Особенности проведения уроков физической культуры в сельской малокомплектной школе
Особенности проведения уроков физической культуры в сельской малокомплектной школе
Особенности проведения уроков физической культуры в сельской малокомплектной школе. Основной целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности каждого ученика средствами физической культуры. В классе сельской малочисленной школы, где обучается от 2 до 5 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса. Особенно это касается уроков физической культуры, на которых дети любят играть, состязаться, сравнивать свои достижения, что в условиях малочисленного класса невозможно. Возникает необходимость объединять классы и проводить уроки с учениками разных возрастов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности проведения уроков физической культуры в сельской малокомплектной школе »
Подготовила:
учитель физической культуры
Обертюк Лилия Ивановна
Особенности проведения уроков физической культуры в сельской малокомплектной школе
Основной целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности каждого ученика средствами физической культуры. Для достижения данной цели каждое учреждение образования призвано обеспечить необходимые условия для оптимального решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач действующих учебных программ по физической культуре.
Работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физической подготовленности посредством систематических занятий на уроках физической культуры.
При решении задач физического воспитания нельзя учитывать особенности построения системы физического воспитания на местном уровне.
Анализ научно-методической литературы позволяет считать, что процесс физического воспитания в городской школе несколько превосходит процесс физического воспитания в сельских школах.
Имеются значительные расхождения городских и сельских школ в технической оснащенности, режиме работы, региональных и природных условиях, что вносит свои специфические особенности в процесс физического воспитания и вносит свои коррективы на уровень физической подготовленности учащихся.
В классе сельской малочисленной школы, где обучается от 2 до 5 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса. Особенно это касается уроков физической культуры, на которых дети любят играть, состязаться, сравнивать свои достижения, что в условиях малочисленного класса невозможно. Возникает необходимость объединять классы и проводить уроки с учениками разных возрастов.
Сколько классов целесообразно объединять? Как спланировать работу детей на таком уроке? Как организовать и стимулировать совместные занятия детей разного возраста. С этими и другими вопросами регулярно сталкиваются учителя малокомплектных школ.
В данной работе рассматриваются особенности проведения уроков физкультуры в сельской малокомплектной школе.
Проблемы организации педагогического процесса в сельской школе
При организации обучения необходимо учитывать проблемы педагогического процесса сельских малочисленных школ. Среди них прежде всего: низкий уровень самостоятельности, коммуникативности, профессиональной ориентированности, деловитости и предприимчивости учителей, неумение быстро адаптироваться в новых условиях.
На организацию учебного процесса в малочисленной школе влияет ее социальное окружение. В условиях села взаимодействие школы и среды является более очевидным, реальным и необходимым. Удаленность от культурных центров, замкнутость, автономность, территориальная и духовная отгороженность делают это взаимодействие особенно активным, а влияние друг на друга — более существенным. При организации учебного процесса необходимо учитывать условия сельского общества, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения, природы.
Существенное влияние на построение педагогического процесса оказывает малочисленность классов, которая имеет положительные стороны и в то же время создает определенные проблемы для учителя и ребенка. Городскому учителю сложно представить себе урок физкультуры, где присутствуют от 2 до 5 человек. С другой стороны, почему бы не работать в таком классе, где можно организовать индивидуальную работу с каждым. Знание особенностей личности и бытовых условий жизни каждого ребенка, отношений в семье позволяет обеспечить в работе индивидуальный подход к каждому ученику, организовать учебную деятельность с учетом этих знаний.
Для таких уроков свойственны камерность, меньшая организованность, здесь легче решаются проблемы дисциплины, педагоги больше уделяют внимания учащимся. Казалось бы, в таких условиях учебные успехи детей должны быть выше. Однако исследования показывают, что мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты значительно слабее, чем городских; успеваемость, качество образования чаще всего уступают городским учащимся.
Объясняется это многими причинами, в том числе малочисленностью классов и школы, что создает ряд проблем:
отсутствие духа соревнования на уроках и в целом учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;
ограниченный круг общения детей, препятствующий развитию умений общаться, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;
психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика; напряжение от того, что ученик постоянно ждет, что его обязательно спросят;
ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т.д.;
однообразие обстановки, контактов, форм общения.
Следовательно, требуется такая форма организации учебных занятий, которая позволяет решить максимум из вышеупомянутых трудностей.
Организация занятий с целью решения проблем
Перед педагогами встает следующая организационная и методическая задача: учитывая преимущества малочисленности классов, найти способы решения вышеуказанных проблем.
С учетом проблем и особенностей сельской школы исследователями были определены основные идеи ее развития, которые должны стать руководящими для педагога при организации учебного процесса:
сотворчество педагогов, учащихся и родителей, основанием которого является коллективная цель, планирование, совместное обсуждение и решение проблем и деятельность, в том числе спортивно-оздоровительная;
расширение связей с окружающим миром, преодоление ограниченности общения в условиях сельской малочисленной школы — взаимодействие детей разного возраста, которое выполняет множество социально-педагогических функций, предусматривает организацию совместной деятельности и общение учащихся разных классов на учебных занятиях, во внеклассной работе;
педагогизация социального окружения школы, означающая использование воспитательного потенциала села, природы, культурного наследия, взаимодействие с местными учреждениями, а также влияние школы на развитие и обогащение сельского социума.
Указанные особенности, а также идеи развития учебного процесса отражены в содержании и методике обучения сельских школьников. На селе складываются благоприятные условия для интеграции средств учебной и внеучебной деятельности, что позволяет разнообразить способы спортивной и оздоровительной деятельности учащихся, снять излишнюю напряженность и заорганизованность в школьной жизни ребенка.
Обогащению содержания и способов проведения учебных занятий, экскурсий, конференций способствует привлечение специалистов сельского хозяйства и работников культурных центров, библиотекаря, медиков. Так, например, о гигиене человека, о способах укрепления здоровья может рассказать на одном из уроков физкультуры медицинский работник; библиотекарь может подобрать материал об известных спортсменах, составить вопросы к викторине, сделать обзор литературы. Все это внесет разнообразие в организацию учебных занятий.
Тесные связи школы и социума, а также школы и семьи позволяют привлечь к организации учебной деятельности не только родителей, но и других жителей села.
Есть возможность разнообразить и место проведения занятий. В ряде школ, где нет соответствующей базы, все уроки физкультуры целесообразно проводить на природе. Смена обстановки позволяет активизировать внимание детей, развивает познавательные интересы учащихся, поэтому педагоги при планировании должны предусматривать проведение уроков вне школы, учитывая наличие ближайших учреждений, базы местного хозяйства, библиотеки, медпункта, аптеки и т.п.
Сегодня в ряде регионов создаются ассоциации малочисленных школ. Одной из форм взаимодействия школ в таких ассоциациях является проведение совместных занятий учащихся разных школ на базе одной из них, где лучшее оборудование, методическое обеспечение. Так, в одной школе может быть лучше оборудован кабинет труда, в другой - спортивный зал, в третьей - имеется компьютерный класс. В опорной школе может быть создана современная учебно-методическая и информационная база по всем предметам.
Учебные занятия с учащимися разных школ - это, как правило, яркое событие для педагогов и детей. Такие уроки проводятся в нетрадиционной форме, у учащихся появляется возможность проявить себя в новой обстановке, сравнить свои достижения с достижениями учеников других школ. Поэтому занятия с учащимися нескольких школ часто проводятся в виде конкурсов и соревнований.
Одним из способов решения обозначенных выше проблем в условиях малого количества учащихся является организация занятий с несколькими классами, то есть с разновозрастной группой детей. Как показывает опыт, в зависимости от наполняемости классов, изучаемой темы и формы; занятия возможно объединение от 2 до 5 классов, а в ряде случаев — и всех учащихся школы. В этой книге предлагаются два варианта программ по физической культуре, по которым работают учителя Ярославской области: одна предусматривает проведение занятий со всеми учащимися с 5 по 9 класс (в школах, где обучается менее 50 человек), другая - с учащимися двух классов (где обучается от 50 до 100 человек).
Таким образом, речь идет о принципиально новой организации занятий, для которых характерно разновозрастное обучение.
Разновозрастное обучение на уроках физкультуры в сельской малокомплектной школе
Под разновозрастным обучением мы понимаем организацию совместной учебной деятельности детей разного возраста, направленной на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.
В условиях малочисленной сельской школы возникает необходимость проведения занятий, на которых объединяются два, три и более классов. Это уже стало традицией в начальной школе, реже — в основной и средней школе. На таких занятиях часто дети из разных классов работают независимо друг от друга, и практически отсутствует совместная деятельность учащихся разного возраста, не реализуется воспитательный потенциал разновозрастного взаимодействия.
Что дает такое обучение ребенку? В чем преимущества разновозрастного обучения? Во-первых, оно выполняет функцию психологической защиты ребенка. Круг общения детей в классе малочисленной школы, где порой обучается 2-5 человек, весьма ограничен, что создает особую психологическую напряженность для детей. Объединение учащихся разных возрастных групп, классов обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение учащихся, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую отчужденность ребенка, избежать монотонности при организации учебного процесса. По данным исследования, ученик малочисленной сельской школы чувствует себя комфортнее на занятии, где объединяется несколько классов. На таком занятии у школьников возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно если ученик, оказываясь в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции. Во-вторых, разновозрастное обучение выполняет функцию социальной поддержки: это помощь старших младшим в организации учебной деятельности; поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на обычном уроке, а в этой ситуации осознают свою полезность, востребованность как помощников педагога при организации работы младших детей. На разновозрастном занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от ребенка постоянного изменения ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.
В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компенсаторную функцию. Старшие получают возможность выполнять роль взрослого, брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения. В среде сверстников лишь некоторые ребята способны пробиться в организаторы, лидеры. На разновозрастном занятии старшим предоставляются дополнительные возможности выступить в этом качестве. При организации совместной деятельности происходит взаимообогащение школьников разного возраста. Уровень творчества, самостоятельности детей значительно выше в разновозрастных группах. Исследования показывают, что срабатываемость школьников разного возраста выше, а конфликтность ниже, чем в группах одновозрастного состава. Наличие значительных внутренних резервов разновозрастных групп препятствует возникновению конфликтов в трудных, напряженных ситуациях.
Важнейшая педагогическая функция разновозрастного занятия - стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут активизироваться и проявиться индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: деловитость, ответственность, инициативность, забота об одноклассниках. На разновозрастном занятии у старших стимулируются проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные задачи.
Стимулирующая функция разновозрастного занятия проявляется не только в актуализации положительных качеств у старших. У младших также повышается заинтересованность, активность. Разновозрастные занятия в большей степени, чем традиционные, развивают мотивацию урока, познавательные интересы учащихся. Такие занятия стимулируют развитие гуманных межличностных и деловых отношений между учащимися разных классов.
Реализация воспитательного потенциала разновозрастного обучения, его социально-педагогических функций зависит от того, насколько педагогически целесообразно организовано разновозрастное учебное занятие.
Организация учебных занятий в разновозрастных группах проходит с учетом следующих общедидактических принципов:
1. Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста.
При организации совместных уроков возникает немало проблем, связанных с отбором содержания и форм проведения разновозрастного занятия. Каким должно быть соотношение групповой и индивидуальной деятельности? Когда организовывать работу в разновозрастных группах, парах? В каких случаях целесообразнее проводить работу по классам? Реализуя данный принцип, педагог:
определяет общие для всех классов задачи, выясняет, что станет основой объединения детей разного возраста и конкретизирует задачи для каждой возрастной группы;
с учетом общих задач отбирает в содержании материала те знания и учебные действия, которые доступны всем детям, могут осваиваться одновременно учащимися всех возрастных групп;
подбирает соответствующие общему содержанию способы совместной учебной работы учащихся разного возраста;
с учетом задач выделяет, с одной стороны, те вопросы в изучаемом материале, которые непосильны для младших, но должны быть усвоены старшими; с другой стороны — необходимые для изучения или закрепления младшими и уже не интересные для старших;
отбирает групповые и индивидуальные формы занятий для каждого класса, учитывая специфику содержания учебного материала.
В зависимости от дифференциации содержания, связанной с возрастом детей, могут быть проведены уроки для учащихся разных классов, либо организована совместная работа под руководством старших. Последнее имеет смысл в том случае, если старшие повторяют, закрепляют, актуализируют материал, необходимый им для усвоения новых знаний и способов деятельности.
Принцип педагогизации учебной деятельности детей
Данный принцип означает поручение старшим ученикам ряда педагогических функций (контроль, объяснение нового материала, помощь младшим в преодолении учебных трудностей и др.), а также приобретение учащимися допрофессионального опыта педагогической деятельности.
Часто значительная часть работы старших учеников с младшими осуществляется не на самом учебном занятии, а на этапе его подготовки. Учащихся, которые выполняют определенные педагогические функции и организуют работу микрогрупп называются консультантами. Консультанты групп могут меняться в зависимости от изучаемого материала, потребностей и интересов детей, их взаимоотношений.
Таким образом, старшие осваивают роль педагога, ответственного за результаты учебной работы, выступают организаторами групповой деятельности; руководят подготовкой групп к занятию; объясняют, что не усвоено младшими; готовят их к ответу на занятии; осуществляют контроль за pаботой и оценку достижений группы и каждого ученика. В этой связи педагог должен:
обеспечивать подготовку старших школьников как организаторов учебного занятия;
консультировать руководителей групп;
показывать значимость участия старших в организации разновозрастного занятия, подчеркивать их педагогическую роль на занятии;
разъяснять требования к выполнению тех или иных действий на уроке;
вместе со старшими или организаторами групп обсуждать ход занятия, распределение ролей на нем, способы организации познавательной деятельности в период подготовки к уроку и непосредственно на нем, анализировать методику оценки результатов работы групп и каждого ученика;
поднимать престиж консультантов и стимулировать их ответственность и заинтересованность.
Принцип взаимообучения
Принцип взаимообучения означает овладение знаниями, умениями, навыками, способами деятельности и отношений в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. В зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом ученик не только передает информацию, но в процессе общения применяет имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой стороны. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя. Реализация этого старинного принципа предусматривает:
выполнение каждым ребенком роли учителя и ученика, что предполагает использование различных вариантов объединения классов (5-6, 6-7, 7-8, 5-7, 7-9 и др.), предусматривающих изменение ролевых позиций учащихся;
использование в процессе обучения самооценки и взаимооценки как в ходе решения отдельных учебных задач и выполнения заданий, так и в конце учебного занятия при подведении итогов работы всей группы и каждого ученика;
достижение собственного успеха через успех другого ученика (при оценке работы консультанта учитываются успехи членов группы; старшие объясняют новый материал младшим, таким образом повторяя, закрепляя, актуализируя ранее изученное, а затем младшие демонстрируют усвоение нового материала);
определение самими учащимися трудностей и проблем, с которыми они столкнулись на занятии, выявление и анализ допущенных в работе ошибок.
Принцип регулирования взаимодействия учащихся разного возраста.
Как показал анализ опыта проведения разновозрастных занятий, организация совместной деятельности и общения детей разного возраста — это один из самых сложных для решения вопросов. Часто такое занятие представляет собой объединение двух или нескольких классов, где каждый ученик выполняет свою часть работы; при этом взаимодействие, общение старших и младших по существу отсутствует, что снижает воспитательную эффективность занятия. В то же время организация совместной деятельности детей не является самоцелью, а реализует воспитательный и образовательный потенциал занятия, если педагог:
обоснованно отбирает содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, а также способы и средства, стимулирующие их совместную работу;
разъясняет детям важность проведения совместного занятия, показывает полезность этой работы для всех классов и для каждого;
помогает каждому усвоить общую цель работы и найти в ней личностный смысл;
раскрывает значимость действий каждого для достижения общего результата и развития его личности, его личных успехов; использует различные формы и методы взаимодействия старших и младших, учитывая предыдущий опыт взаимодействия детей в учебной и внеучебной деятельности;
обеспечивает динамику количественного и качественного состава микрогрупп, сменяемость ролевых позиций;
четко и конкретно определяет содержание деятельности, функции, роли старших и младших на каждом этапе учебного занятия.
Приведем некоторые способы организации и стимулирования совместной деятельности детей разного возраста: постановка общей проблемы или задачи, понятной, доступной и привлекательной для всех; использование исследовательского заданий, создание ситуации поиска; формирование разновозрастных микрогрупп, каждая из которых решает общую проблему или ее часть; выполнение микрогруппами творческих заданий при подготовке и проведении занятий; использование игровых элементов, проведение конкурсов, соревнований.
Особое внимание учитель должен обратить на характер взаимоотношений, совместных действий, общение старших и младших. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, благоприятный моральный климат в группе Для этого необходимо:
при формировании разновозрастных групп учитывать возрастные особенности, межличностные отношения учащихся, их психологическую совместимость, значимость друг для друга, способность и готовность отстаивать свою независимую позицию;
включать школьников в совместную деятельность с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, обеспечивая реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;
создавать специальные ситуации, позволяющие школьнику проявить независимость своих суждений, оценок, выразить свою собственную позицию, точку зрения;
стимулировать, одобрять проявление детьми независимых суждений, самостоятельных решений и уважительного отношения к мнению других;
не допускать подавления младших старшими, пресекать ущемление достоинства детей;
добиваться правильной позиции лидера, организатора работы группы, самокритичности детей, объективности в оценке поведения и мнений других;
обучать учащихся культуре общения, навыкам совместной работы, организаторской деятельности;
организовывать коллективный анализ совместной деятельности, при этом предусматривать оценку взаимоотношений детей, старших и младших, психологической защищенности каждого в групповой работе.
Успешность взаимодействия детей разного возраста зависит от их размещения в пространстве. Важно, чтобы старшие и младшие имели возможность работать в тесном кругу. В то же время педагогу необходимо предусмотреть хождение детей по классу, чтобы снять напряженность; следует разнообразить их движения, чтобы отказаться от формализма и заорганизованности. Нужно исходить из удобства выполнения совместной учебной работы и создавать естественные условия для общения.
На успешность разновозрастного занятия влияет количественный состав группы, который, как отмечалось, должен быть не менее 12—15 человек. Верхняя граница количества учащихся в разновозрастной группе зависит от специфики предмета, задач, содержания и формы занятия. Взаимодействие старших и младших на уроке часто организуется через микрогруппы, количественный состав которых также зависит от вышеизложенных факторов. Однако объединять более 5—7 человек нецелесообразно, так как консультанту, ученику-групповоду сложно включить в активную учебную работу большее количество детей и организовать их совместную деятельность без непосредственной помощи учителя.
Принцип оптимального подбора учащихся по возрасту на учебном занятии.
Педагогу важно решить, учащихся какого возраста лучше всего объединить на занятии. Психологи считают, что оптимальный возрастной диапазон для эффективного взаимодействия учащихся не должен превышать 3—4 года (Е.И. Дымов и др.). При таком диапазоне ученики могут сотрудничать, достаточно высока срабатываемость детей в группе. Больший диапазон может привести к излишней опеке, а иногда и подавлению инициативе младших старшими, создать дополнительные проблемы в организации совместной работы учащихся разного возраста.
В то же время возможны занятия, когда возрастной диапазон учащихся увеличивается. Это целесообразно в том случае, когда старшие заменяют учителя или помогают при проведении занятия в младшем классе. Возрастной диапазон зависит от того, какие задачи являются приоритетными на конкретном занятии, как соотносится содержание материала в различных классах и сочетаются способности и подготовленность детей разных классов по конкретному предмету и по данной теме, какими педагогическими средствами и методиками пользуется учитель.
Все вышеизложенные принципы взаимосвязаны и должны быть реализованы в комплексе. От этого зависит эффективность разновозрастного занятия.
Структура урока при организации разновозрастных занятий
В условиях обучения учащихся разного возраста и неодинакового уровня физической подготовленности в пределах одного класса организация и проведение уроков физической культуры требуют от учителя тщательной подготовки. По существу, учителю необходимо подготовиться одновременно к нескольким урокам.
В основном, как показывает практика работы малокомплектных сельских школ, уроки физической культуры целесообразно строить на однотемном программном содержании, но возможны и другие варианты построения уроков, особенно при повторении пройденного на предыдущих занятиях, при разучивании нового материала и т. д.
Осуществляя дифференцированный подход в обучении учащихся разного возраста, необходимо более сложные задания предлагать старшим детям (III—IV классы) и упрощенный вариант тех же заданий — младшим школьникам в соответствии с программой каждого класса. Соответственно предъявляются и требования к качеству (технике) выполняемых упражнений.
Уроки физической культуры в малокомплектной школе проводятся по общепринятой структуре — с вводной, основной и заключительной частями.
Первая часть урока (8—10 мин) направлена на организацию учащихся, сосредоточенность их внимания, подготовку к предстоящей двигательной нагрузке во второй, основной, части.
В этой части урока используются упражнения в ходьбе, беге, построениях, перестроениях, несложные игровые задания, игры малой интенсивности. Учитель акцентирует внимание старших детей на четкое выполнение команд и распоряжений, умение сохранять правильную дистанцию в ходьбе и беге.
В беговых упражнениях впереди находятся старшие ребята, а позади младшие с небольшим интервалом от них. Физическая нагрузка регулируется в соответствии с программными нормативами и по внешним признакам утомления всех учащихся (побледнение лица или чрезмерное покраснение, одышка, отказ от выполнения упражнений).
Во второй части урока (25—30 мин) решаются наиболее сложные задачи обучения — прохождение нового программного материала по развитию движений, повторение пройденного с целью совершенствования двигательных навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся каждого класса.
В содержание этой части урока входят общеразвивающие упражнения без предметов и с различными предметами— мячами, скакалками, палками, на скамейках и т. д. Общеразвивающие упражнения содействуют укреплению мышц, суставов, умению ориентироваться в пространстве. Ведущее место занимает обучение основным видам движений— ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, упражнениям в равновесии, лазанью, акробатике, передвижению на лыжах. Обязательным компонентом каждого урока является подвижная игра.
Общеразвивающие упражнения. Построение при проведении гимнастических упражнений может быть различным— в колонны, в шеренги, в два полукруга и т. д. Наиболее рациональный вариант—это построение ребят по классам с небольшим интервалом между ними, тогда учителю легче контролировать действия учащихся и регулировать физическую нагрузку.
Последовательность выполнения упражнений общеразвивающего характера сохраняется общепринятой. Вначале предлагаются упражнения для верхнего плечевого попса, затем — мышц спины и брюшного пресса, далее — для ног. Повторяются упражнения в том же порядке.
Использование физкультурного инвентаря вносит не только интерес и разнообразие, но и позволяет развивать мелкую мускулатуру мышц рук, так необходимую для письма, рисования, а также знакомиться с различными свойствами предметов: формой, цветом и т. д.
Целесообразно с первых уроков научить детей, как старших, так и младших, самостоятельно брать мелкий инвентарь и затем по окончании выполнения упражнений класть в указанное место, что позволяет не только экономить время, но и осознанно действовать в различных ситуациях.
При обучении упражнениям общеразвиваюшего характера наряду с общепринятыми требованиями к методике и организации их проведения желательно находить способы и приемы, позволяющие шире учитывать специфику работы с детьми разного возраста.
Как правило, используют единый комплекс гимнастических упражнений, который одновременно выполняют все дети, однако дозировка (количество повторений) упражнений, требования к технике (качеству) должны быть различны. Например, старшие дети выполняют повороты с четкой фиксацией положения рук, ног, туловища и на определенный счет, а младшие делают поворот переступанием или прыжком и т. д.
Выполнение упражнений младшими детьми (I—II классы) не должно вызывать у них мышечного утомления, которое может развиться при длительном удержании статической позы, поэтому переход от одного исходного положения в другое следует проводить своевременно и последовательно: из исходного положения стоя перевести детей в положение сидя, затем в положение лежа (на спине, животе) и обратно в том же порядке.
Использование музыкального сопровождения способствует повышению эмоционального настроя учащихся, однако, прежде чем приступить к обучению упражнениям под музыку, предварительно их надо апробировать.
Ведущее место на уроке физической культуры занимает обучение жизненно важным видам движений — ходьбе, бегу, прыжкам, метанию.
При обучении основным видам движений в малокомплектной школе могут применяться различные методы организации и их сочетания. Так, например, использование фронтального метода позволяет добиваться наибольшей плотности (двигательной активности). Он применяется при обучении ходьбе, бегу, общеразвивающим упражнениям, некоторых видов прыжков, метания, в элементах лыжного строя и т. д.
Поточный метод применяется при проведении упражнений в чередовании ходьбы и бега по отрезкам, в том числе и на скорость, в прыжках в высоту и в длину с разбега, при обучении акробатическим упражнениям и т. д.
В работе с учащимися малокомплектной школы на ибо лее удачным можно считать именно поточный метод. В зависимости от количества классов упражнения выполняются первым потоком с участием детей III—IV классов, а затем выполняют задание младшие дети. При выполнении упражнений двумя-тремя потоками появляется большая возможность к дифференцированному подходу в обучении учащихся разного возраста.
Конечно, использование такого метода возможно при наличии необходимых условий и спортивного инвентаря (определенного набора). Возможно выполнение упражнений и единым потоком, т. е. всеми учащимися (друг за другом), но тогда с меньшими требованиями к младшим.
В практике работы используются оба варианта поточного метода. Так, например, при обучении учащихся какого-либо класса новым упражнениям учитель распределяет детей на два-три потока (по классам). Один или два класса детей занимаются самостоятельно, выполняя упражнения на повторение и закрепление пройденного, а учащихся другого класса учитель обучает новым упражнениям. И так по мере необходимости учитель отдельно занимается то с одним, то с другим классом для усвоения наиболее сложных разделов программы.
В другом варианте предлагается однотемное задание для всех учащихся, например в равновесии. В этом случае младшие выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с сохранением правильной осанки, руки на поясе, старшие также выполняют ходьбу по скамейке, но с дополнительным более сложным заданием — подбрасывать и ловить мяч.
Посменный метод применяется при обучении детей лазанью, метанию, акробатике и т. д. При таком способе обучение учащихся разных классов может проводиться с использованием одних и тех же заданий, но с разным уровнем требований к технике упражнений и различной дозировкой (физической нагрузкой) к младшим и старшим детям.
Групповой метод используется, как правило, в основной части урока, так как позволяет в большей мере осуществлять дифференцированный подход к обучению отдельных видов упражнений учащихся разных классов в соответствующей дозировке.
Например, учитель разучивает с детьми II класса упражнения в метании, а учащиеся III класса выполняют прыжки через короткую скакалку, дети I класса упражняются в переброске мячей друг другу. По сигналу учителя учащиеся заканчивают упражнения и переходят к выполнению других заданий. Одним из условий группового метода является рациональное чередование видов упражнений в определенной последовательности и в соответствующей нагрузке учащихся каждого класса.
Подвижная игра является обязательным компонентом практически каждого урока. При проведении игр не только происходит повторение и закрепление пройденного программного материала по развитию движений, но значительно повышается положительный эмоциональный тонус учащихся всех классов. Игра доставляет детям радость, именно поэтому даже шалунов не следует исключать из игр.
Проводить подвижные игры на уроках физической культуры в малокомплектной школе сложно. Новую игру учителю следует объяснить кратко и понятно, показать некоторые действия до начала, а не в процессе игры. Если игра детям знакома, то можно ограничиться напоминанием лишь основных правил.
Предложенные варианты игр (разработанные учителем) должны быть посильны и доступны для младших ребят, занимательны для старших и младших одинаково, а также нести смысловую и двигательную нагрузку без искажения правил игры.
Распределение детей в играх и эстафетах на команды желательно не только по классам, но и по группам с примерно равными двигательными возможностями, чтобы играть было весело и интересно. Выбирать водящих следует с помощью коротких считалок или проводить убедительный аргумент (довод), т. е. по справедливости.
В играх с бегом, если дети стоят по кругу, можно предложить по нескольку водящих от младших и от старших ребят. Другой вариант — образовать несколько кругов со своими водящими и т. д.
В играх-эстафетах с бегом, прыжками, передачей мяча также необходимо продумывать наиболее целесообразный вариант построения и проведения. Так, например, в эстафете «Догони свою пару» игроки могут построиться по классам, т. е. двумя командами с небольшим интервалом одна от другой. В перебежках (на быстроту) вначале могут выполнить задание старшие, а младшие — наблюдать, затем можно разделить детей на две команды, равные по своим физическим возможностям. В игре «Салки с ленточками» необходимо образовать две команды — от старших и младших со своими водящими. При проведении эстафет с прыжками и бегом для младших уменьшается дистанция, для старших увеличивается высота и т. д. Однако имеются и такие игры, которые следует проводить отдельно по классам.
Игры, требующие достаточно большого пространства, можно проводить только на площадке (или пришкольном стадионе), используя при этом игровые упражнения, эстафеты, компенсирующие дефицит движений в зимнее время. В содержание третьей, заключительной, части урока, задачей которой является приведение организма детей в относительно спокойное состояние, входят упражнения в ходьбе, несложные игровые задания, игры малой интенсивности, хороводы и т. д.
Во всех частях урока при решении поставленных задач учителю важно осуществлять процесс обучения в соответствии с требованиями программы и возможностями учащихся каждого класса, т. е. дифференцированно.
Важное место в укреплении здоровья детей отводится урокам физической культуры. Как сделать эти занятия, с одной стороны, интересными и увлекательными для школьников, а с другой — эффективными с точки зрения физического совершенствования учащихся, повышения воспитательного потенциала урока? Решение этих вопросов связано с организацией учебных занятий.
В сельской малокомплектной школе много вопросов связано с построением уроков ввиду малой наполняемости классов. На уроках физкультуры педагог вынужден либо заниматься с маленькими группами детей по 3-7 человек, либо объединять классы и создавать разновозрастные группы.
В условиях обучения учащихся разного возраста и неодинакового уровня физической подготовленности в пределах одного класса организация и проведение уроков физической культуры требуют от учителя тщательной подготовки. По существу, учителю необходимо подготовиться одновременно к нескольким урокам.