kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ С ПОМОЩЬЮ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние десятилетия одним из приоритетных направлений в развитии школьного образования стала ориентация на личностно-деятельностный подход, который предполагает организацию образовательного процесса как активной, осознанной, самостоятельной деятельности ученика, деятельности, в которой только и возможно становление личности и одной из ее фундаментальных характеристик – субъектности.  В современной педагогике разработано немало инновационных идей и технологий для формирования субъектной позиции ученика в образовательном процессе. Среди них важное место занимает исследовательское обучение, которому многие специалисты отдают предпочтение как наиболее эффективному для формирования этого личностного качества. 
Однако эффективность исследовательского обучения для формирования личностных качеств школьников, в частности, их субъектной позиции в образовательном процессе, изучена недостаточно. В этой связи педагогу-практику трудно определиться в выборе технологии исследовательского обучения, которая была бы адекватна современным образовательным целям и оптимальна для конкретных условий обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ С ПОМОЩЬЮ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ.»

6

Формирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса. Перевод учащегося в субъект с помощью индивидуального и дифференцированного подхода.


РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ С ПОМОЩЬЮ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ.


В последние десятилетия одним из приоритетных направлений в развитии школьного образования стала ориентация на личностно-деятельностный подход, который предполагает организацию образовательного процесса как активной, осознанной, самостоятельной деятельности ученика, деятельности, в которой только и возможно становление личности и одной из ее фундаментальных характеристик – субъектности. В современной педагогике разработано немало инновационных идей и технологий для формирования субъектной позиции ученика в образовательном процессе. Среди них важное место занимает исследовательское обучение, которому многие специалисты отдают предпочтение как наиболее эффективному для формирования этого личностного качества. 
Однако эффективность исследовательского обучения для формирования личностных качеств школьников, в частности, их субъектной позиции в образовательном процессе, изучена недостаточно. В этой связи педагогу-практику трудно определиться в выборе технологии исследовательского обучения, которая была бы адекватна современным образовательным целям и оптимальна для конкретных условий обучения.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью применения исследовательских методов в обучении для формирования у учащихся субъектной позиции как базового личностного качества и недостаточной изученностью личностно развивающего потенциала современных технологий исследовательского обучения.
Необходимость разрешения указанного противоречия продиктована также и требованиями Концепции модернизации российского образования, где среди приоритетных задач школы рассматривается переориентация образовательного процесса на развитие личностных качеств обучающихся.
Указанное противоречие определило идею эксперимента – создание и реализация модели образовательного процесса как учебно-исследовательской деятельности школьников, обеспечивающей формирование у них фундаментального личностного качества – субъектной позиции.

В настоящее время в педагогической науке и практике общепризнанной моделью взаимодействия и взаимоотношений участников педагогического процесса является субъект – субъектная модель, при которой педагогическое взаимодействие ученика и учителя, педагогическое оценивание, поддержка, сопровождение осуществляется исходя из принципов культуросообразности, природосообразности, гуманизма и т.д.

В основе воспитательного процесса лежат закономерности, отражающие объективные потребности общественной жизни, социальную сущность и естественную природу человека. Личность ученика самоценна, в физическом воспитании учащегося должен использоваться личный опыт, личное восприятие окружающего мира, уникальные способности, с которыми он приходит на урок. Главной проблемой в формировании важнейших компетенций учащихся по предмету «Физическое воспитание» в школе на сегодняшний день является то, что в образовании наметились противоречия:

  • Между ориентацией организации и содержания образования на осуществление физического воспитания по трём направлениям: общая физическая, профессиональная физическая и спортивная подготовка, - и отсутствием поисков и познавательной активности учащихся;

  • Между отношением к ученику как к объекту педагогического воздействия и неприятием учащимися объектной позиции.

Модель образовательной технологии должна состоять из модели процесса обучения, критериев и методов диагностики начального, промежуточного и конечного состояния учащегося, механизмов обратной связи. Подразумевается, что учебный процесс должен строиться на субъектном опыте ученика: ученик не становится субъектом, а изначально им является.

Поэтому задачей сегодняшнего дня нужно считать широкое внедрение новых адекватных образовательных технологий, проверенных на практике, обеспечивающих согласованные усилия всех участников образовательного процесса и прогноз последствий от следования этим технологиям. А задачей каждого конкретного учителя должно стать специалистом, системно-моделирующим деятельность и поведение учащихся.

Результат образования в большей мере зависит от эффективности образовательной деятельности самого ученика, направленной на понимание, овладение, применение усвоенной учебной информации на практике и на развитие способностей к извлечению из практической деятельности новой информации, приводимой в систему новых знаний, необходимых для решения новых задач. С точки зрения теории образовательная среда должна обеспечивать деятельность участников образовательного процесса на уровне созидания духовных продуктов: знаний (законов развития природы, общества, человека), способностей (к самообразованию, к дальнейшей профессиональной деятельности, к дальнейшему образованию), умений логически рассуждать, анализировать и связывать факты, принимать решения. Задачей учителя должно быть развитие у учащихся готовности на любом этапе обучения к выполнению предстоящих задач. Применение теории на практике, её уточнение и совершенствование – это путь к подлинно фундаментальному современному образованию. А знание теории позволяет более точно рассчитывать усилия участников образовательного процесса, контроль и самоконтроль.

Учитель физической культуры, обеспечивающий развитие учащихся средствами физического воспитания, должен формировать образовательную среду путём организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности, познания, общения, труда с учётом индивидуальных особенностей каждого из них. При этом должны быть чёткие признаки достигнутого физического развития. Нашей задачей мы ставим исследование процесса взаимодействия учащихся с теоретической и практической информацией предмета «Физическая культура», т.е. с источником развития продуктивной компетентности.

Критериями оценки продуктивности работы должно стать качество текущих и итоговых результатов образования, которое должно прослеживаться на всех этапах школы от начальных до старших классов. Необходимо индивидуальное отслеживание обучаемых на входе в новые этапы по объективным показателям развития и саморазвития в них. А также необходимо выявить факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин продуктивности.

Диагностика должна проводиться:

в непосредственном контакте (текущая обратная связь);

после прохождения темы, раздела (оперативная обратная связь);

после окончания цикла (начальные, основные, старшие классы) обучения (тактическая обратная связь);

на входе выпуска в новую образовательную систему (стратегическая обратная связь).

Согласование параметров обратных связей в образовательной деятельности обеспечивает распространение результатов применения выбранной стратегии на процессы самореализации.

Для эффективности образовательной среды в области физического воспитания необходимо искать новые интересные формы развития физических качеств учащихся: использовать нетрадиционные формы гимнастики, национальные игры, элементы единоборств, интегрированные уроки, Фестивали и Дни Здоровья, разнообразные соревнования, секции, учебные проекты, индивидуальные домашние задания, вести мониторинг состояния здоровья школьника (Карту Здоровья, спортивный Дневник), Спортивную Карту - мониторинг его физического развития, использовать разнообразные виды физической культуры и спорта и т.д. Следует изучить и дополнить уже имеющиеся разнообразные и вполне приемлемые виды тестирования физических качеств учащихся новыми тестами, более полными, всеобъемлющими, отражающими действительное состояние их физического и гармонического развития. Найти и выявить новые технологии измерения результатов продуктивности по признакам творческой готовности или продуктивной компетентности – наша задача. Мы планируем провести анкетирование среди учащихся старших классов по их активному поиску.

В совместной работе ученик и учитель должны стремиться к продуктивному образу искомого результата. Для этого нужно мобилизовать все свои способности, мотивы и направленности, умелость и мастерство, продуктивные компетенции (личностный рост, новообразования). Нужно быть чувствительным к развитым на достаточном уровне свойствам индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Учитель должен быть наблюдательным, избирательным в поисках повышения качества результатов своей деятельности по признакам готовности ученика к вхождению в новую среду.

Искомый образ результата должен определяться заранее сформулированными требованиями к его системному воплощению в духовном продукте (знаниям, способностям, умениям). Далее необходимо выработать стратегии повышения уровня продуктивности работы путём созидания и саморазвития.

В этой работе необходимо опираться на физические законы, закономерности и связи, а в нашем случае, как раз, на индивидуальные физические особенности развития учеников. И следовать давней педагогической установке: «Обучать надо не всех, а каждого». Акцент надо ставить на развивающуюся функцию, на индивидуально-дифференцированное обучение, личностно-ориентированную технологию. При ней появляется внутренняя мотивация учащихся. Такое обучение называют ещё «обучением базису без отстающих». Учёт индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах способствует саморазвитию. Ценность дифференциации и индивидуализации обучения отдельных учеников состоит в том, что она позволяет удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть и развить их способности, адаптировать учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности. Характерной особенностью дифференциации сегодня является проникновение её во все элементы учебного процесса, начиная от целей обучения, содержания образования и заканчивая результатами.

Общими принципами индивидуализации и дифференциации являются:

  • Единство индивидуально-личностного и социального;

  • Гуманистическая направленность;

  • Адаптационно-развивающий характер.

На уроках физической культуры учащихся необходимо дифференцировать по различным признакам и из оснований деления осуществлять дифференцированный подход. Должны учитываться:

  • Состояние здоровья (основная, подготовительная и специально-медицинская группы);

  • Характер физического развития (равномерно растущие или с преобладанием какого-либо одного или двух размеров тела);

  • Физиологические особенности (ЧСС, МОК, ЖЕЛ и другие);

  • Возрастной признак;

  • Половой признак;

  • Уровень физической подготовленности;

  • Конституционный тип (астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный).

Индивидуальный и дифференцированный подходы выражаются в подборе средств и методических приёмов обучения, определении достаточной нагрузки и дозировки, домашнего задания, чем способствуют не только физическому развитию, но и являются надёжным средством предупреждения и коррекции различных отклонений в состоянии здоровья школьников.

В образовательном процессе важно и необходимо понимать своеобразие процесса усвоения и практического освоения учебного материала каждым ребёнком, корректно выявлять проблему в его физическом развитии и помогать увидеть проблему самому ребёнку. «Каждый человек видит тем больше нерешённых проблем, чем обширнее круг его знаний, умение видеть проблему – функция знаний» (Рубинштейн).

Известны помогающие в этом следующие приёмы:

  • Не всё объяснять, преподнося уже в готовом виде;

  • Не сразу оговаривать условия выполнения заданий, оставляя определённую часть для самостоятельного поиска

  • Создавать ситуацию успеха.

Эта задача требует от педагога и учащегося постоянного нахождения в состоянии творческой активности, доминанты, неустанной работы мысли.

Доминанта (временный очаг возбуждения в ЦНС) продуктивна, если элементы искомого образа результата у участников образовательного процесса будут согласованы с элементами их системного обеспечения авторскими системами деятельности (АСД) педагогов и учащихся. Средствами согласования являются технологии деятельности учителя и саморазвития учащихся, подчинённые представлениям об искомых образах результатов и стратегиям их воплощения в искомые продукты.

Авторская система деятельности (АСД) в полной мере должна использоваться на уроках физической культуры и во внеклассных мероприятиях. Эта система деятельности определяется наличием целей, которые должны быть приняты учащимися и достигаться ими как личный результат. В этом проявляется продуктивность преподавания. АСД должна содержать учебную и научную информацию: систему понятий, суждений, умозаключений, отобранную для развития учащихся, продуктивную при условии применения их в предстоящей практической деятельности, целостности курса, установления межпредметных связей курса с другими, в которых эти понятия используются. АСД является средством образовательной коммуникации, пригодным к применению в последующих образовательных системах или в будущей профессиональной деятельности выпускников. АСД – это информационный, коммуникативный, технологический лабиринт заданий – задач развития. Учащиеся могут приобретать столько знаний, новообразований, сколько вложат усилий в учебно-познавательный процесс. В этом могут проявляться их способности, мотивы познания, направленность на преодоление трудностей, доверие к учителю, потребность в компетентности, ответственность за свою судьбу.

Мы уже освоили технологию по методу проектов, имеем определённый опыт преобразования учебного материала учащимися в работе над проектами и считаем это перспективным и эффективным направлением в работе учителей физической культуры.

Таким образом, искомые результаты образовательной деятельности в образовательной среде могут достигаться только при наличии и согласованности всех структурных элементов в АСД учителя при его мастерстве обучать учащихся организации своей учебно-познавательной деятельности с опорой на те же структурные элементы.

Итак, чтобы создать образовательную среду в школе, соответствующую духу времени, необходимо сформировать на субъект-субъектную позицию в образовательном процессе. Учитель, обладающий продуктивной компетентностью, способный созидать искомые духовные продукты в себе, сможет обеспечить продуктивное самообразование учащихся, готовность их к продуктивному решению предстоящих задач в новой образовательной, профессиональной, социальной среде.

В конечном итоге образовательная среда в школе должна помочь выпускнику, развившись физически и духовно, в нужный момент принять верное решение о выборе дальнейшего пути саморазвития, выборе будущей профессии, об осмысленном выборе ЗОЖ..

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдулина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. - 140 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. - 299 с.

3. Абульханова К.А. Проблема определения субъекта в психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания (Психологические, философские, социокультурные аспекты). М., 2001. - 324 с.

4. Адлер А. Понять природу человека / пер. Е.А. Цыпина. СПб., 1997. - 137с.

5. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студ., асп. и преп. ин-тов физ. культуры. -М.: ФиС, 1978.-223 с.

6.. Берштейн H.A. Очерки по физиологии движения и физической активности. — М., 1966.-296 с.

7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.- 190 с.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ С ПОМОЩЬЮ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ.

Автор: Михайлин Антон Геннадьевич

Дата: 09.09.2016

Номер свидетельства: 342986


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства