Роль уроков физической культуры в развитии учащихся
Роль уроков физической культуры в развитии учащихся
Представляю опыт своей работы.
Основополагающей целью функционирования учебно-воспитательного процесса в школе является развитие обучающихся с учётом их возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей и создание в школе благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого обучающегося с учётом индивидуально-личностного развития.
Цели школы и учителя взаимосвязаны. Целью своей работы считаю формирование мотивации и интереса к занятиям физической культурой и спортом, пропаганду и поощрение здорового образа жизни, создание в школе условий для развития практических навыков ведения здорового образа жизни. Достижение цели осуществляется через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы с обучающимися, коррекцию умений и навыков на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков.
В педагогической деятельности ставлю несколько задач:
- обучать различным видам двигательных действий на уровне возможностей;
- осуществлять учебно–воспитательную работу в соответствии с требованиями;
- формировать специальные теоретические знания с использованием ИКТ для самостоятельного изучения;
- формировать мотивационные потребности обучающихся в систематических занятиях физическими упражнениями;
- укреплять здоровье, содействовать разностороннему физическому развитию личности;
- формировать умения оценивать уровень своего здоровья, физическое развитие, физическую и двигательную подготовленность;
- формировать у обучающихся установку на здоровый образ жизни: оптимальный двигательный режим, общественная и личная гигиена, рациональный режим дня и питания;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль уроков физической культуры в развитии учащихся »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г.ТАЙШЕТА
«Мои первые профессиональные успехи»
Роль уроков физической культуры в развитии учащихся
Володин Антон Анатольевич,
учитель физической культуры
Тайшет, 2014 год
Президент страны В.В. Путин адресовал развивающемуся российскому обществу весьма важную мысль: "Если мы хотим избежать социальных и природных потрясений, то ΧΧΙ век должен стать Веком Человека, а, следовательно, и веком образования". Обеспечить путь к успеху – так звучит запрос к системе образования России. Поэтому, в настоящее время, требуется учитель с личностно- гуманистической ориентацией, креативностью мышления, с основами рефлексивной культуры, способный к интеграции, с современным отечественным инновационным опытом, владеющий современными педагогическими технологиями, имеющий высокие коммуникабельные способности, хорошо ориентирующийся в предметной области.
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым. Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.
Основополагающей целью функционирования учебно-воспитательного процесса в школе является развитие обучающихся с учётом их возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей и создание в школе благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого обучающегося с учётом индивидуально-личностного развития.
Цели школы и учителя взаимосвязаны. Целью своей работы считаю формирование мотивации и интереса к занятиям физической культурой и спортом, пропаганду и поощрение здорового образа жизни, создание в школе условий для развития практических навыков ведения здорового образа жизни. Достижение цели осуществляется через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы с обучающимися, коррекцию умений и навыков на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков.
В педагогической деятельности ставлю несколько задач:
- обучать различным видам двигательных действий на уровне возможностей;
- осуществлять учебно–воспитательную работу в соответствии с требованиями;
- формировать специальные теоретические знания с использованием ИКТ для самостоятельного изучения;
- формировать мотивационные потребности обучающихся в систематических занятиях физическими упражнениями;
- укреплять здоровье, содействовать разностороннему физическому развитию личности;
- формировать умения оценивать уровень своего здоровья, физическое развитие, физическую и двигательную подготовленность;
- формировать у обучающихся установку на здоровый образ жизни: оптимальный двигательный режим, общественная и личная гигиена, рациональный режим дня и питания;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Однако на сегодняшний день существуют противоречия:
- между необходимостью увеличения объёма физических нагрузок и индивидуальной подготовленностью обучающихся;
- между стремлением личности к творчеству и режимом общеобразовательной школы;
- между общим уровнем обучения и индивидуальными возможностями усвоения программного материала обучающимися.
- между широким распространением разнообразных форм физической культуры и снижением интереса учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой.
Пытаясь разрешить эти проблемы второй год, работаю над темой «Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игр, соревнований и современных технологий». По данной теме мною проведены теоретические исследования и накоплен практический опыт, результаты которого нашли своё отражение в сообщениях, сделанных на заседании ШМО: «Физическое воспитание и двигательная активность – залог здорового образа жизни», «Исследование физического развития обучающихся», «Роль семьи и школы в профилактике здорового образа жизни».
В школе разработана комплексно – целевая программа «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». В реализации программы одним из важнейших направлений является формирование физического здоровья обучающихся. На это направлены как уроки физической культуры, так и внеурочная
воспитательная деятельность, организация участия в спортивных соревнованиях. Я принимаю самое активное участие в реализации, данной программы. Мной организован постоянный контроль за санитарно – гигиеническим режимом в спортивных помещениях, наблюдаю за состоянием самочувствия учащихся на уроках физической культуры, эффективно провожу уроки и пропагандирую здоровый образ жизни.
Учебно-воспитательный процесс в 7-8 классах планирую на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, в 1 классах на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Разрабатываю рабочие программы в соответствии с Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 5 г.Тайшета.
Занимаюсь дополнительным образованием учащихся по спортивной направленности. Мною реализуются программы «Волейбол» и «Баскетбол».
Цель реализации программы: овладение знаниями по спортивной терминологии, тактике и стратегии игры, основам судейской практики, навыками игры, развитие подвижности, ловкости, выносливости.
Охват дополнительным образованием
Программа
1-4 классы
5-9 классы
10-11 классы
«Волейбол»
90
45
30
«Баскетбол»
90
30
30
Как учитель физической культуры, осуществляю взаимодействие с другими школами по проведению соревнований, спортивных праздников. Занимаюсь подготовкой учащихся к олимпиаде, соревнованиям. Имею поощрения за подготовку учащихся к соревнованиям:
Учебный год
Соревнования
Результат
Поощрения
2010-2011
Первенство Иркутской области по баскетболу среди районных общеобразовательных учреждений
2 место
Благодарность директора ОСДЮСШ Олимпийского резерва
2011-2012
муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников
2 место
Благодарность Управления образования администрации Тайшетского района
2011-2012
Открытый чемпионат города Тайшета по волейболу
1 место
Грамота Главы города Тайшета
2011-2012
Легкоатлетический пробег, посвященный Дню Победы
1 место
Диплом Главы города Тайшета
2011-2012
районная Спартакиада
1 место
Благодарственное письмо Управления образования администрации Тайшетского района
2013-2014
Спортивно- массовые мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
1 место
Диплом Главы города Тайшета
Принимаю участие в судействе на районных соревнованиях.
Учебный год
Соревнования
2011-2012
Открытый чемпионат города Тайшета по волейболу
2013-2014
Открытый чемпионат города Тайшета по волейболу
Кустовые соревнования по волейболу, баскетболу
Районная Спартакиада
Материально – техническая база по предмету «Физическая культура», информационное и учебно–методическое обеспечение соответствует целям, задачам обучения и развития учащихся, соответствует современным требованиям.
В практике своей работы использую:
- формы обучения – фронтальная, групповая, индивидуальная;
- средства обучения – физические упражнения (гимнастика, лёгкая атлетика, спортигры, подвижные игры);
- методы обучения – практические методы (разучивание по частям, разучивание в целом, игровой, соревновательный), методы использования слова (рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, задание, указание, оценка, команда, подсчёт), методы наглядного восприятия (показ, демонстрация, звуковая сигнализация).
Особого внимания требует дозирование нагрузки на уроках, поэтому я соблюдаю дифференцированный подход к обучающимся с учетом возраста, пола, физической подготовленности и данных медицинского обследования.
2012-2013 учебный год
2013-2014 учебный год
Основная
88
102
Подготовительная
2
1
Специальная
1
-
Освобожденные по решению ВК
4
2
Одной из форм коллективной деятельности обучающихся на уроке является групповая работа, которая, на мой взгляд, активизирует потенциал класса. Повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в выполнении каких-либо физических упражнений. При совместном выполнении игрового задания происходит взаимообучение, личностный рост каждого ученика, развитие его коммуникативных навыков.
Большое внимание уделяю внеклассной работе по физической культуре. Ежедневно в школе проводится утренняя гимнастика. Повторяемые изо дня в день разнообразные физические упражнения всесторонне воздействуют на организм, укрепляют мышцы, связки, весь опорно-двигательный аппарат. Один раз в четверть провожу «День здоровья», в ходе которого организуются различные соревнования, такие как «Туристская полоса препятствий», «Весёлые старты», «Тропа здоровья». Ежегодно проходят соревнования между классами по волейболу, футболу, теннису, лыжным гонкам, легкой атлетике.
Уровень познавательного интереса обучаемых на моих уроках, считаю достаточно высоким. Учитывать образовательные потребности мне помогает изучение личности ученика: анкеты, тестирование, диагностика. Отслеживаю положительную и отрицательную динамику физического развития обучающихся, корректирую формы, методы и направления работы, выявляю творческие способности детей, их интересы и наклонности.
Особое внимание уделяю работе с детьми, имеющими высокий уровень потенциальных возможностей. В работе с ними я трансформирую физические упражнения или игровые задания в соответствии с их индивидуальными способностями. Им даются задания более высокого уровня сложности. Такие ребята, как правило, -активные участники внеклассных и внешкольных соревнований. На мой взгляд, педагогическая деятельность невозможна без существенного повышения уровня преподавания физической культуры, усиления индивидуального подхода, раннего выявления и развития физических способностей будущих дарований. С этой целью, реализуя школьную программу «Одаренные дети», провожу диагностику развития физических способностей обучающихся, готовлю школьников к предметным олимпиадам и спортивным соревнованиям. Для обучающихся с более низким уровнем физического развития обязательно организую дополнительные занятия, на которых стараюсь так трансформировать физическую нагрузку, чтобы у обучающегося не возникало ощущения недоступности выполнения тех или иных физических упражнений; кроме того, обязательно предоставляю возможность пересдавать учебные нормативы по физической культуре.
Много внимания уделяю реализации Указа Президента РФ Путина В.В. о Всероссийскойм комплексе ГТО.
Качество знаний по физической культуре в 2013-2014 учебном году составляет - 87,2 %; уровень обученности – 100 %.
Следует отметить положительную динамику результатов по физической культуре. Мною ведётся мониторинг индивидуального физического развития учащихся нашей школы.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод:
- при сравнении по возрастным категориям, у учащихся младшего и среднего школьного возраста результаты физического развития выше, чем у учащихся старшего школьного возраста (особенно заметно снижение результатов у девушек);
- результаты исследования общешкольных показателей физического развития учащихся находятся на хорошем, стабильном уровне.
Группа здоровья
2012-2013 учебный год
2013-2014 учебный год
1 группа
40
60
2 группа
38
33
3 группа
15
11
4 группа
-
-
5 группа
2
1
Таким образом, мониторинговое исследование выступает для меня в современных условиях как эффективное средство сбора и анализа информации о функциональном состоянии, физическом развитии и физической подготовленности школьников.
За время работы с детьми добился определённых успехов, о чём свидетельствуют результаты диагностики и анкетирования. Они указывают на наличие положительного климата на уроках, хорошие человеческие качества учеников, высокий уровень мотивации детей к обучению.
Индикаторы
Показатель
(сентябрь 2013 год)
Показатель
(сентябрь 2014 год)
Самочувствие
56 %
94 %
Активность
67%
96%
Настроение
73%
95%
Мотивация к обучению
68%
95%
Личным примером демонстрирую необходимость заниматься спортом:
Год
Соревнования
Результат
2011
Всероссийские игры «Спорт поколений»
1 место
2012
Спортивно- массовые мероприятия, посвященные Великой Победе в войне 1941-1945 гг.
2 место
2013
X Спартакиада (летняя)
3 место в эстафете 4х100 м.
К ключевым проблемам, перспективным задачам, механизмам их решений и планируемым результатам своей педагогической деятельности отношу следующее:
Проблемы:
- между необходимостью увеличения объёма физических нагрузок и
индивидуальной подготовленностью обучающихся;
- между стремлением личности к творчеству и режимом общеобразовательной школы;
- между общим уровнем обучения и индивидуальными возможностями усвоения программного материала обучающимися.
- низкий уровень участия обучающихся в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах.
Механизмы их решений:
- систематический врачебно-педагогический контроль за состоянием здоровья, за динамикой физического развития; учет возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся;
- практические действия, связанные с проявлением физических способностей;
- регулярные занятия физическими упражнениями;
Планируемые результаты:
- увеличение количества обучающихся, занимающихся в спортивных секциях;
- увеличение количества обучающихся со средним и высоким уровнем развития;
- эффективное использование медиатеки в самостоятельной работе школьников;
- рост количества секций физкультурно-спортивной направленности в системе дополнительного образования;
- интеграция в учебный процесс различных спортивно-оздоровительных мероприятий: дни здоровья, турслёты.