Приобщение школьников к спорту в школе и семье. Выступление на родительском собрании
Приобщение школьников к спорту в школе и семье. Выступление на родительском собрании
В докладе представлен опыт школы по приобщению детей к спорту в школе и семье.
Роль спорта в развитии личности, благополучном существовании человека в мире, сохранении его здоровья и адаптации к изменениям в обществе значительно возрастает в современных социально-экономических, экологических, нравственных условиях в России. Важнейшей задачей является приобщение детей и подростков к спорту, формирование у каждого ребенка потребности в занятиях физической культурой, спортом. Наиболее эффективным в этом плане является школьный возраст, когда дети стремятся к овладению новыми способами деятельности, готовы следовать примеру, велико влияние на них взрослых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приобщение школьников к спорту в школе и семье. Выступление на родительском собрании »
Выступление на школьном родительском собрании
«Приобщение школьников к спорту в школе и семье»
В условиях современного реформирования общества сложились системные предпосылки для критического ухудшения здоровья школьника. Причиной этого является снижение ниже нормальных показателей по социально-бытовым, духовно-нравственным, экономическим, гигиеническим, психологическим, физиологическим и другим условиям существования детей и подростков, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Неблагоприятная экологическая обстановка, низкий социально-экономический уровень многих семей привели к снижению защитно-приспособительных возможностей детского организма.
Анализируя результаты диспансеризации школьников, медики отмечают, что только 36,4% из них являются здоровыми, 65% дошкольников имеют нормальное физическое развитие, 35% - имеют физические отклонения, в том числе 13% - дефицит массы тела. В процессе обучения число здоровых детей уменьшается. К концу 1 класса остается 32,9% здоровых детей, а в 5 классе их уже 31%, в 9 кл. - 30%. И такое состояние детей наблюдается в России в целом. Сегодня каждый третий юноша призывного возраста не может быть призван на военную службу по состоянию здоровья. Особенно удручает тот факт, что нация теряет интеллект – у 31 % подростков отмечаются психические расстройства, у 33% - умственная отсталость и психопатия. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение и на сегодняшний день в образовательной школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся.
Роль спорта в развитии личности, благополучном существовании человека в мире, сохранении его здоровья и адаптации к изменениям в обществе значительно возрастает в современных социально-экономических, экологических, нравственных условиях в России. Важнейшей задачей является приобщение детей и подростков к спорту, формирование у каждого ребенка потребности в занятиях физической культурой, спортом. Наиболее эффективным в этом плане является школьный возраст, когда дети стремятся к овладению новыми способами деятельности, готовы следовать примеру, велико влияние на них взрослых.
Как известно, физическое развитие человека в значительной степени зависит от наследственности. Жизнь, однако, требует от человека двигательной культуры и подготовленности более высокой, чем та, которая сформировалась в процессе естественного развития. Здесь необходимо заметить, что условия, в которых он живет, от того, чем он занимается, с кем общается, с кого берет пример, так же крайне важны. Формировать у детей двигательные умения и навыки, воспитывать физические качества, научить использовать свой двигательный опыт для быстрого уверенного усвоения новых действий, воспитывать силу, выносливость, ловкость, быстроту – цель физического воспитания в школах.
Развитие ребенка невозможно без учета его интересов и потребностей.
В нашей школе был проведен опрос учащихся 5-11 классов. Всего72человека.
Как выяснилось, 68 детей хотят заниматься спортом, представляя, что это связано с нагрузками, строгим режимом, отсутствием свободного времени и т.п. Не высказали желания заниматься спортом только 4 детей; характерными причинами такого отношения стало отсутствие интереса.
Дети отвечали на вопрос: "Зачем люди занимаются физической культурой, спортом?" По мнению детей, спорт дает человеку силу, выносливость. Прозвучали также ответы: "Это - интересно" "Для своего удовольствия" "Чтобы хорошо выглядеть" . На первое место дети поставили то, что спорт дает силу и выносливость, которая мальчикам нужна для того, чтобы "защищать других", "защищать своих детей и девушек", "защищать себя" и "не бояться опасностей"; для девочек сила важна, "чтобы постоять за себя".
В ходе опроса дети называли виды спорта, которыми они хотели бы заниматься. Приведу пример: баскетбол – 42; волейбол -29; теннис -17; лыжи -18; л/а -18; шахматы -12. По их ответам можно с уверенность утверждать, что дети называют те виды спорта, с которыми непосредственно знакомы, которыми занимаются сами, их друзья, родственники, одноклассники.
Число детей, посещающих спортивные секции, превышает число детей, занимающихся в других дополнительных учреждениях (музыкальных, художественных, танцевальных). В целом, занимаются в различных секциях и спортивных школах более 5О % опрошенных школьников (из 95 % готовых заниматься спортом). Значит, 45 % школьников хотели бы заниматься и другими видами спорта, но у них нет такой возможности, т.к. на работу спортивных кружков в нашей школе отведено только 3 часа в неделю и ни часом больше.
Ставя в ответах о своих любимых занятиях на одно из первых мест физические упражнения, бег, подвижные игры, дети, тем не менее, уделяют им не так много времени в повседневной жизни. Как основные занятия в свободное время и мальчики, и девочки назвали телевизор, общение с друзьями. Родители также среди занятий детей в свободное время на 1 место поставили просмотр телепередач, на 2 - общение с друзьями. Налицо, таким образом, противоречие между интересом детей, их готовностью заниматься спортом, физической культурой и их реальным воплощением.
Известно, что современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, ценностными ориентациями, его мировоззрением. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил, наконец, если хотите, в счастье человека, ибо счастье - это есть продукт здоровья. Ещё великий мудрец Гиппократ говорил, что гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и, исходя из сущности общего среднего образования, основной целью “физической культуры”, является содействие формированию гармонично развитой личности. Вот почему среди задач и целей в работе с детьми можно выделить главные:
сохранение и укрепление здоровья;
повышение уровня всесторонней физической подготовки учащихся;
содействие воспитанию морально-волевых качеств, привитие потребности физических и нравственного совершенствования у детей;
пропаганда и массовое привлечение учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
Таким образом, социальный заказ для учителя физической культуры сегодня - не только формирование двигательных навыков у учащихся, но и оздоровление детей, предупреждение роста заболеваемости детей в условиях школьного обучения.
В связи с этим несколько лет назад министерством образования РФ были приняты конкретные меры: введен в план аттестации учащихся экзамен по физической культуре (по выбору) в 9 и 11 кл.;
В целях пропаганды и укрепления знаний в области физического воспитания проводятся школьные, районные олимпиады по физической культуре, которые представляют собой конкурсные испытания учащихся, состоящих из двух заданий: практического (выполнение упражнений базовой части Примерной программы по физической культуре) и теоретико-методического задания. Например, в 2009-10 учебном году уч-ся школы на районной олимпиаде по физкультуре заняли призовые места
С целью формирования здорового образа жизни, повышения социальной активности и укрепления здоровья учащейся молодежи в России, проводятся в рамках Указа президента РФ спортивно оздоровительные соревнования школьников России “ Президентские состязания”. В районе наша школа стала третьей.
В 2009 году в учебных планах введен третий урок физической культуры. В нашей школе проводятся классные часы по проблемам здорового образа жизни, здорового питания. Помимо классных часов традиционными для всей школы стали: дни здоровья, туристические походы, общешкольные спортивно-оздоровительные кроссы, личные и командные первенства по разным видам спорта, Президентские состязания, соревнования между классами. В каникулярное время в нашей школе проводятся, товарищеские встречи с выпускниками, коллективом преподавателей. Таким образом, школа стремится приобщить детей к спорту, привить им навыки здорового образа жизни.
Концепция модернизации Российского образования подчеркивает роль семьи в решении задач воспитания. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи, школы и других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи становится все более актуальным и востребованным. Поэтому одной из первых и главных задач мы считаем работу с родителями. Эта работа проводится с целью привлечения внимания родителей к проблеме здоровья. Нередко дети испытывают дефицит общения с родителями. Физкультура и спорт — это та сфера, где, во-первых, этот дефицит к обоюдной пользе уменьшается. Во-вторых, именно здесь родители (особенно отец, чей традиционный авторитет в современной семье пошатнулся) всегда будут образцом для ребенка. Втянув «наследника» или «наследницу» в мир физического совершенства и гармонии, вы «привьете» ему иммунитет против никотина, алкоголя и других вредных привычек, возбудите как бы цепную реакцию, которая приведет в будущем к появлению здоровых внуков.
Бодрящая прогулка или пробежка, поход или «лыжный десант» — наилучшие возможности для «всесемейного» досуга. Часто жена, которая жалуется на недостаток внимания со стороны мужа и нехватку времени на общение с детьми, говорит: «Ну, вы идите на пробежку, а я пока обед приготовлю». Но лучше сделать по-другому: всем вместе пробежаться, а потом также вместе сделать домашние дела. Эмоциональный заряд, получаемый от совместных занятий физкультурой и спортом, расходуется всегда позитивно. Чувство товарищества и взаимной симпатии хорошо знакомо спортсменам — членам одной команды или секции. Нечто подобное, только на более высоком уровне, возникает и в спортивных семьях. Совместный физкультурный досуг в значительной мере «снимает» проблему распределения домашних дел. Семья как бы превращается в бригаду, принцип которой «вместе работать — вместе отдыхать». Многие наши родители являются активными участниками совместных с детьми спортивных соревнований и походов. Можно назвать такие семьи как Косенко, Удаловы, Арюковы, Руденко, Романовы, Подлиновы, Чулановы, Колтуновы, Полторецкие и др. Эти родители в свое время учились в нашей школе, занимались активно спортом и сумели в своих детях воспитать любовь к спорту.