Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 5 класса "Волейбол"»
МОУ КАРГИНСКАЯ СОШ
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности
«Волейбол»
(5 класс)
Срок реализации: 1 год.
Составитель:
Лощёнин С.Б.,
учитель физической культуры
2016 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич, издательство «Просвещение», 2010 год.
Цель:
на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить их к регулярным тренировкам.
Задачи:
укрепление здоровья;
обеспечение оптимального уровня физической подготовленности;
развитие специальных физических способностей;
обучение основам техники и тактики игры в волейбол.
Основы программы избранного вида спортивной специализации составляют технические приёмы и тактические действия игры, освоение которых сочетается с учебным материалом по ОФП и СФП. Последние нацелены как на воспитание основных физических качеств – выносливости, быстроты (скоростных способностей), силы, гибкости, координации, так и на развитие специальных способностей – прыгучести (скоростно-силовое качество), быстроты реакции (одна из составляющих быстроты), ориентировке в пространстве, быстроты перемещения с изменяющимся направлением движения.
Важным условием выполнения программы является сохранение образовательной направленности. С этой целью в её содержание вводится курс как общетеоретических и методических знаний по основам физической культуры, так и специальных знаний и умений, который конкретизирует основные положения теории, раскрывает их суть посредством практической деятельности школьников по освоению игры волейбол, организации и проведению самостоятельных форм занятий физическими упражнениями. Освоение этих специальных знаний осуществляется школьниками непосредственно на практических занятиях физической культурой.
Заботой учителя является также воплощение в жизнь таких целевых установок, как формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствования.
Внеклассные занятия целесообразнее строить на сотрудничестве учителя и учеников, учёте интересов и склонностей школьников, их двигательных и психических возможностей.
Структура курса
5 класс, Волейбол.
Всего: 157,5 часа, 3 недельных часа.
Содержание курса
Количество часов
Двигательные умения и навыки.
34,5
Общая физическая подготовка (ОФП).
18
Специальная физическая подготовка (СФП).
18
Подвижные игры с элементами волейбола.
39
Тактическая подготовка.
36
Соревновательная и судейская практика
12
Учебно-тематическое планирование
5 класс
Тема
Количество
часов
Двигательные умения и навыки
6
1
Т.Б. в спортивном зале и при работе с мячом.
Стойка волейболиста. Перемещения в стойке волейболиста.
1,5
2
История развития волейбола. Стойка волейболиста. Перемещения в стойке волейболиста.
1,5
3
Размеры, линии волейбольной площадки. Обучение технике приёма и передачи мяча двумя руками сверху.
1,5
4
Приём и передача мяча двумя руками сверху.
1,5
Подвижные игры с элементами волейбола.
3
5
Эстафеты с мячом. П.И. «Гонка мячей по кругу».
1,5
6
П.и. «Перестрелка».
1,5
Двигательные умения и навыки
6
7
Основные правила волейбола. Приём и передача мяча двумя руками сверху.
1,5
8
Приём и передача мяча двумя руками сверху.
1,5
9
Выдающиеся достижения российских спортсменов на международных соревнованиях. Обучение приёму и передаче двумя руками снизу.
1,5
10
Приём и передача двумя руками снизу.
1,5
Подвижные игры с элементами волейбола.
3
11
Весёлые старты.
1,5
12
П.и. «Перестрелка», «Пионербол».
1,5
Общая физическая подготовка (ОФП)
1,5
13
Бег на месте в максимальном темпе, комплексы упражнений у гимнастической стенки.
1,5
Двигательные умения и навыки
6
14
Приём и передача двумя руками снизу.
1,5
15
Совершенствование изученных приёмов.
1,5
16
Совершенствование изученных приёмов.
1,5
17
Совершенствование изученных приёмов.
1,5
Соревновательная и судейская практика.
1,5
18
П.и. «Перестрелка».
1,5
Специальная физическая подготовка (СФП)
1,5
19
Ходьба и бег с внезапными остановками и выполнением различных заданий по сигналу, прыжки на месте с поворотами на месте 180 и 360 градусов.
1,5
Подвижные игры с элементами волейбола.
3
20
Весёлые старты.
1,5
21
П.и. «Перестрелка», «Пионербол».
1,5
Двигательные умения и навыки
3
22
Нижняя прямая подача.
1,5
23
Нижняя прямая подача. Обучение приёму мяча после подачи.
1,5
Общая физическая подготовка (ОФП)
1,5
24
«Челночный бег» (3х10м; 4х5м;2х15м). Броски набивного мяча (до 1 кг).
1,5
Подвижные игры с элементами волейбола.
3
25
Основные этапы и представительство в программе Олимпийских игр. П.и. «Перестрелка». П.и. «Пионербол».
1,5
26
П.и. «Пионербол».
1,5
Специальная физическая подготовка (СФП)
1,5
27
Прыжки на одной и двух ногах с продвижением вперёд; прыжки по разметкам с изменением направления движения. Равномерный бег, чередующийся с ускорениями
1,5
Соревновательная и судейская практика.
1,5
28
П.и. «Перестрелка».
1,5
Двигательные умения и навыки
3
29
Нижняя прямая подача. Приём мяча после подачи.
1,5
30
Нижняя прямая подача. Приём мяча после подачи.
1,5
Подвижные игры с элементами волейбола.
3
31
Эстафеты с элементами волейбола. П.и. «Перестрелка».
1,5
32
П.и. «Перестрелка». П.и. «Пионербол».
1,5
Соревновательная и судейская практика.
1,5
33
П.и. «Пионербол».
1,5
Общая физическая подготовка (ОФП)
1,5
34
Ходьба и бег по рейке гимнастической скамейки; комплексы ОРУ силовой направленности с локальным воздействием на отдельные мышечные группы.
1,5
Двигательные умения и навыки
3
35
Обучение нападающему удару.
1,5
36
Нападающий удар.
1,5
Специальная физическая подготовка (СФП)
1,5
37
Ускорения из разных исходных положений; метание малого мяча в неподвижную и подвижную цель
1,5
Подвижные игры с элементами волейбола.
3
38
Эстафеты с элементами волейбола. П.и. «Перестрелка».
1,5
39
П.и. «Перестрелка». П.и. «Пионербол».
1,5
Соревновательная и судейская практика.
1,5
40
П.и. «Пионербол».
1,5
Двигательные умения и навыки
3
41
Нападающий удар.
1,5
42
Совершенствование изученных приёмов.
1,5
Тактическая подготовка
3
43
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1,5
44
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1,5
Общая физическая подготовка (ОФП)
1,5
45
Приседание с отягощением. Комплексы упражнений с гимнастической палкой
Подвижные игры с элементами волейбола.
3
46
П.и. «Пионербол».
1,5
47
П.и. «Пионербол».
1,5
Специальная физическая подготовка (СФП)
1,5
48
Броски волейбольного мяча из-за головы по подвижной мишени. Повторный бег «змейкой» на дистанцию до 60-80м.
1,5
Тактическая подготовка
3
49
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1,5
50
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1,5
Двигательные умения и навыки
3
51
Совершенствование технических приёмов.
1,5
52
Совершенствование технических приёмов.
1,5
Соревновательная и судейская практика.
1,5
53
П.и. «Пионербол».
1,5
Подвижные игры с элементами волейбола.
3
54
«Бегуны и пятнашки». « Мяч в воздухе».
1,5
55
Игра в волейбол по упрощённым правилам (с применением верхней передачи и нижней подачи со сменой мест в соответствии с правилами игры).
1,5
Тактическая подготовка
3
56
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1,5
57
Групповые тактические действия в нападении /защите.
1,5
Двигательные умения и навыки
1,5
58
Совершенствование изученных приёмов.
1,5
Соревновательная и судейская практика.
1,5
59
П.и. «Пионербол».
1,5
Специальная физическая подготовка (СФП)
3
60
Прыжки с продвижением и доставанием рукой, моделируя структуру движения подач (снизу, сверху).
1,5
61
Броски волейбольного мяча из-за головы по подвижной мишени.
1,5
Тактическая подготовка
3
62
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1,5
63
Групповые тактические действия в нападении /защите.
1,5
Общая физическая подготовка (ОФП)
3
64
Прыжки на месте (одновременные, поочерёдные с одноимённым и разноимённым движением рук); многоскоки
1,5
65
Равномерный бег в режиме большой интенсивности в сочетании с ходьбой
1,5
Тактическая подготовка
3
66
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1,5
67
Групповые тактические действия в нападении /защите.
1,5
Общая физическая подготовка (ОФП)
3
68
Быстрое передвижение лицом и спиной вперёд по рейке гимнастической скамейки.
1,5
69
Бег с максимальной частотой движений, комплексы упражнений на растягивание.
1,5
Тактическая подготовка
3
70
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1,5
71
Групповые тактические действия в нападении /защите.
1,5
Специальная физическая подготовка (СФП)
3
72
Метание малого мяча в неподвижную и подвижную цель.
1,5
73
Повторный бег «змейкой» на дистанцию до 60-80м.
1,5
Тактическая подготовка
3
74
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1,5
75
Групповые тактические действия в нападении /защите.
1,5
Специальная физическая подготовка (СФП)
4,5
76
Прыжки на месте с поворотами на месте 180 и 360 градусов.
1,5
77
Игра в волейбол по упрощённым правилам.
1,5
78
Равномерный бег, чередующийся с ускорениями.
1,5
Подвижные игры с элементами волейбола.
3
79
«День и ночь», «Вызов номеров», «Бегуны и пятнашки».
1,5
80
Эстафеты типа «Гонка преследования».
1,5
Общая физическая подготовка (ОФП)
3
81
Лазание по канату, приседание с отягощением.
1,5
82
Равномерный бег в режиме большой интенсивности в сочетании с ходьбой.
1,5
Подвижные игры с элементами волейбола.
3
83
«Вызов номеров», «Бегуны и пятнашки».
1,5
84
П.и. «Перестрелка».
1,5
Тактическая подготовка
3
85
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1,5
86
Групповые тактические действия в нападении /защите.
Соревновательная и судейская практика.
1,5
87
П.и. «Пионербол».
1,5
Тактическая подготовка
3
88
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1,5
89
Групповые тактические действия в нападении /защите.
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1,5
94
Групповые тактические действия в нападении /защите.
1,5
Соревновательная и судейская практика.
1,5
95
П.и. «Пионербол».
1,5
Подвижные игры с элементами волейбола.
3
96
П.и. «Пионербол».
1,5
97
П.и. «Пионербол».
1,5
Специальная физическая подготовка (СФП)
1,5
98
Прыжки с продвижением и доставанием рукой, моделируя структуру движения подач.
1,5
Тактическая подготовка
3
99
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1,5
100
Групповые тактические действия в нападении /защите.
1,5
Общая физическая подготовка (ОФП)
1,5
101
Бег с максимальной скоростью на дистанцию 15-20 м.; комплексы упражнений на растягивание.
1,5
Тактическая подготовка
3
102
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1,5
103
Групповые тактические действия в нападении /защите.
1,5
Подвижные игры с элементами волейбола.
3
104
Эстафеты с элементами волейбола. П.и. «Перестрелка».
1,5
105
П.и. «Пионербол» с элементами волейбола.
1,5
Требования к уровню подготовки учащихся
5 класс
знать:
историю развития волейбола,
основные этапы и представительство в программе Олимпийских игр,
выдающиеся достижения российских спортсменов на международных соревнованиях.
уметь:
проводить комплексы ОРУ в подготовительной части урока,
контролировать величину нагрузки по ЧСС и определять режим нагрузки,
определять направленность воздействия основных физических упражнений,
оказывать первую помощь при травмах и ушибах,
составлять комплексы определённой функциональной направленности и проводить их с группой учащихся на занятиях по волейболу.
Физическая подготовленность
Физические упражнения
мальчики
девочки
оценка
5
4
3
5
4
3
Бег 30м с высокого старта, с.
5,0
5,6
6,3
5,2
5,8
6,4
Бег с изменением направления (6х5), с.
11,8
12,2
12,6
12,2
12,5
12,9
Прыжок вверх, см.
43
38
33
39
35
31
Прыжок в длину с места, см.
170
160
140
160
150
130
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы с места, м.
13,5
12,0
10,7
10,5
9,5
8,5
Технико-тактическая подготовка
Технические действия
мальчики
девочки
Вторая передача мяча на точность из зоны 3 в зону 4 (из 5 попыток)
3
3
Передача на точность в прыжке через сетку из зоны 4 в зону 6
2
2
Подача нижняя прямая на точность
2
2
Первая передача (приём) на точность из зоны 6 в зону 3 с расстояния 6-6,5 м.
2
2
Список литературы для учителя
1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Пособие для учителей и методистов – М., «Просвещение», 2011 г.
2. Волейбол. Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина – М., 2009 г.
3. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. –М., 2010 г.
4. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. – М., 2009 г.
5. Марков К.К. Тренер – педагог и психолог. – Иркутск, 2011 г.
Литература для учащихся
Твой олимпийский учебник. Учебное пособие для учреждений образования России. – 15-е издание. В.С. Родиченко и др. – М., Ф и С, 2008, 144с.
Клещёв Ю.Н. Юный волейболист. М.: Ф и С, 2008 г.
Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.: Ф и С. 2007 г.