Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5 класса (ФГОС) на 2017-18 уч.г.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 16 города Евпатории Республики Крым»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
от 08.2017 Ж.М.Кондрацкая О.А. Донцова
протокол № 1 Приказ № \01-03 Руководитель МО от 2017
Л.А.Горохова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
для 5-А,5-Б,5-В классов
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель программы:
Горохова Лидия Андреевна
(учитель физкультуры высшей категория)
(подпись учителя)
г. Евпатория 2017
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адресность программы: общеобразовательная рабочая программа по физической культуре для 5 классов.
Общеобразовательная рабочая программа:
-является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;
-соответствует ФГОС ООО и обеспечивает преемственность содержания образования;
-реализует принцип интегративного подхода в содержании образования по учебному предмету;
-создаёт условия для реализации системно - деятельностного подхода в обучении школьников;
-обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся по учебному предмету;
-для педагогических работников программа определяет приоритеты в содержании
основного общего образования и является основным документом в работе учителя физкультуры.
Нормативно-правовые документы:
Приказ МОН РФ от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».
Приказ МОН РФ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» от 28.12.2010г.№2106;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 г. № 540 «Об утверждении
Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»
Письмо МОН РФ от 30.05.2012г. №МД-583\19 «О методических рекомендациях за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
Письмо МОН РФ от 18.10.2013г.№ВК-710\09 «О рекомендациях по безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений общеобразовательных организаций, спортивного оборудования и инвентаря и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно- массовых мероприятий с обучающимися».
Рабочий учебный план МБОУ «СШ № 16» на 2017-2018 учебный год (утвержденный приказом директора школы от №)
Цели программы:
Содействие всестороннему развитию личности, способной активно использовать
физическую культуру для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья
и организации активного отдыха; формирование устойчивых мотивов и
потребностей школьников в бережном отношении к собственному здоровью; творческий
подход в организации здорового образа жизни.
Задачи:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общефизической и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли здорового образа жизни;
обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и др. физических упражнений общеразвивающей направленности;
обучение навыкам самостоятельных занятий физическими упражнениями и во внеурочное время, обучение способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, пульс и др.), правилам ТБ и безопасности жизнедеятельности
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности
Изменения, внесённые в примерную или авторскую программу:
Программный материал делится на две части: базовую и вариативную.
Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету.
Раздел « Лыжная подготовка» в базовой части заменен разделом « Кроссовая подготовка»(18ч),
раздел «Спортивные игры» (18ч.) расширен: «Волейбол» и «Баскетбол» с учетом
климатических особенностей региона и материально – технической оснащенности школы.
Вариативная часть включает в себя программный материал по «Спортивным играм»
и «Легкой атлетике». Программный материал усложнен по разделам засчет
увеличения сложности элементов на базе пройденных и изменен: «Легкая атлетика»(9ч.),
«Спортивные игры» (18ч.) с целью содействия физическому развитию
обучающихся, повышения двигательной активности в режиме учебного дня.
II. Общая характеристика учебного предмета, курса
Авторская программа: Программа общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Основная школа (5-9класы). (А.П. Матвеев, М.: Просвещение, 2012г.)
Региональная экспериментальная комплексная программа физического воспитания 1-11кл.
Рабочие программы. Физическая культура. 5-9кл. (Матвеев А.П. М.: Просвещение.2012г.)
Образовательные технологии, методы, формыорганизации учебного процесса,
достижения поставленных задач:
Основной формой организации учебного процесса является урок. Три типа урока:
На урокахс образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала.
Уроки с образовательно-предметной направленностьюиспользуются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, кроссовой подготовки . На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностьюпреимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной. Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями. Проводится аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
работа в парах сменного состава, работа в малых группах;
технология учебно-поисковой деятельности учащихся,
проблемное обучение,
здоровьесберегающие,
разноуровневого обучения,
информационно-коммуникационные технологии.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический,
сравнительный, обобщающий, классификационный,
строго регламентированного упражнения;
игровой и соревновательный методы
Формы организации обучения:
индивидуальная;
парная;
групповая;
интерактивная.
фронтально
К формам организации по физической культуре также относятся физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (физкультпаузы, подвижные игры на перемене, физкультминутки), самостоятельные занятия (УГГ до уроков, дополнительные занятия во внеурочное время в спортивных секциях); организация спортивных соревнований и праздников. Эти формы организации внесены в годовой план работы МБОУ «СШ№ 16».
III.Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет « Физическая культура» относится к предметной области «физическая культура
и основы безопасности жизнедеятельности»
Изучается в течение 1 года
Реализуется за счет часов вариантной части рабочего учебного плана.
Недельное кол-во часов, отведённых на изучение учебного предмета – 3ч. (всего 102 ч. в год).
Предусмотрено резервное время 3часа в год,
IY.Структура и содержание учебного предмета:
1. Раздел: «Основы знаний о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности и включает учебные темы: «Физическая культура и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры», «Физическая культура человека» Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечении их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений их освоение и выполнение по показу. Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта. Воздушные, солнечные ванны (правила, дозировка), приемы закаливания. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. 2.Раздел: «Способы двигательной (физкультурной) деятельности»: а) Организация самостоятельных занятий. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов. Выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Организация досуга средствами физической культуры. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для самостоятельных занятий. б) Оценка эффективности занятий физической культурой. Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью ( измерение длины и массы тела, чсс, показателей осанки и физических качеств. Определение режимов физической нагрузки. Простейший анализ и оценка техники осваиваемых упражнений. Включает темы: «Организация и проведение занятий физической культурой», «Оценка эффективности занятий физической культурой». 3. Раздел: «Физическое совершенствование». Раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные и спортивные игры, двигательные действия из видов спорта, общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью, сгруппированные внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств учащихся. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования. Этот раздел включает темы: а)«Физкультурно-оздоровительная деятельность», б)«Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», в)«Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность».
Содержание учебного материала «Физическая культура» 5 класс
Раздел курса 102 часа из расчета 3ч. в неделю, резерв -3часа.
Разделы
Кол-во часов
Краткое содержание темы
Практические (контроль, тесты)
Легкая атлетика
30
Инструктаж ТБ. Правила соревнований. Основы знаний. ОРУ. Строевые упражнения. Бег, прыжки, метание мяча.
Развитие двигательных качеств Специальные упражнения. Игры, эстафеты .
6 (бег 30м , 60м, прыжки в длину с места и с разбега, метание мяча, челночный бег 3х10м
Кроссовая подготовка
18
Инструктаж ТБ. Правила соревнований. Основы знаний. ОРУ. Строевые упражн. Чередование ходьбы и бега 6-8мин. Бег 1000м. Бег с преодолением простых препятствий. Спортивные и подвижные игры. Эстафеты. Развитие двигательных качеств.
4 (бег 500м, 1000м; преодоление
полосы препятствий
упр. для развития силы)
Гимнастика с основами акробатики
18
Инструктаж ТБ. Основы знаний. Строевые, акробатические, гимнастические, общеразвивающие упражнения, комплексы УГГ, для формирования осанки, профилактика плоскостопия. Висы и упоры. Лазание. Опорный прыжок. Игры.
Развитие двигательных качеств.
8 (упражнения в висах и упорах, поднимание туловища в сед за 30 и 60 сек., тест на гибкость, прыжки через скакалку, акробатика, лазание по канату, опорный прыжок)
Спортивные игры.
36
Инструктаж ТБ. Правила соревнований. Основы знаний. Обучение технике , тактике спортивных игр (волейбола, баскетбола). Подвижные и учебные игры, эстафеты. Развитие двигательных качеств.
15 (тесты: бег 4х9м, 3х10м, прыжки: со скакалкой, в длину с места, техника и тактика овладения
элементами спортигр
Всего Резерв
102
3
Подвижные и спортивные игры
б) Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью: 5 класс
Раздел: ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ (18ч.)
Содержание учебного материала
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
Основы знаний (на каждом уроке)
Одежда и обувь для занятий. Правила техники безопасности. История развития современного Олимпийского движения. Личная гигиена, режим дня. Закаливание. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. Способы саморегуляции и самоконтроля (приемы измерения пульса до, во время и после физических нагрузок). Страховка и самостраховка
Учащийсявладеет: знаниями о здоровом образе жизни, гигиене, режиме дня, техникой безопасности, и правилами проведения закаливающих процедур.
выполняет: контроль или самоконтроль режима нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений; упражнения со страховкой и самостраховкой.
Общефизическая подготовка (на каждом уроке)
Организующие команды и приемы: перестроение: из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением, из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и сведением; совершенствование техники ранее разученных строевых упражнения. Общеразвивающие упражнения (упражнения на месте и в движении, без предметов, с предметами – мячами, гимнастическими палками, скакалками, в парах, гимнастической стенке); упражнения для формирования осанки и предупреждения плоскостопия. Развитие координационных, силовых способностей и гибкости.
выполняет: перестроение и строевые упражнения ранее изученные, общеразвивающие упражнения, упражнения для формирования осанки и предупреждения плоскостопия.
Специальная физическая подготовка:
Акробатические упражнения (7ч.)
Кувырок вперед и назад; стойка на лопатках, акробатическая комбинация (кувырки в группировке, перекаты, стойка на лопатках, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения. Подвижные игры, эстафеты.
выполняет: упоры, седы, группировки и перекаты, кувырок вперед, стойку на лопатках согнув ноги, мост из положения, лежа на спине, прыжки через скакалку; играет: в подвижные игры
Висы и упоры(5ч.)
Мальчики: подтягивание в висе и вис на согнутых руках; поднимание прямых ног в висе. Девочки: подтягивание в висе лежа.
выполняет: подтягивание в висе(м.) - на высокой перекладине; в висе лежа -(д.)
Лазание (4ч.) Перелезание через препятствия, лазание по гимнастической лестнице, по канату.
выполняет: лазание по канату и перелезание через препятствия, ТБ
выполняет: опорный прыжок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук; самостраховка
Опорный прыжок (3ч.) Опорные прыжки на горку из гимнастических матов, вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук
Упражнения в равновесии(3ч.)
Ходьба приставными шагами по скамейке; повороты на носках и на одной ноге; приседания и переход в упор присев, упор стоя на коленях, сед. Повороты прыжком на 90о.
выполняет: упражнения в равновесии. ТБ.
Домашние задания (самостоятельные занятия)
Прыжки через скакалку за 15сек; подтягивание из виса; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; приседания на одной ноге с поддержкой; прыжки в длину с места; задания по разделу.
выполняет: прыжки через скакалку: 36раз (м), 40раз (д); подтягивание: 5раз (м); сгибание рук в упоре лежа 16раз (д); приседания: 20раз (м), 15раз (д);
Раздел: ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА ( 5 класс) (30ч.)
Содержание учебного материала
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
Основы знаний (на каждом уроке)
История развития легкой атлетики. Ведущие спортсмены России по легкой атлетике. ТБ на уроках легкой атлетики.
Учащийся: владеет: историей развития легкой атлетики; знаниями о ведущих спортсменах России; выполняет: правила ТБ
Специальная физическая подготовка: (на каждом уроке)
Специальные упражнения для бега, прыжков и метания
выполняет: специальные упражнения для бега, прыжков и метания. ТБ.
Бег (8ч.)
Бег 30м; бег 60м (старт, стартовый разбег; бег по дистанции, финиширование); ускорение 10-30м, повторный бег 2х30м,2х60м.; эстафетный бег (техника передачи эстафетной палочки); подвижные игры для развития скоростных способностей.
Специальная физическая подготовка (на каждом уроке)
Специальные упражнения; чередование ходьбы и бега 6-8мин; равномерный медленный бег до 10 мин; бег 1000м; преодоление препятствий; подвижные и спортивные игры для развития выносливости.
выполняет: специальные упражнения; чередование ходьбы и бега 6-8мин; бег 1000м; преодоление препятствий; играет: подвижные и спортивные игры для развития выносливости; сдает нормы ГТО.
Раздел: СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ ( 5 класс): БАСКЕТБОЛ (21ч.)
Содержание учебного материала.
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся.
Основы знаний (на каждом уроке)
История развития баскетбола. Основные правила игры. Понятия про технику игры. Гигиена тела, одежды, спортивной формы. Режим дня учащегося. Правила ТБ.
Учащийся: владеет: основными этапами развития баскетбола; принципами гигиены при занятиях баскетболом выполняет: основные элементы техники и правила игры;
Специальная физическая подготовка(на каждом уроке)
Специальные физические упражнения; развитие двигательных качеств (скоростные и скоростно-силовые, силовые, выносливость, ловкость и гибкость); подвижные игры
выполняет: ускорение 5, 10, 15м из разных стартовых положений по зрительным и звуковым сигналам; «челночный» бег 4х9м; упражнения для развития силы мышц туловища, плечевого пояса и кистей рук, гибкости; серийные прыжки с доставанием высоко подвешенных предметов. играет: подвижные игры и эстафеты с бегом и прыжками;
Технико-тактическая подготовка (21ч.)
Стойки; способы передвижения; остановки; повороты на месте; ведение мяча на месте и в движении; «двойной шаг»; ловля и передача (1-й рукой от плеча, 2-мя руками от груди) на месте и в движении; броски мяча (1-й рукой от плеча, 2-мя руками от груди) после ведения или ловли. Индивидуальная техника защиты; тактика игры; игра по упрощенным правилам в мини-баскетбол, подвижные игры и эстафеты
выполняет: стойки, передвижения в нападении и защите, остановки, повороты, броски, ловлю и передачу мяча, ведение мяча с обводкой предметов; технические приемы нападения и защиты при взаимодействиях с партнерами во время игры; играет: подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола; в мини-баскетбол по упрощенным правилам.
Домашние задания (самостоятельные занятия)
Прыжки через скакалку за 15 сек; подтягивание из виса; сгибание и разгибание рук в упоре лежа от скамейки; приседания на одной ноге с поддержкой; прыжки с места;
выполняет: прыжки через скакалку: 38раз (мал.), 42раз (дев.) сгибание и разгибание рук в упоре лежа: 15-20 раз, приседания: 21раз (м), 16раз (д); прыжки в длину с места
ВОЛЕЙБОЛ (15ч.) (5класс)
Содержание учебного материала.
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся.
Основы знаний (на каждом уроке)
ТБ. Понятия про технику игры. Гигиена тела, одежды, спортивной формы. Режим дня учащегося. Физиологические основы воспитания физических качеств.
Учащийся: владеет: понятиями о технике игры, гигиене тела, одежды, спортивной формы, физиологическими основами воспитания физических качеств. выполняет: технику безопасности.
Специальная физическая подготовка: (на каждом уроке)
Специальные физические упражнения; развитие двигательных качеств (скоростные и скоростно-силовые, силовые, выносливость, ловкость и гибкость); подвижные игры
выполняет: ТБ; ходьба и бег с ускорением до 20м; «челночный» бег 3х10м, 4х9м; броски набивного мяча 1кг; многоскоки играет: подвижные игры и эстафеты
Технико-тактическая подготовка (15ч.)
Стойки и перемещения (ходьба, бег, перемещение приставными шагами); передача мяча сверху 2-мя руками (имитация передачи мяча на месте, над собой на месте, в движении, и после перемещения, в парах, через сетку); прием мяча снизу 2-мя руками (имитация приема мяча на месте после перемещения, в парах, тройках, прием мяча наброшенного партнером, прием мяча у стены, над собой, после отскока от пола); нижняя прямая подача с расстояния 3-6м от сетки (имитация подбрасывания мяча, подача в парах и в стену, подача через сетку); прямой нападающий удар (н/у) (имитация н/у на месте, и с 3-х шагов по неподвижному мячу, после подбрасывания мяча партнером). Тактические действия: игра по упрощенным правилам мини-волейбола, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола
выполняет: технические и тактические действия, ТБ; играет: по упрощенным правилам мини-волейбол, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола («Пасовка волейболистов», «Летучий мяч», «Пионербол», «Перестрелка», «Снайперы» и т.д.)
Домашние задания (самостоятельные занятия)
Прыжки через скакалку за 15 сек; подтягивание из виса;сгибание и разгибание рук в упоре лежа; приседания на одной ноге с поддержкой; прыжки в длину с места;
Выполняет: прыжки через скакалку: 38раза (мальчики), 42раз (девочки) подтягивание: 5раза (м), сгибание и разгибание рук, в упоре лежа: 15раз (д), приседания: 21раз (м), 16раз (д);
Y. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Требования к организации и проведению урока.
Это система обязательных правил к уроку физической культуры, основанное на реализации личностно - ориентированных и здоровьеформирующих технологий, обеспечение повышения качества урока за счет рационально организованного учебного процесса, оценки результата деятельности обучающегося, включение разнообразных видов двигательной активности, повышающих интерес к занятиям физической культуры.
1.Раздел: «Основы знаний о физической культуре». Ученик 5 класса должен знать: рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
2.Раздел: «Способы двигательной (физкультурной) деятельности». Ученик должен уметь:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, обеспечивать их оздоровительную направленность;
3.Раздел: «Физическое совершенствование» Ученик 5 класса должен уметь: выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках ;
выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол, в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
Личностные, метапредметные , предметные результаты освоения программ
Личностные результаты освоения предмета «Физическая культура»:
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметныерезультаты освоения физической культуры:
В области познавательной культуры:
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметныерезультаты освоения физической культуры:
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Тематический план (5 класс)
Таблица 2
№ раздела и темы
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Контроль (тесты, учебные нормативы)
1.
Гимнастика с элементами акробатики
18
6
2.
Легкая атлетика
30
6
3.
Кроссовая подготовка
18
4
4.
Спортигры (волейбол, баскетбол)
36
15
Итого
102
Распределение учебного времени при реализации программного материала
физической культуре (5 классе)
таблица 3
№ п/п
Вид программного материала
Количество часов (уроков)
5 класс
I
Базовая часть:
75
1.1
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока
П
Способы физкультурной деятельности
В течение учебного года
Ш
Физическое совершенствование:
3.1
Гимнастика с элементами акробатики
18
3.2
Легкая атлетика
21
3.3
Кроссовая подготовка
18
3.4
Спортивные игры
18
IY
Вариативная часть:
27
4.1
Легкая атлетика
9
4.2
Спортивные игры (волейбол, баскетбол)
18
Итого:
Резерв:
102
3
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п
Дата
Тема урока
план
факт
1 четверть Раздел: «Легкая атлетика» (15ч.)
1
Инструктаж ТБ. Беседа по истории физической культуры, Олимпийских игр.
2
ТБ. Спринтерский бег. Высокий старт. Бег с ускорением10-20м Тест: челночный бег 3х10м. Игра.
3
ТБ. Ускорения 10-30м (бег по дистанции). Эстафета.