kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональная концепция формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Ребенок в образовательном процессе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство и общественные организации, и общество в целом. Уровень заболеваемости детей и подростков уже на протяжении ряда лет остаётся на высоком уровне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная концепция формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Ребенок в образовательном процессе».»


Профессиональная концепция формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Ребенок в образовательном процессе».



В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.

Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом. Уровень заболеваемости детей и подростков уже на протяжении ряда лет остается на высоком уровне. За последний год заметно активизировалась работа, как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также самих образовательных учреждений, по воспитанию у школьников культуры здоровья, по созданию здоровьесберегающей среды и соответствующих педагогических технологий, по формированию здорового образа жизни. В России развивается сеть школ, в которых проблемы здоровья учащихся решаются достаточно хорошо. Вместе с тем, даже самые лучшие программы, реализуемые в отдельных школах, не могут существенно повлиять на положение дел со здоровьем учащихся во всей системе образования. Сегодня, очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся, должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

В системе здоровьесберегающего направления в ОУ обязательными компонентами являются:

Программа развития системы здоровьесберегающей деятельности в ОУ.

Нормативно-правовое регулирование здоровьесберегающей деятельности в ОУ (Положение о Школе Здоровья, согласованные программы обучения здоровью всех возрастных категорий обучающихся, соответствующие положения в Уставе школы, правилах жизни школы, приказах директора и других нормативных документах).

Информационно-аналитическая служба ОУ (мониторинг здоровья, оценка эффективности здоровьесберегающих воздействий, обеспечение дифференцированного подхода в зависимости от возраста и уровня здоровья ученика).

Система подготовки кадров по здоровьесберегающим образовательным технологиям.

Система обучения здоровому образу жизни с 1-го по 11-й класс.

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, отвечающая требованиям СанПиН, в том числе:

– рациональная организация учебного процесса;


– оптимальная организация физкультурно-оздоровительной работы;


– организация качественного питания;


– организация качественного медицинского сопровождения.


Служба практической психологии в образовательном учреждении.

Система социально-педагогического сопровождения и юридического консультирования участников образовательного процесса.

Система социального партнерства, межведомственная кооперация ресурсов в целях управления здоровьем участников образовательного процесса.

Установление соответствия реальных организационных условий перечисленным выше является одним из способов обеспечения качества образования.

Педагогический совет системообразующее средство построения и реализации здоровьесберегающей деятельности в ОУ.

Реализация декларируемых ценностей здоровьесберегающего образования невозможна без соответствующих организационных структур обеспечивающих управление по данному направлению развития ОУ. Такими структурами управления процессами развития в ОУ являются: педагогический совет, методические объединения, центры здоровья, профессиональные сообщества специалистов по культуре здоровья в ОУ и др.

Педагогический совет может стать основным системообразующим средством построения и реализации здоровьесберегающей деятельности в ОУ.

Педагогический совет это орган, который обладает стратегическим и тактическим началом. Он является важным элементом, направленным на развитие всей школы, определяющим важнейшие проблемы образования и конкретного образовательного учреждения; решение поставленных задач и определение эффективных путей их решения.

Одним из методических условий повышения профессиональной компетентности, а следовательно и (успешности) результативности педагогов является выстраивание системы тематических педагогических советов, определяющих направления развития образовательного учреждения по здоровьесбережению.

Сегодняшний первоклассник, пришедший в школу из современного мира, ориентированного на материальные ценности, погружается в совершенно новый мир – мир с духовными ориентирами. Одни ребята выражают яростный протест, другие подстраиваются под требования школы. Есть такие, которые не знают, кому верить: родителям или педагогу. Они замыкаются в себе, находясь в растерянности перед выбором идеала для подражания. У ребёнка возникают вопросы: «Как взаимодействовать, сотрудничать с окружающим миром?», «Когда герои кино и мультфильмов могут служить примером?».

Что привлекает ребёнка в школе? Как правило, ребёнок приходит в школу не за знаниями. У него нет осознанного желания стать образованным человеком. Такие мысли высказывают родители. Для ребёнка привлекательность имеют внешние моменты школьной жизни: портфель, красивые тетради и карандаши, школьная форма, новые друзья. В этих моментах проявляется основа желания изменить своё место в обществе.

Необходимо помнить, что поступление в школу и начальный период обучения вызывают у ребёнка перестройку всего образа жизни и деятельности. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники.

Экология, стрессы, «жизнь у компьютера», бесконечные «мультяшки» с сомнительным содержанием, ссоры родителей, уставших в гонке за рублём – всё это приводит к тому, что ежегодно в первый класс приходят дети с различными видами хронических заболеваний.

Готовность ребёнка к школе заключается не только в его интеллектуальных возможностях. Школьные нагрузки, порой, оказываются не под силу и хорошо подготовленным в интеллектуальном плане детям. А если ребёнок семь лет своей жизни проживал в деревне у бабушки, где не было детского сада? Тогда программа первого класса для него – волшебная книга, где одни вопросы, потому что он не знает ни одной буквы. Ведь сегодняшний букварь рассчитан на то, что первоклассник умеет читать и готов к изучению фонетики. Таких детей сегодня много. Сколько же сил понадобится малышу, чтобы догнать своих одноклассников? Безусловно, здесь потребуется большая работа грамотного и терпеливого педагога.

Таким образом, размышляя над вопросом «Наш ученик: кто он?», мы не сможем «нарисовать» идеальный портрет первоклассника XXI века. Ясно одно, что это ребёнок нового поколения, и педагогам начальной школы необходимо проявлять максимум терпения и понимания, постоянно повышать собственный уровень образования и так организовывать учебный процесс, чтобы каждый первоклассник чувствовал себя в классе комфортно. Прививая ценности духовные, педагог должен учитывать условия, в которых ребёнок привык жить. Воспитывая малыша в духе старых добрых традиций, педагогу необходимо уметь использовать и современные термины, овладеть медиа- и интернет-технологиями и использовать их на уроках. Сохраняя опыт педагогов прошлого, современный учитель должен идти в ногу со временем, чтобы быть востребованным и интересным своему ученику.

Основными приоритетными направлениями создания здоровьесберегающей среды в школе являются: 

1. Обеспечение эколого-гигиенических условий образовательного процесса в соответствии с СанПиНом;

  1. Здоровьесберегающая рациональная организация учебного процесса;

  2. Формирование культуры здоровья обучающихся;

  3. Организация физкультурно - оздоровительной   работы в соответствии с особенностями потребностей  обучающихся и педагогов;

  4. Санитарно- гигиенические аспекты питания в школе;

  5. Привлечение родителей и развитие связей с окружающим социумом по вопросам охраны здоровья детей;

  6. Становление и развитие профессионального здоровья педагогов.

Рекомендации по организации системной
комплексной работы по сохранению и укреплению
здоровья в образовательных учреждениях


Работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, можно строить в соответствии с одной из трех стратегий.

1. Стратегия традиционная. При данном подходе приоритет отдается медико-гигиеническим технологиям, при которых основные задачи решают врачи, а педагоги только выполняют их указания и рекомендации. В условиях возрастания в современном мире неблагоприятных воздействий на человека, с одной стороны, и слабости организационно-финансовых возможностей нашего здравоохранения – с другой, рассчитывать на заметные результаты использования такого подхода, к сожалению, не приходится.

2. Стратегия точечная. Это отдельные действия, решения, мероприятия, создающие впечатление (у других и у себя), что работа по сохранению здоровья проводится содержательная. Таковыми могут быть создание фитобара, организация комнаты психологической разгрузки, оформление нескольких стендов, проведение «Дней здоровья», «Праздников здоровья», введение факультатива по валеологии и т. п. Если результаты в этих случаях и появляются, то незначительные и нестойкие.

3. Стратегия формирования здоровьесберегающего пространства школы. Ее выбирают те, кто намерен серьезно заниматься проблемой здоровья, сделать ее приоритетной.

Для обеспечения эффективной интеграции здоровьесберегающих технологий в работу учреждения руководству школы необходимо решить ряд обязательных задач.

1. Приоритет: признание школой задачи заботы о здоровье учащихся и педагогов в числе ее важнейших задач. Именно здесь особенно велика вероятность формального подхода, «забалтывания» вопроса, поэтому такая установка школы должна быть известна всем – от управления образования до каждого ученика. Для подтверждения серьезности намерений, провозглашенных администрацией и всем педагогическим коллективом школы, необходимо:

– разработать школьную программу обеспечения приоритета здоровья (школьная программа здоровья – ШПЗ);

– в каждом серьезном решении, принимаемом администрацией школы, отдельной строкой фиксировать аспекты, связанные с влиянием данного решения на здоровье школьников;

– обеспечить проведение мониторинга здоровья учащихся и происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья (см. рекомендации по проведению мониторинга);

– учитывать результаты мониторинга при составлении отчетов школы, при разработке программ развития, финансирования школы и т. п.

2. Ответственность: каждый человек, связанный со школой, должен нести свою долю ответственности за решение вопросов здоровьесбережения. Для этого возможно:

– со школьниками заключить индивидуальные соглашения, в которых прописано, что именно должен и чего не должен делать данный учащийся, чтобы заботиться о своем здоровье и помочь школе обеспечить решение данной приоритетной задачи;

– подобные же индивидуальные соглашения (договоры) заключить с родителями учащихся, что повысит уровень их ответственности и конкретизирует возможности подключения их к работе школы в этом направлении;

– в перечень должностных обязанностей учителей и специалистов включить соответствующие пункты.

3. Гигиена: обеспечение соблюдения требований СанПиН к санитарно-гигиеническим условиям в школе и организации образовательного процесса.

4. Профилактика: включение в школьную программу здоровья (ШПЗ) и реализация на практике мероприятий по профилактике основных «школьных болезней» (близорукости, нарушений осанки, заболеваний органов пищеварения) и дезадаптационных состояний (гиподинамии, переутомления, дистресса и др.). Это требует, в частности, ограничения учебной нагрузки на каждого учащегося рамками его индивидуальных возможностей, психологически грамотной организации экзаменационных процедур, организации рационального питания школьников, предоставления им достаточных возможностей для необходимой двигательной активности, оснащения классов схемами для гимнастики зрения на уроке и тому подобного комплекса мероприятий.

5. Урок: обеспечение благоприятного (педагогического и психологического) воздействия каждого учителя на своих учеников во время проведения уроков, с максимальной индивидуализацией этого воздействия.

6. Обучение: обеспечение необходимого уровня грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья. Для этого в учебных программах всех классов должен быть или специальный предмет (культура здоровья, психология здоровья, валеология и т. п.), или блок вопросов в рамках курсов ОБЖ, физкультуры, биологии, а также организована работа факультативов. При этом необходимо помнить, что основная цель этого направления работы – воспитание у школьников и педагогов культуры здоровья, а не просто «загрузка» их информацией, даже очень полезной.

7. Валеология: при появлении у школы финансовых возможностей целесообразно использовать дополнительные средства для создания условий, позволяющих целенаправленно формировать, укреплять и даже восстанавливать здоровье учащихся и педагогов. Сюда относится организация фитобара, тренажерного зала, комплекса самодиагностики, кабинетов физиотерапии, психологической разгрузки, «горного воздуха» и т. п.

8. Комплексность: только при взаимосвязанном решении задач разного уровня возможно достижение долговременных и очевидных сдвигов в сторону улучшения состояния здоровья школьников.

Если школа в качестве приоритетной выбрала стратегию формирования здоровьесберегающего пространства школы, то на первом этапе этой работы она должна сделать несколько последовательных шагов.

Шаг 1. Создание небольшой (5–10 человек) рабочей группы из тех, кто хочет и готов заниматься таким проектом. В ее состав могут войти учителя, специалисты школы, представители научной организации, а также кто-то из родителей учащихся. Желательно, чтобы неформально возглавил эту группу директор школы. Задача группы – принять решение о выдвижении вопросов здоровья в число приоритетов работы школы (или отказаться от этого. В этом случае дальнейшие шаги не обязательны).

Шаг 2. Разработка предварительного проекта: постановка целей, задач, оценка имеющихся ресурсов (материально-финансовых, кадровых, организационных, информационных).

Шаг 3. Поиск и обеспечение дополнительных ресурсов, необходимых для реализации проекта (или первого его этапа). Обучение (одного или нескольких педагогов, заключение договоров о сотрудничестве с научными центрами, специалистами, активизация возможностей родительского комитета, учителей, спонсоров и т. д.

Шаг 4. Разработка рабочего варианта проекта и поэтапного плана действий с учетом местных условий. Распределение сфер ответственности, обязанностей и задач каждого участника проекта.

Шаг 5. Разработка программы диагностики состояния здоровья учащихся и структуры факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье. Составление карты индивидуальных показателей учащихся (КИПУ).

Шаг 6. Анализ полученных результатов состояния здоровья учащихся и структуры патогенных факторов. Учет полученных результатов при планировании и корректировке программы работы школы на втором этапе.

При организации этой работы следует учитывать условия, значимо влияющие на успешность реализации школьных проектов в сфере здоровьесбережения. Ниже приводится неранжированный перечень этих условий.

1. Позиция, степень и мотивы заинтересованности, уровень общей и научно-педагогической культуры директора школы.

2. Позиция, степень и мотивы заинтересованности руководства управления образованием.

3. Кадровый состав и психологический климат в педагогическом коллективе школы.

4. Возможности получения дополнительных материалов и финансовых средств на реализацию программы.

5. Возможность заключения договорных отношений с учеными, готовыми обеспечить научную поддержку программы, организацию мониторинга и экспертизу получаемых результатов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Марченко Валерий Михайлович

Дата: 03.11.2016

Номер свидетельства: 355126

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Концепция построения модели учебно-воспитательного процесса  в младшем школьном возрасте.«Начальная школа – системное звено самоопределения личности». "
    ["seo_title"] => string(172) "kontsieptsiia-postroieniia-modieli-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie-nachal-naia-shkola-sistiemnoie-zvieno-samoopriedielieniia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "162478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422361206"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Педагогические условия обеспечения социальной успешности младших школьников в современной школе "
    ["seo_title"] => string(117) "piedaghoghichieskiie-usloviia-obiespiechieniia-sotsial-noi-uspieshnosti-mladshikh-shkol-nikov-v-sovriemiennoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "245525"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446138049"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Программа «ОLLO- конструирование» "
    ["seo_title"] => string(32) "proghramma-ollo-konstruirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "225848"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439921940"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства