kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса дополнительных образовательных услуг "Лапта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новизна программы определена федеральным государственным стандартом  2010 года. 

Направленность программы – физкультурно-спортивная,  видами деятельности которой являются: народные подвижные игры.

Программа спортивной секции актуальна и предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Однако при таком распределении часов невозможно решить такие глобальные задачи, как формирование здорового образа жизни и развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Программа создана на основе типовой программы Г.И. Погодаева. [1]

Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа факультатива рассчитана на учащихся 13-14 лет. В программе   факультатива   учитывались потребности современного российского общества (реализация основных целей образования, норм СанПина[2], запрос общества, родителей) и возрастные, психологические и физиологические особенности младших школьников.

 

[1]«Рабочая программа. Физическая культура.5-9 классы: учебно-методическое пособие/авт.-сост. Г.И.Погодаев», 2010г.

[2] Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса дополнительных образовательных услуг "Лапта" »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»





Программа курса дополнительных образовательных услуг

« Лапта»

(углубленное изучение физической культуры)

13-14 лет



Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:

Наумова Н.В.

учитель физической культуры

первая к.к.



Соликамск-2014г.





СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………….….......2

  2. Учебно-тематический план………………………...…………………….…....9

  3. Содержательная часть……...……………………………….………………..11

  4. Методическая часть…………………………………………………………….….…...14

  5. Диагностическая часть………………………………………………………….……....22

  6. Список литературы для педагога…………………………………….….……25

  7. Список литературы для воспитанников..........................................................27
















  1. Пояснительная записка.

Программа спортивной секции «Лапта» является модифицированной, развивающей, предназначена для организации занятий по физической культуре.

Новизна программы определена федеральным государственным стандартом  2010 года. 

Направленность программы – физкультурно-спортивная, видами деятельности которой являются: народные подвижные игры.

Программа спортивной секции актуальна и предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Однако при таком распределении часов невозможно решить такие глобальные задачи, как формирование здорового образа жизни и развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Программа создана на основе типовой программы Г.И. Погодаева. 1

Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа факультатива рассчитана на учащихся 13-14 лет. В программе факультатива учитывались потребности современного российского общества (реализация основных целей образования, норм СанПина2, запрос общества, родителей) и возрастные, психологические и физиологические особенности младших школьников.

Цель спортивной секции: формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью; целостное развитие физических и психических качеств обучаемых.


Задачи курса :

Укреплять здоровье, закаливать организм, содействовать правильному физическому развитию.

Формировать у воспитанников культуру движений, обогащать их двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью.

Укрепление здоровья и содействие правильному физическому раз­витию.

Привитие интереса к занятиям по русской лапте.

Приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексных упражнений из различных видов спорта, подвиж­ных и спортивных игр.

Укрепление опорно-двигательного аппарата;

Развитие быстроты, ловкости, гибкости.

Овладение основами техники перемещения, передачи и ловли мяча, ударов битой по мячу.

Начальное обучение тактическим действиям.

Приучение к игровой обстановке.

Воспитывать привычку к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и прививать необходимые гигиенические навыки и умения.

Режим занятий: 140 часов в год, 3 раза в неделю.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.


Описание ценностных ориентиров содержания факультатива:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношении к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Ожидаемый результат.

В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:

- повысить уровень своей физической подготовленности;

- приобрести навыки и умения по изучаемому виду спорта;

- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации;

- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;

- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию;

- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ - это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультатива.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы факультатива являются следующие умения:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:

– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

– планировать собственную деятельность, распределяя нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

– видеть красоту движений, выделять и обосновывать этические признаки в движениях и передвижениях человека;

– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:

– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

– бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

– организовывать и проводить занятия физической культурой с целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

– подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;

– находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

–выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных, изменяющихся, вариативных условиях.

Программа «Лапта» может корректироваться педагогом и усложняться.





  1. Учебно - тематический план


Наименование темы

Кол. часов

Теория

Практика

1

Основные правила игры в лапту.

Стойки и передвижения игроков.

2

1

1

2

Развитие русской лапты в России. Стойка игрока.

2

1

1

3

Остановки и перемещения в стойке боком, лицом. Ловля и передача мяча в пятерках на месте.

4


4

4

Прием и передача мяча в пятерках. Игра «Перестрелка

2


2

5

Перемещение в стойке боком, спиной вперёд. Ловля и передача мяча в парах в движении. Игра в русскую лапту.

4


4

6

Оборудование и инвентарь. Прием и передача мяча в тройках. Эстафеты с мячом.

4

1

3

7

Основы техники осаливания. Игра Салки».

2


2

8

Основы техники наброса мяча. Метание мяча в цель.

4


4

9

Освоение техники удара битой «сверху». Игра в лапту по упрощенным правилам.

4


4

10

Удары по мячу битой. Удары с боку. Удары на точность: в определенную цель на поле. Подача мяча. Игра в русскую лапту.

4


4

11

Роль физической культуры и спорта в обществе и формировании личности. Развитие быстроты. Игра русская лапта.

2

1

1

12

Специально беговые упражнения. Пробегание отрезков 20, 40, 60 м.

2


2

13

Подача мяча в круг подачи. Тест: бег 30 м.

2


2

14

Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Игра в мини-лапту.

2


2

15

Ловля высоко летящего мяча. Переосаливание.

4


4

16

Игра русская лапта. Тест: метание мяча на дальность.

2


2

17

Ловля мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча. Осаливание. Игра русскую лапту

4


4

18

Основы техники и тактики игры. Ловля мяча после передачи партнера.

4


4

19

Удары битой способом «сбоку». Развитие силы.

2


2

20

Удары по мячу битой. Удары с низу. Подача мяча. Игра в русскую лапту.

4


4

21

Правила игры в мини-лапту. Тест: метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками (м)

2


2

22

Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Игра в мини-лапту.

2


2

23

Игра мини-лапта. Техника игры в защите.

4


4

24

Развитие ловкости. Тест: челночный бег 3х10м.

2


2

25

Осаливание и самоосаливание. Финты (обманные движения) при осаливании. Игра в мини-лапту.

4


4

26

Переосаливание. Игра мини-лапта.

2


2

27

Сведения о строении и функциях организма человека. Развитее скоростно-силовых качеств.

2


2

28

Игра в мини-лапту. Тест: прыжок в длину с места.

2


2

29

Ловля мяча в ближней зоне, передача в дальнюю зону партнеру.

4


4

30

Установка игрокам перед соревнова­ниями и разбор проведенных игр.

2

1

1

31

Технико-тактические действия в нападении. Игра русская лапта.

4


4

32

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Приемы самомассажа.

2


2

33

Удары битой способом «свеча».

2


2

34

Групповые действия, розыгрыш очков (2, 4, 6). Развитие координации.

4


4

35

Ловля мяча в 4-й зоне, осаливание в 5-й зоне

4


4

36

Осаливание и самоосаливание. Финты (обманные движения) при осаливании. Игра в мини-лапту.

2


4

37

Влияние физических упражнений на организм занимающихся

2


2

38

Групповые и командные действия в защите и нападении. Игра в мини-лапту.

4


4

39

Игра в русскую лапту. Тест: бег 30 м.

2


2

40

Удары битой способом «сверху» во 2-ю и 3-ю зоны

4


4

41

Ловля мяча в ближней зоне, передача в дальнюю зону партнеру

2


2

42

Командные действия, розыгрыш очков (8, 10, 12). Развитие координации.

4


4

43

Развитие выносливости. Тест: бег 1000 м.

2


2

44

Ловля мяча во 2-й зоне, передача в 4-ю зону, осали­вание в 5-й зоне.

4


4

45

Упражнения по самостраховке при падении. ОФП.

2


2

46

Круговая тренировка на совершенствование технических приемов (наброс мяча, осаливание, прием и передача, удар битой).

4


4

47

Групповые и командные действия в защите и нападении. Игра в мини-лапту.

4


4

48

Игра русская лапта. Совершенствование техники игры.

2


2

итого

140

5

135


  1. Содержательная часть

Программный материал на этапах начальной подготовки и учеб­но-тренировочном представлен в виде тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их пре­имущественной направленности.

Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом задач, принципов и содержания работы в процессе многолетней подготовки юных игроков в лапту.

При составлении блоков тренировочных заданий на этапе началь­ной подготовки следует особенно широко использовать игровой ме­тод, подвижные игры, круговую тренировку эстафеты и упражнения из различных видов спорта. Большое внимание придается развитию возрастных качеств, быстро-ответных действий, ловкости, координаций, выносливости. При этом учитывать, как такие качества транс­формируются в тактические действия и приемы игры. Целесообразно развивать скоростные качества в упражнениях с битой и мячом.

На этап начальной подготовки в 1-й год обучения перио­дизации годичного цикла в общепринятом понимании нет, однако в период, предшествующий проведению соревнований, осуществля­ется работа по подготовке к участию в соревнованиях, а во время уча­стия приобретается необходимый соревновательный опыт.

На учебно-тренировочном этапе вво­дится технико-тактическая подготовка. Программный материал должен быть распределен так, чтобы на период соревнований приходились задачи совершенствования освоенного технико-тактического арсенала при­меняй и приёмов в условиях соревнований.

В конечном счете, при построении тренировочных заданий не­обходимо ориентироваться на структуру соревновательной дея­тельности и факторы, определяющие ее эффективность в лапте. Поэтому продолжительность упражнений, игровых заданий, фраг­ментов игры, особенности и характер повторений, содержание уп­ражнений должны в той, или иной мере соответствовать пространственно-временным и количественно-качественным параметрам действий игроков в защите и нападении двух соперничающих команд.

Чем ближе соревнования, тем больше должно быть соответствие тренировочных заданий структуре игрового соревновательного про­тивоборства по расположению игроков в защите (по зонам), нападе­нии (очередность) и их тактическому взаимодействию в рамках от­дельных поединков.

Тренировки на этапе спортивного совершенствования приобрета­ют все более индивидуализированный характер. Построение годич­ных циклов носит ярко выраженный характер целенаправленной подготовки к соревнованиям, максимальной реализации в соревнова­ниях потенциала, приобретенного в процессе тренировочной деятель­ности.

Непременным и обязательным условием подготовки самостоятель­ных, ответственных, психически устойчивых и волевых игроков в лап­ту является постоянное повышение надежности навыков игры в усло­виях спада в соревновательных упражнениях с преимущественным развитием выносливости через напряженную творческую деятельность в поисках правильных и точных решений самих игроков при направ­ляющей роли тренера.

Программа последовательно решает следующие основные задачи:
Укреплять здоровье, закаливать организм, содействовать правильному физическому развитию.

Формировать у воспитанников культуру движений, обогащать их двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью.

Воспитывать привычку к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и прививать необходимые гигиенические навыки и умения.

Материал программы предполагает изучение основы лапты и даётся в разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка. Материал по общей физической подготовке является единым и входит в каждое занятие спортивной секции.
Выполнение задач во многом зависит от подбора подводящих упражнений, чёткого и доступного объяснения разучиваемых двигательных действий, широкого использования наглядных пособий и технических средств обучения. Технические приёмы, тактические действия и собственно спортивные игры таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчёркивают её личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Формы проведения занятий и итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- игры, соревнования, познавательные беседы, творческие задания, занятия, участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня.
При организации занятий следует строго соблюдать правила безопасности на занятиях по физической культуре и спорту и постоянно заострять внимание учащихся на их осознанной необходимости их соблюдения.

Формы подведения итогов:

Вводная диагностика.

Промежуточная диагностика.

Итоговая диагностика.




  1. Методическая часть

Методы обучения – игровой, соревновательный, командный, личный, лично-командный, репродуктивный.

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Это первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.

Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

В ходе игр вырабатывается и взаимопонимание партнёров в коллективе, необходимое в командных и лично-командных соревнованиях. Правильно построенная система тренировки в подготовительном периоде (в том числе и с применением подвижных игр) помогает подвести спортсменов к достижению наилучшей спортивной формы в нужный момент.

Особенно большое место игры занимают в переходном периоде тренировки, в котором должны быть созданы условия для отдыха, завершение восстановительных процессов после напряжённых соревнований и в то же время сохранена тренированность.

К числу обусловленной  природой потребностей человека относится потребность к тренировке мышц и внутренних органов. Потребность к получению внешней информации. Игра представляет собой сбалансированную систему, вплотную со спортом.

Применение дидактических принципов в обучении спортивным играм.

Методика обучения спортивным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения. Её эффективность тесно связана с реализацией дидактических принципов.

Перед игроками необходимо каждый раз ставить образовательные задачи, соответствующие трудностям предстоящей игры. В дальнейшем игры должны систематически усложняться, чтобы не потерять воспитательного значения.

Важное условие успешной игровой деятельности заключается в ясности понимания содержания и правил игры. Это достигается наглядностью объяснения. Краткий образный рассказ сюжета игры при необходимости дополняется показом отдельных приёмов и действий играющих. Объяснив главное, руководитель начинает игру. Первая попытка позволит ему проверить, как дети поняли игру. Если необходимо, то игру  сразу же останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях игру останавливают для введения мелких правил и исправления ошибок играющих.

Совершенствование двигательных навыков осуществляется в ходе многократных повторений, в результате которых движения становятся более правильными, экономичными. Двигательный навык должен быть доведен до известной степени автоматизма, чтобы в процессе игры разгрузить сознание для решения тактических задач.

Принцип сознательности и активности предусматривает сознательное, активное отношение занимающихся к спортивным тренировкам и понимание изучаемого материала. Необходимо разъяснить занимающимся важность регулярных тренировок и ставить конкретные задачи перед каждым занятием. При выполнении технических приемов следует акцентировать внимание на анализе своих движений и движений партнеров. В тактических упражнениях нужно создавать такие условия, при которых поставленную задачу можно решить несколькими путями.

Принцип наглядности тесно связан с принципом сознательности. Суть его состоит в том, что преподаватель, используя показ и различные наглядные пособия, создает ясное представление об изучаемом материале, помогает более отчетливо понять его.

Принцип систематичности и последовательности предполагает определенную систему обучения, установление логической связи между отдельными разделами и правильной последовательности прохождения материала. Реализуя этот принцип в процессе обучения, исходят из педагогических правил от простого к сложному, от главного  к второстепенному. Любая спортивная игра трудна для начинающего, так как на его центральную нервную систему действует большое количество разнообразных раздражителей. Поэтому при изучении игры приходится прибегать к её упрощению. Как только после объяснения и показа создано общее представление об изучаемой спортивной игре, переход к изучению её отдельных сторон: технике игровых приёмов индивидуальных тактических действий, коллективных действий в защите и нападении.

Принцип доступности требует подбора упражнений по сложности в соответствии с индивидуальными возрастными, половыми особенностями, также степенью подготовленности. Упражнения должны быть доступны и в то же время представлять определённую трудность для занимающихся.

Принцип прочности состоит в том, что изученный материал путём повторений доводится до прочного навыка. Поскольку в спортивных играх навыки отличаются большой подвижностью, не следует длительное время повторять один и тот же материал в одинаковых условиях, так как это отрицательно скажется на творчестве в игре. Кроме дидактических принципов спортивной тренировки необходимо соблюдать и некоторые специфические принципы: всесторонности, разнообразия, непрерывности, цикличности и максимальных нагрузок.

Особенности организации и методики проведения спортивных игр с детьми среднего  школьного возраста.

Этот период в жизни детей характеризуется ускоренным темпом роста. Особенно быстро растут кости рук и ног. В результате этого несколько нарушается координация движений подростка. Продолжается окостенение хрящевой ткани, уменьшается подвижность в сочленениях, значительно увеличивается объём мышц и их сила. Ещё больше становится разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек. Поэтому необходимо учитывать эти различия и делить подростков по полу в силовых играх. Круг у подростков сужается. В этом возрасте им нравятся те игры, в которых они могут проявить себя с лучшей стороны. Большой интерес подростки проявляют к командным играм. У подростков хорошо используются игры, подготовительные к спортивным, и спортивные игры. Подростки любят тренировать отдельные навыки, необходимые для спорта. Они понимают их пользу и с увлечением играют в игры с мячом, подготовительные к различным видам спорта. Подростки любят строгое объективное судейство и стремятся честно соблюдать правила игры. Характерно для учащихся этого возраста склонность к переоценке своих сил. Нередко проявляется неустойчивость поведения, большая впечатлительность.



ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Основной принцип построения учебно-тренировочной работы на этапе начальной подготовки - универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, со­блюдение требований индивидуального подхода и глубокого изуче­ния особенностей каждого занимающегося. Основная тенденция прог­раммы - обучающая. Необходимо создать предпосылки для успеш­ного изучения юными спортсменами широкого арсенала технических средств, достижения высокого уровня специальной физической под­готовленности на последующих этапах многолетнего тренировочно­го процесса.

Конкретные задачи и преимущественная направленность тре­нировки:

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Эффективность подготовки юных игроков в лапту во многом зависит от тренировочных занятий, их структуры, выбора средств, методов и т. д. По направленности практические занятия делятся на однонаправленные, комбинированные, целостно-игровые, конт­рольные. В основе разделения занятий по видам лежит связь их со­держания с характером соревновательной деятельности игроков в лапту.

Однонаправленные занятия посвящены одному из видов подготов­ки: технической, физической, тактической. Комбинированные заня­тия включают материал из двух-трех видов в различных сочетаниях (физическая и техническая, техническая и тактическая, материал трех этих видов подготовки в одном занятии). Игровые занятия строят, опираясь на взаимосвязь сторон подготовки игрока в лапту и исполь­зуя метод сопряженных воздействий фрагментов игры, двухсторон­ней игры по правилам мини-лапты и по упрощенным правилам.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

Основной принцип учебно-тренировочного этапа - универсальность подготовки с элементами игровой специализации (по функциям).

Задачи на этапе: укрепление здоровья и закаливание организма учащихся, содействие правильному физическому развитию; повы­шение уровня общей физической подготовленности, развитие спе­циальных физических способностей, необходимых при совершен­ствовании техники и тактики; прочное овладение основами техники и тактики русской лапты; приучение к соревновательным условиям; определение каждому учащемуся игровой функции в команде и с учетом этого индивидуализация видов подготовки; обучение навы­кам ведения дневника, системам записи игр и анализа полученных данных; приобретение навыков организации и проведения соревно­ваний по русской лапте, судейства, учебно-тренировочных занятий; выполнение зачетных требований и специальных нормативов, по годам обучения.

По своему характеру, средствам, методам и организации занятий тренировки на этом этапе характеризуются изучением базовых струк­тур в системе подготовки юного спортсмена.

Обучающая направленность программы исходит из необходимо­сти уже на этом этапе в возрастных группах добиться прочного овла­дения занимающимися основами техники и тактики игры, достаточ­но высокого уровня развития физических качеств и способностей, что позволит в дальнейшем в специализированной подготовке достичь высокого уровня индивидуального мастерства и успешно реализовать его в соревнованиях.

В связи с этим, основной показатель работы спортивных школ - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количе­ственно-качественных показателях технической, тактической, фи­зической, интегральной, теоретической подготовленности, физи­ческого развития.

ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Основной принцип учебно-тренировочной работы - специализи­рованная подготовка, в основе которой лежит учет игровой функции и индивидуальных особенностей занимающихся. Специализация осу­ществляется на основе универсальности процесса подготовки. Зада­чи учебно-тренировочной работы подчинены основной цели систе­мы многолетней подготовки резервов в русской лапте - подготовке спортсменов высокой квалификации с гармоничным развитием ду­ховных и физических сил.

Задачи на этапе: дальнейшее повышение разносторонней и специ­альной физической подготовленности; достижение высокого уровня технической и тактической подготовленности, высокое мастерство выполнения игровой функции в команде; достижение стабильности игры (надежности игровых навыков) в сложной соревновательной обстановке; приобретение навыков проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований по русской лапте; получение звания инструктора-преподавателя и судьи по спорту выполнение нормативов I и II спортивных разрядов и специальных нормативов включение в тренировочный состав команды высших разрядов. По своему харак­теру, средствам, методам и организации занятий на этом этапе отра­жает характер работы в командах игроков в лапту высших разрядов.

Программный материал первого года обучения на этапе спортив­ного совершенствования включает наиболее специфические техничес­кие приемы и тактические действия, овладение которыми позволит проводить тренировочную работу с учетом индивидуализации тех­нико-тактического арсенала на основе игровых амплуа спортсменов. В учебно-тренировочном процессе рекомендуется широко использо­вать упражнения, моделирующие игровые ситуации, создающие эк­стремальные условия, что позволит игрокам в лапту оптимально реа­лизовать технико-тактический арсенал в игровой и соревновательной деятельности.

Формы подведения итогов по разделу:

Вводная диагностика.

Промежуточная диагностика.

Итоговая диагностика

























  1. Диагностическая часть

1. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов.

2. Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.

3. Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении.

4. Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Физические упражнения для коррекции зрения.

6. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов состояния здоровья и общефизической подготовки. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности.

7. Индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности с учетом профессиональной направленности.

Уметь определить уровень собственного здоровья по тестам.

Уметь составить и провести с группой комплексы упражнений утренней и производственной гимнастики.

Уметь составить комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после умственного и физического утомления.

Уметь применять на практике приемы массажа и самомассажа.

Овладеть техникой спортивных игр по одному из избранных видов.

Овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений, для повышения работоспособности, при выполнении релаксационных упражнений.

Знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные занятия двигательной активности.

Уметь определить индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях физическими упражнениями. Знать основные принципы, методы и факторы ее регуляции.

Уметь выполнять упражнения:

  • сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для девушек — руки на опоре высотой до 50 см);

  • подтягивание на перекладине (юноши);

  • поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (девушки);

  • прыжки в длину с места;

  • бег 100 м;

  • бег: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени);

  • тест Купера — 12-минутное передвижение;

Диагностика и самодиагностика состояния организма учащегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений — тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.















Нормативы по физической подготовке

№ п/п

Показатели

На первый год обучения, этапы

Начальной подготовки

Учебно- тренировочный

Спортивного совершенств.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

1

Становая сила (кг)

54

65

74

93

102

132

2

Бег 30 м (с)

6,0

5,8

5,7

5,1

5,5

4,4

3

Бег 1000 м с изменением направления

5.30

4.30

5.0

4,0

4.50

3.50

4

Прыжок в длину с места (см)

158

160

187

200

210

230

5

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками (м)

4,0

4,6

7,2

7,8

11,5

15,2




































6.Литература для педагогов.

1. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирова­ние в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 2012.

2. Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способ­ностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 2011

3. Валиахметов P.M., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. Русская лапта с методикой преподавания. Программа педагогических институтов. - Уфа: БГПИ, 2010.

4. Валиахметов P.M. Лапта. Учебное пособие. - Уфа: БГПИ, 2011

5. Валиахметов P.M., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелипин В.И. Лапта. Учебное пособие. - Сибай: Сибайский институт БГУ, 2013

6. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физ­культура и спорт, 2012

7. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2012

8. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. 3-е изд., испр. и доп. - Минск: Вышейшая школа, 2010.

9. Каменцер М.Г. Спортшкола в школе. - М.: Физкультура и спорт, 2011.

10. Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелипин В.И. Лапта. Техничес­кая и тактическая подготовка игроков. - Уфа: БГПИ, 2012

11. Ломан Н.В. Бег, прыжки, метания/ Пер. с нем. - 2 изд., доп. - М.: Физкультура и спорт, 2012.

12. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкуль­тура и спорт, 2010.

13. ОзолинН.Г. Молодому коллеге.-М.: Физкультура и спорт, 2011.

14. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 2012.

15. Платонов В Н. Теория и методика спортивной тренировки: Учеб. пособие для институтов физической культуры. - Киев.: Выща школа, 2012.

16. Психология и современный спорт / Сост. А.В. Родионов, Н.А. Худадов. - М.: Физкультура и спорт, 2012.

17. Теоретическая подготовка юных спортсменов / Под об. ред. Ю.Ф. Буйлина, Ю.Д. Курамшина. - М.: Физкультура и спорт, 2012.

18. Филип В.П., Фомин Н А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2011.

19. Шулятьев В Н. Содержание и организация тренировочного процесса волейболистов: Учеб. метод, рекомендации. - Омск, 2010.

20. Яхонтов Е.Р. Методические рекомендации по обучению юных баскетболистов двигательным действиям, подготовка для детских тренеров.-Л.: 2013. Вып. 1.-С. 5-13.




























7.Литература для воспитанников

1. Былеева Л.В., П.М. Коротков «Подвижные игры» Москва, 2012г.

2. Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелипин В.И. Лапта. Техничес­кая и тактическая подготовка игроков. - Уфа: БГПИ, 2012

3. Ломан Н.В. Бег, прыжки, метания/ Пер. с нем. - 2 изд., доп. - М.: Физкультура и спорт, 2012.

4. Озолин Н.Г. «Современная система спортивной тренировки» Москва, 2013г.








1«Рабочая программа. Физическая культура.5-9 классы: учебно-методическое пособие/авт.-сост. Г.И.Погодаев», 2010г.

2 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва.



27



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа курса дополнительных образовательных услуг "Лапта"

Автор: Наумова Надежда Викторовна

Дата: 31.12.2014

Номер свидетельства: 149232


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства