Программа курса дополнительных образовательных услуг "Лапта"
Программа курса дополнительных образовательных услуг "Лапта"
Новизна программыопределена федеральным государственным стандартом 2010 года.
Направленность программы – физкультурно-спортивная, видами деятельности которой являются: народные подвижные игры.
Программа спортивной секции актуальна и предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Однако при таком распределении часов невозможно решить такие глобальные задачи, как формирование здорового образа жизни и развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Программа создана на основе типовой программы Г.И. Погодаева. [1]
Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа факультатива рассчитана на учащихся 13-14 лет. В программе факультатива учитывались потребности современного российского общества (реализация основных целей образования, норм СанПина[2], запрос общества, родителей) и возрастные, психологические и физиологические особенности младших школьников.
Список литературы для педагога…………………………………….….……25
Список литературы для воспитанников..........................................................27
Пояснительная записка.
Программа спортивной секции «Лапта» является модифицированной, развивающей, предназначена для организации занятий по физической культуре.
Новизна программыопределена федеральным государственным стандартом 2010 года.
Направленность программы – физкультурно-спортивная, видами деятельности которой являются: народные подвижные игры.
Программа спортивной секции актуальна и предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Однако при таком распределении часов невозможно решить такие глобальные задачи, как формирование здорового образа жизни и развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Программа создана на основе типовой программы Г.И. Погодаева. 1
Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа факультатива рассчитана на учащихся 13-14 лет. В программе факультатива учитывались потребности современного российского общества (реализация основных целей образования, норм СанПина2, запрос общества, родителей) и возрастные, психологические и физиологические особенности младших школьников.
Цель спортивной секции: формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью; целостное развитие физических и психических качеств обучаемых.
Формировать у воспитанников культуру движений, обогащать их двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью.
Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию.
Привитие интереса к занятиям по русской лапте.
Приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексных упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр.
Укрепление опорно-двигательного аппарата;
Развитие быстроты, ловкости, гибкости.
Овладение основами техники перемещения, передачи и ловли мяча, ударов битой по мячу.
Начальное обучение тактическим действиям.
Приучение к игровой обстановке.
Воспитывать привычку к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и прививать необходимые гигиенические навыки и умения.
Режим занятий: 140 часов в год, 3 раза в неделю.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Описание ценностных ориентиров содержания факультатива:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношении к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Ожидаемый результат.
В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:
- повысить уровень своей физической подготовленности;
- приобрести навыки и умения по изучаемому виду спорта;
- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию;
- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ - это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультатива.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы факультатива являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:
– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
– планировать собственную деятельность, распределяя нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать этические признаки в движениях и передвижениях человека;
– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметнымирезультатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
– бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
– организовывать и проводить занятия физической культурой с целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
– подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
– находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
–выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных, изменяющихся, вариативных условиях.
Программа «Лапта» может корректироваться педагогом и усложняться.
Учебно - тематический план
Наименование темы
Кол. часов
Теория
Практика
1
Основные правила игры в лапту.
Стойки и передвижения игроков.
2
1
1
2
Развитие русской лапты в России. Стойка игрока.
2
1
1
3
Остановки и перемещения в стойке боком, лицом. Ловля и передача мяча в пятерках на месте.
4
4
4
Прием и передача мяча в пятерках. Игра «Перестрелка
2
2
5
Перемещение в стойке боком, спиной вперёд. Ловля и передача мяча в парах в движении. Игра в русскую лапту.
4
4
6
Оборудование и инвентарь. Прием и передача мяча в тройках. Эстафеты с мячом.
4
1
3
7
Основы техники осаливания. Игра Салки».
2
2
8
Основы техники наброса мяча. Метание мяча в цель.
4
4
9
Освоение техники удара битой «сверху». Игра в лапту по упрощенным правилам.
4
4
10
Удары по мячу битой. Удары с боку. Удары на точность: в определенную цель на поле. Подача мяча. Игра в русскую лапту.
4
4
11
Роль физической культуры и спорта в обществе и формировании личности. Развитие быстроты. Игра русская лапта.
2
1
1
12
Специально беговые упражнения. Пробегание отрезков 20, 40, 60 м.
2
2
13
Подача мяча в круг подачи. Тест: бег 30 м.
2
2
14
Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Игра в мини-лапту.
2
2
15
Ловля высоко летящего мяча. Переосаливание.
4
4
16
Игра русская лапта. Тест: метание мяча на дальность.
2
2
17
Ловля мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча. Осаливание. Игра русскую лапту
4
4
18
Основы техники и тактики игры. Ловля мяча после передачи партнера.
4
4
19
Удары битой способом «сбоку». Развитие силы.
2
2
20
Удары по мячу битой. Удары с низу. Подача мяча. Игра в русскую лапту.
4
4
21
Правила игры в мини-лапту. Тест: метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками (м)
2
2
22
Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Игра в мини-лапту.
2
2
23
Игра мини-лапта. Техника игры в защите.
4
4
24
Развитие ловкости. Тест: челночный бег 3х10м.
2
2
25
Осаливание и самоосаливание. Финты (обманные движения) при осаливании. Игра в мини-лапту.
4
4
26
Переосаливание. Игра мини-лапта.
2
2
27
Сведения о строении и функциях организма человека. Развитее скоростно-силовых качеств.
2
2
28
Игра в мини-лапту. Тест: прыжок в длину с места.
2
2
29
Ловля мяча в ближней зоне, передача в дальнюю зону партнеру.
4
4
30
Установка игрокам перед соревнованиями и разбор проведенных игр.
2
1
1
31
Технико-тактические действия в нападении. Игра русская лапта.
4
4
32
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Приемы самомассажа.
2
2
33
Удары битой способом «свеча».
2
2
34
Групповые действия, розыгрыш очков (2, 4, 6). Развитие координации.
4
4
35
Ловля мяча в 4-й зоне, осаливание в 5-й зоне
4
4
36
Осаливание и самоосаливание. Финты (обманные движения) при осаливании. Игра в мини-лапту.
2
4
37
Влияние физических упражнений на организм занимающихся
2
2
38
Групповые и командные действия в защите и нападении. Игра в мини-лапту.
4
4
39
Игра в русскую лапту. Тест: бег 30 м.
2
2
40
Удары битой способом «сверху» во 2-ю и 3-ю зоны
4
4
41
Ловля мяча в ближней зоне, передача в дальнюю зону партнеру
2
2
42
Командные действия, розыгрыш очков (8, 10, 12). Развитие координации.
4
4
43
Развитие выносливости. Тест: бег 1000 м.
2
2
44
Ловля мяча во 2-й зоне, передача в 4-ю зону, осаливание в 5-й зоне.
4
4
45
Упражнения по самостраховке при падении. ОФП.
2
2
46
Круговая тренировка на совершенствование технических приемов (наброс мяча, осаливание, прием и передача, удар битой).
4
4
47
Групповые и командные действия в защите и нападении. Игра в мини-лапту.
4
4
48
Игра русская лапта. Совершенствование техники игры.
2
2
итого
140
5
135
Содержательная часть
Программный материал на этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном представлен в виде тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности.
Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом задач, принципов и содержания работы в процессе многолетней подготовки юных игроков в лапту.
При составлении блоков тренировочных заданий на этапе начальной подготовки следует особенно широко использовать игровой метод, подвижные игры, круговую тренировку эстафеты и упражнения из различных видов спорта. Большое внимание придается развитию возрастных качеств, быстро-ответных действий, ловкости, координаций, выносливости. При этом учитывать, как такие качества трансформируются в тактические действия и приемы игры. Целесообразно развивать скоростные качества в упражнениях с битой и мячом.
На этап начальной подготовки в 1-й год обучения периодизации годичного цикла в общепринятом понимании нет, однако в период, предшествующий проведению соревнований, осуществляется работа по подготовке к участию в соревнованиях, а во время участия приобретается необходимый соревновательный опыт.
На учебно-тренировочном этапе вводится технико-тактическая подготовка. Программный материал должен быть распределен так, чтобы на период соревнований приходились задачи совершенствования освоенного технико-тактического арсенала применяй и приёмов в условиях соревнований.
В конечном счете, при построении тренировочных заданий необходимо ориентироваться на структуру соревновательной деятельности и факторы, определяющие ее эффективность в лапте. Поэтому продолжительность упражнений, игровых заданий, фрагментов игры, особенности и характер повторений, содержание упражнений должны в той, или иной мере соответствовать пространственно-временным и количественно-качественным параметрам действий игроков в защите и нападении двух соперничающих команд.
Чем ближе соревнования, тем больше должно быть соответствие тренировочных заданий структуре игрового соревновательного противоборства по расположению игроков в защите (по зонам), нападении (очередность) и их тактическому взаимодействию в рамках отдельных поединков.
Тренировки на этапе спортивного совершенствования приобретают все более индивидуализированный характер. Построение годичных циклов носит ярко выраженный характер целенаправленной подготовки к соревнованиям, максимальной реализации в соревнованиях потенциала, приобретенного в процессе тренировочной деятельности.
Непременным и обязательным условием подготовки самостоятельных, ответственных, психически устойчивых и волевых игроков в лапту является постоянное повышение надежности навыков игры в условиях спада в соревновательных упражнениях с преимущественным развитием выносливости через напряженную творческую деятельность в поисках правильных и точных решений самих игроков при направляющей роли тренера.
Программа последовательно решает следующие основные задачи: Укреплять здоровье, закаливать организм, содействовать правильному физическому развитию.
Формировать у воспитанников культуру движений, обогащать их двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью.
Воспитывать привычку к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и прививать необходимые гигиенические навыки и умения.
Материал программы предполагает изучение основы лапты и даётся в разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка. Материал по общей физической подготовке является единым и входит в каждое занятие спортивной секции. Выполнение задач во многом зависит от подбора подводящих упражнений, чёткого и доступного объяснения разучиваемых двигательных действий, широкого использования наглядных пособий и технических средств обучения. Технические приёмы, тактические действия и собственно спортивные игры таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчёркивают её личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Формы проведения занятий и итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- игры, соревнования, познавательные беседы, творческие задания, занятия, участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня. При организации занятий следует строго соблюдать правила безопасности на занятиях по физической культуре и спорту и постоянно заострять внимание учащихся на их осознанной необходимости их соблюдения.
Формы подведения итогов:
Вводная диагностика.
Промежуточная диагностика.
Итоговая диагностика.
Методическая часть
Методы обучения – игровой, соревновательный, командный, личный, лично-командный, репродуктивный.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Это первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.
Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.
В ходе игр вырабатывается и взаимопонимание партнёров в коллективе, необходимое в командных и лично-командных соревнованиях. Правильно построенная система тренировки в подготовительном периоде (в том числе и с применением подвижных игр) помогает подвести спортсменов к достижению наилучшей спортивной формы в нужный момент.
Особенно большое место игры занимают в переходном периоде тренировки, в котором должны быть созданы условия для отдыха, завершение восстановительных процессов после напряжённых соревнований и в то же время сохранена тренированность.
К числу обусловленной природой потребностей человека относится потребность к тренировке мышц и внутренних органов. Потребность к получению внешней информации. Игра представляет собой сбалансированную систему, вплотную со спортом.
Применение дидактических принципов в обучении спортивным играм.
Методика обучения спортивным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения. Её эффективность тесно связана с реализацией дидактических принципов.
Перед игроками необходимо каждый раз ставить образовательные задачи, соответствующие трудностям предстоящей игры. В дальнейшем игры должны систематически усложняться, чтобы не потерять воспитательного значения.
Важное условие успешной игровой деятельности заключается в ясности понимания содержания и правил игры. Это достигается наглядностью объяснения. Краткий образный рассказ сюжета игры при необходимости дополняется показом отдельных приёмов и действий играющих. Объяснив главное, руководитель начинает игру. Первая попытка позволит ему проверить, как дети поняли игру. Если необходимо, то игру сразу же останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях игру останавливают для введения мелких правил и исправления ошибок играющих.
Совершенствование двигательных навыковосуществляется в ходе многократных повторений, в результате которых движения становятся более правильными, экономичными. Двигательный навык должен быть доведен до известной степени автоматизма, чтобы в процессе игры разгрузить сознание для решения тактических задач.
Принцип сознательности и активностипредусматривает сознательное, активное отношение занимающихся к спортивным тренировкам и понимание изучаемого материала. Необходимо разъяснить занимающимся важность регулярных тренировок и ставить конкретные задачи перед каждым занятием. При выполнении технических приемов следует акцентировать внимание на анализе своих движений и движений партнеров. В тактических упражнениях нужно создавать такие условия, при которых поставленную задачу можно решить несколькими путями.
Принцип наглядноститесно связан с принципом сознательности. Суть его состоит в том, что преподаватель, используя показ и различные наглядные пособия, создает ясное представление об изучаемом материале, помогает более отчетливо понять его.
Принцип систематичности и последовательностипредполагает определенную систему обучения, установление логической связи между отдельными разделами и правильной последовательности прохождения материала. Реализуя этот принцип в процессе обучения, исходят из педагогических правил от простого к сложному, от главного к второстепенному. Любая спортивная игра трудна для начинающего, так как на его центральную нервную систему действует большое количество разнообразных раздражителей. Поэтому при изучении игры приходится прибегать к её упрощению. Как только после объяснения и показа создано общее представление об изучаемой спортивной игре, переход к изучению её отдельных сторон: технике игровых приёмов индивидуальных тактических действий, коллективных действий в защите и нападении.
Принцип доступноститребует подбора упражнений по сложности в соответствии с индивидуальными возрастными, половыми особенностями, также степенью подготовленности. Упражнения должны быть доступны и в то же время представлять определённую трудность для занимающихся.
Принцип прочностисостоит в том, что изученный материал путём повторений доводится до прочного навыка. Поскольку в спортивных играх навыки отличаются большой подвижностью, не следует длительное время повторять один и тот же материал в одинаковых условиях, так как это отрицательно скажется на творчестве в игре. Кроме дидактических принципов спортивной тренировки необходимо соблюдать и некоторые специфические принципы: всесторонности, разнообразия, непрерывности, цикличности и максимальных нагрузок.
Особенности организации и методики проведения спортивных игр с детьми среднего школьного возраста.
Этот период в жизни детей характеризуется ускоренным темпом роста. Особенно быстро растут кости рук и ног. В результате этого несколько нарушается координация движений подростка. Продолжается окостенение хрящевой ткани, уменьшается подвижность в сочленениях, значительно увеличивается объём мышц и их сила. Ещё больше становится разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек. Поэтому необходимо учитывать эти различия и делить подростков по полу в силовых играх. Круг у подростков сужается. В этом возрасте им нравятся те игры, в которых они могут проявить себя с лучшей стороны. Большой интерес подростки проявляют к командным играм. У подростков хорошо используются игры, подготовительные к спортивным, и спортивные игры. Подростки любят тренировать отдельные навыки, необходимые для спорта. Они понимают их пользу и с увлечением играют в игры с мячом, подготовительные к различным видам спорта. Подростки любят строгое объективное судейство и стремятся честно соблюдать правила игры. Характерно для учащихся этого возраста склонность к переоценке своих сил. Нередко проявляется неустойчивость поведения, большая впечатлительность.
ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Основной принцип построения учебно-тренировочной работы на этапе начальной подготовки - универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, соблюдение требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Основная тенденция программы - обучающая. Необходимо создать предпосылки для успешного изучения юными спортсменами широкого арсенала технических средств, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности на последующих этапах многолетнего тренировочного процесса.
Конкретные задачи и преимущественная направленность тренировки:
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Эффективность подготовки юных игроков в лапту во многом зависит от тренировочных занятий, их структуры, выбора средств, методов и т. д. По направленности практические занятия делятся на однонаправленные, комбинированные, целостно-игровые, контрольные. В основе разделения занятий по видам лежит связь их содержания с характером соревновательной деятельности игроков в лапту.
Однонаправленные занятия посвящены одному из видов подготовки: технической, физической, тактической. Комбинированные занятия включают материал из двух-трех видов в различных сочетаниях (физическая и техническая, техническая и тактическая, материал трех этих видов подготовки в одном занятии). Игровые занятия строят, опираясь на взаимосвязь сторон подготовки игрока в лапту и используя метод сопряженных воздействий фрагментов игры, двухсторонней игры по правилам мини-лапты и по упрощенным правилам.
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Основной принцип учебно-тренировочного этапа - универсальность подготовки с элементами игровой специализации (по функциям).
Задачи на этапе: укрепление здоровья и закаливание организма учащихся, содействие правильному физическому развитию; повышение уровня общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики; прочное овладение основами техники и тактики русской лапты; приучение к соревновательным условиям; определение каждому учащемуся игровой функции в команде и с учетом этого индивидуализация видов подготовки; обучение навыкам ведения дневника, системам записи игр и анализа полученных данных; приобретение навыков организации и проведения соревнований по русской лапте, судейства, учебно-тренировочных занятий; выполнение зачетных требований и специальных нормативов, по годам обучения.
По своему характеру, средствам, методам и организации занятий тренировки на этом этапе характеризуются изучением базовых структур в системе подготовки юного спортсмена.
Обучающая направленность программы исходит из необходимости уже на этом этапе в возрастных группах добиться прочного овладения занимающимися основами техники и тактики игры, достаточно высокого уровня развития физических качеств и способностей, что позволит в дальнейшем в специализированной подготовке достичь высокого уровня индивидуального мастерства и успешно реализовать его в соревнованиях.
В связи с этим, основной показатель работы спортивных школ - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно-качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Основной принцип учебно-тренировочной работы - специализированная подготовка, в основе которой лежит учет игровой функции и индивидуальных особенностей занимающихся. Специализация осуществляется на основе универсальности процесса подготовки. Задачи учебно-тренировочной работы подчинены основной цели системы многолетней подготовки резервов в русской лапте - подготовке спортсменов высокой квалификации с гармоничным развитием духовных и физических сил.
Задачи на этапе: дальнейшее повышение разносторонней и специальной физической подготовленности; достижение высокого уровня технической и тактической подготовленности, высокое мастерство выполнения игровой функции в команде; достижение стабильности игры (надежности игровых навыков) в сложной соревновательной обстановке; приобретение навыков проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований по русской лапте; получение звания инструктора-преподавателя и судьи по спорту выполнение нормативов I и II спортивных разрядов и специальных нормативов включение в тренировочный состав команды высших разрядов. По своему характеру, средствам, методам и организации занятий на этом этапе отражает характер работы в командах игроков в лапту высших разрядов.
Программный материал первого года обучения на этапе спортивного совершенствования включает наиболее специфические технические приемы и тактические действия, овладение которыми позволит проводить тренировочную работу с учетом индивидуализации технико-тактического арсенала на основе игровых амплуа спортсменов. В учебно-тренировочном процессе рекомендуется широко использовать упражнения, моделирующие игровые ситуации, создающие экстремальные условия, что позволит игрокам в лапту оптимально реализовать технико-тактический арсенал в игровой и соревновательной деятельности.
Формы подведения итогов по разделу:
Вводная диагностика.
Промежуточная диагностика.
Итоговая диагностика
Диагностическая часть
1. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов.
2. Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.
3. Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении.
4. Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Физические упражнения для коррекции зрения.
6. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов состояния здоровья и общефизической подготовки. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности.
7. Индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности с учетом профессиональной направленности.
Уметь определить уровень собственного здоровья по тестам.
Уметь составить и провести с группой комплексы упражнений утренней и производственной гимнастики.
Уметь составить комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после умственного и физического утомления.
Уметь применять на практике приемы массажа и самомассажа.
Овладеть техникой спортивных игр по одному из избранных видов.
Овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений, для повышения работоспособности, при выполнении релаксационных упражнений.
Знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные занятия двигательной активности.
Уметь определить индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях физическими упражнениями. Знать основные принципы, методы и факторы ее регуляции.
Уметь выполнять упражнения:
сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для девушек — руки на опоре высотой до 50 см);
подтягивание на перекладине (юноши);
поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (девушки);
прыжки в длину с места;
бег 100 м;
бег: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени);
тест Купера — 12-минутное передвижение;
Диагностика и самодиагностика состояния организма учащегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений — тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.
Нормативы по физической подготовке
№ п/п
Показатели
На первый год обучения, этапы
Начальной подготовки
Учебно- тренировочный
Спортивного совершенств.
дев.
мал.
дев.
мал.
дев.
мал.
1
Становая сила (кг)
54
65
74
93
102
132
2
Бег 30 м (с)
6,0
5,8
5,7
5,1
5,5
4,4
3
Бег 1000 м с изменением направления
5.30
4.30
5.0
4,0
4.50
3.50
4
Прыжок в длину с места (см)
158
160
187
200
210
230
5
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками (м)
4,0
4,6
7,2
7,8
11,5
15,2
6.Литература для педагогов.
1. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 2012.
2. Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 2011
3. Валиахметов P.M., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. Русская лапта с методикой преподавания. Программа педагогических институтов. - Уфа: БГПИ, 2010.