"Роль физкультуры в формировании коллектива класса"
"Роль физкультуры в формировании коллектива класса"
Данная статья посвящена формированию коллектива класса с помощью физической культуры - на уроке и во внерочной деятельности. Особое внимание уделяется соревнованиям как средству формирования коллектива класса. Также отмечено влияние личности классного руководителя на формирование коллектива класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Роль физкультуры в формировании коллектива класса" »
Роль физкультуры в формировании коллектива класса
Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных – в его подлинно коллективистских основах. По мнению наших соотечественников процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.
Для развития в классе коллектива необходимо эффективно организовать совместную деятельность и общение членов классного сообщества. Одним из способов организации такого взаимодействия выступают занятия физической культурой в учебное и внеучебное время.
Совместная деятельность школьников, коллективная подготовка к соревнованиям, организация взаимопомощи, выручка товарища в игре, коллективное изготовление спортивного инвентаря, ремонт оборудования, подготовка к проведению спортивного вечера и другие коллективные мероприятия сплачивают учащихся, формируют мнение коллектива.
При проведении различного рода соревнований возможно сплочение классного коллектива следующими способами. Во-первых, к подготовке соревнований должны привлекаться все учащиеся класса, как в качестве участников, так и – группы поддержки. Во-вторых, участие в командных соревнованиях позволяет сплотить сначала микрогруппу (т.е. саму команду), а затем всех членов классного сообщества между собой, переживая радость победы или горечь поражения. Такое чувство коллективного сопереживания способствует формированию положительного эмоционального климата в классе.
В соревнованиях на личное первенство повышается ответственность участника за свои результаты перед коллективом, благодаря этому учащийся может преодолеть значительные физические и нервные перегрузки, проявить и усовершенствовать двигательные и морально-волевые качества. А члены коллектива, в свою очередь, учатся ценить достижения других и оказывать им поддержку в случае необходимости. Эти факторы также способствуют превращению классного сообщества в коллектив.
Спортивная игра удовлетворяет естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, способствует развитию физических сил ребенка. Одновременно она вызывает коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействует укреплению дружбы и товарищества.
Еще одним средством, способствующим развитию классного коллектива, выступает туризм. Он может быть представлен прогулками, экскурсиями, походами и путешествиями, организуемыми для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками страны. В туристических мероприятиях школьники приобретают не только физическую закалку и выносливость, но и опыт коллективной жизни и деятельности, на практике осваивают важность таких категорий как взаимопомощь, взаимоответственность, товарищество. Часто товарищи, оказавшие друг другу помощь в походе, становятся потом друзьями на всю жизнь.
Также нельзя не отметить роль классного руководителя в формировании коллектива класса, который наряду с учителем физкультуры участвует в организации и проведении спортивных мероприятий и туристических походов. Нередко увлеченность классного руководителя туризмом или спортом перерастает в общее увлечение членов классного сообщества и на этой основе создается воспитательная система класса, формируется его индивидуальность, развивается коллектив.
Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная деятельность, организуемая в условиях свободного общения стимулирует овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Этот вид деятельности способствует эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоциональной атмосферы и ее сотворчества.
Таким образом, физическая культура является важным элементом формирования коллектива класса.