Применение инновационных и здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в МКОУ СОЩ№1 г.Дубовки
Применение инновационных и здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в МКОУ СОЩ№1 г.Дубовки
Вся наша работа в школе строится на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», программы реформирования образования определяют в качестве решающего условия успешности преобразований создание двух главных социальных ориентиров - развитие образовательных систем, обеспечение высокого качества образования и сохранения и укрепления состояния здоровья учащихся и педагогов, работающих в режиме инновационных, экспериментальных технологий. В рамках этих преобразований формулируются задачи создания на всех уровнях управления, обеспечивающего развитие образовательных систем без ущерба для здоровья обучаемых, ориентированные на состояние здоровья учащихся и педагогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных и здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в МКОУ СОЩ№1 г.Дубовки »
Применение инновационных и здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
Направления модернизации системы физкультурно- спортивного воспитания на базе инновационного опыта и здоровьесберегающих технологий
учителя физической культуры Пяткиной Н.Е.
Вся наша работа в школе строится на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», программы реформирования образования определяют в качестве решающего условия успешности преобразований создание двух главных социальных ориентиров - развитие образовательных систем, обеспечение высокого качества образования и сохранения и укрепления состояния здоровья учащихся и педагогов, работающих в режиме инновационных, экспериментальных технологий. В рамках этих преобразований формулируются задачи создания на всех уровнях управления, обеспечивающего развитие образовательных систем без ущерба для здоровья обучаемых, ориентированные на состояние здоровья учащихся и педагогов.
Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие. Поэтому важное место в своей деятельности я отвожу здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.
К сожалению, в России еще в недостаточной степени реализуется проблема направленности образования на сохранение здоровья детей, формирование их здорового образа жизни. В какой-то степени к этой работе готовятся учителя биологии, физической культуры, психологии. Этого явно недостаточно. В связи с ростом влияния телевидения и средств массовой информации на подрастающее поколение воздействуют далеко не лучшие образцы социального поведения. Реклама спиртных напитков, табака, пропагандируемая в зарубежных фильмах, музыке, концепция насилия и антисоциального поведения разрушающе действуют на молодых людей. Пропагандируется идеал биологического здоровья — быстро растущий, физически выносливый и сильный гражданин, пригодный для интенсивной и относительно краткосрочной эксплуатации и преимущественно в круге задач военного времени. Отсюда и культивирование критериев здоровья с первоочередной ориентацией на физическую дееспособность и мышечную силу, а также всех видов спортивной подготовки.
Информатизация системы образования – одно из приоритетных направлений модернизации образования. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. Сегодня компьютерная грамотность учителя и ученика достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать необходимую дополнительную информацию из различных источников. У меня, как у учителя, есть всё необходимое для использования в своей работе ИКТ. Это позволяет мне в процессе обучения, как в урочной, так и внеурочной деятельности, широко применять цифровые образовательные и Интернет-ресурсы, а именно:
в качестве подготовки рабочих программ, поурочных планов, дидактических материалов (тестовые задания), различных докладов, методических разработок
использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями
использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий к урокам с помощью программ Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel
на этапе повторения пройденного материала
использование возможности компьютерного тестирования
использование Интернет-ресурсов, для создания собственных учительских презентаций к урокам в качестве наглядности
использование сети Интернет для активного поиска необходимой информации
для участия в дистанционных олимпиадах, конференциях через сеть Интернет
использование учащимися для подготовки домашнего задания
для общения с коллегами и обмена опытом в сетевых сообществах.
Так, например, применение ИКТ с использованием межпредметных связей в процессе преподавания физической культуры помогает мне подготовить интересные уроки, а учащимся более полно и глубоко осмысливать изучаемый материал. На уроке теории в 6 классе по теме: «История Олимпийских игр» прослеживается связь с рядом предметов. Цель данного урока – создать общее представление об Олимпийских играх, способствовать эстетическому отношению к искусству, воспитывать чувство патриотизма. Так как урок спланирован с применением ИКТ, учащиеся могут увидеть всё, о чём я рассказываю. Теоретический материал воспринимается лучше, когда идёт ещё и зрительное восприятие информации. Рассказывая об истории зарождения физической культуры или Олимпийских играх, прошу ребят вспомнить историю Древнего мира. А так как урок проходит под музыку Моцарта, Бетховена, Паганини провожу связь с уроками музыки, на которых дети изучают биографию известных композиторов и их произведения. При изучении того или иного двигательного действия, я всегда рассказываю о работе мышц, работе систем дыхания и кровообращения при их выполнении. Также провожу беседы о роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении конкретного действия. Здесь ученикам не обойтись без знаний, полученных на уроках биологии, химии. Такие уроки очень нравятся детям. Многие после занятий идут в библиотеки, другие – в спортивные секции. Кто-то идёт на дополнительные занятия в кабинет информатики, ведь так здорово быть с компьютером на «ты».
В настоящее время вся учительская документация мною разработана в электронном виде. А именно, документация учителя-предметника, классного руководителя, документация по физкультурно-оздоровительной и спортивной работе. Ежедневно выхожу в «Электронное образование РФ», на уроках активно использую для объяснения учебного материала разработки из сообществ, но всё-таки, большее внимание уделяю созданию собственных презентаций, требую того же и от учащихся. Считаю, что использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.
Так, например, анкетирование учащихся 6-7 классов, показало, что детям очень нравятся, а главное запоминаются уроки и внеклассные мероприятия, на которых я использую ИКТ. Учитывая образовательный интерес детей, моя задача сделать компьютер источником, средством и методом обучения.
Важно отметить и тот факт, что я не забываю использовать на уроках и методики устного опроса, как условия развития устной и письменной речи учащихся. Одним словом, полагаю, что учитель должен сочетать в своей педагогической практике инновационные технологии и традиционные. Это позволяет устранить все те риски, которые возникают при использовании информационных технологий.
Педагогическая технология здоровьесбережения в моей деятельности включает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров детей; их учёт в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий для заинтересованного отношения к учёбе. Одним из главных направлений здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках. Так, ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса. На своих уроках уделяю внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирование дают мне исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если этого не произошло, то я вношу в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими, а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Для этого задания делаю реальными и стимулирую учащихся к активной работе. Во время урока я чередую различные виды учебной деятельности; использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения моих учеников. Большое значение, как я говорила выше, имеет и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы я учитываю возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. На своих занятиях обеспечиваю необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим). Занятия провожу преимущественно на свежем воздухе.
Эффективным методом формирования грамотной заботы о своем здоровье считаю внеклассные проекты, разрабатываемые моими учащимися. Старшеклассники проводят конференции, диспуты: «СПИД – чума XXI века», «Здоровое поколение – ориентиры XXI века»; активно участвуют в муниципальных конкурсах «Здоровым быть модно!» (I место), «Театров здоровья» (III место); организуют акции «Красная ленточка», «Береги здоровье смолоду!», участвуют во Всероссийском дне бега, «Лыжне России».
В последнее время средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физкультура перестали быть значимыми для молодого поколения. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью учащихся. Возникает вопрос, как помочь ребёнку, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Многое может сделать семья, в которой растет ребенок, самое главное - выработать привычку к занятиям физкультурой и спортом. Помимо этого, развитию двигательной активности учащегося самое серьезное внимание должно уделять учебное заведение, в котором он учится. К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Для учителя очень важно правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что он обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
При планировании и проведении урока опираемся на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий: - рациональная плотность урока; - включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей внем; - оптимальное сочетание различных видов деятельности; - выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; - формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся; - осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей; - создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки; - включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития; - целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.
Ориентируемся при проведении уроков на принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья:
• принцип двигательной активности; • принцип оздоровительного режима; • принцип формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания, и т.д.; • принцип реализации эффективного закаливания; • принцип психологической комфортности; • принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка. Для реализации данных принципов используем следующие педагогические методы и приёмы обучения:
1. Повышение двигательной активности детей.
2. Эмоциональный климат урока. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг. Комфортное начало, и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой обучающихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"; б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе". Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Задача учителя - попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья. Для успешного изучения любого предмета, физкультура - не исключение, необходима положительная мотивация, поэтому учитель стремится к привлечению всех детей к самостоятельной работе на уроке. Проводя работу по внедрению занятий физическими упражнениями в быт учащихся, я принимаю во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. И в зависимости от этого даю домашнее задание. Особенно кропотливо ведется работа с детьми, отстающими от своих товарищей в физическом развитии и двигательной подготовленности. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я привлекаю их к общественной деятельности, даю им поручения, с которыми они могут справиться, доверяю им командование отделением или даже всем классом, например, при проведении общеразвивающих упражнений. Кроме того, для слабых учащихся подготовительной и специальной мед. группы я имею в наличии раздаточный материал, помогающий им овладеть разделом «Основы знаний» и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность («Правила игры в мини-баскетбол, волейбол», «Приемы самоконтроля», «Органы кровообращения», «Осанка», «Комплекс упражнений для развития мышц»). Среди учащихся подготовительных групп большое количество детей с нарушением осанки и плоскостопием. В процессе обучения дети двигаются недостаточно. Большую часть дня учащиеся сидят на уроках, за приготовлением домашних заданий, за чтением книг, перед экраном телевизора, компьютера. Вследствие этого возникает дефицит мышечной деятельности, возрастают зрительные нагрузки.
Для разнообразия проводимых многими учителями физкультминуток, я рекомендую включить в комплекс гимнастику для глаз и органов дыхания. У детей с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, слабые мышцы, поэтому особое внимание следует обращать на соблюдение правил техники безопасности этими учащимися при прыжках в длину, занятиях на спортивных снарядах и др. сложных в физическом плане упражнениях, поскольку им не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: прыжки в длину, высоту, акробатикой, снарядной гимнастикой и т.д., На уроках, посвященных данным темам, они осваивают адаптированный курс лечебной гимнастики.
На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности, плоскостопие. Таким учащимся ограничивается нагрузка, ими выполняются общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц, сохраняющим свод стопы), дополнительно рекомендуются комплекс упражнений, с учетом врачебных требований, для профилактики плоскостопия и лечения начальных его форм. Ребята должны не только красиво выполнять предлагаемые учителем задания, но и учиться совершенствовать их, привносить в их выполнение что-то новое. Специфика уроков физкультуры - многократные повторения, отработка двигательного навыка. Удерживать внимание и интерес ребят помогает разнообразие упражнений, вовлечение учащихся в работу. Так, общеразвивающие упражнения учащиеся выполняют с различными предметами: теннисными, баскетбольными, набивными мячами, скакалками, на гимнастических скамейках и т.д. Для развития устойчивого желания заниматься физкультурой я ввожу понятия «личный рекорд» (слабые учащиеся). Свои уроки стараюсь насыщать разнообразными эстафетами, подвижными играми, которые являются прекрасным закреплением определенного физического навыка в измененных условиях, учащиеся придумывают для них названия, тем самым, анализируют, где в будущей жизни могут пригодиться данные навыки. Внеклассные мероприятия дополняют уроки физической культуры, учат ребят применять их в нестандартных ситуациях, прививают интерес к регулярным занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью!
Важным элементом урока здоровья является беседа о здоровом образе жизни, о правилах поведения при выполнении определенных физических упражнений. Учащиеся выясняют, какие физические качества развиваются благодаря систематическим занятиям. Например, гимнастика нужна для развития гибкости, ловкости, грации, равновесия, вестибулярного аппарата. Все это делается с целью объединения двигательной и умственной деятельности. Я предлагаю учащимся дополнительно читать спортивную литературу, газеты, просматривать спортивные новости, спортивные программы.
На уроках формирования умений и навыков происходит осмысление спортивных понятий и техники их выполнения. Например, понятие - «метание» и техника выполнения его различных видов - метание в цель, на дальность. Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справятся с теми большими целями, которые
определяет для него государство. Рекомендации по активизации здоровьесберегающих технологий:
1. Проводить встречи с тренерами, спортсменами.
2. Устраивать праздники спортивных секций, спорта, туризма.
3. Чествование учащихся и родителей, активно занимающихся спортом,
спортивных семей.
Физкультура и спорт в школе № 1 занимают особое место и рассматриваются как способ физической и психологической разгрузки. На уроках ученики занимаются легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными и подвижными играми. Особенно любят занятия баскетболом, гимнастикой. В школе работают секции и кружки по таким видам спорта, как теннис, баскетбол, футбол, волейбол. Уроки физической культуры содействуют всестороннему и гармоничному развитию обучающихся. Физическая жизнь школы облегчает решение СОШ № 1 строить свою воспитательную работу на основе концепции модернизации Российского образования в соответствии с основным направлениям приоритетного национального проекта «Образование», в соответствии с Федеральной программой развития образования России.
В заключение хочется привести слова М.И. Калинина «Почему же я поставил физкультуру на одну линию с русским языком и математикой? Почему я считаю ее одним из основных предметов обучения и воспитания? В первую очередь потому, что я хочу, чтобы все были здоровыми гражданами... Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и здоровых женщин…».