kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации игр-эстафет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа являеться курсовой разработкой.

Тема физического развития детей в наше время достаточно актуальна поскольку большинство детей не достаточно двигаються в повседневной жизни.

Данная работа раскрывает как можно сделать уроки по ФИЗО более насыщенными и интересными для детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации игр-эстафет»


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области.

ГОУ СПО « Ревдинский педагогический колледж »







Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста


в процессе организации игр-эстафет



Курсовая работа.



























Выполнила Криночкина С.А

студентка группы № 241

специальность «Дошкольное образование»

Руководитель. Асаева. И. Н




Содержание


Введение……………………………………………………………………….....

Глава1. Теоретические основы развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………...

1


7

1.1. Понятие и сущность двигательной активности, физических качеств детей дошкольного возраста………………………………………………….....7


1.2 Методы развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………....9

1.3 Подходы к диагностированию уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста………………………………………...20


Глава 2. Методические аспекты использования игр – эстафет в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста………………...27


2.1 Классификация игр - эстафет для детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..29


2.2 Методика проведения игр - эстафет для детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..31


2.3 Влияние игры эстафеты на развитие ловкости и быстроты у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..36


Проектировочная часть………………………………………………………..40

Заключение………………………………………………………………………45

Список литературы……………………………………………………………...50













Введение


Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну[4].

В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие направлено на приобретение детьми опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [31].

Развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др), усиливают обмен веществ в организме[7].

Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям[4].

Во время игры-эстафеты у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость, что определено требованиями ФГОС ДО. [31]

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) [31].

Однако, как показала практика, игры – эстафеты используются бессистемно, планируются воспитателями эпизодически.

Этим обоснована актуальность исследования – Как влияют игры-эстафеты на развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста?

Объект исследования: процесс развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: возможность игр - эстафет в развитии быстроты и ловкости.

Цель исследования: теоретически обосновать и определить возможности игр-эстафет в развитии быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Рассмотреть понятия и сущность двигательной активности, физических качеств детей дошкольного возраста, методы развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить методы развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

3. Подходы к диагностированию уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста

4 Рассмотреть классификацию игр - эстафет для детей старшего дошкольного возраста.

5.Проанализировать методику проведения игр - эстафет для детей старшего дошкольного возраста.

6. Подобрать комплекс игр – эстафет направленных на развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, проектирование, сравнение и др.

Теоретической и методологической основой явились исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам детской игры и физического развития Е.Н. Вавиловой, НА. Ноткиной, М.А. Правлова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений – снижение двигательной активности детей а для ребенка-дошкольника потеря в движениях – это потеря в здоровье, развитии, знаниях (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, СБ. Шарманова, А.И. Федоров),

Практическая значимость состоит в подборе игр-эстафет, направленных на развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста и возможности использования предложенных подвижных игр для занятий физической культурой с детьми 6-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях.

Работа состоит из введения, двух глав, практической части, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Глава 1. Теоретические основы развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Понятие и сущность двигательной активности, физических качеств детей дошкольного возраста.

При занятиях спортом ребенок приобретает и развивает базовые физические качества, такие как быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, глазомер, силу и выносливость. Трудно себе представить здорового ребенка неподвижным. Хотя сейчас все чаще и чаще встречаются дошкольники ведущие, анти активный образ жизни. Последние годы снижается уровень физической активности в следствии ухудшение здоровья, как детей, так и взрослых[14].

В данный момент времени очень важно формировать новое отношение к здоровью. Разжигать интерес ребенка к активному образу жизни, при этом не забывать и про собственное физическое развитие.

Многие процессы развития зависят от двигательной активности ребенка. Здоровый и физически развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма от внешних факторов, утомлению и социально физиологически адоптирован.

Двигательная активность дошкольника, закладывает основу для крепкого здоровья, формируется осанка, правильные движения тела, вырабатываются черты характера, приобретаются базовые физические качества[15].

Физическая активность ребенка благотворно влияет на формирование и работу сердечнососудистой системы. При активной работе мышц улучшается обмен веществ в организме, что способствует активному росту ребенка. Установлено, что при регулярных занятиях спортом улучшается настроение ребенка и сон, повышается его работоспособность[21].

Таким образом, двигательная активность ребенка  формирует основу для гармонично развитой личности. Ведь только сильный и здоровый человек способен достигать заветных вершин.

Быстрота – это способность человека выполнять поставленные физические задачи в кратчайшее время. Ходьба и бег с ускорением, бег на скорость, с изменением темпа, а также подвижные игры, где нужно убегать от водящего – все эти упражнения способствуют развитию быстроты ребенка[24].

Гибкость – это способность выполнять упражнения отдельными частями тела с наибольшей амплитудой. Гибкость у дошкольников естественна и развита достаточно хорошо. Задача сохранить эту гибкость ребенка, но не переусердствовать с растяжками. Ведь у ребенка организм еще формируется, и чрезмерные растяжки могут привести к деформации различных суставов, например коленного[3].

Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения и менять их в изменяющейся обстановке. Развить ловкость у ребенка можно с помощью таких игр, где нужно быстро ориентироваться в пространстве и быстро переключаться с одной деятельности на другую, например, полоса препятствий[3].

Глазомер – это способность определять на глаз расстояние, например для прыжка с одного пенька на другой, при этом рассчитывать силу прыжка. Упражнения для развития глазомера самые разнообразные от определения расстояния в шагах, до прыжков в определенном направлении и на определенное место[21].

Сила – это степень напряжения мышц при их сокращении. Увеличения веса предметов используемых в упражнениях, поднятие собственного веса, например подтягивание или прыжки, парные упражнения преодоление силы партнера и многие другие. Важно развивать все группы мышц, а особенное внимание уделять мышцам разгибателям [27].

Равновесие – это способность сохранять устойчивое положение тела при выполнении различных движений на маленькой площади опоры. Упражнениями могут стать, как катание на велосипеде, роликовых коньках и прочее, а также метание на дальность с места или с разбега[36].

Выносливость – это способность человека выполнять интенсивные упражнения более долгое время. Выносливость обычно тренируют многократным повторением упражнений, но ребенку это не подходит ему это быстро надоедает. Лучшим решением будут пешие прогулки в сочетании с играми, катание на лыжах или езда на велосипеде[3].

Все физические качества ребенка должны развиваться одновременно и равномерно, именно этому в наше время нужно уделять особое внимание.

    1. Методы развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости[25].

Ловкость.

К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.

Наиболее распространенными средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы:
- выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя);

- зеркальное выполнение упражнений;

- усложнение условий выполнения обычных упражнений;

- изменение скорости и темпа движений;

- изменение пространственных границ выполнения упражнений (уменьшение размеров поля) [16].

Быстрота.

Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья[12].

Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы:

- метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью, (в серии выполняется 3-6 по-»трений, за одно занятие выполняются 2 серии. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинает развиваться выносливость, а не быстрота);

- игровой метод (дает возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействие на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей) [21].

Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными - это легкая атлетика, бокс, вольная борьба, спортивные игры.

Полноценное развитие быстроты и ловкости не возможно без других физических качеств к ним относятся: глазомер, гибкость, равновесие, сила, выносливость

Развить глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках – точно попадать ногой на доску, чтобы оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоящего ребенка; в метании на дальность и особенно в цель – расстояние до цели и т.д. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами[24].

Гибкость.

Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2-3 полуприседания, затем – глубокое приседание.

Одним из наиболее принятых методов развития гибкости является метод многократного растягивания. Этот метод основан на свойстве мышц растягиваться больше при многократных повторениях.

Средствами развития гибкости являются: повторные пружинящие движения, активные свободные движения с постепенным увеличением амплитуды, пассивные упражнения, выполняемые с помощью партнера и т. д [28].

Равновесие.

Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.) [3].

Сила.

Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях) [35].

В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание

-упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с тяжестями, на тренажерах, упражнения с сопротивлением партнера,

-упражнения с сопротивлением внешней среды: бег в гору, по песку, в воде и т.д.);

-упражнения с преодолением веса собственного тела (гимнастические силовые упражнения: отжимания в упоре лежа, отжимания на брусьях, подтягивание; легкоатлетические прыжковые упражнения и т.д.);

-изометрические упражнения (упражнения статического характера).

Наиболее распространены следующие методы развития силы:

-метод максимальных усилий (упражнения выполняются с применением предельных или околопредельных отягощений до 90% от максимально возможного; в серии выполняется 1-3 повторений, за одно занятие выполняется 5-6 серий, отдых между сериями 4-8 минут);

-метод повторных усилий (или метод "до отказа") (упражнения выполняются с отягощением до 70% от максимально возможного, которые выполняются сериями до 12 повторений, в одном занятии выполняется от 3 до 6 серий, отдых между сериями от 2 до 4 минут);

-метод динамических усилий (упражнения выполняются с отягощением до 30% от максимально возможного, в серии выполняется до 25 повторений, количество серий за одной занятие от 3 до 6. Отдых между сериями от 2 до 4 минут)[16].

Выносливость.

Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом[36].

Специальная выносливость - способность организма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины (бег, плавание) или в течение строго ограниченного времени (футбол, баскетбол, хоккей).

Для развития выносливости применяются различные методы.

-равномерный непрерывный метод (дает возможность развитию аэробных способностей организма. Здесь применяются упражнения циклического характера (бег, ходьба), выполняемые с равномерной скоростью малой и средней интенсивности);

-переменный непрерывный метод (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения);

-интервальный метод (дозированное повторное выполнение упражнений небольшой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба).

Средствами воспитания выносливости являются циклические упражнения (ходьба, бег, ходьба и бег на лыжах) [38].

Таким образом, детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д[38].

В процессе занятия физическими упражнениями дети закрепляют также знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, общественной жизни. Полученные знания позволяют детям более осознанно выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять их не только в детском саду, но и дома. Объем знаний с возрастом детей расширяется.

Способность мотивировать детей, заинтересовать. Научить получать удовольствие от занятий, стремиться к результату — все это относится к методам (от греч. methodos — способ, путь) и методическим приемам.

Методы, применяемые в процессе занятий физическими упражнениями — это разработанные с учетом педагогических закономерностей системы действий педагога, целенаправленное применение которых позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность занимающихся, обеспечивающую освоение ими двигательных действий, направленное развитие двигательных способностей и формирование физической культуры личности ребенка[33].

В соответствии с конкретной задачей и условиями занятий физическими упражнениями каждый метод реализуется с помощью методических приемов, входящих в состав данного метода. Например, метод показа может осуществляться разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в необходимом темпе или замедленно и т. п.

Следовательно, внутри каждого метода используются его разнообразные методические приемы. Вне метода прием теряет свое значение. Прием позволяет применить соответствующий метод в конкретных условиях. При одном и том же методе реализация его может осуществляться разными приемами. Именно поэтому тот или иной метод используется при решении самых разнообразных задач и при работе с любыми контингентами детей. Причем чем богаче запас методических приемов, тем шире диапазон применения метода. В то же время каждый методический прием используется только в частных случаях, а значит, и применяется гораздо реже.

Методических приемов так много, что они не поддаются какому-либо строгому перечислению. Некоторые из них утрачивают свою значимость, видоизменяются, творчеством педагога создаются новые. Различие в уровне преподавания зависит от объема методических приемов, которыми владеют педагоги[28].

Специальную систему методов и методических приемов обучения, развития, а иногда и форм организации занятий, созданную для решения конкретной задачи, принято называть методикой.

В связи со спецификой физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении используются те методы, которые отражают особенности обучения, воспитания и развития дошкольников.

В основе классификации методов, применяемых на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками, используется признак восприятия ребенком информации.

Все методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками, можно разделить на три группы: методы слухового восприятия, методы зрительного восприятия и методы двигательного восприятия.

Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, сложности и характера упражнений, этапа обучения[25].

На первом этапе обучения проводится первоначальное разучивание упражнения, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом. С этой целью используются показ, объяснение и практическое опробование. У детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями.

Чем дети младше, тем меньшим запасом двигательных представлений они обладают и тем большее место в создании этих представлений занимает показ. С увеличением двигательного опыта у детей шире используются объяснения.

На втором этапе углубленного разучивания движения большое место занимают имитация, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные методы используются в виде коротких указаний.

Хороший эффект при отработке отдельных элементов техники дают упражнения, выполняемые без контроля зрения, на основе мышечных ощущений.

Задача третьего этапа — закрепление навыка и совершенствование техники его, а также выработка умения применять изученное движение в различных условиях. При этом упражнения проводят в игровой и соревновательной формах.

В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В начале первого года жизни упражнения выполняются с помощью взрослого. Постепенно самостоятельность детей возрастает, и они выполняют упражнения с небольшой помощью взрослого или придерживаясь за предметы. В этом возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений[35].

В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

В среднем и старшем дошкольном возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки, кино- и диафильмы). Упражнения выполняются чаще в соревновательной форме[30].

Быстрота.

Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно - мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека[38].

Для воспитания способности выполнять движения более быстро, для повышения достигнутого уровня скорости можно рекомендовать разные пути.
Первый из них – повторное выполнение движения или действия с сознательным и весьма сильным стремлением сделать их с рекордной быстротой. Такой путь требует чрезвычайной концентрации психических возможностей ребёнка и огромной волевой вспышки. Эффективному выполнению подобных упражнений помогает использование ускорения. Например, в беге с ускорением ребёнок постепенно наращивает скорость и доводит ее до максимальной. В ускорениях бегун пытается с разгона перейти установившийся предел и хотя бы на небольшом расстоянии достичь еще большей скорости.
Новые, более быстрые, движения, которые он сумеет сделать, и будут вызывать соответствующие перестроения в организме. Такие ускорения будут действенны только в том случае, если их повторять многократно. Однако проводить такие занятия можно не более 1-2 раза в неделю из-за опасности перетренировки[24].

Ловкость. 

Всякое произвольное движение направлено на решение какой-либо конкретной задачи (так называемой двигательной задачи — Н. А. Бернштейн, 1935; 1947; 1960): прыгнуть как можно выше, поймать мяч, поднять штангу и т. п. Это задание может быть различной сложности. Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно или последовательно выполняемых движений (требованиями к координации движений). Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом ловкости[18].

Двигательная задача будет выполнена, если движение соответствует ей по своим пространственным, временным и силовым характеристикам, т. е. если оно достаточно точно. Понятие точность движения включает в себя: 

1)точность пространственных, 

2) точность временных, 

3) точность силовых характеристик движения. 

Точность движения, т. е. степень его соответствия требованиям двигательной задачи, является вторым мерилом ловкости[16].

При воспитании ловкости как способности овладевать новыми движениями, могут быть использованы любые упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают элементы новизны. По мере автоматизации навыка значение такого физического упражнения как средства воспитания ловкости уменьшается.

Для воспитания ловкости как способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность, применяются упражнения, связанные с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку (спортивные игры, единоборства, слалом).

Изменение нагрузок, направленных на развитие ловкости, идет по пути повышения координационных трудностей, с которыми должны справляться занимающиеся. Эти трудности слагаются в основном из требований:

1)к точности движений, 

2) к их взаимной согласованности, 

3) к внезапности изменения обстановки[9].



1.3 Подходы к диагностированию уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

Физическое воспитание в условиях общества содействует всестороннему развитию личности. Оптимизация физического развития при этом идет по пути достижения все более высоких показателей физического совершенства. Понятие «физическое совершенство» обобщает представления об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека. Причем подразумевается, что эта мера оптимально соответствует требованиям трудовой и других сфер его жизнедеятельности, выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности и отвечает закономерностям долголетнего сохранения крепкого здоровья.

Перед научной теорией воспитания сейчас стоит ответственейшая задача - разработать обоснованные педагогические принципы всестороннего гармонического совершенства человека, в том числе физического совершенства, которые вполне соответствовали бы требованиям общественного прогресса на современном этапе развития общества и в перспективе[14].

Программа комплексной оценки физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, позволяющих опреде­лить состояние здоровья:

■ телосложение;

■ основные функциональные параметры;

■ развитие двигательной сферы.

Комплексное изучение данных показателей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического разви­тия детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многочисленные научно-практические исследования выявили тесную взаимосвязь между показателями фи­зического развития, развития двигательной сферы и функциональны­ми возможностями организма ребенка.

При исследовании физической подготовленности, как правило, авторы выделяют две основные составляющие:

- уровень функциональных возможностей основных систем энергообеспечения (окислительной, лактацидной, фосфагенной);

- уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости).

При этом существование двух составляющих физической подготовленности рассматривается в постоянном взаимовлиянии: улучшение физических качеств сопряжено с положительными изменениями в состоянии систем энергообеспечения.

Поэтому, опираясь на сведения о наследственной предрасположенности детей к тому или иному роду мышечной деятельности при планировании процесса физического развития рекомендуют учитывать как общие, так и индивидуальные особенности развития организма детей младшего дошкольного возраста[17].

В связи с этим решили, что если обратиться к уровням, задачам, критериям, методам оценки физической подготовленности детей, то в системе массового тестирования дошкольников отсутствуют единые требования и критерии оценки физической подготовленности.

Для определения половозрастных показателей физической подготовленности было протестировано 400 мальчиков и девочек из четырнадцати ДОУ. Способом сигмальных отклонений (по К.К.Платонову) было выделено пять уровней развития каждого качества в каждой возрастной группе отдельно для мальчиков и девочек. Результаты выполнения каждого из пяти заданий переводились в баллы:

за низкий уровень выполнения баллы не начислялись;

результат, соответствующий уровню ниже среднего, оценивался в 1 балл;

средний результат соответствовал 2 баллам;

за результат, соответствующий уровню выше среднего и высокому, начислялось 3 и 4 балла соответственно.

Сумма баллов, полученная по результатам выполнения всех пяти тестов (от 0 до 20), являлась интегральным показателем физической подготовленности.

Таким образом, физическая подготовленность детей оценивается по следующим параметрам: бег 10 м с хода (с), бег 30 м со старта (с), челночный бег (с), прыжок с места (см), прыжок с разбега (см), количество приседаний за 30 с[23].

Помимо состояния здоровья, росто - весовых показателей и некоторых функциональных данных для наиболее полной характеристики физического состояния дошкольников важно определение их физической подготовленности. Уровень физической подготовленности отражает в первую очередь эффективность организации процесса физического воспитания в результате внедрения программ, здоровье - сберегающих технологий и инноваций. Вопросу контроля над динамикой физической подготовленности детей старший воспитатель должен уделять в своей работе самое пристальное внимание[20].

Физическая подготовленность детей характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физических качеств.

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях — основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании), игровых, спортивных занятиях.

Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазаньи, при метании предметов.

Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.

Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнооб­разие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма[16].

Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных[3].

По характеру физической подготовленности дошкольников условно можно разделить на три группы - дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств.

Дети первой группы, имеющие высокие показатели физической подготовленности, отличаются быстротой и уверенностью действий, в случае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум, усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действий, сдерживать свои чувства и желания. Им свойственно отсутствие сомнения и страха при выполнении упражнений, высокое чувство активности и самостоятельности, умение слушать воспитателя, выполнять его указания и поручения [35, 40].

Детей второй группы, имеющих средние показатели физической подготовленности, характеризуют неравномерность развития основных видов движений, физических и волевых качеств, разноплановость двигательного поведения. Так, наряду с высокими показателями силы, быстроты, выносливости, эти дети имеют низкие показатели ловкости и допускают много ошибок в технике сложных видов движений (прыжки, лазанье и т.н.). Часть детей этой группы даже при постоянном побуждении педагога упраж­нение выполняют некачественно, уклоняются от заданий, требующих длительного волевого напряжения, однако есть и такие, которые проявляют педантичную исполнительность в выполнении рекомендаций педагога, но при неудачах или допускаемых ошибках снижают активность действий и не обращают внимания на то, качественно или нет они выполняют задание[32].

Дети с низкими показателями физической подготовленности (в большинстве случаев имеющие низкий уровень развития физических и волевых качеств и в основном низкие количественные и качественные показатели движений) в отличие от других детей почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать. В ситуациях, требующих решительности, энергичности действий, проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. Им свойственно состояние уг­нетенности в связи с неудачами, неумение подавлять в себе отдельные желания. Только в достаточно простой обста­новке они обнаруживают некоторую активность, которая по мере возникновения новых трудностей уступает место более привычным формам поведения (пассивность, безразличие и т.п.) [35, 140].

Коррекционная работа с детьми выделенных групп должна строиться с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития. Так, группе детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности, полезны задания, направленные на совершенствование их двигатёльных умений и навыков. Этому способствует выполнение знакомых движении в новых сочетаниях (упражнения в парах), из необычных исходных положений (прыжки в длину с места из низкого приседа, бег из исходного положения лежа и т.п.), в необычных условиях (на спортивных снарядах, тренажерах). Возможно использование доступных детям элементов акробатики и художественной гимнастики [32].

Этот материал может быть использован и в работе с детьми, имеющими средний уровень физической подготовленности, но наряду с совершенствованием техники основных видов движений дошкольникам можно предлагать специальные задания, направленные на развитие у них волевых и физических качеств. Так, развитию ловкости может способствовать выполнение знакомых движений в новых сочетаниях (упражнения в парах, игры с постоянно изме­няющимися игровыми ситуациями).

Выводы по первой главе

. Изучив теоретические основы развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста пришли к выводу что физическое развитие для детей старшего дошкольного возраста играет наиважнейшую роль.



Что немаловажное значение имеет и уровень физической готовности ребёнка, состояние его здоровья (группа здоровья) для занятий в которые включены игры эстафеты, направленные на развитие таких немаловажных качеств как быстрота и выносливость и что эти качества интегрирую и с другими качествами, глазомером, равновесием ,и.т.д.





























Глава 2. Методические аспекты использования игр – эстафет в развитии быстроты у детей старшего дошкольного возраста.

«Подвижная игра - эстафета – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».

По определению П.Ф. Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни»[18].

По мнению М.Н. Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил»[9].

А В.Л. Страковская считает, что «подвижная игра - эстафета – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств»[36].

Большое значение имеют подвижные игры - эстафеты и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра - эстафета будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей. Таким образом, подвижная игра – эстафета незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. Однако следует помнить, что при проведении подвижных игр - эстафет в силу их специфики, прежде всего, решаются задачи собственно физического воспитания[3].

Основная задача подвижных игр – эстафет укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм – эстафетам отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра - эстафета одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Игра - эстафета является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность[8].

Велика роль подвижной игры - эстафеты и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры - эстафеты активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры - эстафеты нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, различными девизами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей[13].

Оздоровительные задачи подвижных игр - эстафет. При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры – эстафеты оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно - связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

Воспитательные задачи подвижных игр - эстафет.

Подвижные игры – эстафеты в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Образовательные задачи подвижных игр - эстафет:

Игра – эстафета оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми – эстафетами способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме;

Правила и двигательные действия подвижной игры – эстафеты создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми[29].

Большое образовательное значение имеют подвижные игры – эстафеты, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях. Игры – эстафеты на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту.

2.1 Классификация игр – эстафет.

Для удобства практического использования игры классифицируются

В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры - эстафеты.

Подвижные игры классифицируются по следующим признакам:

-по возрасту (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста или в соответствии с возрастной группой детского сада);

-по содержанию (от самых простых, элементарных до сложных с правилами и полуспортивных игр);

-по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием);

-по физическим качествам (игры - эстафеты для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости);

-по видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры - эстафеты с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности);

-по признаку взаимоотношений играющих (игры - эстафеты с соприкосновением с противником и игры - эстафеты без соприкосновения);

-по сюжету (сюжетные и бессюжетные);

-по организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной работы);

-по подвижности (малой, средней и большой подвижности - интенсивности);

-по сезону (летние и зимние);

-по месту занятий (для спортивного зала, спортивной площадки; для местности, помещений);

-по способу организации играющих командные игры-эстафеты; предполагают двигательные задания, одинаковые для команды, итоги игры подводятся по общему участию всех членов команды[30].

Организация подвижной игры - эстафеты проходит в несколько этапов:

-выбор игры (с учетом возраста, здоровья, уровня физической
подготовленности, времени года, состояния погоды и т. п.);

-сбор детей и создание интереса к игре (разметить площадку, под­готовить оборудование, атрибуты);

-объяснение игры (кратко, образно, эмоционально, понятно);

-распределение ролей или деление игроков на команды (по расчету, по сговору, считалочкой, по жребию, по назначению руководителя);

-руководство ходом игры (воодушевлять, разрешать конфликты) беспристрастно судить, варьировать условия, усложнять правила и т. д.;

-подведение итогов игры (объявить результат, отметить положительные и отрицательные стороны играющих) [39].

Все многообразие эстафет, которые позволяют удовлетворить де­тей движениями и эмоциями, можно классифицировать так:

-линейная эстафета (движение до ориентира и обратно с выполнением определенных заданий);

-встречная эстафета (команда делится пополам и участники становятся на противоположных сторонах площадки);

-круговая эстафета (участники становятся на этапах и по сигналу пробегают свою дистанцию: 4 х 30 м; 4 х 60 м, 4 х 100 м с передачей эстафетной палочки);

-комбинированная эстафета (команда выполняет игровое задание, последовательно переходя от этапа к этапу. Пример: туристическая
эстафета, военизированная эстафета, эстафета по гражданской обороне и т.д.) [33].


2.2 Методика проведения игр - эстафет для детей старшего дошкольного возраста.

Игры - эстафеты, которые состоят из меньшего количества элементов и в которых нет распределения на команды, считаются более легкими. Отбор игры зависит и от места проведения. В небольшом узком зале или коридоре можно проводить игры - эстафеты выстраиванием, а также те, в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке – игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр. При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и долго ждут необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре - эстафете[27].

Таким образом, эффективность проведения игры - эстафеты зависит от адекватности решения таких организационных факторов, как:

–умение доходчиво и интересно объяснять игру;

–размещение игроков во время ее проведения;

–определение ведущих;

–распределение на команды;

–определение помощников и судей;

–руководство процессом игры;

–дозирование нагрузок;

–окончание игры.

Перед объяснением детей следует разместить в исходное положение, из которого они будут начинать игру. Объясняя, воспитатель сообщает название игры - эстафеты, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, его месте. При объяснении и проведении игры учитель может стоять в таком месте, на котором все игроки могли бы его хорошо видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры рассказ можно сопровождать показом отдельных сложных движений. Особое внимание игроков следует обратить на правила игры. И если эта игра проводится впервые, учитель проверяет, все ли игроки понимают ее правила.

Существует несколько способов определения ведущего, а применяют их в зависимости от условий занятий, характера игры - эстафеты и количества игроков. Воспитатель может назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего также могут избрать сами игроки. Однако для этого необходимо, чтобы они хорошо знали друг друга. Можно назначить ведущего и по результатам предшествующих игр[19].

Этот выбор стимулирует детей добиваться лучших результатов. Часто применяют жеребьевку в виде счета.

Роли ведущего могут быть разнообразные и оказывать содействие формированию организаторских привычек и активности. В командных играх и эстафетах соревнуются между собой две большие команды, а распределение игроков на команды может осуществляться учителем одним из следующих способов:

–с помощью расчета;

–фигурной маршировкой;

–по указанию руководителя;

–по выбору капитанов, которые поочередно добирают себе игроков.

Все способы распределения на команды надо вводить соответственно характеру и условиям проведения игры - эстафеты, а также составу игроков. В сложных играх с большим количеством игроков необходимо привлекать судей – помощников, они считают очки или время, наблюдают за порядком и состоянием места для игры[29].

Помощники и судьи назначаются из воспитанников, освобожденных по состоянию здоровья от выполнения физических упражнений средней и большой интенсивности, для которых физическая нагрузка игры противопоказана. Если таких детей нет, то помощников и судей назначают из числа игроков. Руководство игрой - эстафетой, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе воспитателя, так как только это может обеспечить достижение запланированного педагогического результата.

Руководство игрой - эстафетой включает несколько обязательных элементов:

–наблюдение за действиями воспитанников;

–устранение ошибок;

–коллективных приемов;

–пресечение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам;

–регулировка нагрузок;

–стимулирование необходимого уровня эмоциональной активности на протяжении всей игры - эстафеты.

Направляя игровую деятельность, воспитатель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь самостоятельности и творческой активности игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в той или другой ситуации. Важно своевременно исправлять ошибки. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, применять специальные упражнения, в отдельности анализируя ту или другую ситуацию[39].

Ответственный момент в руководстве играми - эстафетами – дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления воспитанников, необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность.

Регулируя физическую нагрузку в игре - эстафете, воспитатель может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенное на игру - эстафету, изменять количество повторений игры - эстафеты. Окончание игры - эстафеты должно быть своевременным. Преждевременное или внезапное окончание игры - эстафеты вызовет неудовольствие воспитанников. Во избежание этого воспитатель должен уложиться во время, отведенное для игры - эстафеты. После окончания игры - эстафеты необходимо подвести итог. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки и отрицательные и положительные моменты в их поведении[33].

Игра - эстафета может быть включена во все части тренировки. Подготовительная часть – игры небольшой подвижности и сложности, которые помогают сосредоточить внимание учеников. Характерными видами движений для этих игр является ходьба. Основная часть – игры - эстафеты с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими упражнениями, которые требуют большой подвижности.

Игры - эстафеты в основной части должны помогать изучению и усовершенствованию техники выполнения тех или других упражнений. Заключительная часть – игры - эстафеты незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами организации. Они должны содействовать активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части[6].

2.3 Влияние игр эстафет на развитие ловкости и быстроты у детей старшего дошкольного возраста.

Положение о взаимосвязи умственной и физической деятельности, роли мыслительных процессов в регуляции движений оказалось чрезвычайно перспективным. В разных аспектах эта проблема изучалась  физиологами, психологами (П.Я.Гальперин, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Ц. Пуни, В.Ф. Фафель и другие), актуальной она является и в настоящее время. В ряде исследований раскрывается роль умственной деятельности  в физических упражнениях дошкольников (М.П. Голощекина, Э.С. Видьчковский, А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненкова, Д.В. Хухлаева  др.) [10,24]

Воспитание физических качеств в старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. Направленное воздействие на развитие тех или иных физических качеств обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия. Физические качества совершенствуются в процессе обучения движениям. Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления: организма - всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.

Развивая физические качества детей, мы улучшаем кровоснабжения мозга, поднимающих тонус, питание тканей, повышаем работоспособность всех систем организма[9,15].



По мнению С.А. Кореневского, Ф.Г.Ситдинова обоснование научно методических аспектов процесса физического воспитания детей дошкольного возраста ограничивалось направленностью к улучшению количественных параметров физического развития и двигательных способностей. Из общей системы физического воспитания выпадал компонент оздоровления и морфо-функционального совершенствования организма. В этой связи целесообразно изменение концептуальных предпосылок организации системы дошкольного физического воспитания, развития физических качеств детей[16].

Поэтому именно в дошкольном возрасте просто необходимо уделять главное место физическому развитию, развитию физических качеств детей. Считается, что физическое воспитание во всех возрастных группах должно, способствовать раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка, что естественно требует наличия соответствующим образом организованной системы обучения, обеспеченной постоянным медико-педагогическим контролем. К настоящему времени опубликован ряд исследований, в которых рассмотрены вопросы повышения эффективности физического воспитания детей[13].

Одной из главных задач, решаемых, в процессе физического воспитания является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.

С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время проявления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено.

Педагогическое воздействие следует направлять на развитие физических качеств, роль которых значима для владения программными умениями, для активного проявления в играх и упражнениях. Так же важно учитывать индивидуальные особенности детей. Индивидуальный подход должен помочь каждому развить свои способности и проявлять их в движениях, соответствующих возможностям ребенка. Необходимо создавать условия, чтобы не только слабые, но и сильные могли упражнять свои качества, развивать их дальше, не останавливаясь на среднем достигнутом уровне. Направлять их энергию, крепнущие физические силы на овладение новыми движениями, на совершенствование уже имеющихся, а не сдерживать, опасаясь падений, травм и др[19].

Развитие движений детей 5-6 лет имеет свои особенности, и в первую очередь это связано с подготовкой детей к школе. На данном этапе обучения  появляется возможность успешного овладения отдельными элементами техники движений и более четким выполнением их в целостном виде, т.к. уровень развития физических качеств становится значительно выше.

Следует приучать детей осмысленно, относится к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их образцу[34].

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них двигательных умений и навыков, определенных физических качеств, нацеливает свое внимание на решение следующих задач:

-добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений;

-учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и товарищей;

-формировать первоначальные представления и умения в подвижных играх и упражнениях;

-воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;

-побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности;

-целенаправленно развивать быстроту и ловкость.

Для старших дошкольников характерна достаточная готовность к осознанности  поставленных задач, умение управлять своими движениями самостоятельно, улучшать качество их выполнения.

Двигательная  деятельность  ребенка становится более многообразней. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры; начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений многих видов. Возрастают появления самостоятельности, возникают  творческие поиски новых способов действий, их комбинаций и вариантов. Начинают создавать небольшие группировки по интересу  к тому или иному виду упражнений[19].

На шестом году жизни ребенка его движения становятся все более осознанными  и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога.

Выводы по второй главе

Выводом второй главы является уверенность в том что игры – эстафеты необходимо использовать во время занятий в ДОУ, они благотворно влияют на развитие не только физических качеств таких как быстрота и ловкость, но и помогают реализовать развивающие, оздоровительные и воспитательные цели.




Проектировочная часть

Комплекс игр-эстафет для детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить.  Важнейшее достоинство подвижных игр – эстафет состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания, ловли – и поэтому является самым универсальным и незаменимым средством в развитии таких качеств как быстрота и ловкость.

К тому же игры – эстафеты развивают партнёрскую деятельность, речевую активность.

Комплекс игр – эстафет для детей старшего дошкольного возраста включает в себя игры – эстафеты играть в которые можно на улице (во время прогулки), в спортивном зале и даже в группе.

При проведе­нии подвижных игр, игр-эстафет с детьми старшего возраста надо учи­тывать анатомо-физиологические особенности детей, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость.


Игры, направленные на развитие быстроты и ловкости

Платочек

Цель: Развивать ловкость и быстроту, упражнять в беге.

Описание: Игроки становится в круг, водящий с платком в руке за кругом бежит и кладет кому-то из играющих платок в ноги, а сам продолжает бег по кругу. Тот, кому бросили платок, догоняет, пока тот не встал на ёго место. Если он не встал на его место, то остается водить. Если догоняющий не догнал, то сам становится водящим.

Дотронься до…

Цель: Развивать сообразительность, ловкость, смекалку.

Описание: По команде ведущего « дотронься до» играющие должны быстро сориентироваться дотронуться до того, что назовет ведущий. Можно назвать цвет; форму игрушки, сочетание формы и цвета.

Космонавты

Цель: Развивать сообразительность, ловкость, быстроту, смекалку.

Описание: По краям площадки раскладываются обручи - ракеты. Играющих на несколько человек больше, чем ракет. Дети встают округ и берутся за руки, идут по кругу и приговаривают текст:

Ждут нас быстрые ракеты.

Для полета на планеты

На какую захотим

На такую полетим

Но в игре один секрет

Опоздавшим места нет

Только после этих слов дети, разбегаются и занимают ракеты, приняв красивую позу; с правильной осанкой.

Вариант: Занимать ракеты по двое

Совушка

Цель: Развивать ловкость и сообразительность.

Описание: Играющие выбирают сову, а остальные дети птицы. На сигнал «день» сова спит в гнезде, а птицы летают. По сигналу «ночь» птицы замирают, а сова вылетает из гнезда и ловит тех, кто шевелится.

Мячик кверху

Цель: Развивать ловкость и быстроту

Описание: Дети встают в круг, водящий идет в его середину, и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: Стой!» Все должны остановиться, а водя­щий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.

Встречная эстафета

Члены команд делятся на две подгруппы. Подгруппы встают напротив друг друга на 15м. Между линиями установлены пять кеглей на расстоянии 2м. друг от друга. У первого игрока в руках лента.

По команде первый игрок бежит змейкой между кеглями к своей подгруппе, передает ленту стоящему впереди колоны и занимает место в конце колоны. Задание члены команд выполняют поочередно.

Эстафета заканчивается, когда последний участник пересекает линию старта. За каждый преждевременный выход за линию команде начисляются штрафные секунды. Побеждает команда, быстрее другой закончившая эстафету.

Мяч капитану.

Каждая команда выстраивается в круг, в центре – капитан с волейбольным мячом.

По команде он по очереди передает мяч стоящим в круге членам команды. Получив мяч от последнего игрока, капитан поднимает его над головой.

Обязательное условие – упавший на пол мяч поднимает тот, кому он предназначался. Если это делают другие игроки, команде начисляются штрафные секунды. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

Эстафеты с набивным мячом.

Команды выстраиваются в две колонны на расстоянии 15м. друг от друга. Перед одной колонной лежит мяч.

По команде первый игрок катит мяч руками к другой колонне своей команды. Стоящий первым в другой колонне начинает совершать обратное движение, когда мяч пересечет разделительную линию. Так действуют все члены команды. Выполнив задание, каждый занимает место в конце колонны.

За каждое преждевременное выбегание за линию старта команда штрафуется. Побеждает самая быстрая команда.

Погрузка арбузов.

Команды встают вкруг. Перед капитаном на полу в гимнастическом круге лежат пять набивных мячей (весом 1кг.)

По команде капитан берет мяч и передает его рядом стоящему, тот – следующему. Последний участник, получив от соседа мяч, кладет его на пол в свой гимнастический круг. Когда в круге будет пять мячей, капитан поднимает руку, а судья останавливает секундомер.

Обязательное условие – упавший на пол мяч должен поднять тот, кому его передали. Если это делают другие игроки, команде начисляются штрафные секунды. Побеждает команда, которая быстрее всех «погрузит арбузы».

Эстафета со скакалками.

Каждая команда выстраивается в колонну по одному на линии старта. В 15м. от них зрительный ориентир. По команде игроки начинают бег, к ориентиру вращая скакалку и прыгая через нее. Добежав до ориентира, возвращаются обратно и передают скакалку следующему. Секундомер останавливают, когда задание выполнит последний игрок.

Парная эстафета.

На линии старта выстраиваются пары спиной друг другу, в 15м. – зрительный ориентир. Эстафета состоит из двух этапов.

Первый этап. По команде первая пара приставным шагом идет до ориентира. Закончив этап, дети, подняв руки, дают старт следующей паре, а сами встают лицом к команде.

Второй этап. Когда все пары окажутся у ориентира, первые дети бегут до линии старта, произвольно. Эстафета считается завершенной, когда на место старта вернуть все пары. Если игрок выбегает за линию раньше сигнала, назначаются штрафные секунды.

Свои мячи.

Команды строятся в две шеренги на противоположных сторонах площадки; перед каждой шеренгой на полу гимнастические круги, у каждой команды своего цвета. В центре площадки 40 резиновых мячей того же, что и круги.

По сигналу надо перенести в круги как можно больше мячей своего цвета. Каждый игрок имеет право брать по одному мячу. Мяч, выкатившийся из круга, может возвращать любой член команды.

Побеждает команда, которая за минуту соберет больше мячей своего цвета. Если среди мячей окажется мяч соперника, то он засчитывается в его пользу.

Эстафета с набивными мячами (2).

Команды строятся в колонну по одному на расстоянии шага. Ноги на ширине плеч. Перед капитанами на полу набивные мячи (1кг.)

По команде капитан берет мяч и прокатывает его между ног, то же делают другие члены команды. Замыкающий колонну, получив мяч, поднимает его над головой и передает его в обратную сторону над головой. Получив мяч, капитан поднимает его над головой. Эстафета завершена. Побеждают самые быстрые и ловкие.

Кто быстрее.

Команды выстраиваются в колонны на линии старта. Перед капитаном лежит набивной мяч (1кг.). На расстоянии 15м. на полу лежит гимнастический круг.

По сигналу капитаны берут мяч, бегут, кладут его в круг и возвращаются в конец колонны. Следующий игрок бежит, забирает мяч и отдает его следующему и т.д. пока все игроки не пробегут. Побеждает команда первая, закончившая эстафету.

Переправа.

Команды строятся в колонну по одному на линии старта. На расстоянии 15м. линия финиша. Через 3м. от линии старта лежат пять гимнастических кругов, расстояние между ними – 0,75м.

По сигналу первый участник, добежав до кругов, должен преодолеть их прыжками на двух ногах. Сигнал к началу бега очередному участнику дают, когда предыдущий пересечет финишную линию. Побеждает команда закончившая эстафету первой.


Заключение.

В процессе исследования мы рассмотрели:

В главе первой понятие и сущность двигательной активности, физических качеств детей дошкольного возраста.

Выяснили, что при занятиях спортом ребенок приобретает и развивает базовые физические качества, такие как быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, глазомер, силу и выносливость. [14].

Пришли к выводу что двигательная активность дошкольника, закладывает основу для крепкого здоровья, формируется осанка, правильные движения тела, вырабатываются черты характера, приобретаются базовые физические качества[15], такие как быстрота, гибкость, ловкость, глазомер, сила, равновесие, выносливость.

В пункте 1.1 Доказали что все физические качества ребёнка должны развиваться одновременно и равномерно, именно этому в наше время нужно уделять особое внимание.

П пункте 1.2 Проанализировали методы развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Выяснили, что для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. [25].

Узнали, что методы, применяемые в процессе занятий физическими упражнениями — это разработанные с учетом педагогических закономерностей системы действий педагога, целенаправленное применение которых позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность занимающихся, обеспечивающую освоение ими двигательных действий, направленное развитие двигательных способностей и формирование физической культуры личности ребенка[33].

Сделали вывод, что различие в уровне преподавания зависит от объема методических приемов, которыми владеют педагоги[28].

Пункт 1.3 Проанализировали принципы развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Выяснили, что физическое воспитание в условиях общества содействует всестороннему развитию личности, и насколько важны составляющие детского здоровья:

-уровень функциональных возможностей основных систем энергообеспечения (окислительной, лактацидной, фосфагенной);

-уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости).

-сведения о наследственной предрасположенности детей к тому или иному роду мышечной деятельности при планировании процесса физического развития рекомендуют учитывать как общие, так и индивидуальные особенности развития организма детей младшего дошкольного возраста[17].

В главе второй рассмотрели методические аспекты использования игр – эстафет в развитии быстроты у детей старшего дошкольного возраста.

Сделали вывод:

«Подвижная игра - эстафета – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».

По определению П.Ф.Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни». [18]

Позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи в комплексе. Таким образом, выяснили, подвижная игра – эстафета незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. Однако следует помнить, что при проведении подвижных игр - эстафет в силу их специфики, прежде всего, решаются задачи собственно физического воспитания[3].

Пункт 2.1 изучили классификацию игр – эстафет.

Усвоили, что для удобства практического использования игры классифицируются

  • по возрасту

  • по содержанию

  • по преобладающему виду движений

  • по физическим качествам

  • по видам спорта

  • по признаку взаимоотношений играющих

  • по сюжету

  • по организационной форме

  • по подвижности

  • по сезону

  • по месту занятий

  • по способу организации играющих командные игры-эстафеты; предполагают двигательные задания, одинаковые для команды, итоги игры подводятся по общему участию всех членов команды[30].

Пункт 2.2 рассмотрели, как организуются игры эстафеты для детей старшего дошкольного возраста.


Выяснили что игры - эстафеты в основной части должны помогать изучению и усовершенствованию техники выполнения тех или других упражнений. Заключительная часть – игры - эстафеты незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами организации. Они должны содействовать активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части[6].

В пункте 2.3 рассмотрели влияние игр - эстафет на развитие ловкости и быстроты у детей старшего дошкольного возраста.

Выяснили что крупнейшие русские мыслители и педагоги В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, К.Д.Ушинский утверждали идею взаимосвязи всех сторон воспитания, в том числе умственного и физического[9,15].

Узнали что развитие движений детей 5-6 лет имеет свои особенности, и в первую очередь это связано с подготовкой детей к школе, поэтому следует приучать детей осмысленно, относится к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их образцу.[34]

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них двигательных умений и навыков, определенных физических качеств, нацеливает свое внимание на решение следующих задач:

-добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений;

-учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и товарищей;

-формировать первоначальные представления и умения в подвижных играх и упражнениях;

-воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;

-побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности;

-целенаправленно развивать быстроту и ловкость[19].

Эффективность формирования двигательных навыков зависит от правильного подбора методов и приемов, средств и принципов обучения.

Изучение особенностей развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста показало, что старший дошкольный возраст является сенситивным для развития ряда физических качеств: ловкости, быстроты, координационных способностей, что позволяет при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками.

Изучение средств развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста показало, что средством развития быстроты и ловкости у детей старшего возраста являются физические упражнения, а также важным средством являются подвижные игры, игры-эстафеты.

Опробывание показало, что при соблюдении требований методики и учете физического развития детей, при осуществлении индивидуального подхода подвижные игры, игры-эстафеты могут быть средством развития быстроты и ловкости. Это говорит о том, что игры – эстафеты обязательно должны использоваться систематически, планироваться воспитателями часто, для полноценного развития ребёнка. И игры - эстафеты несомненно способствуют достижению этих задач.



Список литературы.

1.Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст] / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 1992. – 159с.

2.Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной [Текст] / Яна Бердыхова. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 104с.

3.Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость [Текст] / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 98с.

4.Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать [Текст] / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1983. – 83с.

5.Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: практическое пособие [Текст] / И.А. Гуревич. - Мн.: Высшая школа, 1994 – 319с.

6.Детские народные подвижные игры [Текст] / Под ред. Кенеман А.В., Т. И. Осокина. – М.: Просвещение, 1995. – 224с.

7.Дмитрусева Г. Три часа положительных эмоций [Текст] / Г. Дмитрусева // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – с.23-27

8.Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми [Текст] / Ю.Ф. Змановский. - М.: Медицина, 1989. – 128с.

9.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева.- М.: Просвещение, 1985 – 271с.

10. Репешко Людмила Идеи занятий для детей //«Здоровье детей»- 2015.-№2 – с.17-18

11.Кулькова Ирина Час ЛФК //«Здоровье детей»- 2014. - №4 – с.20 – 23

12. Пенчеева Елена В Детском саду и школе //«Здоровье детей»-2014.-№5 – с.20 – 27

13.Кильпио Н. Н. 80 игр для детского сада [Текст] / Н.Н. Кильпио. - М.: Просвещение, 1973. – 94с.

14.Кистяковская М. Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / М.Ю. Кистяковская. - М.: Педагогика, 1978. – 160с.

15.Кожухова Н.Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников и дошкольное воспитание [Текст] / Н.Н. Кожухова // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – с.52

16.Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений [Текст] / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжова,

М.М. Самодурова. - М.: Академия, 2002 – 320с.

17.Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей [Текст] / С.Я. Лайзане. - М.: Просвещение, 1978. – 118с.

18.Лескова Г.П. Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» [Текст] / Г.Н. Лескова. - М.: Просвещение, 1984. – 286с.

19.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры [Текст] / М.Ф. Литвинова. - М.: Просвещение, 1986. – 175с.

20.Луури Ю.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.Ю. Луури. - М.: Просвещение, 1891 – 180с.

21.Мамаев А.П. Методика физического воспитания с основами теорий [Текст] / А.П. Мамаев, С.Т. Мельников. - М.: Просвещение, 1991 – 320с.

22.Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] / М.Д. Маханева. - М.: Аркти, 2000. – 107с.

23.Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 1973. – 156с.

24. Пенчеева Елена В Детском саду и школе //«Здоровье детей»-2014.-№5 – с.20 – 27

Развитие движений ребенка – дошкольника [Текст] / Под ред. М. И. Фонарева. – М.: Просвещение, 1975. – 133с.

25. Решетников Н. В. Физическая культура [Текст] / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - М.: Академия, 1998. – 157с.

26. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] / М.А. Рунова. - М.: Мозайка-Синтез, 2000. – 256с.

27.Семенова Т. Воспитание ловкости у дошкольников [Текст] / Т. Семенова // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – с.9-11

28. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001. - 368с.

29. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет [Текст] / В.Л. Страковская. - М.: Новая школа, 1994. – 288с.

27. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 308с.

30. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Тимофеева. - М.: Просвещение, 1979. – 79с

31. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) г. Москва

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

32. Физическая подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе [Текст] / Под ред. Кенеман А.В., Осокиной Т.И. – М.: Просвещение, 1980. - 239с.

33. Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду [Текст] / А.И. Фомина. - М.: Просвещение, 1984. – 159с.

34.  Физическая культура и здоровье: учеб. программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / В.Н. Кряж [и др.]. – Минск : НИО, 2008. – С. 3–52.

35. Фурманов, А.Г. Физическая рекреация : учеб. пособие для студентов вузов / А.Г. Фурманов. – Минск : МЕТ, 2009. – 495 с.: ил.

36.Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. – 480с.

37.Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1984. – 208с.

38. Шебеко. В.Н., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста, 2010


39. Шебеко В.Н. Методика физического воспитания в ДОУ [Текст] / В.Н. Шебеко. - М.: Академия, 1998 – 184с.

40. Шишкина В. А. Движение + движения [Текст] / В.А. Шишкина. - М.: Просвещение, 1992. – 96с.

41.Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольника [Текст] / А.П. Щербак. - М.: Владос, 1999. – 72с.

42. Ямалетдинова Г.А Педагогика физической культуры и спорта, курс лекций, учебное пособие, , 2014







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Криночкина светлана Андреевна

Дата: 21.11.2015

Номер свидетельства: 256276


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства