kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение оздоровительных задач на занятиях первого года обучения и их проблемы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа познакомит с ролью и задачами физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение оздоровительных задач на занятиях первого года обучения и их проблемы»





« Решение оздоровительных задач на занятиях первого года обучения и их проблемы».





























г.Ессентуки










Ι. Введение.

Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения. Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов общеобразовательной и профессиональной школы; физической подготовкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья; программами спортивных школ, секций, кружков, систематической зарядкой дома и на производстве. Широко используется многообразие национальных форм осуществления физической культуры» Вместе с тем, недостаточное использование в целях поднятия уровня физической культуры народа, стадионов и парков, слабая инициатива в строительстве простейших спортплощадок и спортзалов, в организации спортивных, туристских и других клубов на кооперативных началах. Между тем, каждый цивилизованный человек смолоду должен заботиться о своем физическом совершенствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни.

Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью. Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. В комплексной программе физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательной школы к основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и защите Отечества; приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств. Задачей физического воспитания является также эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях. Физкультурные и спортивные занятия помогают преодолению трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за трезвость среди школьников, против употребления наркотиков, токсических средств и курения табака.

Физическое воспитание способствует преодолению некоторых жизненных противоречий. Ребенок, будучи от природы активнодеятельным существом, удовлетворяющим естественные потребности организма за счет движения, попадает в современной школе и семье в условия ограниченной физической подвижности, бездеятельности, пассивной созерцательности и психологических перегрузок, порождающих гиподинамию, застойные явления в организме, ожирение, патологические нервно-психические и сердечно­сосудистые изменения. Следствием недостаточного внимания к разрешению этого противоречия являются различные заболевания, нервные срывы, инфаркты, физическая слабость, нравственная апатия, нежелание трудиться, неспособность к напряженному труду, интенсивной общественной и семейной жизни.

Еще одно субъективно создаваемое и обостряемое противоречие возникает между нормальной целью физического воспитания как Средства достижения здоровья, удовлетворения потребностей в отдыхе, общении, деятельности, с одной стороны, и стремлением некоторых педагогов-тренеров, родителей использовать физкультурно-спортивные занятия часто в ущерб детям, для удовлетворения своих честолюбивых притязаний, — с другой. Они поощряют, а порой и принуждают детей заниматься спортом, лелея надежду, что из ребенка вырастет выдающийся спортсмен, участник сборной страны и международных соревнований. На почве внушенных иллюзий возникает трагическая ситуация не свершившихся стремлений и надежд. Попавшие же в избранный круг нередко развивают в себе уродливое сознание своей исключительности и вседозволенности, попадают в плен мещанства, вещизма, духовной ограниченности.

Противоречия и их отрицательные последствия преодолеваются за счет включения детей в систему всеобщего физического воспитания, использования всех механизмов и стимулов физического совершенствования. Основными механизмами физического воспитания являются: физкультурно-спортивная деятельность, система отношений в процессе этой деятельности и возникающее на ее основе духовное общение. Благодаря физкультурно-спортивной деятельности крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная, сосудистая системы, растет сопротивляемость организма заболеваниям, оттачиваются физические способности, повышается уровень морально-психологической устойчивости. В ней проявляются, закрепляются такие черты характера, как выдержка, упорство самопреодоление и самодисциплина, настойчивость и трудолюбие. Система отношений, как результата хорошо организованной физкультурно-спортивной деятельности, воспитывает нравственные качества: коллективизм, иммунитет против индивидуализма и эгоизма, самоотверженность и взаимовыручку, сдержанность скромность в победе, достоинство в поражении. Общение удовлетворяет духовную потребность в другом человеке, в освоении опыта товарищей, формирует общественное мнение, объединяет детей в полезном использовании свободного времени.

Деятельность, отношения и общение в физкультурно-спортивной работе с детьми педагогически стимулируются. Главным стимулом деятельности для ребенка является стремление развить физические силы, сохранить здоровье, быть полезным и активным членом демократического общества, оказывать помощь людям благодаря приобретенным физкультурно-спортивным умениям и навыкам. С этими стимулами сочетается естественное стремлен детей к деятельности, подвижности, активности, которое лучше всего реализуется в общественно значимых формах физкультуры и спорта. В стимулировании детей к занятиям физкультурой имеет значение и то, что их результатом бывает ощущение прилива сил и бодрости, переживание физического удовольствия. Дети постепенно развивают в себе эстетическое чувство, способность наслаждаться красотой человеческого тела и созидать красоту. Переживание радости победы над внешними препятствиями и собственными слабостями рождает у школьников стремление к труду и борьбе. Горечь поражения побуждает к новым и новым попыткам добиться успеха и утвердиться в собственном и общественном мнении. Физкультурно-спортивную деятельность ребят стимулирует и здоровое честолюбие, желание быть популярным в кругу товарищей.



1. Роль и задачи физкультурно - оздоровительной работы с младшими школьниками.

Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья детей и обеспечение правильного физического развития; успешное развитие двигательных качеств и формирование навыков и умений; содействие высокому уровню умственной и физической работоспособности; воспитание морально-волевых качеств; воспитание интереса детей к организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ строится по нескольким направлениям. Это учебная работа по физической культуре, физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня и внеклассная работа по физической культуре.

Все эти формы организации физического воспитания в школе, имея свои специфические задачи, призваны решать общие задачи физического воспитания учащихся.

Недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшения дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии; недостаточная двигательная активность снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка, в результате чего появляется неадекватная реакция сердца на нагрузку, уменьшается жизненная емкость легких, замедляется моторное развитие. Малоподвижный ребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойствен более низкий уровень развития двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстры и ловки, менее закалены, чаще и продолжительнее болеют и т. д. В условиях гиподинамии невозможно решение задач физического воспитания.

Два урока физической культуры в неделю могут компенсировать только 11% движений от нормы, а максимально (при большой моторной плотности урока) 40% необходимого суточного числа движений.

Потребность детей младшего школьного возраста двигаться на 18-22% в сутки удовлетворяется самостоятельными, спонтанными движениями. К таким относятся движения рук, ног, повороты туловища, головы, движения рук во время письма, труда, рисования, поднимания руки; выход к доске, вставание при ответе, передвижение по классу, коридору во время перемены, уборка рабочего стола и т.д. Спонтанные движения и в сумме с движениями на уроках не могут полностью удовлетворить потребность учащихся в движении.

На современном этапе развития школ, особенно школ с продленным днем, недопустимо ограничение двигательной активности учащихся только уроками физической культуры.

В условиях школы гиподинамию можно полностью ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются ежедневными, массовыми и обязательными для всех здоровых детей младшего школьного возраста. Огромную роль здесь играют все виды физкультурно-оздоровительных работ в режиме школ с продленным днем.

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня школы с младшими школьниками складывается из таких видов, как гимнастика до занятий, физкультурные уроки на общеобразовательных уроках и во время самоподготовки, час занятий физической культурой (спортивных час) на открытом воздухе, игры и развлечения на прогулках.

Зная суточный объем необходимых для младших школьников движений (в среднем 2 ч.), можно правильно рассчитать их двигательный режим.

Примерное планирование движений дня учащихся 1-3 классов с продленным днем;

(сопоставимого в соответствии с нормой естественной потребности детей в движении).

1. Гимнастика до занятий - 10 мин.

2. Физкультурные уроки на каждом общеобразовательном уроке и во время самостоятельной работы – 6-12 мин. в сумме.

3. Игры и упражнения на переменах – до 15 мин. в сумме.

4. Спортивный час – час активного отдыха на открытом воздухе – до 45 мин.

5. Подвижные игры и спортивные развлечения во время прогулки – до 40 мин.

Контроль за поддержанием объема движений поддерживается и контролируется директором школы. Для учителей проводятся семинары и консультации по проведению физкультурно-оздоровительной работы в начальных классах. Контроль за проведением этой работы проводится и осуществляется преподавателем физической культуры.

В субботний и воскресный дни потребность в движениях компенсируется самостоятельными подвижными играми и спортивными развлечениями детей, экскурсиями и походами совместно с родителями. Необходимо воспитать у детей на спортивном часе, на уроках физической культуры потребность заниматься самостоятельно, обучать подвижным играм, проводить соответствующую работу с родителями.

Двигательный режим тесно переплетается с другими компонентами общего режима, образуя чередование учебного труда и активного отдыха на общеобразовательных уроках, между ними, в начале и конце учебного дня.

Специфической задачей физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками является их активный отдых, направляемый на повышение умственной и мышечной работоспособности, отдаление и снижение степени проявления признаков утомления.

В целом физкультурно-оздоровительная работа содействует улучшению здоровья, повышению уровня физического развития и физической подготовленности.

Специфические задачи конкретных видов физкультурно-оздоровительной работы диктуются закономерностями работоспособности младших школьников в течение урока, учебного дня, недели, четверти, учебного года.

Для школьников младшего звена характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга, четко выраженная недостаточность внутреннего активного торможения. В этом причина быстрого утомления младших школьников.

По данным многих ученых, у младших школьников, особенно у семилетних детей, резко падает работоспособность, ухудшается внимание и память после 30-35 мин. непрерывного занятия.

Значительно уменьшаются показатели работоспособности от начала к концу четвертого урока.

В недельной динамике работоспособности ухудшение ее признаков особенно заметно к концу недели. Причем снижение показателей начинается со среды. Низкий уровень работоспособности отмечается в первой половине недели после каникул, а в учебное время - в понедельник, что связывают с неправильно организованным отдыхом в воскресенье. В течение учебного года работоспособность школьников также претерпевает изменения. Начиная с сентября от первой ко второй четверти, работоспособность снижается и особенно ухудшается в третьей и четвертой четвертях.

Особенности дневных, недельных и годовых колебаний работоспособности школьников не только выдвигают задачи, но и четко определяют место и формы физкультурно-оздоровительной работы. Для младших школьников эффективны утром – гимнастика до занятий; на 15-20 минут непрерывной учебной деятельности каждого урока и самоподготовки – подвижные игры и спортивные развлечения; после четвертого урока – спортивный час; в конце учебного дня – активная прогулка; в понедельник и в конце учебной недели – увеличение объема движений за счет организации дополнительных и самостоятельных занятий физическими упражнениями в школе и дома; в конце каждой четверти, особенно в конце

третьей и четвертой, - увеличение объема двигательной активности за счет активизации указанных выше форм активного отдыха и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися младшего школьного возраста.

2. Гимнастика до занятий

Значение:

Гимнастика до занятий имеет большое значение. Она ускоряет вхождение организма в работу, учебную деятельность. Физические упражнения гимнастикой до занятий повышают уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной системы. Гимнастика до занятий ежедневно компенсирует до 10% суточного объема двигательной активности детей; способствует развитию у детей силы, ловкости, координации движений подвижности в суставах; совершенствует навыки отдельных движений рук, ног, туловища.

Способствует хорошей организации начала учебного дня; должна сочетаться с утренней гимнастикой дома. В теплые дни (t +100 C) гимнастику до занятий целесообразно проводить на открытом воздухе.

Гимнастика до занятий представляет собой комплекс упражнений для рук, ног, туловища. Каждый комплекс состоит из 6-7 упражнений, выполняемых 6-8 раз. Для первого класса предполагается меньшее число упражнений и повторений. Продолжительность – до 10 мин.

В комплексы гимнастики до занятий для младших школьников включаются такие движения для рук, ног, туловища, которые охватывают возможно большее количество мышечных групп, по сложности адекватны возрастным особенностям учащихся 1-3 классов.

При составлении комплексов используется раздел программы по физической культуре “Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы”.

При проведении гимнастики в помещении школы, она начинается с ходьбы на месте, а на открытом воздухе – с небольшой пробежки. Вначале дается упражнение – типа потягивания с подниманием рук вверх из разных исходных положений, без поднимания и с подниманием на носки. Дальше следуют упражнения для рук, ног, туловища.

Построение комплекса предусматривает поочередное включение новых групп мышц в работу, отдых только что работавших мышц, чередование напряжения мышц с их расслаблением, чередование противоположных движений. Завершается гимнастика до занятий подскоками, танцевальными прыжками типа “Ледка-енка” на месте или бегом на месте с последующим переходом на ходьбу и упражнениями на внимание.

Гимнастика до занятий проводится без предметов, комплекс меняется через две недели. Комплексы упражнений разучиваются на уроках физической культуры; составляются совместно с учителем начальных классов и преподавателем физической культуры. Проводится за 15 минут до урока и заканчивается за 5 минут. Гимнастика до занятий проводится в обычной школьной форме. Целесообразнее проведение гимнастики под музыку, что способствует эстетическому воспитанию детей, делает упражнения и их выполнение более эмоциональными, развивает музыкальную и двигательную память. Особое внимание уделяется осанке и правильному выполнению упражнений. В 1 классе в первой половине учебного года команды заменяются на распоряжение: “Делай, как Я!”.

3. Физкультурная минутка.

Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. В результате в клетках коры головного мозга происходит ряд сдвигов, снижающих их функциональные возможности и работоспособность. У первоклассников это усугубляется новизной школьного режима с серьезной учебной работой, с необходимостью довольно долго оставаться в статической, вынужденной позе на уроках, находиться в большом коллективе детей. Детям 1-го класса особенно трудно продолжительно удерживать активное внимание, поскольку для детей этого возраста характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга и недостаточность внутреннего активного торможения. Единовременная продолжительность активного внимания у учащихся в 1-м классе составляет 15-20 мин. После 30-35 минутных непрерывных занятий у них резко падает работоспособность, 50% детей начинают отвлекаться от работы. Большая нагрузка падает на органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении; мышцы кисти работающей руки. В начальной стадии утомления резко меняется поведение детей: они отвлекаются от учебной деятельности, невнимательно слушают учителя, разговаривают и т.д. Это служит сигналом для учителя, что дети утомлены. Такая реакция организма на утомление при непрерывном умственном напряжении сменяется процессом торможения, при котором излишняя подвижность сменяется вялостью: дети потягиваются, зевают, ложатся грудью на парту и т.д.

Наиболее эффективны в этих случаях физические упражнения во время физкультурной минутки.

Физкультурная минутка – это небольшой комплекс физических упражнений. Строится из 3-4 упражнений для рук, туловища, ног – упражнений простых, не требующих сложной координации. Движения на физкультурной минутке должны быть по своему характеру противоположными положению туловища, ног, головы, движению рук детей во время урока. В комплекс физкультурной минутки подбираются такие упражнения, которые охватывают большие группы мышц, снимают статическое напряжение, активизируют дыхание, усиливают кровообращение и лимфообращение.

Физкультурные минутки проводятся на всех уроках. Выполняются сидя или стоя, в зависимости от учебной деятельности. Продолжительность выполнения комплекса 1-2 мин.; 3-4 упражнения, повтор 4-6 раз. 1-е упражнение включает в себя движение типа потягивание, выпрямление туловища, разгибания во всех суставах из разных и.п. с движением рук; 2-е упражнение содержит движения туловища в правую и левую сторону, вперед и назад, вокруг своей оси; 3-е упражнение – движения для ног (разгибание и сгибание ног, поднимание согнутых в коленях ног, из положения сидя за партой – вставание и возвращение в исходное и.п., из положения стоя – приседания и др.). 4-е упражнение – спокойные и простые движения. Выполнение упражнений должно быть четким, правильным, красивым, соответствовать режиму дыхания.



4. Игры на перемене.

Игры на переменах относятся к физкультурно-оздоровительной форме физического воспитания и являются одним из компонентов двигательного режима школьников в течение учебного дня. Подвижные игры на переменах решают задачу активного отдыха детей после уроков, способствуют снижению утомления, наблюдавшегося к концу урока, повышению работоспособности и поддержанию ее на более высоком уровне на последующих учебных занятиях.

Наиболее эффективными играми на переменах являются игры малой и средней интенсивности. Игры большой интенсивности, сильно возбуждающие детей, при малом времени перемены, недостаточном для восстановительных процессов, имеют отрицательное воздействие: они снижают работоспособность школьников в начале урока, поскольку дети не могут быстро успокоиться и переключиться на учебную деятельность. Перечень игр, рекомендуемых для проведения смотреть в приложении. Проведение игр на перемене должно проходить под контролем учителя физической культуры; проводят учителя, работающие в классах, прошедшие инструктаж по проведению игр. ( Также игры могут проводить вожатые досуга, актив класса, школы). В инструктаж входит знакомство с играми и методика проведения и организации активного отдыха.

Такая подготовка руководителей игр на перемене диктуется возрастными особенностями младших школьников. Подвижные игры детей быстро распадаются, если нет контроля со стороны руководителя.

Игры организуются на переменах, не занятых завтраком или переодеванием учащихся на урок физической культуры. Целесообразнее проводить их отдельно с каждым классом, в коридоре около его классной комнаты. При любой удобной возможности эти игры проводят на открытом воздухе.

При 10-15 мин. перемене дети могут в течение 7-10 минут поиграть в две - три игры. Целесообразно начинать с игры средней интенсивности, а заканчивать игрой малой интенсивности. Этим достигается снижение физической и эмоциональной нагрузки перед началом нового урока. В начале перемены называется знакомая игра, распределяются роли играющих и дети несколько раз играют в нее. Непременным условием каждой игры должно быть подведение ее результатов, с тем, чтобы учащиеся не потеряли к ней интереса.

Следует поощрять и самостоятельные, спонтанно возникающие игры детей, отвечающие требованиям высокой нравственности. Детям игры не навязываются, лучше использовать товарищескую форму общения, а предлагаются на выбор «В какую игру вы хотите поиграть сегодня?» или «Давайте поиграем в игру», или «Знаете ли вы игру?», «Давайте я научу вас этой игре».



5. Спортивный час.

Спортивный час проводится с целью отдыха учащихся с целью отдыха учащихся после нескольких уроков и “зарядки” для последующей учебной деятельности.

Задача спортивного часа – разрядка умственного напряжения учащихся, противодействие развитию чрезмерного утомления, обеспечение эффективного отдыха, повышение работоспособности школьников, укрепление их здоровья, совершенствование физического развития и двигательной подготовленности.

В спортивном часе успешно решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обогащения детей знаниями подвижных игр, эстафет и формирования у них умения организованно играть в коллективе сверстников. Спортивный час включается в режим школы. Оптимальным временем проведения спортивного часа является послеурочное время. Спортивный час может быть разнообразным и обязательно доступным возрастным особенностям и возможностям младших школьников.

В него включаются следующие виды движений:

Ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища; медленная и быстрая ходьба по периметру площадки и с изменением направления, ходьба на носках и пятках.

Бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по внезапным сигналам; бег в чередовании с ходьбой; бег с преодолением несложных препятствий (перепрыгивание обозначенной линиями “канавы”, пробегание по бревну, перемещение через конструкцию, заборчик).

Прыжки на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением вперед; прыжки через скакалку, обруч и т.д.

Бросание и ловля мячей больших и малых; перебрасывание мячей в парах; метание мячей на дальность в различные цели и т.д.

Лазанье, перелезание, подлезание, пролезание через обручи, лестницы, заборчики.

Висы и упоры на детских перекладинах.

Упражнения в равновесии – ходьба по узкой линии, бревну, без предметов и с предметами; с преодолением препятствий (перетягивание мяча, натянутой веревочки и т.д.).

Упражнения с предметами (мячи, обручи, кегли, скакалки и т.д.).

Подвижные игры с построениями и перестроениями, с ОРУ, с бегом, прыжками, метанием, преодолением препятствий; с сопротивлением.

Эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, передвижением на санках, лыжах и т.д.; спортивные развлечения типа катания на роликовых коньках, зимой на обычных; велосипедах, санках, лыжах; элементы игры в бадминтон; развлечения с различными мячами, хоккейными клюшками.

Содержание спортивного часа согласуется с учебным материалом программы по физической культуре 1 и 3 классов, дополняет его и способствует лучшему усвоению и закреплению двигательных навыков, увеличивает двигательный опыт, совершенствует моторное развитие младших школьников.

В спортивном часе можно выделить три части:

1 часть – подготовительная (10-15 мин.) начинается сразу же после прихода детей на игровую площадку.

Ее содержание: построение, организационные указания воспитателя, ходьба и медленный бег 300-500 м. по площадке в колонне по одному, ору во время ходьбы, по кругу, в игре типа «Товарищ командир». Ходьба и бег в начале спортивного часа используются как эффективное средство, активизирующее и тренирующее деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствующее более быстрому насыщению крови кислородом, снимающее застойные явления за счет улучшения крово- и лимфообращения. Кроме того ходьба, бег, ору является средством подготовки организма к следующим двигательным действиям детей.

2 часть – основная (30-40 мин.). Состоит из подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений и самостоятельных подвижных игр и спортивных развлечений детей. Проводимые со всем классом подвижные игры и эстафеты несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют более быстрому и полному переключению детей на другой вид деятельности, а, следовательно, и более полному отдыху. Активные движения этой части способствуют развитию быстроты, ловкости, силы и выносливости, скоростно-силовых качеств; обогащаю двигательный опыт детей, увеличивают знания о подвижных играх. Самостоятельные игры детей и спортивные развлечения в парах, небольших группах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности детей к различным двигательным действиям, способствуют дальнейшему их отдыху.

3 часть – заключительная (5-7 мин.) направлена на организованное окончание активного отдыха школьников. В нее входят общее построение, спокойная ходьба по площадке или упражнения на внимание. Детский организм должен прийти в относительно спокойное состояние, при котором возможна эффективная последующая деятельность.

Организует и проводит спортивный час – учитель, работающий в классе. Методическую помощь в проведении оказывает преподаватель физической культуры (подбор практического материала – подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений; проводит консультацию по методике проведения спортивного часа).

Спортивный час должен проходить при активном руководстве учителя, такая форма является наиболее целесообразной для учащихся младшего школьного возраста. Она отличается большим воспитательным эффектом, большей организованностью и дисциплинированностью учащихся, коллективизмом и дружбой, интересом к физической культуре.

Для проведения спортивного часа используется материальная база школы (спортивного зала).

В спортивный час могут включаться различные варианты, в зависимости от погодных условий, времени учебного года, места занятий, наличия спортивного оборудования и инвентаря (см. приложение).



Вариант 1 спортивного часа в осенний период учебного года

на открытом воздухе.

1 часть:

Построение на игровой площадке в ширину по одному. Сообщение учащимся о содержании и других организационных моментах активного отдыха.

Игра «Запрещенное движение» перестроение в колонну по одному. Ходьба обычная, с переходом в медленный бег по площадке.

2 часть:

а). Перестроение по рядам – командам.

Эстафета с переноской кеглей (булав, мячей, флажков и т.д.). Игра повторяется 3-4 раза. Эстафета с прыжками на двух ногах (впрыгивание и выпрыгивание из положенных на земле обручей или нарисованных кругов). Игра повторяется 3-4 раза.

Эстафета с бросками мяча в цель (обруч или начерченный круг) повторяется 4-5 раз.

б). Самостоятельные игры детей с использованием мячей, кеглей, обручей, скакалок.

3 часть:

Построение в шеренгу из исходной линии.

Дежурные собирают спортивный инвентарь.

Организационный уход в школу.

В данном варианте преобладали эстафеты и игры в общем построении.

Эстафеты в большей мере способны дисциплинировать детей, недостаточно организованных после летних каникул, а, следовательно, и проходят более успешно и эффективно, чем сюжетные подвижные игры.

Позднее в спортивный час одновременно с эстафетами включаются и подвижные игры (вариант 2), а при достаточной организованности детей по мере привыкания к данному режимному моменту возможно проведение только подвижных игр (вариант 3).



Вариант 2 спортивного часа в осенний период учебного года

на открытом воздухе.

1 часть:

Построение на исходной линии в шеренгу по одному. Организационные сообщения. Ходьба в колонне по одному (обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, с движением рук, ног, туловища).

Бег медленный в чередовании с ходьбой.

2 часть:

а). Игра «Салки – парами». Игра продолжается 3-4 минуты. Игра-эстафета с прыжками в длину толчком двух ног (чья команда по сумме длины прыжков окажется дальше всех). Игра повторяется 3-4 раза.

Игра – эстафета с передачей мячей над головой (игра повторяется 2-3 раза).

б). Самостоятельные игры с мячами, скакалками и др.

3 часть:

Построение учащихся на исходной линии. Игра «Товарищ командир». Дежурные собирают инвентарь, класс одновременно в колонну по одному возвращается в школу.

Вариант 3 спортивного часа в осенний период учебного года

на открытом воздухе.

1 часть:

Построение на исходной линии игровой площадки. Организационные сообщения учителя.

Ходьба и медленный бег продолжительностью до 1 минуты.

2 часть:

а). Игра «Все к своим флажкам» (повторяется 3-4 раза). Игра «Удочка» (продолжается 3-4 мин.). Игра «Охотники и утки» (повторяется 2-3 раза).

б). Самостоятельные игры с использованием скакалок, обручей, мячей и т.д.

3 часть:

Построение в шеренгу на исходной линии.

Игра «Что изменилось?». Организационный уход.



6. Развитие уровня физической подготовленности младших школьников на спортивном часе.

Двигательная подготовленность учащихся складывается из естественных видов движений, позволяющих учащимся овладеть жизненно важными прикладными навыками и развивать у них важные двигательные качества: быстроту, силу, ловкость, выносливость.

На спортивном часе, проводимом на открытом воздухе, можно осуществлять подготовку челночного бега или бега на 30 м., метание теннисного мяча в цель, кросса, прыжков – шагов, ходьбы на лыжах или езды на велосипеде.

Для этого содержание каждого спортивного часа надо планировать таким образом, чтобы в его состав входили упражнения, подвижные игры и эстафеты, способствующие формированию двигательных умений и навыков.

В подготовительной части спортивного часа, включающей обязательный продолжительный медленный бег, можно с успехом тренировать кросс. В основной части, особенно во время общих для всех детей игр и эстафет, без ущерба для отдыха можно готовиться к выполнению норм по челночному бегу и бегу на 30 м., прыжкам – шагам, поскольку эти двигательные действия легко включать в любую игру-эстафету с бегом, прыжками. Подвижные игры с метанием можно использовать для тренировки меткости бросков различных мячей, в подвижную и неподвижную цели, с разного расстояния.

При наличие на игровых площадках конструкций, возможна планомерная подготовка детей к лазанию по гимнастическим лестницам, стремянкам; передвижению в висе по рейкам параллельной гимнастической лестницы, подтягиванию на руках из виса стоя у перекладины.

В зимний период учебного года, когда основным содержанием спортивного часа являются зимние спортивные развлечения, в том числе катание и различные эстафеты на лыжах, легко организовать подготовку младших школьников к прохождению на лыжах 1-2 км.

Развитие двигательных качеств осуществляется во время подготовки к тому или другому виду упражнений.

Например, при тренировке в скоростном беге на 30 м. или челночном беге при проведении подвижных игр типа «Вороны-воробьи», «Вызов номеров», «Перемена мест», «Кто быстрее» и т.п. Игр - эстафет с бегом, стартов из различных исходных положений, игр - соревнований по челночному бегу на 10, 20 м. и т.д. развиваются быстрота движений, ловкость. А результаты выполнения тестов по бегу характеризуют уровень развития у младших школьников быстроты, ловкости. Продолжительный (300-500 м) бег учащихся в начале спортивного часа, повторяющийся ежедневно; зимой – продолжительное катание в умеренном темпе на лыжах (1-2 км) являются прекрасным средством для укрепления и совершенствования функций сердечно - сосудистой и дыхательной систем, средством развития общей выносливости.

Результаты выполнения требований по кроссовому бегу и ходьбе на лыжах являются показателями развития выносливости у детей 1-3 классов. Разнообразные прыжки, выполняемые детьми в эстафетах с прыжками, в играх – прыжках со скакалками, в играх «Классы», в подвижных играх типа «Кто дальше прыгнет», «Волк во рву», «Салки с прыжками на одной ноге (на двух ногах)», упражнения в подготовительной части спортивного часа в прыжках на двух и одной ноге, прыжках – шагах с правой на левую ногу, являются наиболее эффективным средством для развития скоростно–силовых качеств преимущественно мышц ног и туловища.

Результаты выполнения требований по прыжкам – шагам свидетельствуют об уровне развития скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста.

Все виды лазанья, перелезания, пролезания, ползания, висы, упоры, передвижения на руках в висе, способствуют развитию у детей силы мышц рук, туловища, ног.

Метание в цель в подвижных играх типа «Метко в цель», «Охотники и утки», «Защита крепости», игры со снежками, упражнения в метании в цель совершенствуют глазомер, точность и координацию движений. Обучение медленному и быстрому бегу, метаниям, прыжкам, ходьбе на лыжах и др. осуществляется на уроках физической культуры.

В этом проявляется связь учебной и массовой работы по физической культуре. Поэтому процесс подготовки детей по развитию двигательных умений и навыков на спортивном часе будет согласовываться с учебным процессом по физической культуре, дополнять и подкреплять его.

Все виды деятельности на спортивном часе совпадают по времени с обучением детей на уроках физической культуры. Учитель следит за тем, чтобы школьники использовали на спортивном часе способы метаний, передвижений на лыжах и т.д.

В конце учебного года, как итог работы, проводится праздник в виде спортивных массовых соревнований. Соревнования рекомендуется проводить в общешкольном масштабе, например в звене младших классов; по параллельным классам; внутри класса.

Праздничность создают праздничное оформление игровой площадки; единая форма одежды в классе, спортивная эмблема класса, торжественное открытие соревнований физкультурным парадом, судейство с участием старшеклассников, подведение итогов соревнований с награждением победителей грамотами, значками, подарками и т.д., торжественное закрытие соревнований. В организации праздника принимают участие учитель физической культуры, физкультурный актив школы, классов, учителя, работающие в классах, родители.









11. Заключение.

Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащихся потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.








12. Список используемой литературы:

1. “Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой

деятельности” – М.В.Антропова.

2. “О компенсации двигательной недостаточности учащихся начальной школы в течение

учебного года” - журнал “ Ф.К. в школе”.

3. Физкультурно – оздоровительная работа в режиме учебного дня школьников (игры,

аттракционы, упражнения). – В.В. Волков.

4. “Физкультурно – оздоровительная работа в группах продленного дня” – А.А.Жалей,

Т.В.Недельский.

5. “Методические рекомендации по организации занятий физической культурой и спортом

в группах продлённого дня” - журнал “ Ф.К. в школе”.

6. “Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах”– Настольная книга учителя физической культуры.- Л.Б.Кофман.

7. “Час активного отдыха» (в осенне-весенний период); “Час активного отдыха зимой”;

Гимнастика до уроков для учащихся 1-3 классов” – В.К.Шурухина, Е.Р.Будник.

(журнал Ф.К. в школе №12, №9).

8. “Игры детей”- В.Г.Яковлев.

9. “Подвижные игры”- В.Г.Яковлев, В.П.Ражников.

10. “Детские подвижные игры народов СССР”- А.В.Кенеман.

11. “Подвижные игры в школе”- И.М.Коротков.

12. “80 игр”- Н.Н.Кильпио.

13. “Физкультурные упражнения и игры на прогулке”- В.Г.Фролов.

14. “Утренняя гимнастика”- из опыта работы; Журнал Ф.К.

15. “Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4 классов”- В.И.Лях,

Л.Б.Кофман, Г.Б.Мейксон.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Решение оздоровительных задач на занятиях первого года обучения и их проблемы

Автор: Чернов Андрей Алексеевич

Дата: 17.06.2016

Номер свидетельства: 335085

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду "
    ["seo_title"] => string(53) "fizkul-turno-ozdorovitiel-naia-rabota-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "121550"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413992952"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Отчёт воспитательной деятельности за 2013-2014 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(67) "otchiot-vospitatiel-noi-dieiatiel-nosti-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "203052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429381870"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_u_detei_s_ogranichennymi_vozmozhnostiami_zd"
    ["file_id"] => string(6) "501762"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1551357268"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности   спортивно-оздоровительного направления  «Азбука здоровья» "
    ["seo_title"] => string(108) "rabochaia-programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-sportivno-ozdorovitiel-nogho-napravlieniia-azbuka-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "104912"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402769149"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства