«Чистое» подтягивание на перекладине, как убедился на практике, не всегда эффективно для развития силы, особенно для «середняков», которые не редко составляют основную массу учащихся. Кроме того, это упражнение мало эмоционально и обычно не вызывает устойчивого интереса даже у старшеклассников, у которых, как правило, наблюдается повышенное стремление к осознанному усвоению физических упражнений. В тоже время развитие силы у юношей – одна из главных задач. И для ее решения важно найти наиболее эффективные средства и приемы в конкретных условиях школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка юношей в подтягивании »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
ПОДГОТОВКА ЮНОШЕЙ В ПОДТЯГИВАНИИ
на уроках физической культуры
Подготовил:
Дмитриев Анатолий Иванович,
учитель физической культуры
г. Зима
2014
Физическая культура как составная часть культуры является одним, из важных средств укрепления здоровья.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.
Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
В наш век – век значительных преобразований внесла в жизнь ряд неблагоприятных факторов. К ним следует отнести гиподинамию, нервные перегрузки, стрессы, избыточный вес.
Известно, что фундамент укрепления здоровья закладывается в школе.
Определение физической подготовленности и укрепления здоровья ученика на основе выполнения учебных требований школьной программы является одной из важных задач.
Выполнение отдельных движений зависит от особенностей телосложения и функциональной подготовленности детей. Поэтому при подготовке к выполнению двигательного задания необходимо учитывать физиологические данные и правильного регулирования нагрузки – дифференцированный подход учащихся.
В центре внимания вопрос, связанный с приемом учебных нормативов у учащихся и укрепление здоровья.
Недостаточная физическая подготовленность отдельных учащихся школьного возраста к сдаче учебных нормативов, а также существенная разница в результатах, показываемых даже одногодками, зависит от их индивидуальных особенностей. Однако при избирательном подходе к обучению, соблюдений определенных условий, учете данных физического развития результаты улучшаются.
При занятиях следует учитывать, что обычно низкорослые дети лучше выполняют движения с более сложной координацией, а высокорослые – скоростные линейные. Уровень развития двигательных качеств связан с определенными физиологическими возможностями. Например, выносливость требует аэробного энергообеспечения, быстрота анаэробного. Ученики с хорошо выраженной мышечной массой способны при одинаковой подготовленности выполнять упражнения с преобладанием силового компонента, школьники с умеренно развитой мышечной массой, как правило, не показывают высоких результатов при выполнении упражнении силового характера и на выносливость. Дети со слабовыраженной мышечной массой обычно лучше выполняют упражнения на выносливость. Наглядно эти закономерности можно проследить в беге, ходьбе и передвижений на лыжах.
В школах встречаются ученики, имеющие избыточный вес. Такие дети не выполняют некоторые нормативы. Им рекомендую кроме урока ф.к. дополнительно заниматься в группах О.Ф.П, больше уделять самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Такие дети требуют особого врачебно-педагогического контроля. Все это создает предпосылки для успешного овладения необходимыми навыками и умениями.
Подготовка юношей в подтягивании
«Чистое» подтягивание на перекладине, как убедился на практике, не всегда эффективно для развития силы, особенно для «середняков», которые не редко составляют основную массу учащихся. Кроме того, это упражнение мало эмоционально и обычно не вызывает устойчивого интереса даже у старшеклассников, у которых, как правило, наблюдается повышенное стремление к осознанному усвоению физических упражнений. В тоже время развитие силы у юношей – одна из главных задач. И для ее решения важно найти наиболее эффективные средства и приемы в конкретных условиях школы, таким средством стало лазанье по канату. Существую три распространенных способа создания максимальных силовых напряжений:
1 – повторное поднимание непредельного веса (отягощения) до выраженного утомления,
2 – поднимания предельного веса,
3 – поднимание непредельного веса с максимальной скоростью.
Исходя из этого, разработал конкретную методику силовой подготовки.
Предварительно у всех юношей определяется конкретный результат по подтягиванию на перекладине. В рабочей тетради фиксирую этот результат каждого ученика.
В зале – 4 каната. Юноши упражняются в четырех группах по силам. Каждая группа получает задание, результаты выполнения отмечаю. Перед очередным уроком просматриваю результаты и в ношу соответствующие коррективы где (изменяю содержание заданий, нагрузку).
Специальные упражнения рассчитаны на занятия в течение двух месяцев – в ноябре и декабре. Известно, что в основе повышения тренированности лежит адаптация организма к нагрузкам. Такая адаптация происходит быстрее, если в течение какого-то времени нагрузка остается стандартной. Поэтому и был определен неизменный комплекс упражнений, который выполнялся достаточно длительное время.
1 – лазанье по канату с помощью ног многократно, до усталости. При этом учащимся сообщаю такие сведения: чем больше мышечных волокон возбуждаются одновременно, чем чаще поступают импульсы в мышцу, тем суммарная сила больше, и многократное повторение приводит к структурной перестройке мышц.
2 – лазанье по канату с помощью ног с отягощением (с весом 5 кг).
Сведения учащимся: это упражнение способствует увеличению веса и объема мышц (переход от структурной перестройке мышц к увеличению их веса и объема).
Постепенно, строго индивидуально, увеличиваю вес отягощения – лазания 10 кг, 15кг. Рекордный вес отягощения – 25 кг. Учитывая, что метод максимальных усилий вызывает эмоциональное утомление, применяю его не более одного раза в неделю.
3 – лазанье по канату с помощью ног с отягощением и без него на скорость (время фиксируется секундомером). Первый подход – без отягощения, второй – 5 кг, третий - 10 кг. Более подготовленные ребята добавляют 5 кг. Сведения учащимся: эти упражнения относятся к работе максимальной мощности, продолжительность их не более 22 сек.
4 – лазанье по наклонному канату 45 с помощью ног без отягощения в спокойном ритме. Необычность выполнения всегда вызывает шутки и косвенно помогает снимать усталость и напряжение.
5 – лазанье по канату без помощи ног с отягощением и без него – заключается в физической подготовке, перед контрольном подтягивании на перекладине.
В итоге двухмесячной интенсивной подготовки на канате контрольный результат учащихся в подтягивании на перекладине увеличивается в два раза.
Веду контроль за величиной нагрузки. Одним из наиболее доступных методов контроля величины нагрузки может служить наблюдение за чистотой сердечных сокращений.
Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 170-180 ударов в минуту. Контролирую частоту пульса, особенно у тех, кто пропускал уроки физкультуры по болезни, у кого недостаточный уровень физической подготовленности, а также у школьников, отнесенных к подготовительной медицинской группе.
При первых признаках сильного утомления даю ученику отдых или полностью освобождаю его от выполнения упражнений.
Результаты наблюдений позволили сделать вывод, что учащиеся с различным физическим развитием требуют индивидуального подхода при подборе общеразвивающих упражнений, вдумчивого отношения к их физическому совершенствованию.
В заключение хотелось бы еще раз отметить следующее. Какие бы глобальные проблемы, и вопросы мы ни пытались сегодня ставить, наверное, правильнее всего подходить к ним таким образом, чтобы сама постановка проблемы или вопроса была началом пути, а еще лучше – ключом к их решении.