Непременным условием успешной деятельности учителя физической культуры и спорта является уверенное овладение методическими навыками проведения подвижных игр, знание структуры игровой деятельности.
Научить использовать подвижные игры и игровой метод в работе по физической культуре - один из основных видов профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста по физическому воспитанию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры для учащихся начальной школы»
ПОЯСНЕНИЕ
Непременным условием успешной деятельности учителя физической культуры и спорта является уверенное овладение методическими навыками проведения подвижных игр, знание структуры игровой деятельности.
Научить использовать подвижные игры и игровой метод в работе по физической культуре - один из основных видов профессионально-педагогической подготовки будущего специалиста по физическому воспитанию.
Совершенствование профессионально-педагогических навыков по организации и проведению подвижных игр одна из задач спортивно-оздоровительной практики, которые в дальнейшем закрепляются на педагогической практике в школе, ДЮСШ, детских оздоровительных лагерях.
Будущий учитель должен на высоком профессиональном уровне знать, с одной стороны, структуру и специфику собственно педагогической деятельности в процессе решения задач физического воспитания подрастающего поколения, взрослого населения, с другой стороны, содержание и особенности их деятельности по реализации этих задач.
На практических занятиях студенты должны познакомиться с подвижными играми, предусмотренными учебной программой по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, спортивных секциях, детских оздоровительных лагерях, приобрести необходимые знания и навыки по методике проведения подвижных игр.
Самостоятельная работа включает в себя изучение и реферирование литературы по специальным вопросам, составление различной документации, проведение наблюдений, анализ педагогической деятельности, проведение соревнований и мероприятий с использованием подвижных игр.
Данное учебное пособие позволит решить вопросы практического применения подвижных игр, оказать помощь в написании конспектов и программ соревнований по подвижным играм.
Пособие предназначено для самостоятельной подготовки к проведению подвижных игр студентами.
«Лесные пятнашки»
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловушка».
Данная игра проводится в лесу, саду, роще.
Из числа играющих выбирается водящий (ловушка, пятнашка). Ловушка должен догнать и «запятнать» убегающего игрока. Тот, кого водящий запятнает, становится водящим, а водящий входит в число играющих.
Правила игры: эта разновидность игры имеет ряд ограничений. Нельзя пятнать игрока в следующих случаях:
- если он прижмется спиной к дереву;
- если два игрока взялись за руки и окружили дерево;
- если играющий сам смог обхватить дерево руками;
- если играющий смог повиснуть на дереве, оторвав ноги от земли.
Все эти условия в лесу, конечно, значительно усложняют задачу водящего. Заранее оговаривается продолжительность игры.
«Два Мороза»
По цели и характеру является одной из разновидностей игры «Ловушка» (салки, пятнашки).
На игровой площадке на расстоянии 15-25 м друг от друга проводятся две линии. За этими линиями располагаются «домики», а между ними - игровое поле.
Из общего числа играющих выбирают двух водящих, которые становятся в центре площадки и говорят рифмовку:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые!
Я Мороз - Красный Нос,
А я Мороз - Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?!..
Дети, стоящие за одной из черт в «домике», хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам Мороз!
После этих слов они стараются перебежать игровую площадку и скрыться за другой линией в доме. Оба Мороза стараются коснуться рукой («запятнать») как можно больше перебегающих детей. Тот игрок, которого коснулась рука Мороза, застывает на месте, а остальные играющие скрываются за линией дома.
Затем следует перебежка в другую сторону. Во время этой перебежки играющие могут выручить своих «осаленных» товарищей, коснувшись их рукой. После этого ранее «запятнанный» игрок возвращается в игру и старается скрыться за линией дома.
Правила игры:
- водящие не имеют права касаться рукой игроков, успевших пересечь линию;
- после нескольких перебежек выбираются новые Морозы, а игра начинается сначала.
«Салки»
По цели и характеру игра является разновидностью «ловушек».
Из играющих детей выбирается водящий - салка. Остальные игроки строятся в шеренгу. Водящий выходит на середину игровой площадки и громко говорит: «Я - салка!».
По этому сигналу играющие разбегаются по площадке, а водящий должен догнать и коснуться рукой («осалить») игроков. Тот, кого салка коснулся, останавливается, поднимает руку и громко говорит: «Я - салка!».
Новый салка не может сразу же коснуться рукой прежнего водящего. Игра может продолжаться, или по команде руководителя все собираются и строятся в шеренгу, а игра начинается сначала.
Условия игры можно усложнить: не разрешается «салить» игрока, если он при приближении водящего успел присесть на корточки, или встать на любую возвышенность, или взяться за руки с кем-нибудь из игроков.
«Запрещенные движения»
Цель игры: развитие внимания и быстроты реакции.
Все играющие выстраиваются в большой круг. В центре круга становится учитель. Перед началом игры он показывает всем 2-3 запрещенных движения, которые нельзя повторять. Затем учитель начинает делать движения, а все играющие должны их повторить, кроме тех, которые запрещены. Игрок, допустивший ошибку и выполнивший запрещенное движение, получает штрафное очко.
В конце игры подсчитываются штрафные очки. Побеждает ребенок, не сделавший ошибки.
«Дедушка-рожок»
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловушка».
На игровой площадке проводят две линии на расстоянии 10-15 м. Между ними посередине в стороне чертится круг диаметром 1-1,5 м.
Из числа играющих выбирается водящий («пятнашка»), но его называют «дедушка-рожок». Он занимает свое место в круге. Остальные играющие делятся на две команды и становятся в своих домах за обеими линиями.
Водящий громко спрашивает: «Кто меня боится?»
Играющие дети отвечают ему хором: «Никто!»
Сразу после этих слов они перебегают из одного домика в другой через игровое поле, приговаривая:
«Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!
Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!»
Водящий выбегает из своего домика и старается «запятнать» (дотронуться рукой) бегущих игроков. Тот, кого водящий «запятнает», уходит вместе с ним в его дом-круг.
Когда дети перебегут из дома в дом и займут свои места, игра возобновляется, но водящих уже двое.
Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.
«Третий лишний»
По цели и характеру является одной из разновидностей игры «Пятнашки».
Из общего числа играющих выбирают двоих: один из них - водящий. Остальные играющие становятся попарно друг за другом лицом к образовавшемуся кругу (круг можно начертить на игровой площадке диаметром 5-6 м).
Первый играющий отходит от водящего на 3-4 шага и начинает убегать. Водящий должен догнать его и «запятнать». Чтобы не быть «запятнанным», убегающий игрок может стать впереди любой пары и сказать: «Третий лишний!» («Много троих, хватит двоих!»).
После этих слов стоящий последним в паре начинает убегать от водящего. Если водящему удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями.
Правила игры: бегать можно только по кругу, но нельзя перебегать через него.
«Белые медведи»
По цели и характеру является одной из разновидностей игры «Ловушки».
В середине игровой площадки чертится круг или овал, который изображает льдину. Из числа играющих выбирают двух «белых медведей», которые встают на «льдину». Остальные играющие свободно ходят и бегают вне пределов «льдины» на игровой площадке.
По сигналу руководителя (свисток, хлопок в ладоши и т.д.) или по его команде «белые медведи» отправляются «на охоту». Они идут, взявшись одними разноименными руками (левая-правая) и пытаются обхватить кого-нибудь из играющих свободными руками. Пойманного игрока они отводят на льдину. Когда на льдине оказывается двое пойманных игроков, они становятся второй парой «белых медведей».
Игра оканчивается по договору: когда большая часть играющих стала «белыми медведями» или когда останется 2-3 играющих на игровом поле.
«Смени место»
Цель игры: развитие скоростных качеств, ловкости, внимания, умения играть в команде.
На игровой площадке проводятся две линии на расстоянии 10-25 м (в зависимости от размеров игровой площадки и возраста играющих). Все играющие делятся на две команды с равным числом участников. Каждая команда выстраивается в шеренгу у линии с двух сторон.
По сигналу руководителя или по его команде команды игроков стремятся поменяться местами, то есть перебежать за противоположную линию и выстроиться в шеренгу, заняв каждый свое место.
Побеждает команда, которая сумела первой разместиться за противоположной линией.
«Свободное место» («Пустое место»)
Цель игры: развитие скоростных качеств, ловкости, внимания.
Из числа играющих выбирается водящий. Остальные дети становятся в круг, очерчивая к тому же небольшой круг (диаметром 40 см) вокруг своих ног. Водящий подбегает к одному из стоящих и дотрагивается до него рукой. После этого водящий бежит в одну сторону, и игрок - в другую. Каждый из них стремится быстрее обежать круг и занять освободившееся место. Оставшийся из двоих без места становится водящим, и игра продолжается.
Правила игры: пробегать через круг запрещается.
«Стоп» («Тише едешь - дальше будешь»)
Цель игры: развитие внимания, умения действовать по сигналу.
На игровой площадке очерчивается круг диаметром 1-1,5 м, на расстоянии 20-30 м от него проводится черта.
Из числа играющих выбирается водящий, который становится в круг. Остальные играющие становятся на противоположной стороне, за чертой. Водящий, стоя спиной к игровому полю, говорит: «Быстро шагай, не зевай!» («Тише едешь - дальше будешь»).
После этих слов играющие дети быстро бегут по направлению к водящему. Но он неожиданно произносит: «Стоп!» и оборачивается. При этом слове все играющие должны замереть на месте.
Если оглянувшийся водящий замечает играющего, сделавшего движение после команды «Стоп!», то возвращает его снова за линию, а остальные находятся на тех местах, где их застала команда водящего.
Водящий снова поворачивается спиной к играющим и произносит те же слова. Играющие делают движение с того места, где их застала команда водящего.
Игра продолжается до тех пор, пока один из участников игры не встает в круг водящего двумя ногами до того момента, когда водящий произнесет слово: «Стоп!».
Тот, кто первый встал в круг, становится водящим, а игра начинается сначала.
«К своим флажкам»
Цель игры: развитие внимательности и быстроты реакции.
Играющие делятся на 3-4 группы. На игровой площадке чертятся кружки диаметром 1,5-2 м по числу играющих групп (3-4). В центре кружка стоит игрок с флажком определенного цвета (для каждой группы свой), а вокруг него собираются остальные игроки команды.
По сигналу учителя или по его команде: «Побежали!» все участники игры, кроме одного в каждой группе с флажком, разбегаются по площадке. По повторному сигналу или команде «Стоп!» все останавливаются, приседают и закрывают глаза. В это время игроки с флажками меняются местами, переходя из круга в круг.
Учитель вновь подает команду: «К своим флажкам!» Играющие открывают глаза и бегут в круг, где стоит игрок с флажком цвета их группы. Выигрывает группа, быстрее других собравшаяся в своем круге.
Вариант игры: собираться можно в колонны, шеренги, парами и т.д.
«Волк во рву»
Цель игры: развитие внимания, тренировка координации движений.
На игровой площадке проводятся две линии на расстоянии 1-1,5 м. Расстояние между ними - это ров, в котором находится водящий-волк. Волк может передвигаться только между этими линиями.
Остальные играющие - «козочки» - по сигналу учителя перебегают с одной стороны площадки на другую, перепрыгивая через ров. В это время волк старается поймать козочек, коснувшись рукой. Игроки, которых коснулся волк, останавливаются и выбывают из игры.
Вариант игры: водящих может быть 2-3. Проводится соревнование между волком (волками): кто больше за определенное число перебежек (4-5) поймает козочек, а также отмечаются козочки, ни разу не пойманные волками.
«Зайцы в огороде»
Цель игры: развитие внимания, ловкости, прыгучести.
На игровой площадке чертятся один в другом два круга диаметром 7-9 и 3-4 м. Из числа играющих выбирается водящий - сторож. Его место - в малом круге (огороде). Остальные играющие - зайцы. Они располагаются в большом круге.
По сигналу учителя зайцы, прыгая на двух ногах, проникают в огород и возвращаются обратно только прыжками. Сторож должен поймать («запятнать») как можно больше зайцев, дотронувшись рукой.
Пойманные зайцы выходят из игры. Когда будет поймано 5-6 зайцев, выбирается новый водящий - сторож, а старый становится зайцем. Игра начинается сначала.
«Возьми кеглю»
Цель игры: развитие скоростных навыков бега, ловкости, быстроты реакции.
На игровой площадке ставится стул или табурет, на который ставят кеглю или булаву. По обе стороны от табурета проводят линии на равном расстоянии 5-8 м. Играющие делятся на пары. Каждая пара становится у линий (каждая у своей) лицом друг к другу.
По сигналу или по команде учителя дети бегут к табурету, стараясь схватить кеглю первым. Побеждает тот, кто это сделал первым.
Затем могут проводиться соревнования между победителями пар.
Правила игры: нельзя применять силу, вырывать кеглю из рук соперника, толкаться.
«Караси и щука»
По цели и характеру напоминает игру «Ловушка».
Игровая площадка разделена двумя линиями на расстоянии 10-15 м одна от другой. Из играющих выбирается водящий - «щука», а остальные участники игры - «караси». Водящий-«щука» стоит в центре, а «караси» располагаются на одной стороне площадки за линией.
По сигналу или команде учителя «караси» перебегают на противоположную сторону, стараясь скрыться за линией, а «щука» ловит их, дотронувшись рукой.
Когда пойманы 3-4 «карася», они образуют невод, взявшись за руки. Теперь, перебегая от черты к черте, играющие «караси» должны пробежать через невод (под их руками).
Когда щукой пойманы 8-10 человек, они образуют круг-корзину, а остальные караси должны пробежать через нее (дважды пройти под руками).
Когда пойманы 14-16 человек, они образуют две шеренги, взявшись за руки, между которыми должны пройти остальные караси, но на выходе стоит щука и ловит их.
Победителем считается последний пойманный карась.
«Дойди до середины»
Цель игры: развитие ловкости, укрепление мускулатуры рук.
Для данной игры берутся две круглые палки одинаковой длины и одинакового диаметра. К середине каждой палки привязывается конец шнура длиной 8—10 м, а его середина отмечается привязанной яркой ленточкой. Двое играющих берут по палке и отходят друг от друга на длину шнура так, чтобы он был в натянутом состоянии.
По сигналу проводящего игру дети начинают быстро вращать палки обеими руками, наматывая на них шнур, и продвигаться постепенно вперед, поддерживая шнур в натянутом состоянии. Выигрывает тот участник, который раньше намотает шнур до ленточки.
В игре может принимать участие любое количество детей. Каждый раз играет другая пара.
Варианты игры:
- Выигравший получает право продолжить игру с другим партнером до первого поражения. Выявляется участник, победивший большее число раз.
- Проигравшие выбывают, а между победителями пар устраивается соревнование с последующим выбыванием до выявления одного победителя.
«Эстафета в мешках»
Цель игры: развитие ловкости, выносливости, координации движений.
На игровой площадке проводится линия старта, а на расстоянии в 8-19 м от нее устанавливаются два флажка (палочки и т.п.), расстояние между которыми 1,5-2м.
Все играющие дети разделены на две команды с равным числом участников. Они строятся у черты в две колонны, расстояние между которыми 1,5-2 м.
Игроки, стоящие первыми в командах, влезают в мешки.
По сигналу учителя или по его команде играющие начинают бег в мешках, придерживая их у пояса. Добежав каждый до своего флажка, огибают его и так же в мешках возвращаются к линии старта, где передают мешок следующему участнику.
Так продолжается до тех пор, пока все участники не пробегут дистанцию в мешках. Выигрывает команда, быстрее других выполнившая задание.
«Гуси-лебеди»
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловушка» (салка, пятнашка).
На игровой площадке чертятся две линии на расстоянии 15-25 м (в зависимости от возраста играющих). Из числа играющих выбирается «волк» (реже - два), который стоит между линиями. За одной линией находятся остальные участники - «гуси», а за другой - учитель.
Учитель обращается к гусям: «Гуси-гуси!»
Гуси отвечают:
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да, да, да!
- Ну летите!
- Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!
- Ну летите, злого волка берегитесь!
После этих слов гуси спешат домой от одной линии к другой, а выбежавший волк (волки) старается поймать («запятнать») как можно больше гусей. Пойманных гусей волк отводит в свое логово.
После двух-трех таких «перелетов» выбирается новый волк, а пойманные гуси возвращаются в игру, которая начинается сначала.
«Бег с препятствиями»
Цель игры: развитие внимательности, ловкости, координации движения, укрепление опорно-двигательного аппарата.
Игру лучше проводить в лесу. Учитель отмечает дистанцию 60-100 м, выбирает и указывает на ней детям препятствия (можно отмечать их флажками), которые надо обязательно преодолеть во время бега: перепрыгнуть невысокий барьер из прутиков, пробежать по бревну, обежать дерево в указанном месте, перешагнуть, наступая на пенек или кочку, и т.п.
Правила игры: дети бегут медленно, с интервалом, друг за другом. Главное в этой игре не скорость бега, а правильное выполнение всех заданий на участке бега.
«Передай мяч»
Цель игры: развитие меткости, глазомера.
Все играющие становятся в большой круг на расстоянии шага друг от друга. В руках одного из играющих мяч. По сигналу или по команде учителя дети начинают передавать мяч по кругу, говоря рифмовку:
«Раз, два, три,
Мяч скорей бери!
Четыре, пять, шесть,
Вот он, вот он здесь!
Семь, восемь, девять,
Бросать кто умеет?
Я!..»
Тот, у кого при слове «я» мяч оказывается в руках, выходит на середину круга с мячом и говорит:
«Раз, два, три –
Беги!»
После этих слов дети разбегаются в разные стороны, а водящий с мячом бросает его, не сходя с места, в разбегающихся детей. Тот ребенок, в которого попал мяч, пропускает одну игру. Остальные дети снова становятся в круг. Мяч в руках у бывшего водящего. Игра начинается снова.
Правила игры: передавать мяч можно сначала в одну, а затем в другую сторону.
«Охотники и утки»
Цель игры: развитие глазомера, ловкости.
На игровой площадке чертится круг диаметром 5-8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа).
Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники» - за кругом. «Охотники» получают мяч.
По сигналу или по команде учителя «охотники» начинают мячом выбивать «уток». «Убитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Во время броска мяча «охотникам» нельзя переступать черту круга.
Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.
Вариант игры: Из числа играющих выбираются 3-4 «охотника», которые стоят в разных концах площадки. У каждого «охотника» по малому мячу. Играющие разбегаются по площадке, но не выходят за ее пределы.
По сигналу или по команде учителя все играющие останавливаются на своих местах, а «охотники» целятся и бросают в них мячи. Играющие могут уклоняться от летящего мяча, но им нельзя сходить со своего места.
Выбитые «утки» выходят из игры. Выигрывает «охотник», выбивший наибольшее число «уток».
«Защити товарища»
Цель игры: развитие ловкости.
Из числа играющих выбирают две-три пары игроков. Остальные играющие образуют большой (диаметром 5-8 м) круг. В середину этого круга выходят пары, в которых один игрок стоит за другим.
Задача игроков, стоящих в кругу, попасть волейбольным мячом в игрока, стоящего вторым. Первый игрок защищает его, отбивая мяч ногами, руками, головой.
Игрок из круга, попавший во второго игрока, сменяет защитника, который становится вторым. Выбитый игрок становится в общий круг, и игра продолжается.
Побеждает та пара игроков, которая смогла продержаться в круге дольше других.
«Мяч соседу»
Цель игры: развитие ловкости.
Из числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки становятся в круг на расстоянии одного шага друг от друга, а в центре круга - водящий.
По сигналу или по команде учителя игроки начинают передавать мяч друг другу вправо или влево, но обязательно рядом стоящему игроку. Направление передачи мяча может меняться в процессе игры много раз. Задача водящего - не покидая пределы круга, дотронуться до мяча, находящегося в руках игрока, или во время передачи.
Если это удается, то тот игрок, у которого был в данный момент мяч, становится водящим и игра начинается сначала.
«Стойки» («Салки»)
Цель игры: развитие ловкости, меткости.
На игровой площадке на расстоянии 4-5 шагов от стены (забора) проводится линия. Играющие собираются у этой линии. У одного в руках мяч.
По сигналу или по команде учителя ребенок с силой бросает мяч о стену, одновременно четко называя имя одного из игроков. Тот, чье имя названо, должен поймать мяч, не дав ему коснуться земли. После этого уже он бросает мяч о стену и называет имя следующего игрока. Если названный игрок не поймал мяч, то он становится водящим (салкой).
Подобрав мяч, отскочивший от земли, или подняв его, игрок кричит: «Стой!» («Замри!») разбегающимся в разные стороны детям. По его команде дети останавливаются на своих местах. «Салка» старается попасть мячом («осалить») в ближайшего игрока. Он бросает мяч, не сходя с места или делает один шаг (эти условия оговариваются перед игрой). Игрок, в которого попал мячом «салка», выбывает из игры, а остальные возвращаются к стене и продолжают игру до тех пор, пока не будет «осалена» половина игроков.
«Пингвин с мячом»
Цель игры: развитие ловкости.
Две команды выстраиваются в колонны по одному. Перед ними в десяти шагах ставят по флажку. Первые номера в командах получают по волейбольному мячу. Зажав его между коленями и передвигаясь прыжками, они устремляются к флажку, огибают его справа и возвращаются. Мячи передаются вторым игрокам, потом третьим и т.д. Побеждает команда, завершившая игру первой.
Вариант игры: (с усложнением) каждый должен передвигаться с двумя мячами - один зажать между коленями, а другой держать в руках.
«Сбей кеглю»
Цель игры: развитие ловкости, меткости.
На очищенной от снега ледовой площадке устанавливают ворота, а на линии ворот ставят кегли разного цвета (или несколько других предметов).
Играющие стараются сбить кеглю, посылая шайбу клюшкой с расстояния 3-4 м. Каждый имеет право сделать определенное число бросков. В конце игры подсчитывается общее количество сбитых кеглей.
Можно установить количество очков за сбитую кеглю определенного цвета, а потом подсчитать общее количество очков.
Вариант игры: при отсутствии клюшек и шайбы можно сбивать кегли снежками. Каждый игрок имеет право на определенное число бросков.
«Сороконожки на лыжах»
Цель игры: развитие ловкости, смелости, быстроты движения, чувства товарищества; совершенствование ходьбы на лыжах.
Для проведения игры выбирают большую площадку или поляну, покрытую снегом. Все играющие делятся на 2-3 команды с равным числом участников. У каждого играющего пара лыж, но без палок.
Вся игровая площадка разделяется двумя линиями: «старт» и «финиш», между которыми расстояние 150-200 м. Каждая из линий отмечается двумя флажками.
Команды выстраиваются в колонну по одному на линии старта и берутся руками за кусок каната или толстой веревки.
По сигналу руководителя или по команде: «Марш!» команды начинают движение к линии финиша, стремясь не разъединиться на ходу. Если участники разъединились при движении, то передняя часть колонны останавливается и ждет отставших, соединяется и только после этого продолжает движение вперед. Ни один лыжник не должен выпустить веревку (канат) из руки или, выпустив его, вновь взять в руки.
Побеждает та команда, последний игрок которой пересечет линию финиша раньше остальных игроков другой команды.
«Пройди ворота»
Цель игры: развитие ловкости, координации движений, умения управлять на ходу санками.
Играющие по очереди спускаются на санках с горки. На середине пути устанавливаются ворота из длинных прутьев, которые нужно проехать, не сбив прутья. При этом дети учатся управлять на ходу санками, опуская для этого на снег ногу с той стороны, в которую нужно повернуть или, крепко зажав санки коленями, слегка наклоняют туловище назад - в сторону поворота.
Итоги можно подводить по 2-3 заездам (спускам).
Побеждает тот, кто при спуске ни разу не задел ворота.
Варианты игры:
- при спуске, если он достаточно длинный, можно установить 2-3 воротцев;
- можно вдоль спуска расставить флажки, которые спускающийся на санках ребенок должен собрать.
«Кто быстрее?»
Цель игры: обучение ходьбе на лыжах (в младших классах) разными способами.
На игровой площадке, покрытой снегом, отмечают линии «старта» и «финиша» с расстоянием между ними 25-30 м.
На линии старта выстраиваются 3-5 играющих на расстоянии 1,5-2 м друг от друга и по сигналу или команде учителя начинают бег на лыжах. Побеждает тот участник, кто первым пересечет линию финиша.
Варианты игры:
- забеги можно осуществлять с помощью палок или скользящим шагом без них, определяя победителя по итогам двух заездов;
- можно проводить игру, разделив детей на 2-4 команды с равным числом участников, в виде эстафеты.
«Слалом на равнине»
Цель игры: развитие ловкости, обучение детей обходить препятствия при ходьбе на лыжах.
На ровном месте, покрытом снегом, размечают игровую площадку: проводят две линии на расстоянии 25-30 м (линии старта и финиша). На этой дистанции расставляют 5-7 меток (лыжные палки, ветки и т.п.) на расстоянии 4-5 м.
Начиная бег с линии старта по сигналу или по команде учителя, ребенок пробегает между метками змейкой, огибая препятствия то с правой, то с левой стороны. Победителем признается тот, кто быстрее всех закончил дистанцию, достигнув линии финиша и при этом не свалив ни одной метки.
Вариант игры: бег может осуществлять ребенок как с лыжными палками, так и без них.
«Салки маршем»
Цель игры: развитие ловкости, быстроты реакции.
Игровая площадка отмечена двумя линиями на расстоянии 60-100 м. Участники делятся на две команды с равным числом игроков. Каждая из команд (№1 и №2) выстраивается в шеренгу на противоположных линиях.
По команде учителя команды начинают движения в шеренгах на лыжах без палок навстречу друг другу, сохраняя при этом равнение шеренги.
Когда между шеренгами расстояние сокращается до 8-10 м, учитель называет номер команды: «Первая!» или «Вторая!»). Эта команда всей шеренгой быстро поворачивается на месте и стремится быстрее скрыться за границу своей линии, а команда противника пытается догнать убегающих и «запятнать» как можно больше игроков, пока они не успели покинуть пределы игровой площадки.
В следующий раз команды меняются местами.
Побеждает та команда, в которой учитель определяет меньшее число «запятнанных» игроков.
«Шайбу в ворота»
Цель игры: развитие ловкости, меткости.
На очищенной от снега ледовой площадке устанавливают ворота (можно сделать отметку двумя столбиками и т.д.). Каждый из играющих посылает шайбу клюшкой по очереди с расстояния 6-8 м.
Каждый игрок имеет право на определенное число бросков (5-6).
Выигрывает тот, кто смог попасть в ворота большее число раз.
После подсчета очков (попаданий) игру можно повторить, а очки суммировать во всех попытках.
«Загони шайбу» («Загони льдинку»)
Цель игры: развитие ловкости, прыгучести, укрепление костно-мышечного аппарата ног.
В центре игровой площадки рисуют большой круг (диаметром 2-3 м), от которого в разные стороны расходятся 8-10 линий-лучей на равном расстоянии друг от друга. Длина каждого луча 2,5-3 м. Длина лучей должна быть одинаковой, а заканчивается луч маленьким кружком (диаметром 15-20 см). Лучи можно делать разноцветными. В каждый маленький кружок, у которого стоит по игроку, кладется шайба (деревянный кружок, льдинка, плоский камень и т.п.).
По сигналу учителя, прыгая на правой ноге, все игроки стремятся загнать свою шайбу в большой круг. Перепрыгнув границу круга, игрок может стать на две ноги и немного отдохнуть. После этого каждый игрок гонит свою шайбу обратно, прыгая уже на левой ноге, и старается придерживаться своей линии. Побеждает тот игрок, кто первый достигнет малого кружка.
Варианты игры:
- у каждого малого кружка может быть команда из 3-5 человек, а не один игрок. В таком случае игра проводится в виде эстафеты, а побеждает та команда, последний игрок которой пригонит первым шайбу к маленькому кругу;
- играющие ведут шайбу не ногами, а клюшками, но в таком случае длина лучей увеличивается до 8-10 м.
«Подними предмет»
Цель игры: развитие ловкости, умения сохранять равновесие, освоение координации рук и ног, правильного положения туловища при передвижении на лыжах.
По условиям данной игры ребенок должен спуститься на лыжах с невысокой горки. На середине спуска находится приготовленный заранее предмет (еловая шишка, кегля, флажок и т.п.), который ребенок должен поднять, присев и наклонившись во время движения, не потеряв при этом равновесия.
Вариант игры: ребенок может спускаться с этой горки на санках, а во время движения поднять определенный предмет. Предметов может быть несколько, и за каждый из них начисляются очки.
«Встречная эстафета»
Цель игры: развитие быстроты, внимательности.
На поляне проводят две черты или прокладывают два параллельных лыжных следа на расстоянии 60 м - это стартовые линии. Играющие делятся на две команды с равным числом участников, которые выстраиваются в колонны на противоположных стартовых линиях.
По сигналу или команде учителя стоящие первыми в колоннах начинают бег в прямом направлении навстречу друг другу, стремясь как можно быстрее добежать до противоположной линии.
В момент пересечения линии играющий подает условный знак (поднятая рука, крик и т.п.), по которому начинает бег следующий участник команды. Побеждает та команда, все игроки которой первыми, соберутся за стартовой чертой другой команды.
«Хоккей на снегу»
Цель игры: развитие ловкости, умения ориентироваться в пространстве.
Игра проводится на утоптанной снежной площадке размерами 10-15 на 3-4 м. На противоположных концах площадки отмечают ворота шириной 60-80 см.
Играют две команды, состоящие из 2-3 игроков, стараясь загнать клюшкой шайбу в ворота противника. Игра проводится до трех заброшенных шайб, а потом на площадку выходят другие пары или тройки.
«Лодочники»
Цель игры: развитие ловкости, скоростной реакции.
Игра проводится на утоптанной снежной поляне (можно проводить на снежной поляне на лыжах, но с увеличением дистанции).
На игровой площадке чертятся две линии: берега реки на расстоянии 10-12 м (для лыжников 25-30 м).
Образовывается 2-3 команды, которые в свою очередь делятся на «пассажиров» и «лодочников». У одного края площадки (берегу) стоят «лодочники», выстроившись в колонну, а у противоположного - «пассажиры», в руках у каждого из них по снежку.
Учитель объясняет, что на противоположном берегу «лодочников» с нетерпением ждут «пассажиры», но брать можно не более одного «пассажира».
По сигналу или команде учителя «Поплыли!» «лодочники» перебегают на противоположный берег, берут у стоящих первыми игроков снежок и возвращаются, становясь в конец колонны. Игрок, отдавший свой снежок, также становится в конец своей колонны. Затем «плывут» вторые номера, третьи и т.д.
Побеждает команда, быстрее закончившая переправу. Потом «лодочники» и «пассажиры» меняются местами и игра начинается сначала.