kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогическая готовность педагога к работе с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовность педагога работать с одаренными детьми включает  наличие у него теоретических знаний и практического опыта. Основным элементом специальной подготовки учителя является его стажировка в классе, где одаренные дети составляют лишь часть общего коллектива учащихся.

Многие зарубежные ученые и специалисты в области обучения одаренных детей считают целесообразной и необходимой специализированную практическую стажировку педагогов к работе с одаренными детьми  (Feldhausen, 1977; Frasier, 1977; Jenkins and Stewart, 1979; Maker, 1975; Nix, 1976).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая готовность педагога к работе с одаренными детьми »

Психолого-педагогическая готовность педагога к работе с одаренными детьми

Степанищев Н.М. ЗАМ.ДИРЕКТОРА МБУ ДО ДЮСШ «Лидер»

Готовность педагога работать с одаренными детьми включает наличие у него теоретических знаний и практического опыта. Основным элементом специальной подготовки учителя является его стажировка в классе, где одаренные дети составляют лишь часть общего коллектива учащихся.

Многие зарубежные ученые и специалисты в области обучения одаренных детей считают целесообразной и необходимой специализированную практическую стажировку педагогов к работе с одаренными детьми (Feldhausen, 1977; Frasier, 1977; Jenkins and Stewart, 1979; Maker, 1975; Nix, 1976).

Исследователями и специалистами в области подготовки кадров для обучения одаренных детей разработан ряд положений относительно знаний и навыков, которыми должны обладать педагоги. Эти положения являются основой для разработки программы подготовки таких специалистов.

К.Сили (1979) предложил следующий список профессиональных умение педагогов (приводится в порядке убывания значимости):

  • умение проектировать процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;

  • умение модифицировать учебные программы;

  • умение стимулировать когнитивные способности учащихся;

  • умение работать по специально разработанному учебному плану;

  • умение консультировать учащихся.


Повышенный интерес современной педагогики к проблеме обучения одаренных детей, востребованность высокого уровня образования в обществе дают основания для разработки и реализации программ подготовки педагогических кадров для системы обучения одаренных детей.

Учитывая те научные представления, которые сложились в области педагогики и психологии одаренности, можно предположить, что в программе теоретической подготовки педагогов к работе с одаренными детьми необходимо рассмотреть следующие, наиболее важные вопросы, касающиеся этой проблемы:

1. Закономерности психического развития ребенка и особенности проявления признаков одаренности (общей и различных видов специальной).

2. Методы выявления одаренности и организация диагностического обследования одаренных детей.

3. Концептуальные модели, которые могут быть использованы при разработке учебных программ для одаренных детей.

4. Учет результатов психолого-педагогического обследования ребенка при составлении образовательной учебной программы.

5. Основы дифференцированного и индивидуализированного подходов к составлению учебных программ.

6. Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одаренными детьми.

7. Выбор методов преподавания в работе с одаренными детьми.

8. Развитие и стимулирование интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

9. Аффективное (эмоциональное) и социальное развитие одаренного ребенка.

10. Требования к личности учителя, работающего с одаренными детьми.


Сложившийся в отечественной и зарубежной практике опыт работы показывает, что педагоги испытывают значительные трудности в построении оптимальных взаимоотношений с одаренными детьми, дефицит практических и теоретических знаний, необходимых для модификации и индивидуализации имеющихся образовательных программ.

Проблема подготовки учителей для работы с одаренными детьми рассматривается как одна из важнейших. Среди качеств, необходимых учителю одаренных детей, выделяют следующие: чуткость, доброжелательность, высокий уровень интеллектуального развития, оптимистичное отношение к действительности, чувство юмора, позитивную Я-концепцию, личностную зрелость учителя, эмоциональную стабильность. Конечно, мы не считаем, что со всеми остальными детьми не должны работать такие учителя.

Практическая реализация образовательных проектов, касающихся проблемы одаренности, предполагает не только проведение теоретических и экспериментальных исследований, но и выполнение широкого спектра работ по выявлению и развитию одаренных детей на всех этапах обучения, от дошкольного детства, до достижения уровней среднего и профессионального образования.

Так, программа развития одаренных детей, разработанная “Центром по исследованию, диагностике и развитию творчески одаренной молодежи” при министерстве образования еще в 1989г., содержит программные задачи, начиная с этапа семейного воспитания, до высшего образования включительно. Приведем краткое определение смысла каждого этапа.

Развитие одаренных детей в семье связано с обеспечением психологической подготовки родителей и воспитателей, необходимой, для успешного стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка.

С этой целью должны быть разработаны консультативные материалы для родителей и педагогов об одаренных детях, психофизиологических особенностях их развития и необходимых условиях воспитания. Следует регулярно представлять психологические и педагогические материалы в печати, привлекать внимание к этой проблеме средств массовой информации.

Ведущей целью развития одаренных детей в системе дошкольного образования является создание условий для проявления детьми способностей самого различного характера, а также, психолого-педагогическая готовность работников ДОУ к выявлению общей и специальной одаренности дошкольника. В свою очередь, дошкольные образовательные учреждения должны быть обеспечены творческими программами, специальными учебными материалами, играми, предназначенными для развития любознательности, исследовательской активности дошкольников. Необходима адаптация методик для выявления различных способностей и творческого потенциала детей всех групп детского сада. Высшие и средние педагогические образовательные учреждения нуждаются в обновленных программах, обеспечивающих теоретическую и практическую подготовку будущих педагогов к работе с одаренными и талантливыми детьми, способность к модифицированию имеющихся образовательных программ с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка. Кроме этого, при переходе ребенка от родительского (семейного) воспитания в дошкольное учреждение, родителям и воспитателям требуется помощь понимании личностных особенностей ребенка и специальные психологические меры по предупреждению личностно травмирующих ситуаций.

Поступление ребенка в школу составляет новый критический период в его жизни, включающий начало обучения и общения с новыми людьми (взрослыми и сверстниками). Требуется психологическая поддержка учителей, детей и родителей, направленная на успешную взаимную адаптацию друг к другу и к системе массового образования.

На этапе поступления ребенка в школу, важной задачей является не только определения уровня готовности к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности. Весьма важной составляющей считается психологическая подготовка учителей начальной школы к организации учебной и воспитательной работы с одаренными и талантливыми детьми, особенно если оно проходит в условиях не дифференцированного класса.

Следует разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие дальнейшее развитие познавательных, творческих и специальных способностей. Важно определить методы и условия, способствующие самовыражению одаренного ребенка, способствующие проявлению и реализации широкого спектра его увлечений. Совместно с родителями, учитель должен поддерживать одаренного ребенка в реализации его таланта, интересов в школе и семье. Уроки творческого развития желательно проводить для всех детей, но одаренным детям они просто необходимы, так как творческая деятельность является их естественной и насущной потребностью.

В основной школе (5-9 классы) ведущей целью становится обеспечение возможностей всестороннего развития интересов, самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества. Выявление и развитие творческих возможностей, профессиональных интересов учащихся в области естественнонаучных, гуманитарных, художественных, социальных, технических и других сфер деятельности должно сочетаться с разработкой индивидуальных программ развития и помощи в профессиональной ориентации. Для этого проводятся факультативные занятия творческой направленности: “Психология познания и творчества”, “Психология творчества”, “Психология творческой личности” и т.п. Организация творческого, познавательного и личностного развития по индивидуальным программам, на факультативных занятиях, в школьных научных обществах, в кружках по интересам, в клубах, музеях, библиотеках и т.п., позволяет обеспечить широкий диапазон выбора и спектр развития подростка. Существенное значение имеет организация системы индивидуальных психологических консультаций, для подростков, учителей и родителей.

Средняя школа (10-11 классы) призвана обеспечить развитие и обучение одаренных юношей и девушек на этапе профессионального самоопределения. Основной целью на этом этапе возрастного развития выступает развитие творческих способностей старшеклассников в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения.

Выявления одаренных и талантливых школьников может осуществлять по итогам конкурсов в основных областях науки, техники, литературы, искусства при университетах, вузах, научно-исследовательских заведениях, дворцах творчества, гимназиях и т.п. Развитие и воспитание одаренных учащихся призваны обеспечивать школьные факультативные занятия по выбору, классы с углубленным изучением отдельных предметов, спецшколы, специальные курсы при высших учебных заведениях. Наконец, должны разрабатываться и внедряться в практику специальных факультативных курсов: “Творческая личность”, “Научное творчество”, “Техническое творчество”, “Художественное творчество”, “Лидерство”, “Психология саморазвития” и т.п.

Среднее специальное образование, включая профессионально-техническое, обеспечивает развитие профессиональных видов творчества талантливых учащихся на основе их специальных увлечений, профессиональных интересов. Выявление талантливых учащихся, их индивидуальных особенностей, способностей, склонностей и профессиональных интересов происходит на основе анализа творческих работ, участия в конкурсах, выставках профессионального творчества и т.п. Предполагается, также, реализация специальных курсов “Творчество в моей профессии”.

Для обучения одаренных детей используются учебные программы, открывающие простор для творчества, создающие возможности для самостоятельной работы, рассмотрения сложных мировоззренческих проблем, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Творческая личность характеризуется умением самостоятельно мыслить и выбирать сферу приложения своих усилий, самостоятельно планировать познавательную деятельность, способностью к самопознанию. Этому, среди прочего, может способствовать и хорошая разработка учебных программ, предназначенных не только для передачи знаний, но и для выработки “умения мыслить”. Именно с этой целью на кафедре акмеологии и психологии, в научно-исследовательском центре ЛОИРО разрабатываются специальные учебные курсы: “Психология познания и творчества”, “Логика – творчество - действие”, “Психология личности”, “Психология достижения успеха”, “Тренинг креативности”, “Методология научно-исследовательской и проектной деятельности” и др., имеющие в первую очередь практическую психолого-педагогическую, методологическую и общую личностную направленность.

Работа учителя с одаренными детьми, включающая первичную идентификацию, выбор форм обучения, разработку учебных программ, их оценку и индивидуализацию – это сложный, динамичный, непрекращающийся процесс. Он требует от администрации и учреждения и педагогов, прежде всего, хороших знаний в области психологии и педагогике одаренности, сотрудничества с психологами, учителями и администрацией других образовательных учреждений, родителями. От учителя требуется постоянное пополнение знаний, совершенствование мастерства, гибкость, умение отказаться даже от творческой находки, если в данной ситуации она “работает” неэффективно. Готов ли учитель одаренного ребенка вступить в процесс постоянного саморазвития вместе со своими учениками? Это действительно непросто и не каждый человек обладает настолько мощными творческими ресурсами.

Приведем список требований, которые предъявляются к учителю одаренных детей:

  • доброжелательность и чуткость;

  • знать, чувствовать потребности и интересы детей, разбираться в психологических особенностях одаренных детей;

  • наличие позитивного педагогического опыта работы;

  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;

  • иметь широкий круг интересов и умений;

  • желательно иметь кроме педагогического, еще какое-либо образование;

  • иметь живой и активный характер, быть оптимистом и жизнелюбом, обладать чувством юмора, но без склонности к сарказму;

  • обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

  • иметь творческие возможности, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

  • иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению знаний.


Важной составляющей организации образовательного процесса является обеспечение высоко квалифицированной индивидуальной психологической и консультативной помощи детям, родителям и педагогам. Родителям должна предоставляться необходимая информация о перспективах развития ребенка, его сильных и слабых сторонах, о необходимой в данный период поддержке. Следует учитывать, что даже при самой рациональной организации учебного процесса нельзя исключить возникновение личностных проблем у участников образовательного процесса, требующих помощи психолога.

В обществе уже сложилось представление о том, “что такое” одаренный ребенок. Оно носит обобщенный, стереотипный характер и не содержит, в силу понятных обстоятельств, индивидуальных характеристик. Такое обобщенное представление таит в себе опасность нивелирования, так как не способствует пристальному изучению каждого ученика во всей его индивидуальности. Как и все другие, одаренные дети не похожи друг на друга по диапазону и своеобразию своих способностей, личностным характеристикам. Эти различия следует учитывать в учебных программах. В гибкой программе признаются различия, как в уровне развития познавательных процессов, умений и навыков, так и предпочтений определенного индивидуального стиля работы.

Подбор учителей должен основываться не только с учетом их компетентности и умения находить индивидуальный подход к ученикам. Для формирования творческого мышления и поведения у детей большое значение имеет наличие образцов творческого поведения у значимых взрослых (родителей, учителей, реферетных личностей), наличие творческой атмосферы развития и творческой среды. Следовательно, при подборе учителей следует учитывать и такой личностный фактор, как творческие способности.

Наиболее благоприятный стиль работы учителя с одаренными детьми – совместное творчество с учениками. Учитель должен не только передать определенную совокупность знаний, сколько помочь ученикам сделать самостоятельные выводы и открытия. Создавая проблемную ситуацию, умело управляя ею, учитель своими вопросами подводит ученика к рождению нового знания. Этот подход не предусматривает установление однозначных оценок “правильно” и “неправильно”, эталонов и идеальных ответов. Ученики могут обсуждать друг с другом разные возможности ответов, оценивать их. Отсутствие эталонов оценивания создает некоторые сложности для самого учителя, в первую очередь в оценке знаний.

Задача учителя - научить ребенка творчеству, самостоятельности и воспитывать в нем настойчивость, творческую смелость в постановке новых проблем и поиске их решений. Одаренной ученик сам способен себе помочь, если учитель поддерживает его творчество.

Конечно, это своего рода программа – максимум, осуществить которую в полном объеме непросто, но она уже показала большой развивающий эффект во многих странах мира. Более того, позитивные результаты достигаются уже при частичной реализации этих принципов.

В заключении следует еще раз подчеркнуть, что забота о развитии одаренных детей сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальном развитии общества в будущем. Внимание к развитию одаренного ребенка носит не только личностный, но и широкий социальный смысл.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Психолого-педагогическая готовность педагога к работе с одаренными детьми

Автор: Степанищев Николай Михайлович

Дата: 30.12.2014

Номер свидетельства: 149018


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства