Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИ-ВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧА-ЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ОРГАНИ-ЗАЦИЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР»
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»
Тарского муниципального района Омской области
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Автор опыта:
Учитель физической культуры
БОУ «Тарская гимназия №1»
САФРОНОВ МАКСИМ МИХАЙЛОВИЧ
Тара – 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Начальная школа – фундамент дальнейшего образования и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность в обучении на следующих ступенях общеобразовательной школы.
По мнению ведущих специалистов, основным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин [1].
Современные федеральные государственные стандарты начального общего образования (ФГОС) расширяют задачи школьного обучения и на один уровень с предметными результатами ставят сформированность таких коммуникативных универсальных учебных действий, как кооперация, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности, учет позиции собеседника при взаимодействии с ним, умение налаживать отношения со сверстниками, организовывать как личную, так и групповую деятельность, эффективно выстраивать процесс коммуникации и обмен информацией (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарский, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина и др.).
Коммуникативные универсальные учебные действия являются необходимой составляющей метапредметной учебной деятельности и рассматриваются как способы освоения иных её компонентов.
Подвижные игры на уроках физической культуры являются одним из эффективных средств развития детского организма. Посредством игры развивается выносливость, ловкость, сила, быстрота, воспитываются морально-волевые качества [2]. Подвижные игры являются не просто эффективным способом сохранения и укрепления здоровья человека, но также представляет собой вполне рациональную форму организации свободного времени, инструмент общения и повышения социально-коммуникативной активности людей [3].
Цель опыта: Развитие коммуникативных УУД учащихся начальной школы на уроках физической культуры через организацию подвижных игр.
Задачи реализации опыта:
Изучить теоретические основы развивающего потенциала подвижных игр и коммуникативных УУД, как составляющей метапредметной учебной деятельности.
Проанализировать современный опыт рассмотрения подвижных игр как средства повышения социально-коммуникативной активности обучающихся.
Разработать «методический продукт» – методическую карту формирования коммуникативных УУД на уроках физической культуры в начальной школе.
Осуществить мониторинг эффективности применения подвижных игр, как средства развития коммуникативных УУД младших школьников на уроках физической культуры.
Решение поставленных задач в процессе работы над темой педагогического опыта «Развитие коммуникативных УУД младших школьников на уроках физической культуры через организацию подвижных игр» позволили нам сделать выводы и заключения:
На основе анализа психолого-педагогической литературы изучены теоретические основы развивающего потенциала подвижных игр, коммуникативных УУД:
Ведущим видом деятельности младших школьников является игровая деятельность. Игра на уроке физической культуры – это важная составляющая в решении образовательных задач. Играя, дети тренируют себя физически, обогащаются новыми представлениями;
Подвижные игры на уроках физической культуры имеют не только большое оздоровительное значение. Коллективные действия в процессе игры воспитывают нравственные качества: общительность, чувство товарищества, способность жертвовать личными интересами ради интересов коллектива. Подвижные игры – специфический вид физической активности, характеризующийся нерегламентированным количеством играющих, отсутствием строгих правил и рамок игры. Подвижные игры связаны с ходьбой, бегом, прыжками, метаниями, лазанием и другими физическими упражнениями. Проводятся как в помещении, так и на местности по определенным правилам и имеют соревновательный характер [4]. Подвижные игры кроме высокого владения приемами техники конкретного вида игры и знания правил судейства, требуют сформированности коммуникативных умений, определяющих взаимоотношения и поведение играющих.
Коммуникативные универсальные учебные действияобеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Игра как вид деятельности, особенно игра подвижная коллективная, успех в которой зависит от слаженности и взаимодействия всех членов команды, обеспечивает, выражаясь словами У. Бронфенбреннера, вхождение индивида в социальную среду, усвоения им социальных влияний, приобщения его к системе социальных связей. Процесс игры можно представить не только как системное функционирование технических, тактических, физических и других элементов, но и как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в коллективе, представлять себя членом общества.
Разработана методическая карта (Методический продукт) формирования коммуникативных УУД в начальной школе на уроках физической культуры:
Вид коммуникативных УУД
Класс
Показатели
Коммуникация как кооперация
1
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.
Работать в паре, команде
2
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе, команде, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
3
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
4
Умение договариваться, находить общее решение.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры
Понимать точку зрения другого.
4
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
Уважение позиции других людей, отличную от собственной.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Коммуникация как интериоризация
1
Слушать и понимать речь других.
2-4
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
Создан информационный банк подвижных игр и соревновательных упражнений в учебно-тренировочном процессе по видам коммуникативных действий:
Коммуникативные действия
Подвижные игры и соревновательные упражнения
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Игра «Коршун и наседка»
Комбинированная эстафета
Круговая эстафета
Игра «Охотник и зайцы» и др.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, слушать и слышать друг друга и учителя
Игра «Охотники и утки»
Эстафетный бег
Игра «Цепочка»
Парные упражнения
Игра «Голова и хвост»
Игра «Челнок»
Дружные тройки и др.
Умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение одноклассников
Игра «Удочка»
Игра «Чёрное и белое» и др.
Эффективность использования подвижных игр на уроках физической культуры в развитии коммуникативных универсальных учебных действий учащихся доказана результатами социально-психологического мониторинга, в процессе которого оценивалась сформированность коммуникативных УУД. В основу показателей оценки эффективности сформированности коммуникативных УУД положены коммуникативные результаты, выделенные в Примерной программе по физической культуре5. В исследовании приняли участие обучающие 4в класса (2014-2015 уч.год). Результаты мониторинга представлены за 2012-2013, 2013-2014 учебные годы. Для наглядности сравнительные результаты исследования представлены в таблице.
Показатели
Уровень сформированности
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч.год
n=24, в %
Общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности
Высокий
33%
54%
Средний
50%
38%
Низкий
17%
8%
Управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность
Высокий
20%
29%
Средний
38%
50%
Низкий
42%
21%
Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований
Высокий
50%
75%
Средний
38%
25%
Низкий
12%
0
Результаты мониторинга позволяют говорить о положительных динамических изменениях, характеризующих развитие коммуникативных УУД обучающихся начальной школы при организации подвижных игр на уроках физической культуры.
Проделанная на сегодняшний день работа по данной теме, ориентирует нас на её целесообразное продолжение в связи с актуальностью проблемы развития коммуникативных УУД учащихся начальной школы, необходимых для дальнейшего формирования личности. Обучающиеся овладевают опытом быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать в команде и способными принимать нестандартные решения в сложных ситуациях в любой деятельности, что соответствует тактическим и стратегическим образовательным потребностям современного учебно-воспитательного процесса.
Резюмируя представленный опыт работы, хочется указать также на тот факт, что дети младшего школьного возраста через подвижные игры формируют коммуникативные УУД, которые помогут им при переходе в основную школу на уроках физической культуры быть дисциплинированными, соблюдать правила спортивных игр и иметь устойчивую мотивацию к занятиям физической культуры и спортом. Опираясь на полученные результаты, считаем, что, формирование коммуникативных УУД у младших школьников в дальнейшем будет повышаться, если работа будет проводиться систематически.
Список использованной литературы:
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000.
Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. М., 2007.
Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда – СПб.: НОУ "СОЮЗ", 2004.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2001.
Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: Дис. .канд. пед. наук. Кемерово, 2005.
Минскин В.И, От игры к знаниям. М., 2006.
Олешков М.Ю. Дидактическая коммуникативная ситуация: проблема моделирования. М.: Педагогика, 2008.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 2004.
Подластый И.П. Педагогика начальной школы. М. 2001.
Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
Слепович Е.С. Игровая деятельность младших школьников. М.: Педагогика, 2001.
Степанова О. А., Рыдзе О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. М.: Просвещение, 2004.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 2004.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001.
1 Асмолов А.Г. Теория формирования и развития универсальных учебных действий – М.: Просвещение, 2011. –134с.
2 Найминова Э. Спортивные игры на уроках физической культуры: книга для учителя. – Ростов на дону: Феникс, 2001. – 30с.
3 Павлов Е.В. Спорт как феномен глобальных социальных процессов // Физическая культура, здравоохранение и образование: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященная памяти B.C. Пирусского. - Томск, 2008. - С. 148-151.
5 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.2 – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 231с. (Стандарты второго поколения). – 98-126с.