Педагогический проект «Система оздоровления психофункциональных нарушений в младшем школьном возрасте»
Педагогический проект «Система оздоровления психофункциональных нарушений в младшем школьном возрасте»
Школьные программы повышенного уровня привели к проявлению ряда отрицательных явлений, связанных прежде всего с перегрузкой школьников. Результатом школьной перегрузки явилось то, что 2/3 выпускников школьников выходят из стен школы с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии. Возникла проблема:недостаток двигательной активности учащихся начальных классов, а также эмоциональная и психологическая загруженность школьников. Цель опыта работы: создание системы образования (коррекции) психофизических нарушений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Система оздоровления психофункциональных нарушений в младшем школьном возрасте»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Георгиевка
муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Педагогический проект
«Система оздоровления психофункциональных нарушений в младшем школьном возрасте»
Лобанова Юлия Владимировна,
учитель физической культуры
с. Георгиевка
2013г.
Обоснование
Еще в советские времена школа длительное время по праву считалось одной из лучших в мире. Это подтверждалось специальным исследованием ЮНЕСКО в 1991 году. Однако, школьные программы повышенного уровня привели к проявлению ряда отрицательных явлений, связанных прежде всего с перегрузкой школьников. Результатом школьной перегрузки явилось то, что 2/3 выпускников школьников выходят из стен школы с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии. Возникла проблема: недостаток двигательной активности учащихся начальных классов, а также эмоциональная и психологическая загруженность школьников.
Поэтому проблема здоровья детей стала как никогда актуальная.В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально – экономическое состояние страны, условия воспитания, образование детей, их в жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, образовательное учреждение, где ребенок проводит часть своего времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Целевая группа: проект направлен на учащихся младшего школьного возраста.
Цель опыта работы: создание системы образования (коррекции) психофизических нарушений.
Задачи:
Создание базы данных о состоянии здоровья индивидуальных психофизических особенностях и резервных возможностях организма ученика;
Разработать и реализовать индивидуальные и коллективные программы оздоровления детей в общеобразовательных школах;
Разработать рекомендации образовательного процесса на валеологической основе;
Разработать методику, направленную на сохранения здоровья учеников, на обучения их здорового образа жизни;
Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;
Научить использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.
Законодательно-нормативное обеспечение
– Закон РФ «Об образовании»
– Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
– Инструктивно-методическое письмо МО РФ №65/23-16 от 14 марта 2000г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста»
– Приказ Минздрава РФ №139 от 4 апреля 2003г. «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений»
– Приказ Минздрава РФ от 28.12.2010г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям».
Ожидаемые результаты и социальный эффект опыта
Решая эту задачу, мы организуем следующие результаты:
1. Снижение общих заболеваний 60%.
2. Повышения уровня физического развития 30%.
3. Повышение уровня физической подготовленности прирост показателей развития физических качеств в динамике 40%.
4. Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонных периодах 35%.
5. Сформировать потребность в движениях (умение самостоятельно организовать и провести подвижную игру, заниматься физическими упражнениями) 45%.
6. Умение использовать полученные знания и сформированные умения в изменяющихся условиях обучения 30%.
Участники взаимодействия в опыте работе
Участники
Задачи
Семья
Донести до родителей важность контроля физического состоянием ребенка
Медработники
Диагностика, наблюдение и осмотр состояния здоровья детей, изучение и ведение медицинских карт, заключение об индивидуальных особенностях ученика
Врач ЛФК
Создание картотеки специальных упражнений, использование лечебной гимнастики с комплексным массажем
Администрация школы
Организация и обеспечение материальной базы
Преподаватель физической культуры
Необходимо ориентировать свою деятельность на формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями
Классный руководитель
Проведение классных часов, прогулок, экскурсий, направленных на получение знаний об окружающем мире
Ученик
Получить знания о влиянии занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособность, развитие волевых и нравственных качеств, навыков самоконтроля и самотренировки
Виды контроля
1. Валеологическое образование (учить ребенка быть здоровым)
2. Лечебно-профилактическая работа (адаптация учеников к школе, новым учителям, режиму и т.д., профилактические мероприятия)
3. Физкультурно-оздоровительная работа (обследование, разработка индивидуальных способов коррекции развития ребенка, формирование психолого-педагогических программ развития способностей детей, включение специфических психологических форм воздействия во все виды педагогической работы, становление у школьников к самореализации, развитие уверенности в своих силах, развитие адаптивных и реабилитационных способностей)
4. Психолого-коррекционная работа (психокоррекция, психодиагностика, консультативная работа).
Комплексная диагностика
1. Исследование состояния здоровья детей специалистами.
2. Определение соответствия образовательной сферы:
– создание условий (пособие, оборудование);
– изучение литературы и написание перспективных планов с использованием оздоравливающих технологий;
– составление карт индивидуальных нагрузок для каждого ребенка с учетом всех данных по результатам диагностирования здоровья и физической подготовленности.
Физкультурно-оздоровительная работа
1. Занятия по физкультуре всех видов: традиционных, соревновательных, зачетных, праздников и т.д.
2. Занятия фитнесом.
3. Комплекс психологических мероприятий; психодиагностика, психогимнастика.
4. Система эффективных, закаливающих процедур.
5. Активация двигательного режима учеников (проведение подвижных игр, пеших прогулок).
6. Использование оздоровительных технологий на занятиях: точечный массаж; пальчиковая гимнастика; дыхание по Стрельниковой; психогимнастика по методике Чистяковой; хождение по «дорожке здоровья».
Профилактическая работа
– Постоянный контроль осанки.
– Контролировать дыхание на занятиях с повышенной двигательной нагрузкой.
1. Физические упражнения – утренняя гимнастика, занятия на уроках, профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки), спортивные игры, оздоровительный бег.
2. Гигиенические и водные процедуры – обширное умывание, занятия в бассейне, контрастный душ после бассейна, увлажнение воздуха и т.д.
3. Свето-воздушные ванны – проветривание помещения, прогулка на свежем воздухе, проведение уроков физкультуры больше на улице, обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
5. Аромо- и фито- терапия – ароматизация помещения, фитопитьё, аромомедальоны.
6. Свето- и цвето- терапия – обеспечение светового режима.
7. Аутотренинг и психогимнастика – игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинг подавления отрицательных эмоций.
8. Физиотерапия – люстра Чижевского, кварцевание.
Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы
Создание условий для двигательной деятельности
Система двигательной активности – система психологической помощи
Система закаливания
В повседнев-ной жизни
В школе, специализирован-ных организациях
- создание условия
- занятия в с.м.г.
- Утренняя гимнастика
- С.м.г.
- Занятия на улице
- Физкильтминутки, физкультпаузы
- Психогимнастика
- Спортивно-ритмическая гимнастика
Утренняя гимнастика
- облегчен-ная форма одежды
- сон при темп. 17-19
- полоскание горла
- занятия в бассейне
- контрастный душ
- фиточай
Заключение
Основные преимущества решения данной проблемы методом проектирования: комплексный подход к решению проблемы, распределение полномочий и ответственности среди исполнителей мероприятий проекта, эффективное планирование и мониторинг результатом реализации проекта, развитие физической культуры в образовательном учреждении. Реализация проекта «Система оздоровления психофункциональных нарушений в младшем школьном возрасте» позволит снизить общее заболевания среди учащихся, повысить уровень физического развития и подготовленности, стабилизировать физическую и умственную работоспособность во всех сезонах периодах, сформировать потребность в движениях у детей младшего школьного возраста.
Список литературы:
Научно-методический журнал: Физическая культура в школе образован Министерством просвещения РСФСР 2010г.
Спортивная наука – детям С.Б. Шарманов., Г.К. Кулагина, Челябинск 2007г.
Коррекция нарушения осанки у школьников. Методические рекомендации/ науч. Ред. Г.А. Халемский
Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушение осанки / Под. общ.ред. Г.А. Халемского.