 раз
2.
И.п. – сидя, руки на поясе. Поднять правую руку и завести за голову. Напрягая мышцы, повернуть туловище направо и налево. Расслабляя туловище вернуться в и.п.. То же левой рукой.
2-3 раза
Расслаблено.
3.
И.п. – сидя, руки на поясе. Напрягая мышцы, свести локти вперед, отвести назад и прогнуться.
2-3 раза
Расслаблено.
4.
И.п. – сидя, руки на поясе. Быстрый глубокий вдох и медленный выдох узкой струей за 4-5 сек., втягивая живот и расслабляя мышцы рук.
3-4 раза
5.
И.п. – сидя, бедра разведены, кисти рук на бедрах. На вдохе – втянуть живот, с силой упереться руками в бедра, ногами давить в пол, вытянуть шею. Сохраняя позу, задержать дыхание на 3-4 сек.
2-3 раза
6.
И.п. – сидя, правая полусогнутая рука отведена в сторону, большой палец поднят. Медленно двигать его вправо и влево, следя за ним глазами. То же другой рукой.
10-12 раз
4. Задание к разделу «Внеаудиторная самостоятельная работа».
Используя рекомендованную литературу и литературные источники, найденные самостоятельно, на основе предложенных образцов, составить комплекс производственной гимнастики для профилактики миопии.
Выполнять составленный комплекс два раза в день по 10-15 минут в течение восьми недель. Перед началом занятий и после последнего из них проверить по таблице остроту зрения. Результаты сравнить. Комплекс упражнений продемонстрировать преподавателю. Комплекс должен включать 12-16 упражнений. Количество упражнений заимствованных из примерных образцов должно составлять не более 40%.