Особенности формирования профессиональной направленности студентов из неблагополучных семей в учреждениях СПО
Особенности формирования профессиональной направленности студентов из неблагополучных семей в учреждениях СПО
В современном обществе роль личности как участника производства и организатора собственной профессиональной жизни существенно возрастает, растет цена человеческих ошибок и востребованность его творческих возможностей. Все это существенно повышает требования к личности профессионала и ведет к необходимости совершенствования системы непрерывного профессионального образования и сопровожденияспециалистов на различных этапах трудового пути.Соответствие интересов основному содержанию избираемой профессии не единственная предпосылка возможности найти в этой деятельностисвое призвание. Многое будет зависеть и от характерологических особенностей личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования профессиональной направленности студентов из неблагополучных семей в учреждениях СПО »
Т.Н.Котова
Особенности формирования профессиональной направленности студентов из неблагополучных семей в учреждениях СПО
Аннотация:В современном обществе роль личности как участника производства и организатора собственной профессиональной жизни существенно возрастает, растет цена человеческих ошибок и востребованность его творческих возможностей. Все это существенно повышает требования к личности профессионала и ведет к необходимости совершенствования системы непрерывного профессионального образования и сопровожденияспециалистов на различных этапах трудового пути.Соответствие интересов основному содержанию избираемой профессии не единственная предпосылка возможности найти в этой деятельностисвое призвание. Многое будет зависеть и от характерологических особенностей личности.
В статье рассматриваются основныеметоды перевоспитания, назначение, способы и приемы работы, используемые в особенностях формирования профессиональной направленности студентов из неблагополучных семей учреждений СПО.
Annotation: In a modern society role of the person as participant of manufacture and organizer of his own professional life increasesessentially, the price of human errors and demandstohuman creative possibilitiesgrow. These increase requirements to the person of the professional essentially and conduct to necessity of system’s perfection of continuous vocational training and specialists’ support at various stages of a labour way. Conformity of interests to the basic content of a selected trade is not the unique precondition of possibility to findthe calling in this activity. Everythingdepends on characteristics of the person.
In the article the basic methods of re-education, ways andmethodsof work using in the process of formation of students’ professional orientation from unsuccessful families in the establishments of professional educations are considered.
Keywords: a family, the social help, rehabilitation, diagnostic, professional orientation.
Выбор профессии — социально важная задача для каждого человека. Это выбор не только того или иного вида трудовой деятельности, но и соответствующего жизненного пути, своего места в жизни общества, своего образа жизни. Этот выбор требует размышлений о социальной среде и о себе, порождает определенные сомнения и противоречия, и, нередко, осуществляется на фоне недостаточных знаний и жизненного опыта выпускников. Не все молодые люди после окончания учебы готовы к возложенной на них ответственности: самостоятельному принятию решения. Неблагоприятные условия воспитания препятствуют нормальному развитию личности и являются причиной неправильного формирования стремлений и мотиваций. Выбор профессии у "трудного" подростка превращается в катаклизм, так как детей, собственно говоря, ничего не интересует, либо интересует то, чем они не могут овладеть: "Хочу иметь высокооплачиваемую работу, много свободного времени", — и все это без какой-либо готовности к труду, т. к. трудовая мораль не сформирована.
Проблема исследования особенностей формирования профессиональной направленности студентов из неблагополучных семей является актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в поступках подрастающего поколения.
Формирование профессиональной направленности, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте – этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе. Это позволяет предположить, что кардинальные сдвиги в жизни общества должны повлечь за собой существенные изменения в ценностных ориентациях современных старшеклассников. Для проверки такого предположения, сравнительно-историческое исследование ценностных ориентаций старшеклассников, проводилось в Лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО в 70 – 80-х годах ХХ века (Б.С. Круглов, А. Адыкуллов, А.С. Шаров). Использовалась традиционная для данной проблемы методика М. Рокича. Полученные данные подтвердили выдвинутое предположение: существенные отличия профессиональной направленности современных старшеклассников от ориентаций их сверстников 70 – 80-х годов прошлого века проявляются как в отношении терминальных, так и инструментальных ценностей.
Традиционно у классных руководителей и педагогов в обучении и воспитании возникают сложности с детьми из неблагополучных семей учреждений СПО. Дети "группы риска" - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т. п.
Факторы, влияющие на обучение и воспитание, овладение профессиональными навыками студентов:
-индивидуальные особенности студента: низкая самооценка;застенчивость;плохая успеваемость;нарушение дисциплины;положительные установки по отношению к психотропным веществам;
-семейные: конфликты в семье;безнадзорность;родители, употребляющие алкоголь;физическое и психологическое насилие в семье;отсутствие дисциплины;
-в техникуме: плохая успеваемость;низкий моральный уровень учеников;
конфликты с педагогами;
-в группе сверстников: нежелание учиться;давление сверстников;дружба с подростками, употребляющими алкоголь;
-в обществе: жизнь в обществе, способствующем употреблению табака, алкоголя; отсутствие поддержки со стороны общества; нищета и экономическая нестабильность;
Современные старшеклассники среди терминальных отдают предпочтение таким ценностям, как «любовь» и «наличие хороших и верных друзей». В конце прошлого века эти ценности имели средний рейтинг. Напротив, доминировавшая в 70–80-е годы ценность «счастье других» сегодня относится к наименее значимым. Подобная тенденция, хотя и в менее яркой форме, проявилась в отношении таких терминальных ценностей, как «творчество» и «красота природы и искусства». Среди инструментальных ценностей современные юноши и девушки выделяют «образованность» и «рационализм», занимавшие у старшеклассников 70–80-х годов одно из последних мест. Такие первостепенные для старшеклассников 70–80-х годов прошлого века инструментальные ценности, как «высокие запросы» (этот факт очень интересен, поскольку противоречит явно наблюдаемым тенденциям и требует дополнительного анализа) и «непримиримость к недостаткам», в настоящее время занимают одно из последних мест. Незначимыми сегодня являются и такие инструментальные ценности, как «аккуратность», «исполнительность», имевшие в конце ХХ века рейтинг несколько выше среднего. Современные данные характеризуются также значительно большей индивидуальной вариативностью результатов. Обобщая их, можно сделать вывод, что современные старшеклассники ориентированы на терминальные ценности межличностного общения, реализуемые в ближайшем окружении, в то время как их сверстники 70–80-х годов прошлого столетия – на общественно значимые и общегуманистические ценности. Преобладающие сегодня инструментальные ценности характеризуют, по нашему мнению, тип «современного предпринимателя», в то время как ценности, преобладавшие в конце ХХ века, – тип «исполнителя».
Как известно, главной тенденцией развития на дистанции перехода от подросткового к юношескому периоду является рост самосознания, углубление самопонимания [2]. Исследователи отмечают, что при благополучном протекании ранней юности существуют некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более наивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношества. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко.
Исследования показывают, что уровень притязаний старшеклассников из неблагополучных семей, по сравнению с «благополучными», занижен, выбор жизненных и профессиональных целей, несмотря на их значимость, зависит от легкости их достижения, в самоопределение включается ориентация на негативный опыт родителей.
Как показали исследования С.В. Кривцовой (2005), в 80-е годы старшеклассники при выборе профессии ориентировались на три наиболее значимых фактора: престижность профессии (ее социальная ценность), качества личности, присущие представителям этой профессии, и принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Сейчас одним из наиболее важных факторов становится материальный — возможность много зарабатывать в будущем. Такие ценности, как творчество, познание, «интересная работа», не свойственны большинству современных старшеклассников [3]. Нашивопросы попрофессиональной направленности старшеклассников из неблагополучных и благополучных семей позволил выявить разницу в направлениях, которые, безусловно, отражают влияние опыта проживания в семье с пьющим родителем. На первое место большинство из опрашиваемых старшеклассников поставили ценность семейной жизни, а затем материальную обеспеченность, здоровье и друзей. Их более благополучные сверстники в первую очередь отметили материально обеспеченную жизнь, друзей, любовь и интересную работу.
Большое количество энергии и усилий детей из неблагополучных семей тратится на поддержание стабильности в своей семье и собственном внутреннем мире. Это отгораживает ребенка от процесса обучения, снижает вариативность способов самовыражения и организации своей жизни. Психологи выяснили, что большинству детей из неблагополучных семей свойственно защитное фантазирование. Отрицательный момент этих фантазий заключается в том, что, мечтая о своем «возможном будущем», дети ничего не предпринимают для того, чтобы изменить ситуацию в реальности. Защитное фантазирование проявляется в основном в следующих представлениях:
о том, что один из родителей (тот, кто является источником проблем) умирает, уходит и т.п. и жизнь меняется;
о том, что в жизни семьи появляется кто-то, кто, как волшебник, изменяет пьющего родителя;
о том, что на самом деле эти «плохие» родители не родные для ребенка;
о том, что если ребенок будет прилежно учиться, достигать высоких результатов во всем, не будет огорчать родителей, они бросят пить.
Обобщение опыта нашей деятельностипоказало необходимость изучения и формирования профессиональной направленности студентов из неблагополучных семей в учреждениях СПО. Основные методы перевоспитания, назначение, способы и приемы работы, используемые в особенностях формирования профессиональной направленности студентов из неблагополучных семей учреждений СПО:
-Переубеждение; назначение-конкретное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных.
-"Реконструкция характера"; внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя ценное, устраняя отрицательное.
-Переключение; изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру.
-Поощрение и наказание; стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного .
-Самоисправление; Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера.
Таким образом, студенты из неблагополучной семьи, выбравшие путь профессионализации, имеют значимые отличия от старшеклассников общеобразовательной школы и составляют первый этап личностного становления.
Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что, формирование профессиональной направленности дает возможность поддержать обучающегося из неблагополучной семьи, показать ему, что он не одинок, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности. Это позволит нам воспитать человека, готового к вступлению во взрослую жизнь, а самому студенту- в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.
Литература:
1.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. М., 2006.
2.Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.,2001.
3.Кривцова С.В. Подросток на перекрёстке эпох. Спб., 2005
4.Влияние образа родителей на формирование уровня творчества детей// http:/www.kursx.ru/psy68.html